Диапазон частот
Диапазон частот звука, с которым способен работать усилитель. Чем шире этот диапазон — тем полнее общая картина звучания, тем меньше вероятность того, что слишком высокие или низкие частоты будут «обрезаны» усилителем на выходе. Однако нужно учитывать, что диапазон слышимых человеком звуком составляет в среднем от 16 Гц до 20 кГц; встречаются некоторые отклонения от этой нормы, но они невелики. В то же время современная Hi-Fi и Hi-End техника может иметь намного более широкий диапазон — чаще всего он является своего рода «побочным эффектом» высококлассных схем. Некоторые производители могут использовать это свойство в рекламных целях, однако практической ценности само по себе оно не несёт.
Отметим, что даже в пределах слышимого диапазона не всегда имеет смысл гнаться за максимальным охватом. Стоит, к примеру, учитывать, что фактически слышимый звук не может быть лучше, чем способны выдать колонки; поэтому для акустической системы с нижним порогом, скажем, в 70 Гц незачем искать усилитель с этим показателем в 16 Гц. Также не стоит забывать, что сам по себе широкий частотный диапазон абсолютно не гарантирует высокого качества звука — оно связано с огромным количеством других факторов.
Мощность на канал (8Ω)
Номинальная мощность звука, выдаваемая усилителем на один канал при работе с нагрузкой, имеющей динамическое сопротивление (импеданс) в 8 Ом. В нашем каталоге этот параметр указывается для режима, когда под нагрузкой работают все каналы усилителя (см. «Количество каналов»); при наличии незадействованных каналов номинальная мощность может быть несколько выше, однако этот режим нельзя назвать штатным.
Номинальную мощность можно упрощённо описать как наибольшую мощность выходного сигнала, при которой усилитель способен стабильно проработать длительное время (не менее часа) без отрицательных последствий. Это усреднённые цифры, т.к. на практике аудиосигнал по определению нестабилен, и отдельные скачки его уровня могут значительно превосходить номинальную мощность. Однако именно она является главным основанием для оценки общей громкости звучания.
Также этот показатель определяет, какие колонки можно подключать к усилителю: их номинальная мощность не должна быть ниже, чем у усилителя.
По законам электродинамики при разном динамическом сопротивлении нагрузки выходная мощность усилителя также будет разной. В современных колонках стандартными являются значения в 8, 6, 4 и 2 Ом, для них и указываются уровни мощности.
Соотношение сигнал/шум
Само по себе соотношение сигнал/шум — это отношение уровня чистого звука, выдаваемого усилителем, к уровню посторонних шумов, возникающих при его работе. Этот параметр является основным показателем общего качества звучания — причём весьма наглядным, т.к. при его измерении учитываются практически все шумы, влияющие на звук в нормальных условиях работы. Уровень в 70 – 80 дБ в современных усилителях можно считать допустимым, 80 – 90 дБ — неплохим, а для продвинутых устройств аудиофильского класса обязательным считается соотношение сигнал/шум не менее 100 дБ.
Если в характеристиках не уточняется, для какого выхода указано соотношение сигнал/шум — обычно имеется ввиду его значение для линейного входа (см. «RCA (пар)»). Этого бывает вполне достаточно, чтобы оценить качество устройства по данному параметру. Однако некоторые производители указывают его и для других входов — Main, Phono; подробнее об этом см. ниже.
Соотношение сигнал/шум (Phono MM/MC)
оотношение сигнал/шум при работе усилителя через вход Phono. Этот интерфейс предназначен для подключения проигрывателей виниловых дисков; его особенности описаны в п. «Входы» ниже, а о значении любого соотношения сигнал/шум см. соответствующий пункт выше.
Балансный вход XLR
Чувствительность и динамическое сопротивление усилителя при подаче сигнала на балансный вход XLR.
