Общий объем
Рабочий объём рюкзака определяет максимальное количество груза, который в нём можно переносить. Отметим, что не все производители указывают этот параметр одинаково: в одном случае это может быть только объём основного отделения, в другом — общая вместимость, с учётом всех отделений и карманов. Если для Вас важно точное значение, стоит отдельно уточнять этот параметр для каждой интересующей модели.
Оптимальный объём рюкзака напрямую связан с его целевым назначением и особенностями использования. К примеру, для городской модели, рассчитанной на документы и учебники, чаще всего вполне достаточно 10 л, а для походов длительностью в несколько дней может понадобиться порядка 60-70 л, а то и более. Вообще же при выборе оптимального объёма для походного рюкзака лучше всего обратиться к справочной литературе, или за консультацией к опытным «походникам».
Отметим, что объём рюкзака часто можно регулировать. Один из вариантов — боковые стяжки (см. «Конструкция») для изменения толщины. А в некоторых вариантах может предусматриваться ещё и возможность изменять объём за счёт специальной складной вставки из ткани — при необходимости её можно разложить и увеличить высоту рюкзака. В названиях таких моделей часто присутствуют две цифры, например 35:45 — они обозначают соответственно объём в сложенном и разложенном виде. В нашем каталоге для этих вариантов указывается максимальный объём, в разложенном положении.
Спинка
—
Анатомическая. Наиболее распространённый на сегодняшний день тип спинки в современных рюкзаках. В соответствии с названием, форма и конструкция такой спинки разработана с учётом анатомии человеческого тела; благодаря этому нагрузка оптимально распределяется по спине пользователя, что позволяет переносить значительный вес без особых неудобств и вреда для здоровья (разумеется, если рюкзак правильно подобран и настроен). Конкретные особенности подобных рюкзаков могут быть разными, однако чаще всего спинка имеет выступы и изгибы, которые и придают ей необходимые свойства.
—
Станковая. Данный тип спинки представляет собой цельную конструкцию в виде рамы с лямками (обычно металлической), на которую крепится собственно мягкий мешок для вещей. Станковые спинки менее удобны, чем анатомические, поэтому встречаются сравнительно редко, в основном в двух категориях рюкзаков. Первая — это походные модели (см. «По направлению») большой вместимости, от 60 л и выше; в них мягкий мешок часто делается съёмным, что позволяет при необходимости вешать на раму другой груз, подходящий по размерам и весу. Вторая разновидность — рюкзаки для рыбаков, где рама фактически представляет собой складной стульчик (см. «Оснащение»).
—
Жесткая спинка. Наличие жесткого каркаса в конструкции рюкзака. Отметим, что не стоит путать данную особенность со станковой спинкой: под жестким каркасом обыч
...но подразумевается одна или несколько металлических пластин, встроенных в анатомическую спинку. Основное назначение таких пластин — оптимизировать нагрузку при неравномерной заполненности рюкзака или при переноске твердых предметов «неудобной» формы. Без жестких вставок содержимое рюкзака могло бы давить в определенные точки спины, создавая дискомфорт, а пластины равномерно распределяют по спинке все приходящееся на нее давление. При этом во многих моделях предусматривается возможность снять каркас — например, для снижения веса рюкзака.
— Вентиляция спины. Данная особенность предполагает, что спинка имеет особую конструкцию, благодаря которой улучшается циркуляция воздуха между рюкзаком и спиной пользователя. Это, в свою очередь, улучшает терморегуляцию и снижает потоотделение. Подобные свойства обычно достигаются за счет использования пористых воздухопроницаемых материалов, а также специальной рельефной формы самой спинки. Отметим, что данная особенность будет полезна не только в жаркую, но и в прохладную погоду.
— Регулировка спинки по высоте. Возможность регулировать спинку рюкзака по высоте встречается исключительно в моделях, оснащенных поясным ремнем (см. «Стяжки и ремни»). Суть такой регулировки заключается в том, что благодаря специальному креплению основные лямки можно сдвигать вверх или вниз, меняя расстояние между этими лямками и поясными ремнем. Это дает дополнительные возможности по подстройке рюкзака под рост и телосложение конкретного пользователя.Оснащение
—
Крепление на чемодан. Наличие специального ремня, который позволяет крепить рюкзак на ручку чемодана, тем самым облегчая транспортировку.
