Встроенная память
Объем встроенной памяти, установленной в плеере.
От данного параметра напрямую зависит, сколько музыки и другого контента можно хранить в устройстве, не прибегая к помощи карт памяти (тем более что некоторые модели вообще не поддерживают таких карт). Для сравнения: размер одного MP3-файла обычно не превышает 20 МБ, та же композиция в lossless-формате имеет в 3 – 4 раза больший объем, фильм в стандартном качестве занимает в среднем от 700 МБ до 2,5 ГБ, в HD 720p — до 5 – 6 ГБ. Таким образом, с точки зрения хранения данных чем больше объем встроенной памяти — тем лучше. С другой стороны, от емкости накопителя напрямую зависит цена плеера. В свете этого некоторые модели выпускаются в нескольких модификациях, различающихся по количеству памяти и цене.
При выборе стоит учитывать, что часть памяти неизбежно будет занята программной прошивкой и предустановленными приложениями; иногда эта часть получается довольно значительной — например, в моделях с ОС на борту (см. выше) может быть занято несколько гигабайт. Также отметим, что карты памяти в пересчете на гигабайт объема обходятся дешевле встроенных накопителей, а с практической стороны в большинстве случаев не уступают им. Так что специально искать плеер с большим объемом встроенной памяти имеет смысл прежде всего в том случае, если данная модель с картами памяти не работает.
Сейчас на рынке представлены плееры с таким объемом памяти:
до 8 ГБ,
16 ГБ..., 32 ГБ, 64 ГБ и больше. Впрочем встречаются и модели без встроенной памяти, рассчитанные на использование только с картами памятиМакс. объем карты
Максимальный объем карты памяти, которую можно использовать в плеере. Этот параметр напрямую связан с типом карты (см. выше): для каждого типа существуют свои ограничения по объему. В то же время возможности по работе с емкими носителями ограничиваются не только типом карты, но и аппаратной частью плеера. Поэтому немало моделей имеют более низкое ограничение по объему, чем предполагается картой памяти — например, 128 ГБ в модели с поддержкой формата SDXC (теоретический максимум по которому составляет 2 ТБ).
Отметим, что встречается и обратная ситуация — например, когда в устройстве с максимальным объемом в 16 ГБ заявлена поддержка только карт microSD (теоретический максимум — 4 ГБ). Это обычно означает, что плеер может работать и с более новыми форматами (в нашем примере — как минимум microSDHC), однако по какой-то причине в официальных характеристиках этот момент не упомянут (например, производитель мог ошибиться в документации).
Соотношение сигнал/шум
Соотношение между уровнем полезного сигнала (чистого звука) и посторонними шумами, выдаваемое плеером на выходе. Этот параметр напрямую характеризует качество встроенного усилителя: он учитывает в основном собственные шумы электронных схем, и выше соотношение сигнал/шум — тем меньше этих шумов и тем чище звук.
Отметим, что в случае плееров данная характеристика часто является не особо критичной: шум усилителя может теряться на фоне окружающих звуков, особенно в городской обстановке, и для таких ситуаций бывает достаточно даже самых скромных показателей, на уровне 70 – 80 дБ. В то же время для Hi-Fi моделей (см. «Тип») этот момент является одним из наиболее важных; в наиболее продвинутых устройствах соотношение сигнал/шум может превышать 120 дБ.
Мощность
Чем выше мощность — тем более громкий звук можно получить на наушниках, при прочих равных. Кроме того, более высокая мощность позволяет подключать к устройству «уши» с более высоким сопротивлением (хотя жесткой зависимости здесь нет, и модели с одинаковой выходной мощностью могут иметь разные ограничения по сопротивлению наушников). Однако в случае обычных (не Hi-Fi) плееров данный параметр является скорее справочным, чем практически значимым: как правило, мощности усилителя в таких моделях вполне достаточно, чтобы «раскачать» большинство наушников потребительского уровня. А вот для Hi-Fi устройств (см. «Тип») моделей выходная мощность имеет ключевое значение: она определяет совместимость с высокоомными «ушами» студийного класса. Подробную справку по этому вопросу можно найти в специальных источниках.
Поддерживает аудиоформаты
Форматы звуковых файлов, с которыми способен работать плеер.
—
MP3. Наиболее известный из современных форматов цифрового звука; поддерживается практически всеми компактными плеерами, название MP3 даже стало для них нарицательным. Обеспечивает т. н. сжатие с потерями, когда часть звуковых частот теряется. Однако звук при сжатии обрабатывается таким образом, что «пропадают» в основном частоты, потеря которых незаметна для человеческого уха. В итоге качество звука может быть довольно высоким, и однозначно отличить качественный MP3 от lossless формата можно только на Hi-Fi аппаратуре.
—
WAV. Еще один популярный стандарт аудио, изначально разработанный для хранения звука на ПК. Технически может применяться для хранения звука в разных форматах, однако чаще всего используется для несжатого аудио. За счет этого качество звука может быть довольно высоким, а для его обработки не требуется особой вычислительной мощности. Обратной стороной этого является большой объем аудиофайлов — в разы больше, чем у MP3.
—
WMA. Формат аудио, в свое время специально созданный для операционной системы Windows. По умолчанию использует сжатие с потерями (хотя есть и
lossless-разновидность WMA-кодека). WMA особенно удобен для работы на низких битрейтах, при таких условиях он обеспечивает лучшее качество, чем MP3, и занимает меньше места. С другой стороны, в высококачественном цифровом звуке данный формат знач
...ительно менее популярен.
