Частота дискретизации аудио ЦАП
Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) — это обязательный элемент любой системы, предназначенной для воспроизведения цифрового звука. ЦАП представляет собой электронный модуль, который переводит информацию о звуке в импульсы, подаваемые на колонки. Технические особенности такого преобразования таковы, что чем выше частота дискретизации — тем более качественным получается сигнал на выходе ЦАП, тем меньше он искажается при преобразовании. Наиболее популярным вариантом в ресиверах на сегодня является показатель в 192 кГц — он соответствует весьма высокому качеству звучания (DVD-Audio) и в то же время позволяет избежать излишнего повышения стоимости устройств.
Разрядность аудио ЦАП
Ещё один показатель, определяющий общее качество работы цифро-аналогового преобразователя аудиосигнала. Подробнее о преобразователе см. «Частота дискретизации аудио ЦАП»; здесь же отметим, что разрядность стандартно выражается в битах, и чем она выше — тем точнее сигнал на выходе ЦАП соответствует исходному сигналу и тем меньше в него вносится искажений. На сегодня считается, что показатель в 16 бит обеспечивает вполне приемлемое качество сигнала, а 24-битные ЦАП подходят даже для техники премиум-уровня.
Поддержка eARC
Поддержка аудиоресивером функции
eARC — расширенной версии обратного аудиоканала (ARC), используемого при соединении по HDMI (см. ниже).
Сам по себе обратный аудиоканал позволяет «менять местами» HDMI-выход AV-ресивера и HDMI-вход телевизора или другого внешнего устройства — таким образом, это устройство превращается в источник аудиосигнала, а ресивер начинает работать как приемник. Подобный функционал рассчитан в основном на те случаи, когда телевизор принимает сигнал не с ресивера, а из другого источника (встроенного тюнера, медиаплеера, флешки и т. п.), однако звуковое сопровождение при этом нужно вывести на внешнюю акустику именно через ресивер. Без ARC для этого пришлось бы использовать дополнительное соединение (например, через оптический интерфейс), тогда как обратный аудиоканал позволяет обойтись без лишних проводов: один и тот же HDMI-кабель используется и для передачи видео/аудио с ресивера на телевизор, и для передачи аудио с телевизора на ресивер. Также преимущества ARC перед традиционными аудиоинтерфейсами заключаются в более высокой пропускной способности, а также возможности использовать функцию CEC (управление соединенными устройствами с одного пульта).
Конкретно же eARC был представлен одновременно со стандартом HDMI 2.1 и получил ряд усовершенствований по сравнению с обычным ARC. Вот главные из них:
— Увеличенная почти в 40 раз пропускная способность, позволяющая передавать объемны
...й звук формата 5.1 и 7.1 без сжатия, а также работать с HD-аудио и «объектно-ориентированными» многоканальными кодеками Dolby Atmos и DTS:X (см. «Декодеры»).
— Технология Lip Sync Correct, устраняющая рассинхронизацию между видео и звуком.
— Собственный протокол для автоматического определения звуковых форматов, поддерживаемых обоими подключенными устройствами, и выбора оптимального варианта.
Разумеется, для использования eARC его должен поддерживать как ресивер, так и телевизор, к которому он подключен.Мощность на канал
Максимальная мощность звука, которую может выдать усилитель мощности (при наличии такового в ресивере, см. «Тип») на один канал акустической системы. Здесь стоит отметить, что в данном случае принято указывать т.н. RMS (Rated Maximum Sinusoidal), или номинальную мощность. Номинальной считается наибольшая мощность, которую усилитель гарантированно способен без перерывов выдавать в течение часа без каких-либо сбоев или поломок. Кратковременные скачки уровня сигнала могут значительно превышать это значение, однако основным показателем является всё же номинальная мощность.
Мощность усилителя во многом определяет громкость звучания подключённой к устройству акустической системы. На практике громкость также зависит от характеристик колонок — чувствительности, импеданса и т.п.; однако при прочих равных одна и та же акустика на более мощном усилителе будет звучать громче. Кроме того, этот параметр также влияет на совместимость колонок и усилителя — считается, что разница в номинальных мощностях этих компонентов не должна превышать 10-15% (а в идеале мощности вообще должны совпадать). А поскольку для разных помещений требуются колонки разной мощности, это влияет и на выбор усилителя для той или иной обстановки; конкретные рекомендации по соотношению характеристик помещения и мощности акустики можно найти в специальных источниках.
Также отметим, что, если усилитель может работать с нагрузкой разного сопротивления (см.
...«Допустимое сопротивление акустики»), то для разных вариантов и мощность на канал будет разной — чем ниже сопротивление, тем выше мощность. В характеристиках же в этом случае обычно указывается максимальное значение этого параметра — то есть мощность при минимально допустимом сопротивлении. Декодеры
Декодер в общих чертах можно описать как стандарт, в котором записан цифровой звук (нередко — многоканальный). Для нормального воспроизведения такого звука необходимо, чтобы соответствующий декодер поддерживался устройством. Первыми ласточками многоканального декодирования были
Dolby Digital и
DTS, постепенно улучшаясь и привнося новые фишки. Заключительной стадией на 2020 год стали декодеры Dolby Atmos и
DTS X. А промежуточными были
Dolby TrueHD,
Dolby Pro Logic II,
DTS-HD,
DTS ES,
DTS Neural:X,
DTS Neo (6, X).
