Авторегулировка уровня
Данная функция обеспечивает автоматическую подстройку уровня громкости звука при его резких изменениях. Такая необходимость бывает связана, к примеру, с тем, что один фильм может вмещать и диалоги, и интенсивные спецэффекты; в результате на невысокой громкости разговоры бывает может быть плохо слышно, а на высокой звук может периодически «бить по ушам» и беспокоить окружающих. Кроме того, при просмотре ТВ многие наверняка сталкивались с рекламными роликами, звучащими ощутимо громче основной программы. Автоматическая регулировка уровня увеличивает громкость при невысокой мощности аудиосигнала и снижает её при высокой, помогая таким образом избежать неприятных ощущений от слишком громкого звука и в то же время сохранить нормальную слышимость.
Объемное звучание в наушниках
Возможность
имитации многоканального (например, 5.1) звучания в традиционных двухканальных наушниках. Для этого обычно используется декодер Dolby Headphone, обрабатывающий звук таким образом, что слышимый в наушниках звук воспринимается как многоканальный — в частности, предполагаемое положение его источников можно определить намного точнее. А учитывая, что современные наушники Hi-Fi класса по качеству звучания не уступают акустике (а стоят ощутимо дешевле) — эта функция вполне может пригодиться даже требовательным аудиофилам.
Upscaling
Возможность увеличить разрешение видеосигнала, обрабатываемого ресивером — если изначальное разрешение видео ниже. В зависимости от возможностей ресивера, в частности его портов HDMI, может встречаться
upscaling до Ultra HD 4K и
upscaling до Ultra HD 8K
Принцип апскейлинга заключается в том, что видео сравнительно невысокого разрешения при помощи специальных алгоритмов дополняется нужным количеством пикселей. За счет этого при воспроизведении такого видео качество «картинки» получается заметно выше, чем без апскейлинга (хотя и несколько ниже, чем у контента, изначально записанного в UltraHD). Специально искать ресивер с данной функцией имеет смысл в том случае, если вы планируете использовать его с 4K или 8K экраном .
HDR
Поддержка ресивером технологии
HDR; также в этом пункте может уточняться конкретный поддерживаемый формат HDR.
HDR расшифровывается как «расширенный динамический диапазон». Данная технология позволяет расширить диапазон яркости, воспроизводимый одновременно на экране; упрощенно говоря, зритель будет видеть более яркий белый и более темный черный. На практике это означает значительное улучшение качества цветопередачи: цвета получаются более яркими и в то же время более достоверными, чем без HDR. Однако для использования этой функции требуется не только ресивер, но и телевизор/проектор с поддержкой соответствующего формата HDR, а также контент, записанный в этом формате.
Что касается конкретных форматов, то в наше время наиболее популярными вариантами являются базовый HDR10, расширенный HDR10+ и высококлассный
Dolby Vision. Вот их особенности:
— HDR10. Исторически первый из потребительских HDR-форматов, менее продвинутый, чем описанные ниже варианты однако чрезвычайно широко распространенный. В частности, HDR10 поддерживают практически все стриминговые сервисы, которые вообще предоставляют HDR-контент, также он является общепринятым для дисков Blu-ray. Позволяет работать с глубиной цвета в 10 бит (отсюда и название). При этом устройства данного формата совместимы и с контентом в HDR10+, хотя его качество будет ограничиваться возможностями оригинального HDR10.
— HDR10+.
...Усовершенствоанная версия HDR10. При той же глубине цвета (10 бит) использует так называемые динамические метаданные, позволяющие передавать информацию о глубине цвета не только для групп из нескольких кадров, но и для отдельно взятых кадров. Благодаря этому достигается дополнительное улучшение цветопередачи.
— Dolby Vision. Продвинутый стандарт, используемый, в частности, в профессиональном кинематографе. Позволяет добиться глубины цвета в 12 бит, использует описанные выше динамические метаданные, к тому же дает возможность передавать в одном видеопотоке сразу два варианта изображения — HDR и обычное (SDR). При этом Dolby Vision основан на той же технологии, что и HDR10, поэтому в современной видеотехнике данный формат обычно сочетается с HDR10 или HDR10+.Multi Zone
Возможность использования ресивера для одновременной передачи сигналов от разных источников на экраны и акустические системы, расположенные в разных местах (зонах). Например, в большом доме можно одновременно транслировать фильм с Blu-ray плеера на экран в большой комнате, телепередачу — на телевизор на кухне и радиопрограмму на колонки в библиотеке. Ещё один вариант использования
Multi-Zone — развлекательные центры с несколькими помещениями разного типа (например, кинозал, роллердром и кафе).
