Частота дискретизации аудио ЦАП
Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) — это обязательный элемент любой системы, предназначенной для воспроизведения цифрового звука. ЦАП представляет собой электронный модуль, который переводит информацию о звуке в импульсы, подаваемые на колонки. Технические особенности такого преобразования таковы, что чем выше частота дискретизации — тем более качественным получается сигнал на выходе ЦАП, тем меньше он искажается при преобразовании. Наиболее популярным вариантом в ресиверах на сегодня является показатель в 192 кГц — он соответствует весьма высокому качеству звучания (DVD-Audio) и в то же время позволяет избежать излишнего повышения стоимости устройств.
Разрядность аудио ЦАП
Ещё один показатель, определяющий общее качество работы цифро-аналогового преобразователя аудиосигнала. Подробнее о преобразователе см. «Частота дискретизации аудио ЦАП»; здесь же отметим, что разрядность стандартно выражается в битах, и чем она выше — тем точнее сигнал на выходе ЦАП соответствует исходному сигналу и тем меньше в него вносится искажений. На сегодня считается, что показатель в 16 бит обеспечивает вполне приемлемое качество сигнала, а 24-битные ЦАП подходят даже для техники премиум-уровня.
Объемное звучание в наушниках
Возможность
имитации многоканального (например, 5.1) звучания в традиционных двухканальных наушниках. Для этого обычно используется декодер Dolby Headphone, обрабатывающий звук таким образом, что слышимый в наушниках звук воспринимается как многоканальный — в частности, предполагаемое положение его источников можно определить намного точнее. А учитывая, что современные наушники Hi-Fi класса по качеству звучания не уступают акустике (а стоят ощутимо дешевле) — эта функция вполне может пригодиться даже требовательным аудиофилам.
Количество каналов
Максимальное количество отдельных каналов звука, которое ресивер способен выдать на внешнюю акустику. Эта информация указывается для всех типов устройств (см. выше): даже AV-процессоры, не имеющие усилителя мощности, часто оснащаются весьма обширным набором инструментов для обработки аудио (причем этот набор иногда даже шире, чем в моделях с усилителями).
Данный параметр указывается двумя числами — число основных каналов и, через точку, число басовых (сабвуферных). Например, маркировка
2.1 означает два традиционных канала стерео и один канал низких частот. Впрочем, 2.1 и 3.1 — это весьма скромные показатели по меркам современных AV-ресиверов, устройства такого формата встречаются крайне редко — даже в бюджетной категории большую популярность получили многоканальные модели
5.1,
5.2,
7.1 и 7.2. Устройства 6 основных каналов (плюс 1 или 2 сабвуфера — 6.1 или 6.2) — тоже весьма редкий вариант, равно как и ресиверы со звуком
8.4. В то же время это далеко не самый продвинутый вариант — в продаже можно встретить решения на 9 (
9.1,
9.2), 11 (
11.0,
11.1,
11.2), 12 (12.4), 13 (
13.2), 15 (
15.1..., 15.2, 15.4) и даже 16 (16.0) основных каналов.
Отметим также, что помимо формата, указанного в данном пункте, AV-ресивер обычно способен работать и с более скромными вариантами. К примеру, устройство 5.1 без проблем справится с контентом 2.1 или даже 2.0. А вот описание основных форматов звука, которые применяются в современных AV-ресиверах:
— 2.1. Классический двухканальный стереозвук, дополненный НЧ-каналом под сабвуфер. «Объемность» такого звука весьма ограничена: она позволяет имитировать сдвиг источника звука влево или вправо, однако не охватывает пространства по бокам и сзади от слушателя. Именно поэтому ресиверов подобного формата выпускается очень немного — современные технологии позволяют без особых трудностей предусмотреть в такой технике более продвинутое многоканальное звучание.
— 3.1. Усовершенствованный вариант описанной выше 2.1 — с дополнительным фронтальным (по центру) динамиком. Такой формат несколько повышает достоверность звучания, однако все равно не дотягивает до полноценного многоканального звука.
— 5.1. Один из классических форматов объемного звука, способного обеспечить эффект «окружения». Фактически 5 основных каналов (центральный, левый-правый фронтальные и левый-правый тыловые) считаются минимумом, необходимым для обеспечения полноценного объемного звучания. А всего один канал под сабвуфер, с одной стороны, обеспечивает минимальную достоверность низких частот, с другой — гарантирует простоту установки и настройки «саба».
— 5.2. Расширение описанного выше 5.1 с двумя каналами под сабвуферы вместо одного. Это повышает качество звучания басов, что может оказаться особенно полезным для фильмов с обилием спецэффектов, записей живых выступлений и т.п.
— 6.1. Чаще всего данный формат представляет собой аналог 5.1 (см. выше), дополненный центральным тыловым каналом. Это увеличивает точность передачи звука в задней части сцены. Впрочем, по ряду причин данный вариант распространения не получил.
— 6.2. Расширение описанного выше формата 6.1, с 2 каналами под сабвуферы и улучшенным качеством звучания НЧ. Также встречается крайне редко.
