HDR
Поддержка ресивером технологии
HDR; также в этом пункте может уточняться конкретный поддерживаемый формат HDR.
HDR расшифровывается как «расширенный динамический диапазон». Данная технология позволяет расширить диапазон яркости, воспроизводимый одновременно на экране; упрощенно говоря, зритель будет видеть более яркий белый и более темный черный. На практике это означает значительное улучшение качества цветопередачи: цвета получаются более яркими и в то же время более достоверными, чем без HDR. Однако для использования этой функции требуется не только ресивер, но и телевизор/проектор с поддержкой соответствующего формата HDR, а также контент, записанный в этом формате.
Что касается конкретных форматов, то в наше время наиболее популярными вариантами являются базовый HDR10, расширенный HDR10+ и высококлассный
Dolby Vision. Вот их особенности:
— HDR10. Исторически первый из потребительских HDR-форматов, менее продвинутый, чем описанные ниже варианты однако чрезвычайно широко распространенный. В частности, HDR10 поддерживают практически все стриминговые сервисы, которые вообще предоставляют HDR-контент, также он является общепринятым для дисков Blu-ray. Позволяет работать с глубиной цвета в 10 бит (отсюда и название). При этом устройства данного формата совместимы и с контентом в HDR10+, хотя его качество будет ограничиваться возможностями оригинального HDR10.
— HDR10+.
...Усовершенствоанная версия HDR10. При той же глубине цвета (10 бит) использует так называемые динамические метаданные, позволяющие передавать информацию о глубине цвета не только для групп из нескольких кадров, но и для отдельно взятых кадров. Благодаря этому достигается дополнительное улучшение цветопередачи.
— Dolby Vision. Продвинутый стандарт, используемый, в частности, в профессиональном кинематографе. Позволяет добиться глубины цвета в 12 бит, использует описанные выше динамические метаданные, к тому же дает возможность передавать в одном видеопотоке сразу два варианта изображения — HDR и обычное (SDR). При этом Dolby Vision основан на той же технологии, что и HDR10, поэтому в современной видеотехнике данный формат обычно сочетается с HDR10 или HDR10+.Количество каналов
Максимальное количество отдельных каналов звука, которое ресивер способен выдать на внешнюю акустику. Эта информация указывается для всех типов устройств (см. выше): даже AV-процессоры, не имеющие усилителя мощности, часто оснащаются весьма обширным набором инструментов для обработки аудио (причем этот набор иногда даже шире, чем в моделях с усилителями).
Данный параметр указывается двумя числами — число основных каналов и, через точку, число басовых (сабвуферных). Например, маркировка
2.1 означает два традиционных канала стерео и один канал низких частот. Впрочем, 2.1 и 3.1 — это весьма скромные показатели по меркам современных AV-ресиверов, устройства такого формата встречаются крайне редко — даже в бюджетной категории большую популярность получили многоканальные модели
5.1,
5.2,
7.1 и 7.2. Устройства 6 основных каналов (плюс 1 или 2 сабвуфера — 6.1 или 6.2) — тоже весьма редкий вариант, равно как и ресиверы со звуком
8.4. В то же время это далеко не самый продвинутый вариант — в продаже можно встретить решения на 9 (
9.1,
9.2), 11 (
11.0,
11.1,
11.2), 12 (12.4), 13 (
13.2), 15 (
15.1..., 15.2, 15.4) и даже 16 (16.0) основных каналов.
Отметим также, что помимо формата, указанного в данном пункте, AV-ресивер обычно способен работать и с более скромными вариантами. К примеру, устройство 5.1 без проблем справится с контентом 2.1 или даже 2.0. А вот описание основных форматов звука, которые применяются в современных AV-ресиверах:
— 2.1. Классический двухканальный стереозвук, дополненный НЧ-каналом под сабвуфер. «Объемность» такого звука весьма ограничена: она позволяет имитировать сдвиг источника звука влево или вправо, однако не охватывает пространства по бокам и сзади от слушателя. Именно поэтому ресиверов подобного формата выпускается очень немного — современные технологии позволяют без особых трудностей предусмотреть в такой технике более продвинутое многоканальное звучание.
