Автозапуск
Возможности по автоматическому запуску и глушению двигателя, предусмотренные в сигнализации. В некоторых случаях пользоваться автоматикой значительно проще, удобнее, а то и надёжнее, чем запускать и глушить двигатель вручную.
— Автозапуск
по таймеру. Сигнализации с данной функцией способны автоматически запускать двигатель авто в определённое время, заданное водителем. Эта функция позволяет, в частности, обеспечить дополнительный комфорт и экономию времени на прогреве: поскольку владельцу не нужно присутствовать в машине для запуска двигателя, он может подойти позже, сесть в уже прогретое авто и сразу же поехать.
— Автозапуск
по температуре. Возможность использования сигнализации для автоматического запуска двигателя с целью прогрева — в том случае, если его температура падает ниже определённых значений. Эта функция предназначена для холодного времени года, когда машине приходится долгое время (например, всю ночь) стоять на открытом воздухе. Запуск остывшего, а тем более «промороженного» двигателя связан с рядом проблем: масло становится более густым, а аккумулятор может «сесть» и выдавать более слабый ток, чем полагается. Во избежание подобных проблем некоторые автосигнализации и оснащаются функцией автозапуска по температуре: когда температура двигателя падает ниже определённого уровня — система автоматически запускает его для прогрева. Таким образом обеспечивается
...поддержание температуры, достаточной для комфортного запуска двигателя в любой момент. С другой стороны, на регулярный прогрев двигателя тратится топливо, а в закрытых помещениях и других местах, где выхлопные газы нежелательны (а то и опасны) данная функция слабо применима. В свете этого большинство сигнализаций с данной возможностью имеют ограничения, связанные с экономией топлива — например, запуск не более определённого количества раз за время одного простоя, или максимальное время работы двигателя на прогрев.
— По напряжению бортсети. Автоматический запуск двигателя машины в случае падения напряжения бортовой сети (по сути — аккумулятора машины) до определённого уровня. За счёт использования этой функции можно избежать снижения заряда батареи и связанных с этим неприятностей — в числе которых может быть не только запуск «с толкача» или «прикуриванием», но и полное отключение сигнализации (если она не имеет автономного питания). Разумеется, работа автозапуска требует дополнительных затрат топлива, но обычно такие сигнализации имеют ряд ограничений, направленных на максимальное снижение подобных затрат. А вот при стоянке авто в закрытом помещении данную функцию следует применять с осторожностью — для неё требуется хорошая вентиляция, иначе периодическое включение двигателя приведёт к скоплению выхлопных газов.
— Режим турботаймера. Возможность работы сигнализации в роли таймера отключения для двигателя, оснащённого системой турбонаддува. Во время езды турбокомпрессор может разогреться до высоких температур, а циркуляция масла, необходимая для эффективного охлаждения, обеспечивается за счёт работы двигателя. Если сразу заглушить авто после езды, нагревшийся компрессор фактически лишится основной системы охлаждения, что может привести к его повреждению и даже выходу из строя. Поэтому правила эксплуатации турбированных двигателей предписывают после остановки позволить двигателю некоторое время поработать вхолостую для охлаждения системы турбонаддува. Однако у водителя не всегда есть время ждать, пока компрессор остынет. Турботаймер «упрощает жизнь» водителям машин с турбонаддувом: он поддерживает работу двигателя в течение некоторого времени после извлечения ключа зажигания, после чего автоматически глушит мотор. Это избавляет от необходимости ждать, не вынимая ключ из замка зажигания, и вручную контролировать время холостой работы.
— Поддержка Webasto. Поддержка автосигнализацией оборудования компании Webasto, точнее, фирменного протокола W-bus. Webasto известна прежде всего как производитель предпусковых нагревателей для авто, однако, помимо этого, компания выпускает множество других комплектующих, в основном «климатического» назначения — кондиционеры, люки и т.п. Соответственно, поддержка Webasto позволяет подключать сигнализацию к оборудованию под W-bus и управлять через неё этим оборудованием. Отметим, что контроллеры W-bus выпускаются и отдельно, однако сразу купить совместимую сигнализацию, как правило, проще и надёжнее.
— Поддержка сигнализацией функции «Старт/стоп». Данная функция предназначена в основном для того, чтобы дать водителю возможность запускать мотор без использования ключа, просто по нажатию специальной кнопки. При этом некоторые модели рассчитаны на установку в авто, где такая кнопка изначально предусмотрена, и речь идёт только о совместимости с системой бесключевого запуска; другие комплектуются собственной кнопкой и могут устанавливаться даже в машины, изначально запускаемые только ключом.
