Конструкция
Критерием разделения компрессоров по данному параметру является то, необходимо ли масло для нормальной работы устройства.
—
Масляный. Компрессоры, использующие масло при работе, характеризуются высоким моторесурсом (благодаря тому, что трение в их механизме снижено за счёт наличия смазки) и меньшим уровнем шума, чем безмасляные. С другой стороны, они значительно сложнее в обслуживании и дороже в эксплуатации, т.к. запас масла приходится периодически восполнять; а в процессе работы такой агрегат должен располагаться на ровной горизонтальной поверхности. Кроме того, выходящий воздух содержит мельчайшие капли масла. Поэтому устройства масляной конструкции слабо подходят для некоторых видов работ — например, в пищевой промышленности, где подобные примеси недопустимы, потребуется использование специальных фильтров тонкой очистки.
—
Безмасляный. Главным достоинством безмасляных моделей можно назвать чистоту выдаваемого воздуха — он не содержит масляных капель и в большинстве случаев не требует дополнительной очистки. Благодаря этому подобные компрессоры идеально подходят для медицинского и пищевого производства, а также покрасочных работ. Кроме того, они проще по конструкции (соответственно, в ремонте), не требуют хлопот по обеспечению смазки, а работать могут практически в любом положении. С другой стороны, высокое трение деталей значительно усиливает износ, что соответствующим образом сказыв
...ается на ресурсе.Производительность на входе
Количество воздуха, которое способен обработать компрессор за единицу времени; обычно указывается в литрах за минуту. Производительность, наряду с давлением (см. ниже) является одним из самых важных параметров: именно она в первую очередь определяет, насколько компрессор будет совместим с тем или иным пневмоинструментом.
Выбирать модель по этому показателю стоит с таким расчётом, чтобы она могла гарантированно «вытянуть» все инструменты, которые могут быть подключены одновременно. Расход воздуха обычно прямо указывается в характеристиках каждого инструмента, и подсчитать общую потребность достаточно просто. Однако для в связи с особенностями конструкции компрессор должен иметь определённый запас по производительности; конкретное же значение этого запаса зависит от ряда нюансов.
Основной момент состоит в том, что одни компании указывают для своих агрегатов производительность на выходе (сколько воздуха подаётся на инструмент), а другие — на входе (сколько воздуха засасывает компрессор). Поскольку ни один компрессор не идеален, то часть воздуха неизбежно теряется в процессе сжатия, поэтому его количество на выходе всегда будет меньше, чем на входе. Соответственно, если в характеристиках указана производительность на выходе, рекомендуется запас в 10-20%, а если на входе — 35-40%.
Существуют также более сложные методики, позволяющие точнее вывести необходимую производительность в зависимости от особенностей конкретных инструментов; с ними можно...ознакомиться в специальных источниках.
Мощность
Мощность двигателя, установленного в компрессоре. Она не является основным параметром при оценке эффективности работы устройства — здесь решающую роль играют производительность и номинальное давление (см. выше), а двигатель подбирается таким образом, чтобы его мощности хватило для обеспечения заявленных характеристик. Однако практическое значение у данного показателя всё же есть: в компрессорах с электромотором (а таких сейчас большинство; см. «Тип двигателя») мощность двигателя определяет общее энергопотребление устройства, а также требования к сети, куда планируется его подключать (подробнее см. «Напряжение сети»). Кроме того, мощность двигателя (независимо от его типа) необходимо знать для расчёта оптимального значения производительности по некоторым специальным формулам.
Для ДВС мощность традиционно принято выражать в лошадиных силах (л.с.); перевести её в ватты можно таким образом: 1 л.с. = 735 Вт.
Обороты
Скорость вращения вала двигателя компрессора в штатном режиме работы. На эффективность агрегата данный параметр, как правило, не влияет — основными показателями всё равно остаются производительность и номинальное давление (см. выше). В то же время он позволяет оценить особенности конструкции компрессора и его долговечность. Дело в том, что более высокая скорость вращения позволяет применять довольно простые и недорогие рабочие механизмы, однако она усиливает износ движущихся деталей и сокращает моторесурс. Поэтому модель с более низким числом оборотов, скорее всего, будет стоить дороже «высокооборотистого» варианта, однако и прослужит дольше (при прочих равных характеристиках — производительности, давлении, типе привода, конструкции; всё см. выше).
Ресивер
Резервуары для воздуха, или ресиверы (подробнее см. «Объём ресивера») для современных компрессоров обычно делаются в форме, близкой к цилиндрической, и могут иметь как горизонтальное, так и вертикальное расположение. Каждый вариант имеет свои особенности:
— Горизонтальный. Такие ресиверы требуют довольно много места на полу (или иной поверхности), однако этот момент имеет и «обратную сторону» — площадь верхней части резервуара также довольно велика, и на ней без проблем можно размещать механизмы с ременным приводом (см. «Привод»). Кроме того, горизонтальное расположение позволяет применять резервуары практически любых объёмов, от небольших до очень вместительных, а сами компрессоры очень устойчивы — случайно опрокинуть подобное устройство практически невозможно. Поэтому этот вариант является на сегодняшний день наиболее распространённым и встречается в подавляющем большинстве моделей.
— Вертикальный. Главным преимуществом подобных ресиверов перед горизонтальными является относительно небольшое количество места, требуемое для установки. С другой стороны, вертикальная компоновка накладывает серьёзные ограничения на максимальный объём резервуара, а небольшое количество места сверху обычно подходит только для систем прямого привода (см. выше). Да и устойчивость у таких конструкций несколько хуже. Поэтому широкого распространения этот вариант не получил, и специально искать компрессор вертикальной компоновки стоит только...в том случае, если обстановка не позволяет применять горизонтальную модель.
— Отсутствует. Модели, поставляемые вообще без какого-либо ресивера.
Главными достоинствами безрезервуарных агрегатов являются компактность, небольшой вес и относительно невысокая стоимость. Правда, поток воздуха от них получается сравнительно неравномерным, однако во многих случаях это не является недостатком; к тому же в конструкции могут использоваться различные решения, в той или иной мере компенсирующие данный недостаток, и некоторые компрессоры без ресивера даже позиционируются как устройства для той же аэрографии.
Уровень шума
Максимальный уровень шума, производимый компрессором при работе. При его оценке необходимо учитывать, что децибел, применяемый для оценки шума, не является абсолютной величиной. На практике это означает, что шумы, например, в 20 дБ и 40 дБ отличаются по уровню не в два раза, а в 100 — именно этой кратности соответствует разница в 20 дБ; рост в два раза соответствует увеличению на 3 дБ. Поэтому для оценки уровней шума стоит обращаться в первую очередь к сравнительным таблицам. Для значений, встречающихся в современных компрессоров, эта таблица будет выглядеть приблизительно так:
70 дБ — громкие разговоры на расстоянии около 1 м;
75 дБ — крик;
80 дБ — мотоциклетный двигатель с глушителем;
85 дБ — громкий крик;
90 дБ — вагон товарного поезда на расстоянии 5-7 м;
95 дБ — шум внутри вагона метро.
В любом случае чем меньше уровень производимого агрегатом шума — тем комфортнее его использование, тем меньше он будет «бить по ушам» и усиливать громкость всего набора работающих инструментов.
Уровень звука (LPA)
Уровень звукового давления в децибелах на определённом расстоянии между источником шума и ухом оператора компрессорного оборудования. Поскольку в непосредственной близости от компрессора люди не работают, параметр будет полезен для оценки уровня шума на дистанции. Чаще всего измеряется на расстоянии 7 м от работающей установки, реже — на удалении 1 м.