— 3.1. Усовершенствованный вариант описанной выше 2.1 — с дополнительным фронтальным (по центру) динамиком. Такой формат несколько повышает достоверность звучания, однако все равно не дотягивает до полноценного многоканального звука.
— 5.1. Один из классических форматов объемного звука, способного обеспечить эффект «окружения». Фактически 5 основных каналов (центральный, левый-правый фронтальные и левый-правый тыловые) считаются минимумом, необходимым для обеспечения полноценного объемного звучания. А всего один канал под сабвуфер, с одной стороны, обеспечивает минимальную достоверность низких частот, с другой — гарантирует простоту установки и настройки «саба».
— 5.2. Расширение описанного выше 5.1 с двумя каналами под сабвуферы вместо одного. Это повышает качество звучания басов, что может оказаться особенно полезным для фильмов с обилием спецэффектов, записей живых выступлений и т.п.
— 6.1. Чаще всего данный формат представляет собой аналог 5.1 (см. выше), дополненный центральным тыловым каналом. Это увеличивает точность передачи звука в задней части сцены. Впрочем, по ряду причин данный вариант распространения не получил.
— 6.2. Расширение описанного выше формата 6.1, с 2 каналами под сабвуферы и улучшенным качеством звучания НЧ. Также встречается крайне редко.
— 7.1. В таком формате звука пять классических основных каналов, аналогичных системе 5.1, дополнены еще двумя каналами общего назначения. В классической версии звука 7.1 эти два канала располагаются по бокам от слушателя — таким образом, за боковую и заднюю часть звуковой сцены отвечают не две (как в 5.1), а четыре колонки, что положительно сказывается на достоверности. Помимо этого, в AV-ресиверах могут поддерживаться и другие, более специфические разновидности 7.1 — например, с двумя дополнительными фронтальными колонками (слева/справа от центра или над основными фронтальными каналами), с дополнительными тыловым каналом и центральным верхним каналом, и т. п. Эти нюансы стоит уточнять по характеристикам каждого конкретного устройства.
— 7.2. Вариация формата 7.1 (см. выше), предусматриваюшая два отдельных сабвуфера; это увеличивает точность передачи низких частот и расширяет возможности по их подстройке.
— 8.4. Специфический вариант, встречающийся в единичных моделях AV-ресиверов. Является не столько общепринятым форматом звука, сколько иллюстрацией продвинутых возможностей по конфигурации: к устройству можно подключить до 8 основных динамиков и до 4 сабвуферов, что дает весьма обширные возможности по тонкой настройке (однако и обходятся такие возможности недешево).
— 9.1. Наиболее распространенный вариант подобного звука — 9.1 Surround — предусматривает 7 основных каналов, как в классических системах 7.1 (центр, левый/правый фронт, левый/правый боковой, два тыловых) плюс два верхних динамика над фронтальными колонками. За счет этого звуковая сцена дополнительно расширяется по вертикали, что способствует дальнейшему повышению достоверности. Опять же, существуют и другие, более специфические варианты данного формата, но они встречаются реже и их поддержку конкретным ресивером стоит уточнять отдельно.
— 9.2. Модификация вышеописанного формата 9.1, дополненная вторым сабвуфером для более точного и качественного воспроизведения низкочастотного звука.
— 11.1. Дальнейшее, после 9.1, расширение и усовершенствование идеи многоканального звука. Обычно в системах 11.1 пять «классических» основных каналов (см. 5.1) дополнены еще шестью по следующей схеме: два динамика слева и справа от центрального (в дополнение к левому и правому фронтальному), два верхних динамика над основными фронтальными и еще два — над основными тыловыми. Это значительно увеличивает точность передачи объемного звука и добавляет возможность его смещения не только по горизонтали, но и по вертикали. Однако цена и сложность настройки у таких систем соответствующая, поэтому они рассчитаны скорее на профессиональную сферу (например, кинозалы развлекательных центров), нежели на домашнее применение.