— Эластичный шнур. Упругий шнур, закрепленный на передней части рюкзака в специальных петлях. Основное назначение этой детали — переноска крупных предметов, которые не помещаются в рюкзак или к которым нужен быстрый доступ. К примеру, с помощью шнура можно зафиксировать каремат, велошлем, куртку и т. п. Помимо этого, данная функция может пригодиться для более специфических задач — например, просушивания постиранной одежды прямо на ходу. А в некоторых моделях шнур работает еще и как дополнение к стяжкам: затянув его, можно уплотнить не заполненный до конца рюкзак, уменьшив его размеры и не позволяя содержимому болтаться внутри.
—
Крепление для лыж. Специальное крепление, позволяющее надежно закрепить на рюкзаке лыжи. Если Вы собираетесь использовать рюкзак в зимнее время — возможно, имеет смысл обратить внимание на наличие этого элемента оснащения.
— Крепление для борда. Специальное крепление, позволяющее надежно закрепить на рюкзаке сноуборд или скейтборд. Конкретную специализацию стоит уточнять отдельно, однако данная особенность в любом случае заметно упрощает транспортировку «доски» — ее не нужно нести в руках, при этом фиксация получается очень надежной. Как правило, крепление может подстраиваться под размер конкретного борда.
...
— Крепление для шлема. Специальное крепление для защитного шлема. Чаще всего под таким креплением подразумевается система LidLock, предназначенная для велосипедных и других аналогичных шлемов, имеющих отверстия в скорлупе. Основным элементом LidLock является пластмассовая пластина на эластичном ремешке: такая пластина продевается в отверстие шлема «боком», а затем устанавливается поперек отверстия и за счет упругости ремешка удерживает шлем на рюкзаке.
— Петли для снаряжения. Петли, предназначенные для закрепления специального снаряжения, например, «ледового» — ледорубов или палок для ходьбы. Чаще всего располагаются по бокам рюкзака и могут регулироваться по размеру.
— Складной стул. Оригинальная функция, характерная для рюкзаков станкового типа, предназначенных преимущественно для охоты и рыбалки. Рама таких рюкзаков во время переноски используется по прямому назначению, а на остановках можно снять мешок и разложить ее, превратив в приспособление для сидения.
— USB-интерфейс. Стандартный разъем USB, расположенный на наружной стороне изделия. Позволяет заряжать смартфоны, планшеты и другие гаджеты, не распаковывая рюкзак — главное, чтобы под рукой был соответствующий кабель. Разумеется, для такой зарядки потребуется пауэрбанк или другой источник энергии, подключенный к USB-порту изнутри; в комплект поставки такой источник обычно не входит.
— Разъем mini-Jack (3.5 мм). Стандартный аудиоразъем 3.5 мм mini-jack, расположенный на наружной стороне рюкзака, в некоторых моделях — прямо на одной из лямок. Изнутри к такому разъему можно подключить смартфон, медиаплеер или другой аналогичный источник сигнала, а снаружи — наушники или портативные колонки. Таким образом, данная функция позволяет слушать музыку, не залезая лишний раз в рюкзак и не вынимая источник сигнала наружу; это особенно удобно, если роль воспроизводящего устройства играет крупный гаджет вроде планшета или ноутбука.
— Дождевик в комплекте. Дождевик представляет собой непромокаемый чехол из тонкой ткани, надеваемый на рюкзак в качестве дополнительной защиты от влаги во время дождя или снега. Стоит отметить, что большинство рюкзаков изначально выполняются из водоотталкивающих материалов, способных до определенной степени противостоять осадкам. Поэтому специально искать модель с дождевиком в комплекте стоит в том случае, если есть вероятность во время похода попасть под сильный дождь или долгое время пребывать в сырой атмосфере (туман, изморось).
— Светоотражающие элементы. Дополнительные вставки на наружной стороне рюкзака, выполненные из специального светоотражающего материала. Такие элементы размещаются как минимум на лямках и на фронтальной части изделия, однако могут предусматриваться и с боков. Основное их назначение — сделать человека более заметным на дороге в темное время суток. Так, при ближнем свете фар водитель замечает пешехода в обычной одежде за 20 – 50 м (в зависимости от цвета одежды), а при наличии светоотражателей это расстояние увеличивается до 100 м и более. Таким образом, светоотражающие рюкзаки значительно повышают безопасность на дороге; а в некоторых странах ношение отражателей даже является обязательным для пешеходов в темное время суток.Безопасность (защита от воров)
—
TSA замок. Наличие в рюкзаке замка, совместимого со стандартом TSA (Администрации США по безопасности на транспорте). Особенность данного замка заключается в том, что он имеет два способа открытия-закрытия — обычный и «служебный». При обычном использовании замок открывается и закрывается при помощи цифрового кода; а для открытия «служебным» способом используется специальный универсальный ключ, совместимый со всеми TSA-замками. Такие ключи есть только у работников таможни, служб безопасности и другого персонала, уполномоченного досматривать багаж. Благодаря этому при необходимости уполномоченный сотрудник может проверить содержимое рюкзака даже при отсутствии владельца поблизости, при этом нет нужды взламывать замок и выводить его из строя — после досмотра рюкзак можно закрыть обратно. На сегодняшний день ключи TSA используются таможенными службами США, Канады, Великобритании и Израиля. Так что рюкзаки с такими замками могут пригодиться как минимум для путешествий в эти страны.