Под чувствительностью любого входа (кроме оптического) подразумевают наименьшее напряжение сигнала на этом входе, при котором усилитель способен обеспечить нормальные значения номинальной мощности (см. «Мощность на канал (8Ω)»). Этот параметр определяет в первую очередь требования к источнику сигнала. С одной стороны, напряжение, обеспечиваемое этим источником, должно быть не ниже входной чувствительности усилителя, иначе последний просто не выдаст заявленных характеристик. Однако нельзя допускать и значительного превышения по напряжению, иначе звук начнёт искажаться. Более подробные рекомендации по выбору усилителя по чувствительности описаны в специальных источниках.
Для любого входа, кроме оптического, считается, что чем выше этот показатель — тем меньше искажений вносится усилителем в сигнал. Минимальным уровнем входного импеданса в современных моделях считается 10 кОм, а в высококлассных устройствах оно может достигать нескольких сотен кОм.
Выход REC
Уровень сигнала и динамическое сопротивление (импеданс) на выходе REC, предусмотренном в усилителе.
Такой выход предназначен для подключения к записывающему устройству. Подробнее о нём см. п. «REC (на записывающее устр.)»; здесь же отметим, что уровень сигнала на выходе должен быть не меньше, чем чувствительность входа подключённого устройства, иначе записанный звук получится слишком тихим.
Конструкция современных усилителей такова, что от этого параметра зависит в первую очередь то, насколько эффективно вся схема работает при низкоомной нагрузке: чем ниже импеданс выхода — тем легче обеспечить на такой нагрузке нужную мощность. Стандартным значением на сегодня фактически является 1 кОм (при 1 кГц); этого, как правило, достаточно для большинства задач, решаемых усилителями класса Hi-Fi и Hi-End. Необходимость в других значениях возникает разве что в особых случаях; за их описанием стоит обратиться к специализированным источникам.
Особенности выхода REC подробно описаны в п. «REC (на записывающее устр.)» ниже.
Выход предусилителя
Уровень сигнала и динамическое сопротивление, обеспечиваемые устройством на выходе предусилителя (подробнее см. «Выходы»).
Уровень сигнала должен быть не ниже, чем чувствительность усилителя мощности (см. «Тип»), на который поступает сигнал — иначе усилитель мощности не сможет обеспечить нормальный уровень сигнала уже на своих выходах.
Динамическое сопротивление (импеданс) полностью аналогично входному импедансу выхода REC — см. соответствующий пункт выше. А о самом выходе подробнее см. «Выходы».
XLR (балансные)
Количество в конструкции усилителя
стереовходов с разъемами XLR, имеющими три контакта и способными обеспечить т.н. балансное подключение. Отметим, что речь идёт именно об аналоговом линейном входе, сигнал с которого проходит через все дополнительные схемы обработки (например, настройку НЧ/ВЧ, см. «Регулировки»); не стоит путать его с Main и балансным цифровым AES/EBU — это разные интерфейсы, несмотря на идентичность разъёмов.
Главное преимущество такого подключения состоит в том, что функции шумоподавления и экранирования от помех выполняет сам кабель. Особенно этот момент полезен при необходимости соединить компоненты системы, расположенные на большом расстоянии друг от друга (от 2 м): балансный кабель сохраняет чистоту сигнала даже при довольно большой длине. О качестве подобного соединения говорит хотя бы то, что балансный XLR является штатным интерфейсом для профессиональных студий звукозаписи. А его наличие в усилителе, как правило, говорит о высоком уровне устройства.
Входов XLR в усилителях обычно предусматривается два — это минимальное количество, необходимое для работы со стереозвуком, а большего на практике чаще всего не требуется.
Триггерный выход
Количество
триггерных выходов в конструкции усилителя. Триггерные выходы используются как часть системы управления внешними устройствами (см. «Дополнительно»), а именно для управления питанием: усилитель при включении подаёт управляющий сигнал, который «будит» и другие компоненты аудиосистемы (например, ресивер или сабвуфер); благодаря этому их не приходится включать их отдельно. Разумеется, для использования этой функции эти компоненты должны быть оснащены триггерными входами.