Помимо этого, модели с функцией «Старт/стоп» могут иметь функцию дистанционного запуска двигателя по команде с брелока. Это может пригодиться, к примеру, для экономии времени на прогрев машины перед поездкой в холодную погоду: запустить двигатель можно, не выходя из дома, а затем сесть в уже прогретое авто.
— Поддержка АКПП. Совместимость сигнализации с автоматическими коробками переключения передач.
Такие системы конструктивно сложнее, чем традиционные механические коробки, они тесно связаны с электроникой и органами управления автомобиля. Поэтому для корректной работы функций автозапуска на автомобиле с АКПП необходимо, чтобы этот тип трансмиссии изначально поддерживался сигнализацией. Если же «сигналка» охватывает только замки и другие функции, не связанные собственно с двигателем, данная особенность не является обязательной.
— Поддержка дизельных ДВС. Данная особенность указывается для автосигнализаций, имеющих специализированный режим для запуска дизельных двигателей. Одним из отличий таких двигателей от бензиновых является то, что в них используются т. н. свечи накаливания. Для нормальной работы дизеля необходимо, чтобы такие свечи нагрелись до рабочей температуры; нагрев начинается сразу при включении зажигания, однако на него требуется время. Эти моменты учитываются в «дизельном» режиме: сигнализация сначала включает зажигание, а команду на запуск дает только после того, как погаснет индикатор прогрева свечи.Дальность управления
Максимальное расстояние, на котором сохраняется возможность управления сигнализацией со штатного брелока. Иными словами это наибольшее расстояние, с которого водитель может подать системе управляющий сигнал. Этот параметр стоит отличать от дальности приема (см. ниже): из-за небольших размеров передатчики в брелоках делаются сравнительно маломощными, и дальность управления с брелока неизбежно получается меньше дальности приема сигналов на брелок (если последнее вообще предусмотрено в данной модели).
При выборе по этому параметру стоит учитывать, что дальность управления указывается для идеальных условий — то есть прямой видимости с минимумом помех. Фактическая же «дальнобойность» брелка неизбежно будет меньше, особенно в условиях обилия препятствий. В то же время современные автосигнализации чаще всего имеют довольно внушительные показатели дальности. Так, расстояние
менее 500 м в этом смысле считается довольно небольшим;
500 – 750 м — это среднее значение,
750 – 1000 м — выше среднего, а в отдельных моделях заявлена дальность и
более 1 км.
Дальность приема
Максимальная дальность, на которой штатный брелок в двусторонней системе (см. «Тип связи») может принимать сигналы от центрального блока сигнализации. Иными словами, это наибольшее расстояние, на котором водитель может получать на брелок уведомления от сигнализации в машине.
При выборе по этому показателю стоит учитывать, что дальность управления указывается для идеальных условий — то есть прямой видимости с минимумом помех. Фактическая же «дальнобойность» системы неизбежно будет меньше, особенно в условиях обилия препятствий. В то же время основные блоки сигнализации можно оснащать довольно мощными передатчиками, способными эффективно «доставать» до брелков на больших расстояниях. В свете этого заявленная дальность приема обычно получается в среднем в два раза больше дальности управления (см. выше), и даже в относительно простых моделях она может превышать 1 км.
Дисплей
Дисплей является одним из самых удобных способов вывода различных уведомлений, он может работать практически с любым видом визуальной информации, актуальной для современных автосигнализаций. Проще говоря, на дисплее могут отображаться и цифры (например, данные с таймера автозапуска, см. «Функции»), и текст (например, надпись «Вызов»), и графические данные (такие, как схема авто с отображением состояния каждой из зон охраны). Благодаря этому брелки с экранами хорошо подходят даже для наиболее многофункциональных и продвинутых сигнализаций; правда, и на цене подобная универсальность также сказывается.
Отметим, что данная особенность встречается только в моделях с двусторонним типом связи (см. выше) — оснащать односторонний брелок дисплеем попросту не имеет смысла.
Вибросигнал
Данная функция полностью аналогична
вибросигналу, применяемому в современных мобильных телефонах. Назначением её является подача сигналов в условиях, в которых звуковые уведомления нежелательны или неэффективны. В качестве примера таких условий можно привести, в частности, лекции и другие мероприятия, где полагается отключать звук, или шумную обстановку (концертные залы, клубы и т.п.), где вибрация брелка в кармане ощущается лучше, чем писк его динамика.
