Слот для карт памяти
Слот для карты памяти позволяет расширить собственную память диктофона за счёт сменных карт (а в некоторых моделях
запись ведётся только на такие карты, собственной памяти они не имеют). Также эта функция облегчает объём данными с другими устройствами, оборудованными слотом под карты: например, вставив карту из диктофона в картридер ноутбука, можно сразу прослушать записанный на ней материал или переписать его на жёсткий диск без возни с кабелями.
Карты одного типа обычно различаются по объёму и, соответственно, стоимости, что позволяет выбрать оптимальный по соотношению этих параметров вариант.
Тип карт памяти
— SD. Один из форматов, который применяется в аудио-, видео-, компьютерной технике и др.; практически любой современный ноутбук имеет картридер под SD. Однако габариты таких карт (32х24 мм) относительно крупны для портативной техники, а потому в диктофонах они используются сравнительно редко. И зачастую представлены более современными картами SDHC или SDXC с увеличенным объемом памяти и поддержкой скоростной шины UHS. Соответственно поддержка SDXC гарантирует комфортную работу с SDHC и SD, а поддержка SDHC не будет давать сбои при подключении SD-карт.
— miniSD. Несколько уменьшенная (до 22х20 мм) вариация стандарта SD, в остальном полностью идентичная ему (вплоть до совместимости с SD-картридерами при использовании простейших переходников). Встречается редко вследствие широкого распространения ещё более миниатюрных microSD.
— microSD. Наиболее компактный на сегодняшний день вариант карт памяти SD, имеют размер 15х11 мм и объём до 4 Гб. Благодаря небольшим размерам получили широкое распространение в портативной электронике: фактически являются стандартом для мобильных телефонов, широко используются и в диктофонах. Как и miniSD, могут читаться картридерами под оригинальные SD при использовании адаптера.
— microSD HC. Второе поколение стандарта microSD; характеризуется повышенной ёмкостью, достигающей 32 Гб. В диктофоне (и вообще любом картридере) под карты microSD HC можно использовать и обычные карты microSD, а вот наоборот сделать невоз...можно — карта не прочитается.
— CompactFlash (далее CF). Один из первых стандартов карт памяти, до сих пор используется благодаря приличной скорости обмена данными и внушительным объёмам (до 128 Гб). Однако и габариты эти карты имеют не менее внушительные — 42х36 мм. Вследствие этого они слабо подходят для техники карманного формата и в диктофонах применяются редко — в основном в продвинутых моделях, где приоритетом является функционал и качество записи, а не компактность. Если диктофон рассчитан на карты CF Type II, он может работать со всеми типами CF, а устройства под Type I совместимы только с этим типом.
— MemoryStick. Собственный стандарт, разработанный компанией Sony и применяющийся преимущественно в её устройствах. Имеет целый ряд вариаций, отличающихся по габаритам, объёму и совместимости, а потому, покупая карту для такого диктофона, стоит уточнить конкретную используемую спецификацию MemoryStick. Стандарт распространён довольно слабо: во-первых, из-за закрытости (поэтому, кстати, полное соответствие ему гарантировано только в оригинальных картах производства Sony), а во-вторых, из-за высокой цены самих карт.
— xD-Picture. Карты, изначально созданные Olympus и Fujifilm для своих цифровых камер. Достоинствами таких карт являются высокая надёжность и компактность (20х25 мм), недостатками — высокая стоимость и относительно небольшие объёмы (до 2 Гб). Как следствие, диктофоны под xD-Picture встречаются весьма редко.
Микрофон
— Встроенный. В данном случае подразумевается, что диктофон может использовать при записи только собственный встроенный микрофон; разъёмов для подключения внешнего микрофона не предусмотрено. Это позволяет уменьшить габариты устройства, упрощает конструкцию и избавляет от путаницы с проводами. В то же время встроенные микрофоны обычно обеспечивают несколько худшее качество записи, чем внешние.
— Встроенный/внешний. Такой диктофон может производить запись как с собственного встроенного микрофона, так и с
внешнего, подключённого в соответствующий разъём. Это расширяет возможности использования устройства: когда важна компактность и максимальное удобство, можно пользоваться встроенным микрофоном, а если критичным является высокое качество записываемого звука — подключается внешний, обеспечивающий обычно ощутимо лучшую громкость и разборчивость. Внешний микрофон обычно не входит в комплект поставки; с другой стороны, это даёт Вам возможность выбора модели под конкретные необходимости.
— Внешний. Диктофоны без встроенного микрофона с возможностью подключения внешнего. Это позволяет выбрать необходимый тип устройства для определенных нужд и менять их по мере надобности. Относится к профессиональной деятельности.
