Назначение
—
Концертный. Профессиональные усилители, предназначенные для работы на концертах и других подобных мероприятиях. Их главным внешним отличием от
домашних моделей является монтаж в стойку; практически для всех концертных моделей в характеристиках указывается монтажный размер (см. ниже). С точки зрения характеристик основным отличием является высокая мощность, в некоторых моделях превышающая 1000 Вт на канал даже при 8-омной нагрузке. Также можно отметить довольно сдержанный дизайн — там, где применяется подобная техника, внешний вид имеет далеко не первостепенное значение.
—
Информационный. Усилители, предназначенные для использования в системах общественного оповещения — на вокзалах, в аэропортах, торговых центрах и т.п. Одна из особенностей такого применения заключается в том, что пассивные громкоговорители могут располагаться на большом удалении от усилителя — в десятки, а то и сотни метров. Штатный способ обеспечить передачу сигнала на такое расстояние — использовать трансформаторы на выходе усилителя и на входах громкоговорителей. Такое «трансформаторное» подключение может осуществляться по стандартам 100/70 В и 50/25 В; собственно, наличие выхода хотя бы одного типа является обязательным для усилителей мощности и интегральных усилителей (см. «Тип») данного назначения. Впрочем, информационными могут быть выпускаются и предусилители. Также
...отметим, что некоторые модели информационного назначения поддерживают всего один канал звука; а многоканальные нередко предусматривают возможность быстрого включения и отключения отдельных каналов — это позволяет организовывать трансляцию по отдельным зонам.
— Концертный/информационный. Устройства, сочетающие возможности двух упомянутых в названии видов усилителей (подробнее о каждом см. выше). Практически все монтируются в стойку (среди чисто информационных моделей это встречается реже). Также могут быть одноканальными, причём таких решений довольно много.Тип ламп
Модель ламп, установленных в усилителе лампового или гибридного типа (см. «Элементная база»). От используемых в конструкции ламп во многом зависят возможности устройства, в т.ч. мелкие детали звучания, прямо не прописанные в характеристиках. Кроме того, эта информация позволяет до некоторой степени оценить общий уровень модели. С другой стороны, на практике она может пригодиться разве что предельно требовательным слушателям, внимательным к каждой мелочи; большинству пользователей, включая аудиофилов, данные о типе ламп понадобятся разве что при необходимости их замены.
Диапазон частот
Диапазон частот звука, с которым способен работать усилитель. Чем шире этот диапазон — тем полнее общая картина звучания, тем меньше вероятность того, что слишком высокие или низкие частоты будут «обрезаны» усилителем на выходе. Однако нужно учитывать, что диапазон слышимых человеком звуком составляет в среднем от 16 Гц до 20 кГц; встречаются некоторые отклонения от этой нормы, но они невелики. В то же время современная Hi-Fi и Hi-End техника может иметь намного более широкий диапазон — чаще всего он является своего рода «побочным эффектом» высококлассных схем. Некоторые производители могут использовать это свойство в рекламных целях, однако практической ценности само по себе оно не несёт.
Отметим, что даже в пределах слышимого диапазона не всегда имеет смысл гнаться за максимальным охватом. Стоит, к примеру, учитывать, что фактически слышимый звук не может быть лучше, чем способны выдать колонки; поэтому для акустической системы с нижним порогом, скажем, в 70 Гц незачем искать усилитель с этим показателем в 16 Гц. Также не стоит забывать, что сам по себе широкий частотный диапазон абсолютно не гарантирует высокого качества звука — оно связано с огромным количеством других факторов.
Соотношение сигнал/шум
Само по себе соотношение сигнал/шум — это отношение уровня чистого звука, выдаваемого усилителем, к уровню посторонних шумов, возникающих при его работе. Этот параметр является основным показателем общего качества звучания — причём весьма наглядным, т.к. при его измерении учитываются практически все шумы, влияющие на звук в нормальных условиях работы. Уровень в 70 – 80 дБ в современных усилителях можно считать допустимым, 80 – 90 дБ — неплохим, а для продвинутых устройств аудиофильского класса обязательным считается соотношение сигнал/шум не менее 100 дБ.
Если в характеристиках не уточняется, для какого выхода указано соотношение сигнал/шум — обычно имеется ввиду его значение для линейного входа (см. «RCA (пар)»). Этого бывает вполне достаточно, чтобы оценить качество устройства по данному параметру. Однако некоторые производители указывают его и для других входов — Main, Phono; подробнее об этом см. ниже.
Коэффициент гармонических искажений
Этот показатель описывает количество нелинейных искажений, вносимых усилителем в обрабатываемый сигнал. Такие искажения не обязательно воспринимаются как посторонние шумы, однако они в любом случае ухудшают качество звука — например, могут сделать его более глухим. Избежать их практически нереально, однако можно снизить до уровней, неслышимых для человеческого уха.
Как следствие, коэффициент гармонических искажений (гармоник) является одним из основных параметров, описывающих общее качество звука в усилителях класса Hi-Fi и Hi-End. Чем он ниже — тем чище звук. Хорошим показателем для современных усилителей считаются сотые доли процента, отличным — тысячные и ниже. Исключением являются ламповые и гибридные модели, для них допускаются довольно высокие коэффициенты гармоник; подробнее см. «Элементная база».
Линейный вход
Чувствительность и динамическое сопротивление усилителя при подаче сигнала на линейный вход RCA.