Комплект поставки
Комплект поставки включает помимо основного блока сигнализации может включать и дополнительные элементы, в числе которых встречаются
CAN-шина,
LIN-шина,
блок блокировки,
иммобилайзер,
концевой выключатель,
датчик объема,
датчик температуры салона,
датчик наклона,
датчик перемещения,
реле открытия багажника,
сирена. Детальней о них:
— CAN-шина. Возможность подключать сигнализацию к автомобильной электронной шине CAN. Такой шиной оснащаются многие современные модели автомобилей (и их количество постоянно увеличивается); она позволяет получать с собственных встроенных датчиков автомобиля информацию о состоянии различных его частей, начиная от открытия дверей и багажника и заканчивая положением ручки КПП и показаниями спидометра и тахометра. На сегодняшний день подключение автосигнализации к шине CAN является самым удобным вариантом, т.к. не требует вмешательства в штатную проводку автомобиля и значительно упрощает процесс. Отметим, что сам модуль может быть как встроенным (в таких случаях подключение по CAN является штатным), так и внешним. При полном же отсутствии модуля CAN в комплекте его, как правило, можно д
...окупить отдельно, однако это сложнее и хлопотнее, чем сразу обзавестись CAN-совместимой сигнализацией.
— LIN-шина. Сигнализацию можно подключать к LIN-шине автомобиля. Интеграция с машинным интерфейсом LIN позволяет системе безопасности управлять и взаимодействовать с некоторыми из штатных функциональных систем авто. Это может быть система предварительного прогрева двигателя, система климатического контроля и пр. Интерфейс LIN (Local Interconnect Network) объединяет в себе периферийные и второстепенные функциональные системы автомобиля, но при этом через нельзя управлять работой двигателя или трансмиссии. Управление главными системами авто происходит по интерфейсу CAN (Controller Area Network).
— Блок блокировки. Наличие блока блокировки двигателя в комплекте поставки сигнализации. Подобный модуль при срабатывании блокирует двигатель или другой элемент автомобиля (например, стартер), не позволяя злоумышленнику уехать на машине. Срабатывание может происходить по включению тревоги или по нажатию кнопки «Anti-Hi-Jack» (см. «Охрана и защита»). Существует две основных разновидности блока блокировки — с нормально замкнутыми контактами (НЗ) и нормально разомкнутыми (НР). В первом случае реле блокировки в нормальном состоянии обесточено, а при срабатывании сигнализации — оказывается под напряжением и размыкает цепь. Этот вариант удобен тем, что при поломке сигнализации машина не окажется заблокированной, но надёжность НЗ с точки зрения безопасности несколько ниже, чем у НР. В свою очередь блокиратор с нормально разомкнутыми контактами включается в том случае, если пропадает напряжение на управляющем реле. Отключить такую систему несколько сложнее (особенно если управление осуществляется по шине CAN), однако при сбое в электронике авто или сигнализации машина остаётся неподвижной. В некоторых сигнализациях предусматриваются универсальные блоки блокировки, позволяющие владельцу выбрать формат работы — НР или НЗ — по своему усмотрению.
— Иммобилайзер. Иммобилайзерами называют электронные устройства, предназначенные для препятствования движению автомобиля в случае незаконного проникновения в него. Иммобилайзеры могут иметь разную конструкцию и область воздействия: к примеру, одни размыкают цепь стартера или зажигания, другие отключают контроллер впрыска топлива, третьи отправляют управляющий сигнал по шине CAN (см. CAN-модуль), переводя всю систему в «нерабочее» состояние. Отключение иммобилайзера может осуществляться водителем при помощи ключа, метки, секретной кнопки, кода и т.п. Подобные приборы, по сути, подстраховывают основную сигнализацию на случай её сбоя или взлома: даже если злоумышленник сумеет проникнуть в машину, похитить транспортное средство он не сумеет. В этом и заключается отличие иммобилайзеров от описанных выше систем блокировки — они могут работать даже тогда, когда сигнализация «молчит». Отметим, что иммобилайзеры отличаются высокой степенью скрытности. Так, хорошо установленный модуль тщательно спрятан от посторонних глаз, его срабатывание часто маскируется под неисправность (например, имитируется севший аккумулятор), а некоторые модели срабатывают не сразу, а через некоторое время после начала движения. Последнее повышает вероятность, что злоумышленник окажется в заглохшей машине на открытом месте и скроется, не пытаясь довести угон до конца. Иммобилайзеры устанавливаются во многие машины как штатное оборудование, прямо на заводе, однако степень безопасности такого оборудования невысока, и многие автолюбители предпочитают дополнять его нештатными приспособлениями. Разумеется, при отсутствии иммобилайзера его можно докупить отдельно, однако это более хлопотно, чем покупка готового комплекта.
— Антенный модуль. Наличие в комплекте поставки сигнализации отдельного блока, вмещающего активную антенну. Такой блок значительно усиливает дальность действия передатчика, позволяя получать уведомления от двусторонней сигнализации (см. «Тип связи») на расстоянии 1 км и даже более. Также на антенном модуле часто устанавливают кнопку или датчик вызова водителя (см. «Функции»).