— Кодовый замок. Это может быть как встроенное приспособление, так и внешний навесной замок, цепляемый на соединенные вместе бегунки молнии. Данная функция значительно затрудняет доступ к содержимому рюкзака и обеспечивает дополнительную безопасность при попадании в руки посторонних людей. Разумеется, замок не защитит изделие от целенаправленного взлома, однако он станет серьёзным препятствием для тех, кто хотел бы обыскать его быстро и скрытно.
...Отметим, что данный пункт не охватывает замки, соответствующие стандарту TSA — их наличие указывается в нашем каталоге отдельно, а особенности описаны в соответствующем пункте ниже.
— RFID-защита. Наличие в рюкзаке кармана или отсека, имеющего специальную защиту от считывания RFID-меток. Такие метки применяются, в частности, в бесконтактных кредитных картах, использующих технологию PayPass или PayWave; дальность связи при этом составляет несколько сантиметров, и злоумышленник со специальным сканером, подобравшись вплотную (например, в заполненном транспорте), может считать данные кредитки даже через ткань рюкзака. RFID-защита предотвращает подобные неприятности: она экранирует находящиеся внутри кармана карты, делая их недоступными для сканирования снаружи.
— Металлический трос. Прочный металлический трос с замком, позволяющий прикрепить рюкзак к неподвижному или тяжелому предмету — например, к фонарному столбу в парке или к ножке стола в кафе. Для удобства и компактности такая «противоугонная система» нередко встраивается прямо в лямку. Она служит прежде всего защитой от краж «на рывок»: вор не сможет быстро схватить «привязанный» рюкзак и убежать с ним, да и тихо стащить добычу будет очень непросто. А перерезать трос, в отличие от обычной лямки, не так легко, для этого нужен специальный инструмент и запас времени. Кроме того, в некоторых моделях трос может еще и блокировать застежки-молнии в закрытом положении, предотвращая несанкционированный доступ к содержимому.
— Скрытая молния. В моделях с данной особенностью застежка-молния, закрывающая основное отделение, располагается не на наружной стороне рюкзака, а на спинке. Таким образом, при ношении изделия на плечах застежка оказывается между спинкою рюкзака и спиной пользователя, и вор не сможет втайне от владельца расстегнуть рюкзак и добраться до содержимого.
— Защита от порезов. Защита, увеличивающая стойкость рюкзака к порезам. Обычно имеет вид прочной металлической сетки, вшитой в подкладку изделия. Такая сетка неплохо противостоит как минимум миниатюрным приспособлениям вроде заточенной монеты, которыми чаще всего пользуются карманники; а в некоторых моделях она способна остановить даже нож или другой «серьезный» режущий инструмент.
— Жесткая фронтальная панель. Фронтальная панель (панель с противоположной стороны от спинки), выполненная из прочного пластика или другого жесткого материала, например, алюминия. Такую панель практически невозможно проткнуть или разрезать незаметно для пользователя, к тому же она играет роль своеобразного «панциря», защищая содержимое рюкзака еще и от ударов и падений. А в некоторых моделях жесткая панель выполняет еще и декоративную функцию, придавая рюкзаку оригинальный внешний вид; это бывает особенно кстати, если изделие относится к «игровой» серии, предполагающей необычный, выделяющийся стиль.Макс. диагональ ноутбука
Максимальная диагональ ноутбука, который может поместиться в соответствующее отделение рюкзака. Отметим, что средней (стандартной) диагональю для современных лэптопов считается 15,6", и большинство рюкзаков имеют
отсек для ноутбуков 15". Впрочем, встречаются и более объемные модели, способные вместить
17.3" или даже 18.4" ноутбук. В тоже время компактные модели также представлены: есть
рюкзаки с отделением под ноутбук 14",
13" и даже меньше.
Отметим, что
отсутствие отделения для ноутбука само по себе не мешает использовать рюкзак для переноски лэптопа, однако в этом случае максимальный допустимый размер устройства придется уточнять по габаритам рюкзака.