— 11.2. Формат, аналогичный описанному выше 11.1, однако дополненный вторым сабвуфером — для достоверности воспроизведения НЧ, а иногда и перекрытия дополнительного пространства.
— 11.0. Очень редкий и специфический вариант — 11 основных каналов без канала под сабвуфер. Как правило, ресиверы данного формата представляют собой дорогие профессиональные устройства, рассчитанные на использование параллельно с другой продвинутой техникой (как минимум — отдельным проигрывателем и усилителем для низких частот).
— 12.4. Вариант, характерный для AV-ресиверов топового класса, рассчитанных на работу со всеми существующими форматами объемного звука (включая «истинное» 3D-звучание) и обеспечивающих чрезвычайно широкие возможности по настройке (правда, за соответствующую цену).
— 13.2. Еще один формат, характерный для AV-ресиверов уровня «люкс» и аналогичный описанному выше 12.4 (за исключением различий в числе каналов, которые в данном случае не критичны).
— 15.1. Весьма редкий и недешевый вариант, рассчитанный на использование в основном продвинутых акустических системах — в частности, залах небольших кинотеатров.
— 15.2. Аналог формата 15.1 (см. выше), в котором количество басовых каналов увеличено до 2. Традиционно, это делается для улучшения качества низких частот, повышения достоверности их звучания и расширения возможностей по настройке.
— 15.4. Дальнейшее расширение многоканального звука с 15 основными каналами, предусматривающее целых 4 низкочастотных канала — что позволяет добиться очень мощных и достоверных басов.
— 16.0. Самый продвинутый формат, встречающийся в современных AV-ресиверах. Как и в случае с 11.0 (см. выше), отсутствие каналов сабвуфера означает, что устройство рассчитано в основном на применение в роли компонента обширной аудиосистемы, где за низкие частоты отвечает полностью отдельный сегмент. Пример применения таких систем — полноразмерные залы кинотеатров.Мощность на канал
Максимальная мощность звука, которую может выдать усилитель мощности (при наличии такового в ресивере, см. «Тип») на один канал акустической системы. Здесь стоит отметить, что в данном случае принято указывать т.н. RMS (Rated Maximum Sinusoidal), или номинальную мощность. Номинальной считается наибольшая мощность, которую усилитель гарантированно способен без перерывов выдавать в течение часа без каких-либо сбоев или поломок. Кратковременные скачки уровня сигнала могут значительно превышать это значение, однако основным показателем является всё же номинальная мощность.
Мощность усилителя во многом определяет громкость звучания подключённой к устройству акустической системы. На практике громкость также зависит от характеристик колонок — чувствительности, импеданса и т.п.; однако при прочих равных одна и та же акустика на более мощном усилителе будет звучать громче. Кроме того, этот параметр также влияет на совместимость колонок и усилителя — считается, что разница в номинальных мощностях этих компонентов не должна превышать 10-15% (а в идеале мощности вообще должны совпадать). А поскольку для разных помещений требуются колонки разной мощности, это влияет и на выбор усилителя для той или иной обстановки; конкретные рекомендации по соотношению характеристик помещения и мощности акустики можно найти в специальных источниках.
Также отметим, что, если усилитель может работать с нагрузкой разного сопротивления (см.