Под чувствительностью любого входа (кроме оптического) подразумевают наименьшее напряжение сигнала на этом входе, при котором усилитель способен обеспечить нормальные значения номинальной мощности (см. «Мощность на канал (8Ω)»). Этот параметр определяет в первую очередь требования к источнику сигнала. С одной стороны, напряжение, обеспечиваемое этим источником, должно быть не ниже входной чувствительности усилителя, иначе последний просто не выдаст заявленных характеристик. Однако нельзя допускать и значительного превышения по напряжению, иначе звук начнёт искажаться. Более подробные рекомендации по выбору усилителя по чувствительности описаны в специальных источниках.
Для любого входа, кроме оптического, считается, что чем выше этот показатель — тем меньше искажений вносится усилителем в сигнал. Минимальным уровнем входного импеданса в современных моделях считается 10 кОм, а в высококлассных устройствах оно может достигать нескольких сотен кОм.
Выход предусилителя
Уровень сигнала и динамическое сопротивление, обеспечиваемые устройством на выходе предусилителя (подробнее см. «Выходы»).
Уровень сигнала должен быть не ниже, чем чувствительность усилителя мощности (см. «Тип»), на который поступает сигнал — иначе усилитель мощности не сможет обеспечить нормальный уровень сигнала уже на своих выходах.
Динамическое сопротивление (импеданс) полностью аналогично входному импедансу выхода REC — см. соответствующий пункт выше. А о самом выходе подробнее см. «Выходы».
Передняя панель
—
Дисплей. Наличие дисплея на передней панели усилителя. Такие дисплеи могут иметь разную конструкцию и размер, однако все они используются для вывода служебной информации: режима работы, выбранного источника сигнала, специальных уведомлений, сообщений о перегрузке, ошибках и т.п. Это обеспечивает дополнительное удобство в управлении.
— Индикаторы. В данном случае подразумевается наличие на передней панели индикаторов, которые указывают на используемый в данный момент источник сигнала. Обычно они выглядят как ряд лампочек с соответствующими подписями — «Phono», «CD», «Tuner», «AUX» и т.п. Такие указатели не так универсальны, как дисплей, однако всё равно весьма удобны.
—
Стрелочные индикаторы. Наличие на передней панели индикаторов в виде шкал со стрелками. Как правило, такие индикаторы предназначены для отображения пикового уровня выходного сигнала. Они позволяют с лёгкостью отслеживать перегрузки, и многие пользователи считают данный вариант более удобным и наглядным, чем дисплеи. Кроме того, стрелочные шкалы придают усилителю стильный внешний вид, а также, в отличие от тех же дисплеев, не имеют сложной электроники, способной внести искажения в звук. Впрочем, в данную категорию относят и другие виды индикаторов со шкалами; некоторые из них могут использовать не стрелку, а другие указатели (например, световые).
— Регуляторы за ск
...рытой панелью. Наличие на передней панели крышки, скрывающей органы управления усилителем. Многие модели оснащаются дополнительными регуляторами на передней панели; они могут применяться для настройки как звука — громкости, НЧ/ВЧ, баланса и др. — так и других параметров работы (например, выбора источника сигнала или переключения между основной и дополнительной АС). Иногда для таких регуляторов (а также входов на передней панели) предусматривают крышку — обычно это делается из эстетических соображений, т.к. обилие небольших элементов придавало бы устройству неаккуратный внешний вид. Также крышка может выполнять и защитные функции — например, она снижает попадающее в разъёмы количество пыли.
— Входной аудиоразъем. Наличие на передней панели входа для подключения аудиосигнала — обычно линейного, в аналоговом формате. С одной стороны, такой вход значительно упрощает работу с источниками сигнала, которые нужно подсоединять лишь изредка и ненадолго — например, MP3-плеерами: передняя панель всегда на виду, тогда как добраться к разъёмам на задней иногда бывает очень непросто. С другой — обычно роль переднего аудиоразъёма играет AUX IN с гнездом под 3.5 мм mini-Jack. Этот разъём не используется среди основных входов, однако довольно популярен в портативной электронике, в частности упомянутых уже плеерах. В некоторых моделях на переднюю панель может устанавливаться пара гнёзд RCA (см. «RCA (пар)»), однако этот вариант встречается реже.
— Выход на наушники. Наличие выхода на наушники на передней панели усилителя. Наушники относятся к портативным устройствам, и переподключать их в среднем приходится ощутимо чаще, чем большинство других компонентов аудиосистемы; выход, расположенный на передней панели, значительно упрощает процесс.Потребляемая мощность
Мощность, потребляемая усилителем при работе в штатном режиме. Некоторые производители могут указывать средние значения мощности, некоторые — показатели на максимальной нагрузке. Однако в любом случае этот параметр позволяет вполне адекватно оценить энергопотребление устройства и требования к подключаемому питанию.
Кроме того, он может пригодиться, если у Вас есть сомнения в достоверности заявленных данных о выходной мощности (см. «Мощность на канал (8Ω)»). Основное правило таково: суммарная номинальная мощность по всем каналам не может быть выше общего энергопотребления усилителя. Кроме того, существуют специальные формулы, позволяющие вывести максимально возможную номинальную мощность в зависимости от мощности питания и типа усилителя; с ними можно ознакомиться в специальных источниках.