— 7.1. В таком формате звука пять классических основных каналов, аналогичных системе 5.1, дополнены еще двумя каналами общего назначения. В классической версии звука 7.1 эти два канала располагаются по бокам от слушателя — таким образом, за боковую и заднюю часть звуковой сцены отвечают не две (как в 5.1), а четыре колонки, что положительно сказывается на достоверности. Помимо этого, в AV-ресиверах могут поддерживаться и другие, более специфические разновидности 7.1 — например, с двумя дополнительными фронтальными колонками (слева/справа от центра или над основными фронтальными каналами), с дополнительными тыловым каналом и центральным верхним каналом, и т. п. Эти нюансы стоит уточнять по характеристикам каждого конкретного устройства.
— 7.2. Вариация формата 7.1 (см. выше), предусматриваюшая два отдельных сабвуфера; это увеличивает точность передачи низких частот и расширяет возможности по их подстройке.
— 8.4. Специфический вариант, встречающийся в единичных моделях AV-ресиверов. Является не столько общепринятым форматом звука, сколько иллюстрацией продвинутых возможностей по конфигурации: к устройству можно подключить до 8 основных динамиков и до 4 сабвуферов, что дает весьма обширные возможности по тонкой настройке (однако и обходятся такие возможности недешево).
— 9.1. Наиболее распространенный вариант подобного звука — 9.1 Surround — предусматривает 7 основных каналов, как в классических системах 7.1 (центр, левый/правый фронт, левый/правый боковой, два тыловых) плюс два верхних динамика над фронтальными колонками. За счет этого звуковая сцена дополнительно расширяется по вертикали, что способствует дальнейшему повышению достоверности. Опять же, существуют и другие, более специфические варианты данного формата, но они встречаются реже и их поддержку конкретным ресивером стоит уточнять отдельно.
— 9.2. Модификация вышеописанного формата 9.1, дополненная вторым сабвуфером для более точного и качественного воспроизведения низкочастотного звука.
— 11.1. Дальнейшее, после 9.1, расширение и усовершенствование идеи многоканального звука. Обычно в системах 11.1 пять «классических» основных каналов (см. 5.1) дополнены еще шестью по следующей схеме: два динамика слева и справа от центрального (в дополнение к левому и правому фронтальному), два верхних динамика над основными фронтальными и еще два — над основными тыловыми. Это значительно увеличивает точность передачи объемного звука и добавляет возможность его смещения не только по горизонтали, но и по вертикали. Однако цена и сложность настройки у таких систем соответствующая, поэтому они рассчитаны скорее на профессиональную сферу (например, кинозалы развлекательных центров), нежели на домашнее применение.
— 11.2. Формат, аналогичный описанному выше 11.1, однако дополненный вторым сабвуфером — для достоверности воспроизведения НЧ, а иногда и перекрытия дополнительного пространства.
— 11.0. Очень редкий и специфический вариант — 11 основных каналов без канала под сабвуфер. Как правило, ресиверы данного формата представляют собой дорогие профессиональные устройства, рассчитанные на использование параллельно с другой продвинутой техникой (как минимум — отдельным проигрывателем и усилителем для низких частот).
— 12.4. Вариант, характерный для AV-ресиверов топового класса, рассчитанных на работу со всеми существующими форматами объемного звука (включая «истинное» 3D-звучание) и обеспечивающих чрезвычайно широкие возможности по настройке (правда, за соответствующую цену).
— 13.2. Еще один формат, характерный для AV-ресиверов уровня «люкс» и аналогичный описанному выше 12.4 (за исключением различий в числе каналов, которые в данном случае не критичны).
— 15.1. Весьма редкий и недешевый вариант, рассчитанный на использование в основном продвинутых акустических системах — в частности, залах небольших кинотеатров.
— 15.2. Аналог формата 15.1 (см. выше), в котором количество басовых каналов увеличено до 2. Традиционно, это делается для улучшения качества низких частот, повышения достоверности их звучания и расширения возможностей по настройке.
— 15.4. Дальнейшее расширение многоканального звука с 15 основными каналами, предусматривающее целых 4 низкочастотных канала — что позволяет добиться очень мощных и достоверных басов.
— 16.0. Самый продвинутый формат, встречающийся в современных AV-ресиверах. Как и в случае с 11.0 (см. выше), отсутствие каналов сабвуфера означает, что устройство рассчитано в основном на применение в роли компонента обширной аудиосистемы, где за низкие частоты отвечает полностью отдельный сегмент. Пример применения таких систем — полноразмерные залы кинотеатров.Отношение сигнал/шум
Этот показатель определяет количество посторонних шумов, которыми сопровождается звук, выводимый усилителем ресивера. Он удобен тем, что учитывает практически все возможные значимые шумы — как создаваемые самим устройством, так и обусловленные внешними причинами. Чем выше соотношение сигнал/шум — тем меньше громкость помех по сравнению с основным сигналом, тем чище будет звучать усилитель. Показатель в 70-80 дБ считается нормальным для большинства потребительской электроники, однако в AV-ресиверах, обычно представляющих собой устройства премиум-класса, его можно назвать разве что удовлетворительным. В наиболее же продвинутых моделях этот показатель может значительно превышать 100 дБ.