—
Dolby Atmos. Декодер, который использует не жесткое распределение звука по каналам, а обработку аудиообъектов, благодаря чему может применяться практически с любым числом каналов на воспроизводящей системе — звук будет разделен между каналами с таким расчетом, чтобы каждый аудиообъект был слышен максимально близко к положенному для него месту. При использовании Dolby Atmos крайне желательным считается наличие потолочных колонок (или динамиков, направленных в потолок). Впрочем, в крайнем случае можно обойтись и без них.
— DTS X. Аналог описанного выше Dolby Atmos, когда звук распределяется не по отдельным каналам, а через
...аудиообъекты. В цифровом сигнале содержится информация о том, где (по замыслу режиссера) должен находиться слышимый пользователем объект и как он должен перемещаться, а процессор воспроизводящего устройства обрабатывает эту информацию и определяет, каким именно образом нужно распределить звук по имеющимся каналам, чтобы добиться требуемой локализации. Благодаря этому DTS X не привязан к конкретному количеству звуковых каналов — их может быть сколько угодно, система автоматически разделит звук по ним, добиваясь нужного звучания. Также отметим, что данный декодер позволяет отдельно регулировать громкость диалогов.
— IMAX Enhanced. Знак соответствия IMAX Enhanced присваивается тому оборудованию, которое отвечает требованиям сертификации аудиоустройств от компании IMAX Corporation. В сочетании со звуковой технологией DTS обеспечивается фирменное звучание «как в IMAX-кинотеатрах» у себя дома. Наиболее точное воспроизведение такого аудио возможно в системах с большим количеством каналов (от 5.1 и более). Отметим, что для эффекта полного погружения сертификация IMAX Enhanced должна распространяться и на видеооборудование для воспроизведения контента (телевизор, проектор и т.п.).Компонентный
Количество компонентных входов, предусмотренных в конструкции ресивера.
Этот интерфейс (известный также как YPbPr) рассчитан на передачу видеосигнала в аналоговом формате. Его название обусловлено тем, что три основных компонента видео (данные о яркости и два канала цветоразницы) передаются по трём отдельным кабелям. Соответственно, каждый отдельный компонентный вход — это комплект из трёх разъёмов. Обычно для соединения используется строенный кабель с разъёмами RCA («тюльпан»), при этом кабели для компонентного и композитного (см. ниже) интерфейсов вполне взаимозаменяемы.
Компонентный интерфейс выделяется высоким качеством передачи сигнала: разделение видео на три отдельных канала значительно снижает искажения по сравнению с тем же композитным форматом, а пропускная способность сравнима с вышеописанным HDMI и позволяет работать даже с HD-видео. В то же время компонентное подключение не предусматривает передачи звука, и для этой цели придётся использовать отдельный кабель.
Что касается количества, то наличие нескольких входов позволяет подключить к ресиверу сразу несколько источников сигнала с соответствующими выходами и переключаться между ними через программные настройки, не возясь с переключением кабелей.
RCA
Количество аналоговых стереовыходов RCA, предусмотренных в конструкции AV-ресивера.
Сам по себе разъём
RCA (в просторечии — «тюльпан») может применяться в разных интерфейсах. Однако конкретно в данном случае речь идёт о линейном аудиовыходе, отвечающем за аналоговый аудиосигнал. RCA— наиболее популярный разъём, применяемый в современной аудиотехнике для таких выходов. При этом речь может идти как о стандартных выходах для подключения колонок, так и о разъёмах REC, предназначенных для подключения к ресиверу записывающего устройства и отличающихся неизменным уровнем сигнала. (впрочем, таких выходов редко бывает более одного). Кроме того, здесь учитываются также выходы предусилителя.
Отметим, что разъёмы этого типа принято считать по парам; иными словами, один выход состоит из двух разъёмов RCA. Это связано с тем, что по одному проводу в данном случае может передаваться только один канал аналогового звука; соответственно, для передачи стерео требуется два гнезда RCA.
Несколько выходов RCAпозволяют подключать к ресиверу одновременно несколько комплектов акустики — например, для трансляции звука сразу в нескольких комнатах или для записи звука параллельно с его прослушиванием.
Композитный
Количество
композитных выходов, предусмотренных в конструкции ресивера.
Отметим, что в данном случае подразумевается не полноразмерный композитный интерфейс, использующий три гнезда (видео и два канала стереозвука), а только один разъём — видео (звук можно вывести через штатные разъёмы RCA). Видеовыход также использует разъём RCA, обычно характерного жёлтого цвета.
Из-за того, что все данные об изображении передаются по одному кабелю, композитный интерфейс несколько проигрывает компонентному (см. выше) по качеству видео, а пропускная способность позволяет работать только с сигналом стандартного разрешения (не HD); да и об объёмном звуке речи не идёт. С другой стороны, этот способ подключения давно используется в видеотехнике и может пригодиться для подключения устаревших устройств (таких как VHS-видеомагнитофоны).
Наличие нескольких выходов позволяет подключить одновременно несколько приемников сигнала и выбирать воспроизводящее устройство, не переподключая кабели — при помощи изменения настроек ресивера. А в моделях с поддержкой Multi Zone (см. выше) можно одновременно транслировать разные сигналы на разные приемники.
Триггерный выход
Количество триггерных выходов, предусмотренных в конструкции ресивера.
Триггерный выход используется для автоматического включения других компонентов аудиосистемы, подключённых к ресиверу. При включении самого ресивера на этот выход поступает управляющий сигнал, который «будит» подключённое устройство (например, внешний усилитель) и избавляет Вас от необходимости включать и его вручную. Разумеется, для использования данной функции такое устройство должно быть снабжено триггерным входом.
Подробнее о значении количества любых выходов см. п. «HDMI» выше.