Разъем внешнего микрофона
Отдельный вход для подключения выносного микрофона. В звукозаписывающих устройствах применяется несколько разновидностей разъёмов под микрофон:
—
mini-Jack 3.5 мм. Распространённый тип микрофонного гнезда в оснащении оборудования для звукозаписи. Представляет собой привычный аудиоджек, который можно встретить на борту условного смартфона, ноутбука или портативного аудиоплеера. Внешние микрофоны со штекером 3.5 мм выпускаются в версиях с двух-, трёх- и четырёхконтактными разъёмами (TS, TRS и TRRS соответственно). Простейшие двухконтактные интерфейсы применяются в моделях с записью монозвука, продвинутые четырёхконтактные — в экземплярах с поддержкой передачи стереозвука.
—
Jack 6.35 мм. По форме и контактам разъём аналогичен стандартному mini-Jack 3.5 мм, однако имеет более крупные размеры. Гнездо под штекер Jack 6.35 мм имеет бóльшую площадь контакта и проявляет лучшую устойчивость к воздействию всевозможных помех. Ареал обитания микрофонного разъёма — диктофоны и рекордеры класса профи с крупными размерами корпуса, где на первый план перед компактностью выдвинуты функциональные качества звукозаписи.
—
XLR. Трёхконтактный порт со внешним запирающим механизмом для передачи аналогового сигнала через балансное подключение, обеспечивающее высокую стойкость к помехам. Разъём имеет довольно крупные габариты и встречается в профессиональной портативной
...аппаратуре для звукозаписи.Формат записи
—
MP3. Самый распространённый на сегодняшний день формат цифрового звука, поддерживается абсолютным большинством цифровых аудиоустройств независимо от размера. Обеспечивает среднее качество сжатия и среднее качество звучания. При сохранении сжимает информацию с потерей качества, однако эти потери практически незаметны на слух, особенно при записи речи с неспециализированного микрофона.
—
WMA. Формат, разработанный компанией Microsoft. По возможностям сжатия данных превосходит MP3, обеспечивая хорошее качество при низком битрейте и, как следствие, небольшом размере файла, однако менее популярен, в частности, из-за чувствительности к ошибкам в файле. В то же время весьма часто встречается в цифровой аудиотехнике, без проблем воспроизводится на компьютерах (является штатным аудиоформатом ОС Windows).
—
WAV. Технически является не форматом, а «контейнером», в который можно «запаковать» звук, обработанный любым кодеком; однако чаще всего применяется для хранения несжатого звука в формате PCM. Таким образом, WAV обеспечивает наилучшее качество звука, сравнимое с Audio CD, однако и места такие файлы, как правило, занимают значительно больше, чем в вышеупомянутых форматах. Также без проблем воспроизводится на компьютере.
—
Собственный. Некоторые модели диктофонов записывают аудио в собственном формат
...е, отличном от распространённых стандартов. Технически собственный формат может обеспечить хорошее соотношение качества записи к размеру файла, однако с прослушиванием таких материалов часто возникают неудобства: их нужно либо слушать на самом диктофоне, либо устанавливать на компьютер специальный плеер или кодеки, либо конвертировать в один из «общепонятных» форматов с возможной потерей качества.Макс. качество записи (WAV)
Несжатый WAV обеспечивает наилучшее качество звука среди распространённых аудиоформатов Hi-Res. Частота дискретизации у него обычно составляет 96 или 192 кГц при разрядности в 24 бита. Формат применяется для «чистой» звукозаписи с максимальной детализацией сцены.
Максимальное время записи
Максимальное время непрерывной записи на диктофон. Зависит в первую очередь от объёма памяти (см. «Встроенная память», «Слот для карт памяти»), также напрямую связано с качеством записи: чем выше качество, тем больше места занимает материал и тем меньше максимальное время записи. В связи с этим производители обычно указывают в характеристиках максимально возможное время записи, то есть время записи с минимальным качеством; при более высоком качестве и время будет меньше.
Максимальное количество папок
Максимальное количество папок, которое можно создать в памяти диктофона для хранения записанных материалов. Это позволяет упорядочивать материалы и облегчает поиск нужной записи: например, при журналистской работе материал по каждой отдельной теме можно хранить в соответствующей папке. Многие диктофоны позволяют менять используемую для записи папку «на лету», буквально одним нажатием кнопки.
Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, которые способен воспринимать и записывать диктофон. Человек способен слышать звук в среднем от 16 Гц до 20 кГц, однако диапазон собственно человеческого голоса гораздо уже — приблизительно 100-3500 Гц. Поэтому, если Вы планируете использовать диктофон для записи речи, этих частот будет достаточно. Если же этим назначение диктофона не ограничивается, стоит обратить внимание на модели с более широким диапазоном — и в этом случае чем он шире, тем полнее и богаче будет запись.