Воспроизводимые форматы
Форматы аудио и видеофайлов, которые ресивер способен воспроизводить самостоятельно. Модели с функциями плеера, как правило, поддерживают большинство популярных типов мультимедийных файлов (в частности, AVI, MPEG и MKV для видео, MP3, WAV и WMA для аудио), однако набор файлов может иметь и свои особенности. Данный пункт позволяет выяснить их.
Декодеры
Декодер в общих чертах можно описать как стандарт, в котором записан цифровой звук (нередко — многоканальный). Для нормального воспроизведения такого звука необходимо, чтобы соответствующий декодер поддерживался устройством. Первыми ласточками многоканального декодирования были
Dolby Digital и
DTS, постепенно улучшаясь и привнося новые фишки. Заключительной стадией на 2020 год стали декодеры Dolby Atmos и
DTS X. А промежуточными были
Dolby TrueHD,
Dolby Pro Logic II,
DTS-HD,
DTS ES,
DTS Neural:X,
DTS Neo (6, X).
—
Dolby Atmos. Декодер, который использует не жесткое распределение звука по каналам, а обработку аудиообъектов, благодаря чему может применяться практически с любым числом каналов на воспроизводящей системе — звук будет разделен между каналами с таким расчетом, чтобы каждый аудиообъект был слышен максимально близко к положенному для него месту. При использовании Dolby Atmos крайне желательным считается наличие потолочных колонок (или динамиков, направленных в потолок). Впрочем, в крайнем случае можно обойтись и без них.
— DTS X. Аналог описанного выше Dolby Atmos, когда звук распределяется не по отдельным каналам, а через
...аудиообъекты. В цифровом сигнале содержится информация о том, где (по замыслу режиссера) должен находиться слышимый пользователем объект и как он должен перемещаться, а процессор воспроизводящего устройства обрабатывает эту информацию и определяет, каким именно образом нужно распределить звук по имеющимся каналам, чтобы добиться требуемой локализации. Благодаря этому DTS X не привязан к конкретному количеству звуковых каналов — их может быть сколько угодно, система автоматически разделит звук по ним, добиваясь нужного звучания. Также отметим, что данный декодер позволяет отдельно регулировать громкость диалогов.
— IMAX Enhanced. Знак соответствия IMAX Enhanced присваивается тому оборудованию, которое отвечает требованиям сертификации аудиоустройств от компании IMAX Corporation. В сочетании со звуковой технологией DTS обеспечивается фирменное звучание «как в IMAX-кинотеатрах» у себя дома. Наиболее точное воспроизведение такого аудио возможно в системах с большим количеством каналов (от 5.1 и более). Отметим, что для эффекта полного погружения сертификация IMAX Enhanced должна распространяться и на видеооборудование для воспроизведения контента (телевизор, проектор и т.п.).Коаксиальный S/P-DIF
Количество
коаксиальных входов, предусмотренных в конструкции ресивера.
Коаксиальный интерфейс применяется для передачи аудиосигнала в цифровом формате. Фактически — это разновидность интерфейса S/PDIF, использующая для подключения электрический коаксиальный кабель с разъёмами RCA («тюльпан»). Не стоит путать данный интерфейс с описанным выше аналоговым RCA: коаксиальное подключение отличается по типу сигнала, по количеству гнёзд на разъём (здесь достаточно одного), а также плохо работает с обычным RCA-кабелем (желательно использовать экранированный). Пропускной способности S/P-DIF хватает для передачи многоканального звука вплоть до
7.1 (см. «Кол-во каналов»), однако lossless-форматы вроде
Dolby TrueHD или
DTS-HD Master Audio (см. «Декодеры») не поддерживаются.
Что касается количества, то наличие нескольких входов позволяет подключить к ресиверу сразу несколько источников сигнала с соответствующими выходами и переключаться между ними через программные настройки, не возясь с переключением кабелей.
Оптический
Количество оптических входов, предусмотренных в конструкции ресивера.
Оптический интерфейс позволяет передавать аудиосигнал в цифровом виде и фактически представляет собой разновидность стандарта S/PDIF, использующую оптоволоконный канал передачи данных (кабель TOSLINK). По пропускной способности он полностью аналогичен коаксиальному интерфейсу (см. выше) — в частности, поддерживает многоканальный звук — однако выгодно отличается от него полной нечувствительностью к электромагнитным помехам. С другой стороны, оптические кабели за счёт своей конструкции чувствительны к резким сгибам и механическому воздействию — случайно наступив на такой кабель, можно сделать его непригодным к использованию. Кроме того, они имеют ограничение по максимальной длине — около 6,1 м.
Что касается количества, то наличие нескольких входов позволяет подключить к ресиверу сразу несколько источников сигнала с соответствующими выходами и переключаться между ними через программные настройки, не возясь с переключением кабелей.