Мощность на канал
Максимальная мощность звука, которую может выдать усилитель мощности (при наличии такового в ресивере, см. «Тип») на один канал акустической системы. Здесь стоит отметить, что в данном случае принято указывать т.н. RMS (Rated Maximum Sinusoidal), или номинальную мощность. Номинальной считается наибольшая мощность, которую усилитель гарантированно способен без перерывов выдавать в течение часа без каких-либо сбоев или поломок. Кратковременные скачки уровня сигнала могут значительно превышать это значение, однако основным показателем является всё же номинальная мощность.
Мощность усилителя во многом определяет громкость звучания подключённой к устройству акустической системы. На практике громкость также зависит от характеристик колонок — чувствительности, импеданса и т.п.; однако при прочих равных одна и та же акустика на более мощном усилителе будет звучать громче. Кроме того, этот параметр также влияет на совместимость колонок и усилителя — считается, что разница в номинальных мощностях этих компонентов не должна превышать 10-15% (а в идеале мощности вообще должны совпадать). А поскольку для разных помещений требуются колонки разной мощности, это влияет и на выбор усилителя для той или иной обстановки; конкретные рекомендации по соотношению характеристик помещения и мощности акустики можно найти в специальных источниках.
Также отметим, что, если усилитель может работать с нагрузкой разного сопротивления (см.
...«Допустимое сопротивление акустики»), то для разных вариантов и мощность на канал будет разной — чем ниже сопротивление, тем выше мощность. В характеристиках же в этом случае обычно указывается максимальное значение этого параметра — то есть мощность при минимально допустимом сопротивлении. Отношение сигнал/шум
Этот показатель определяет количество посторонних шумов, которыми сопровождается звук, выводимый усилителем ресивера. Он удобен тем, что учитывает практически все возможные значимые шумы — как создаваемые самим устройством, так и обусловленные внешними причинами. Чем выше соотношение сигнал/шум — тем меньше громкость помех по сравнению с основным сигналом, тем чище будет звучать усилитель. Показатель в 70-80 дБ считается нормальным для большинства потребительской электроники, однако в AV-ресиверах, обычно представляющих собой устройства премиум-класса, его можно назвать разве что удовлетворительным. В наиболее же продвинутых моделях этот показатель может значительно превышать 100 дБ.
Допустимое сопротивление акустики
Наименьшее сопротивление динамиков акустической системы, с которым усилитель способен нормально работать. Номинальное сопротивление акустики, обозначаемое также термином «импеданс», является одним из ключевых параметров при подборе компонентов аудиосистемы: для нормальной работы необходимо, чтобы импеданс акустики соответствовал характеристикам усилителя. Если сопротивление колонок будет больше — громкость звука значительно снизится, если меньше — в нём появятся искажения, а в худшем случае возможны даже перегрузки и поломки. Поэтому в характеристиках ресиверов обычно указывается именно минимальное сопротивление — ведь подключение нагрузки слишком низкого импеданса чревато более серьёзными последствиями, чем слишком высокого.
Bi/Tri-amping
Возможность работы ресивера в режиме
Bi-amping и/или Tri-amping.
Базовый принцип обоих этих режимов заключается в том, что звуковой сигнал разделяется на несколько частотных полос (НЧ и ВЧ для Bi-amping, в случае Tri-amping отдельно выделяются средние частоты), и каждая полоса обрабатывается своим усилителем и выводится на свой специализированный набор динамиков. Таким образом можно добиться заметного улучшения качества звука. Однако стоит учитывать, что конкретная реализация этой функции в AV-ресиверах может быть разной. Простейший вариант предполагает два или три встроенных усилителя мощности, каждый из которых выводит весь звуковой диапазон на свой комплект разъемов. К такому устройству нужно подключать внешний кроссовер (частотный фильтр) или колонки со встроенными фильтрами для каждой полосы частот. Более продвинутые ресиверы могут оснащаться собственными встроенными кроссоверами, и в таких случаях на каждый усилитель с комплектом разъемов выводится только часть частотного диапазона; это избавляет от необходимости использовать внешние частотные фильтры. Однако в любом случае для использования Bi/Tri-amping потребуются колонки с поддержкой такого формата подключения.