— Концевой выключатель. Наличие концевого выключателя (одного или нескольких) в комплекте поставки автосигнализации. Наиболее популярное применение концевых выключателей — в роли датчиков, отслеживающих открытие дверей, багажника, капота, крышки бензобака и т.п.: в закрытом положении дверь или крышка прижимает выключатель, а открываясь — освобождает его, на что и реагирует сигнализация. Отметим, что многие современные авто оснащаются собственными концевыми выключателями — к примеру, в дверях; штатно они отвечают за включение освещения в салоне, но также к таким выключателям могут подключаться и сигнализации. В то же время, во-первых, злоумышленники обычно знают расположение штатных «концевиков» и могут без особых проблем их заблокировать, во-вторых, есть модели авто и без подобных выключателей. Имея же отдельные концевые выключатели, можно установить их по своему усмотрению, в т.ч. в нестандартных и максимально неожиданных для угонщика местах.
— Датчик объема. Наличие датчика объёма в комплекте поставки автосигнализации. Подобный датчик работает по принципу эхолокатора: он периодически подаёт ультразвуковой сигнал и анализирует его отражение, «наблюдая» таким образом за предметами в салоне, а при изменении обстановки — подаёт сигнал тревоги. Таким способом обеспечивается защита от «тихого» проникновения в авто — например, с вырезанием стекла, на которое не реагируют датчики удара и концевые выключатели: датчик объёма обнаружит злоумышленника, не замеченного другими системами. Встречаются и внешние датчики, следящие за обстановкой вокруг авто; при срабатывании они не включают основную тревогу, а подают относительно тихий сигнал, рассчитанный в основном на предупреждение подошедшего близко человека о том, что машина стоит на сигнализации. Возможность подключения таких сенсоров имеется во многих современных автосигнализациях, однако в комплекте поставки датчики присутствуют довольно редко. Так что если Вы хотите сразу получить систему с такой функцией, не докупая дополнительного оборудования — стоит выбирать среди моделей, изначально поставляемых с датчиками объёма.
— Датчик температуры в салоне. Наличие датчика, отслеживающего температуру в салоне, в комплекте поставки сигнализации. Эта функция обеспечивает дополнительное информирование водителя, позволяя ему оценить условия в салоне прямо с брелока сигнализации, не открывая авто и не подходя к нему, и при необходимости принять меры — например, выйти из дома на несколько минут раньше, чтобы прогреть салон для комфортной поездки. Кроме того, температурный датчик может также служить и для предупреждений о вторжении: например, в холодную погоду открытие дверей или окон приводит к резкому понижению температуры в салоне, что можно заметить даже в том случае, если злоумышленники смогли вскрыть авто без включения сигнала тревоги.
— Датчик наклона. Как это понятно из самого названия, датчик наклона фиксирует изменения в наклоне кузова автомобиля. Таким образом, к примеру, система «заботится» о том, чтобы с авто не сняли колеса. Ведь чтобы это сделать, нужно немного приподнять кузов. Если автомобильный вор решится на такое, то датчик наклона мгновенно выявит манипуляции с кузовом и тут же поднимет тревогу. Датчик наклона является одним из главных сенсоров во многих охранных системах для автомобилей и мотоциклов. Такой датчик можно встретить как в бюджетных автосигнализациях, так и системах безопасности премиум-класса.
— Датчик перемещения фиксирует любую подвижность авто: машина едет самостоятельно, ее перемещают погрузчиком или на буксире, она сместиться от удара или откатиться из-за слабого ручного тормоза и пр. Зафиксировав факт подвижности автомобиля датчик активирует сигнализацию. Часто используется в паре с датчиком наклона.
— Реле открытия багажника. Наличие реле открытия багажника в комплекте поставки автосигнализации. Если в авто установлен электрический привод багажника, его можно подключить к этому реле и управлять открытием/закрытием багажника через брелок сигнализации — это значительно удобнее, чем всякий раз нажимать на кнопку в салоне.
— Реле с колодкой. Наличие реле с колодкой в комплекте поставки автосигнализации. Данное реле используется для подключения к сигнализации дополнительного внешнего оснащения — например, концевого выключателя под крышкой бензобака; колодка же служит для крепления реле к корпусу авто.
— Сирена. Наличие сирены в комплекте поставки автосигнализации. Сирена в данном случае — это блок звукового оповещения, обеспечивающий за подачу характерных звуковых сигналов. Отметим, что такой блок далеко не всегда включается в комплект поставки, а при его отсутствии приходится либо докупать сирену отдельно, либо подключать сигнализацию к клаксону. Так что если Вы хотите сразу купить сигнализацию с собственным звуковым сигналом — стоит уточнить комплектацию выбранной модели.