Привод
Способ передачи вращения с вала двигателя на рабочий механизм компрессора.
— Прямой. В компрессорах с
прямым приводом вал рабочего механизма совмещён непосредственно с валом двигателя — поэтому такие модели также называют коаксиальными. Их главными преимуществом является невысокая стоимость, обусловленная простотой конструкции, а также небольшие габариты компрессорного блока. Однако при этом простота не распространяется на ремонт: велика вероятность того, что даже при небольшой неполадке придётся разбирать большую часть устройства. Кроме того, данный вариант отличается высоким уровнем шума, а скорость вращения вала довольно высока, что сильно изнашивает рабочий механизм. Создать же на основе прямого привода высокопроизводительный компрессор весьма сложно, т.к. особенности конструкции отрицательно влияют на эффективность охлаждения. Поэтому подобные модели обычно относятся к устройствам начального уровня с невысокой производительностью.
—
Ременной. Работа этого привода основана на использовании двух шкивов (один на валу двигателя, другой — на валу рабочего механизма), соединённых приводным ремнём. Он более громоздок, несколько сложнее по конструкции и стоит дороже, чем прямой, однако выигрывает у него по целому ряду других показателей. Прежде всего это производительность: отдельно расположенные двигатель и рабочий механизм намного проще охлаждать, что позволяет создавать компрессоры практ
...ически любой мощности без риска перегрева. Кроме того, за счёт разницы в диаметре шкивов скорость вращения вала рабочего механизма ниже, чем у двигателя, что ещё больше снижает нагрев и положительно влияет на ресурс. Компрессоры с ременным приводом просты в ремонте и обслуживании (за счёт возможности доступа к двигателю и механизму по отдельности), да и уровень шума у них невелик.Производительность на входе
Количество воздуха, которое способен обработать компрессор за единицу времени; обычно указывается в литрах за минуту. Производительность, наряду с давлением (см. ниже) является одним из самых важных параметров: именно она в первую очередь определяет, насколько компрессор будет совместим с тем или иным пневмоинструментом.
Выбирать модель по этому показателю стоит с таким расчётом, чтобы она могла гарантированно «вытянуть» все инструменты, которые могут быть подключены одновременно. Расход воздуха обычно прямо указывается в характеристиках каждого инструмента, и подсчитать общую потребность достаточно просто. Однако для в связи с особенностями конструкции компрессор должен иметь определённый запас по производительности; конкретное же значение этого запаса зависит от ряда нюансов.
Основной момент состоит в том, что одни компании указывают для своих агрегатов производительность на выходе (сколько воздуха подаётся на инструмент), а другие — на входе (сколько воздуха засасывает компрессор). Поскольку ни один компрессор не идеален, то часть воздуха неизбежно теряется в процессе сжатия, поэтому его количество на выходе всегда будет меньше, чем на входе. Соответственно, если в характеристиках указана производительность на выходе, рекомендуется запас в 10-20%, а если на входе — 35-40%.
Существуют также более сложные методики, позволяющие точнее вывести необходимую производительность в зависимости от особенностей конкретных инструментов; с ними можно...ознакомиться в специальных источниках.
Обороты
Скорость вращения вала двигателя компрессора в штатном режиме работы. На эффективность агрегата данный параметр, как правило, не влияет — основными показателями всё равно остаются производительность и номинальное давление (см. выше). В то же время он позволяет оценить особенности конструкции компрессора и его долговечность. Дело в том, что более высокая скорость вращения позволяет применять довольно простые и недорогие рабочие механизмы, однако она усиливает износ движущихся деталей и сокращает моторесурс. Поэтому модель с более низким числом оборотов, скорее всего, будет стоить дороже «высокооборотистого» варианта, однако и прослужит дольше (при прочих равных характеристиках — производительности, давлении, типе привода, конструкции; всё см. выше).
Источник питания
Среди источников питания в компрессорах встречаются,
электросеть,
аккумуляторы,
бензин и
дизель. Для классических автомобильных компрессоров предусмотрен иной раздел, но попадаются и солидные
компрессоры с питанием от 12 В. Более подробно о каждом из них:
—
Электросеть (230 В). Наиболее популярный источник питания, применяемый в современных компрессорах. Электромоторы имеют относительно небольшие габариты и вес, а при работе создают значительно меньше шума, чем двигатели внутреннего сгорания, и не вырабатывают выхлопных газов, за счет чего безопасны даже при плохой вентиляции в помещении. Кроме того, они просты в эксплуатации, не требуют заправки топливом, дорогого пускового оснащения или сложных процедур. Из существенных недостатков стоит отметить разве что необходимость внешнего источника питания — если электричество подключить невозможно, компрессор с электромотором будет абсолютно бесполезен. Питание от сети 230 В с переменным током однофазного типа ограничивает модели по мощности и такие устройства можно отнести скорее к бытовом, нежели к профессиональным.
—
Электросеть (400 В). Питание от трехфазной (три пары контактов «ноль»–«фаза») сети с напряжением 400 В. Такую сеть можно условно назвать «промышленной»: она не испол
...ьзуется в повседневном быту, зато широко распространена в производственных помещениях вроде цехов, мастерских, авторемонтных боксов и т.п. Главным преимуществом этого типа питания является высокая мощность, что позволяет создавать компрессоры с высокими показателями давления и производительности. В то же время выпускать маломощные агрегаты только под 3 фазы смысла нет — главное преимущество теряется, а недостаток в виде несовместимости с сетями 230 В (и, соответственно, ограниченной области применения) остаётся. Поэтому питание 400 В является прерогативой исключительно компрессоров высокой мощности, предназначенных для профессионального применения. Перед покупкой такого устройства обязательно нужно убедиться в наличии трехфазного подключения в месте планируемой установки.
— Аккумулятор. Питание от собственного аккумулятора. Главными достоинствами данного варианта является мобильность, возможность работать независимо от розеток и отсутствие сетевого шнура, который может мешать при работе. С другой стороны, подобное питание не подходит для высокой мощности, аккумуляторный инструмент при прочих равных получается заметно тяжелее и дороже сетевого, а время работы ограничено зарядом батареи. Впрочем, в большинстве случаев батарея делается съемной, что позволяет держать наготове несколько аккумуляторов и менять их по мере необходимости.
— Бензин. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС), использующий в качестве топлива бензин. Подобные компрессоры незаменимы в том случае, если приходится работать в местах, не имеющих доступа к электричеству: бензиновые двигатели не зависят от внешних источников питания, являются полностью автономными и способны работать до тех пор, пока есть топливо в баке. С другой стороны, они стоят дороже электрических (как сами по себе, так и в эксплуатации, за счет дороговизны бензина), весят больше, шумят сильнее, бывают сложны в запуске и требуют определённых навыков обслуживания. Кроме того, выхлопные газы создают серьезные неудобства и ограничивают применение ДВС — при работе в помещениях необходима хорошая вентиляция. Вследствие всего этого компрессоры с бензиновыми двигателями являются скорее запасным вариантом на случай невозможности применения электромотора, и широкого распространения они не получили.
— Дизель. Двигатель внутреннего сгорания, работающий на дизельном топливе. Для него характерны все те же основные черты, что и для бензинового (см. выше), однако есть и некоторые отличия. Самым ярким является то, что дизельные двигатели в целом дороже бензиновых, однако имеют больший ресурс и обходятся дешевле в эксплуатации за счёт относительно невысокой цены топлива.
— Электросеть 12 В. Возможность компрессора подключаться к сети автомобиля в качестве питания.