...«Допустимое сопротивление акустики»), то для разных вариантов и мощность на канал будет разной — чем ниже сопротивление, тем выше мощность. В характеристиках же в этом случае обычно указывается максимальное значение этого параметра — то есть мощность при минимально допустимом сопротивлении. Декодеры
Декодер в общих чертах можно описать как стандарт, в котором записан цифровой звук (нередко — многоканальный). Для нормального воспроизведения такого звука необходимо, чтобы соответствующий декодер поддерживался устройством. Первыми ласточками многоканального декодирования были
Dolby Digital и
DTS, постепенно улучшаясь и привнося новые фишки. Заключительной стадией на 2020 год стали декодеры Dolby Atmos и
DTS X. А промежуточными были
Dolby TrueHD,
Dolby Pro Logic II,
DTS-HD,
DTS ES,
DTS Neural:X,
DTS Neo (6, X).
—
Dolby Atmos. Декодер, который использует не жесткое распределение звука по каналам, а обработку аудиообъектов, благодаря чему может применяться практически с любым числом каналов на воспроизводящей системе — звук будет разделен между каналами с таким расчетом, чтобы каждый аудиообъект был слышен максимально близко к положенному для него месту. При использовании Dolby Atmos крайне желательным считается наличие потолочных колонок (или динамиков, направленных в потолок). Впрочем, в крайнем случае можно обойтись и без них.
— DTS X. Аналог описанного выше Dolby Atmos, когда звук распределяется не по отдельным каналам, а через
...аудиообъекты. В цифровом сигнале содержится информация о том, где (по замыслу режиссера) должен находиться слышимый пользователем объект и как он должен перемещаться, а процессор воспроизводящего устройства обрабатывает эту информацию и определяет, каким именно образом нужно распределить звук по имеющимся каналам, чтобы добиться требуемой локализации. Благодаря этому DTS X не привязан к конкретному количеству звуковых каналов — их может быть сколько угодно, система автоматически разделит звук по ним, добиваясь нужного звучания. Также отметим, что данный декодер позволяет отдельно регулировать громкость диалогов.
— IMAX Enhanced. Знак соответствия IMAX Enhanced присваивается тому оборудованию, которое отвечает требованиям сертификации аудиоустройств от компании IMAX Corporation. В сочетании со звуковой технологией DTS обеспечивается фирменное звучание «как в IMAX-кинотеатрах» у себя дома. Наиболее точное воспроизведение такого аудио возможно в системах с большим количеством каналов (от 5.1 и более). Отметим, что для эффекта полного погружения сертификация IMAX Enhanced должна распространяться и на видеооборудование для воспроизведения контента (телевизор, проектор и т.п.).RCA
Количество аналоговых стереовходов
RCA, предусмотренных в конструкции AV-ресивера. Чем больше имеется таких входов — тем больше передающих устройств можно одновременно подключить к ресиверу. Благодаря этому при выборе между ними не придётся переподключать кабели — достаточно выставить источник сигнала в настройках ресивера.
Сам по себе разъём RCA (в просторечии — «тюльпан») может применяться в разных интерфейсах. Однако конкретно в данном случае речь идёт о линейном аудиовходе, отвечающем за аналоговый аудиосигнал. RCA— наиболее популярный разъём, применяемый в современной аудиотехнике для таких входов; он позволяет подключить ресивер к внешнему источнику аудиосигнала, например, к CD-проигрывателю.
Отметим, что разъёмы этого типа принято считать по парам; иными словами, один вход состоит из двух разъёмов RCA. Это связано с тем, что по одному проводу в данном случае может передаваться только один канал аналогового звука; соответственно, для передачи стерео требуется два гнезда RCA.
HDMI
Количество входов
HDMI, предусмотренных в конструкции ресивера.
Этот интерфейс является одним из наиболее продвинутых цифровых стандартов, применяемых в современной электронике. Он изначально разрабатывался для HD-телевидения и уже в первой версии позволял передавать видеосигнал разрешением Full HD (1920x1080), сопровождаемый восьмиканальным (7.1, см. «Количество каналов») звуком; в дальнейшем максимальное разрешение ещё более увеличилось. Практически все современные телевизоры, мониторы и плазменные панели имеют как минимум один интерфейс HDMI, то же касается и устройств воспроизведения (проигрывателей, медиацентров и т.п.).
Что касается количества, то наличие нескольких входов позволяет подключить к ресиверу сразу несколько источников сигнала с соответствующими выходами и переключаться между ними через программные настройки, не возясь с переключением кабелей. В случае HDMI обилие разъемов особенно важно, учитывая распространенность этого стандарта в современной видеотехнике; в отдельных ресиверах число таких входов может достигать 10.
Компонентный
Количество компонентных входов, предусмотренных в конструкции ресивера.
Этот интерфейс (известный также как YPbPr) рассчитан на передачу видеосигнала в аналоговом формате. Его название обусловлено тем, что три основных компонента видео (данные о яркости и два канала цветоразницы) передаются по трём отдельным кабелям. Соответственно, каждый отдельный компонентный вход — это комплект из трёх разъёмов. Обычно для соединения используется строенный кабель с разъёмами RCA («тюльпан»), при этом кабели для компонентного и композитного (см. ниже) интерфейсов вполне взаимозаменяемы.
Компонентный интерфейс выделяется высоким качеством передачи сигнала: разделение видео на три отдельных канала значительно снижает искажения по сравнению с тем же композитным форматом, а пропускная способность сравнима с вышеописанным HDMI и позволяет работать даже с HD-видео. В то же время компонентное подключение не предусматривает передачи звука, и для этой цели придётся использовать отдельный кабель.
Что касается количества, то наличие нескольких входов позволяет подключить к ресиверу сразу несколько источников сигнала с соответствующими выходами и переключаться между ними через программные настройки, не возясь с переключением кабелей.
Phono
Наличие входа
Phono в конструкции AV-ресивера.
Вход данного типа используется для подключения проигрывателей виниловых дисков. Несмотря на широкую популярность цифровых носителей, классические виниловые пластинки не сходят со сцены. И дело не только в ностальгии: многие аудиофилы считают, что именно пластинка обеспечивает наиболее достоверное и полное звучание, поэтому проигрыватели для винила довольно часто встречаются в высококлассных аудиосистемах. Однако звук с такого проигрывателя необходимо пропускать через фонокорректор, иначе ни о каком качестве речи идти не может. Для этих целей в высококлассной аппаратуре, включая AV-ресиверы, и предусматривается вход Phono: сигнал, поступающий на этот вход, подаётся на встроенный фонокорректор. Это позволяет подключать проигрыватели для винила напрямую, без дополнительного внешнего оборудования.
Стоит иметь в виду, что фонокорректоры могут быть рассчитаны на разные виды звукоснимателей — MM или MC; поэтому перед подключением стоит уточнить, совместим ли вход Phono со звукоснимателем Вашего проигрывателя. Впрочем, многие ресиверы с данной функцией оснащаются универсальным фонокорректором MM/MC.
На наушники
Тип выхода для подключения наушников, установленного в ресивере.
—
3.5 мм (mini-Jack). Этот разъём весьма популярен в современной электронике: в портативных устройствах он является основным вариантом для подключения наушников, да и большинство самих наушников (всех ценовых категорий) имеет «родной» штекер именно под mini-Jack. Однако по ряду технических особенностей в Hi-Fi и Hi-End технике, включая AV-ресиверы, данный интерфейс широкого распространения не получил.
—
6.35 мм (Jack). Из-за своих крупных размеров данный разъём используется преимущественно в стационарной технике и почти не встречается в портативных гаджетах. С другой стороны, он лучше подходит для высококачественных аудиосистем, нежели mini-Jack, многие наушники премиум-класса выпускаются именно со штекером Jack, а модели с 3.5 мм штекером можно подключить к гнезду 6.35 мм при помощи простейшего переходника (часто он даже поставляется в комплекте с самими наушниками). Как следствие, большинство современных AV-ресиверов используют именно этот интерфейс.