— AAC. Формат, разработанный как потенциальный наследник MP3. Также обеспечивает сжатие с потерями (см. выше), однако позволяет добиться лучшего качества при том же размере файла; эта разница особенно заметна на низких битрейтах. Активно продвигается компанией Apple в плеерах iPod; тем не менее, заметно уступает MP3 по распространенности, хотя поддерживается немалым количеством плееров.
— OGG. Формат цифрового звука, предполагающий сжатие с потерями, одна из потенциальных альтернатив MP3. Одной из ключевых особенностей OGG является то, что при кодировке звука битрейт постоянно изменяется; при этом на фрагментах, где звука нет, битрейт падает практически до нуля (в отличие от MP3, где поток данных идет постоянно, в том числе на участках полной тишины). Благодаря этому удается добиться небольших размеров файла при сохранении качества звука. Также отметим, что формат OGG является открытым и не ограничивается патентами.
— FLAC. Один из форматов, использующих сжатие звука без потерь качества (lossless). При таком сжатии сохраняются все детали оригинального звучания, поэтому lossless-форматы особенно ценятся искушенными меломанами и аудиофилами. Обратной стороной этого качества являются крупные объемы файлов. Конкретно FLAC является едва ли не самым распространенных из современных lossless-форматов. Во многом это связано с тем, что данный стандарт не особенно требователен к вычислительной мощности проигрывателя. Благодаря этому его поддержку можно реализовать даже в сравнительно простых и недорогих плеерах (в отличие от другого популярного формата — APE, см. ниже). С другой стороны, файлы FLAC получаются более объемными, чем APE.
— APE. Один из популярных форматов сжатия звука без потерь (lossless). По сравнению с другим распространенным стандартом — FLAC (см. выше) — APE позволяет добиться меньших размеров файла при том же качестве. С другой стороны, для проигрывания таких файлов необходима электроника с довольно высокой вычислительной мощностью, поэтому в компактных плеерах совместимость с APE встречается сравнительно редко.
— DSD. Специфический формат цифрового звука, использующий т. н. сигма-дельта модуляцию (в отличие от импульсно-кодовой, применяемой в большинстве других форматов). Такая модуляция предусматривает очень высокую частоту дискретизации — 2822,4 кГц; однако ее нельзя сравнивать с обычной частотой дискретизации (см. выше): в данном случае речь идет о специфическом формате сигнала. Свойства его таковы, что поддержку DSD можно предусмотреть даже в том случае, если ЦАП плеера формально имеет намного меньшую частоту дискретизации. В целом данный формат считается профессиональным, его поддержка встречается в основном в Hi-Fi моделях (см. «Тип»).
— DXD. Профессиональный аудиоформат, изначально созданный для редактирования файлов DSD (см. выше) — по техническим причинам оригинальный DSD плохо подходит для редактирования. DXD использует разрядность 24 бит (на 8 бит выше, чем в формате Audio CD) и частоту дискретизации 352,8 кГц (в 8 раз выше, чем Audio CD). Как и оригинальный DSD, встречается преимущественно в Hi-Fi-плеерах.
— AIFF. Аудиоформат, разработанный компанией Apple для компьютеров Mac и ноутбуков Macbook; своего рода «яблочный» аналог описанного выше WAV, также в большинстве случаев используется для несжатого аудио.
— Audible. Собственный формат файлов, используемый одноименным онлайн-магазином аудиокниг. Одной из особенностей данного формата является то, что воспроизведение файла доступно только при условии ввода логина и пароля для онлайн-магазина Audible; таким образом, поддержка этого стандарта обычно означает наличие клиентской программы для доступа к магазину.
Данный список не является исчерпывающим, в современных плеерах (особенно топовой категории) могут поддерживаться и другие типы аудиофайлов.Прочие форматы
Не-звуковые форматы файлов, с которыми способен работать плеер.
—AVI. Один из самых популярных форматов видеофайлов в наше время, применяется как в портативных устройствах, так и в стационарной видеотехнике. Технически является контейнером, то есть может содержать данные, обработанные разными кодеками; для воспроизведения требуется, чтобы устройство поддерживало не только формат AVI, но и соответствующий кодек.
— MP4. Видеофайлы, использующие контейнер MPEG-4. MP4 в свое время был одним из самых популярных форматов для портативных плееров, именно этот формат обычно подразумевают, когда говорят о «конвертированном видео» для медиаплеера или смартфона.
— MPEG-4. Еще одно название для описанного выше MP4.
— MKV. Контейнер для видео, созданный как открытая альтернатива описанному выше AVI и подобным стандартам. Очень удобен при создании видеофайлов с несколькими встроенными потоками видео, аудио и/или субтитров, благодаря чему широко распространен и продолжает развиваться.
— MOV. Формат видеофайла (контейнера), изначлаьно разработанный Apple для программных плееров QuickTime
— ASF. Фирменный формат компании Microsoft, специально разработанный для работы с потоковым контентом.
— SWF. Формат, в котором записываются анимационные ролики на основе технологии flash.
— JPEG. Один из самых популярных современных форматов графических ф...айлов, является стандартом для цифровой фотографии. Отметим, что поддержка графики, в т.ч. JPEG, может предусматриваться даже в плеерах с очень миниатюрными экранами — для отображения обложек альбомов.
— PNG. Популярный формат графических файлов. В частности, распространен в Интернете — благодаря возможности достигать неплохого качества при небольших размерах файла.
— GIF. Еще один популярный формат графических файлов. Примечателен возможностью создания анимированных картинок.
— BMP. Один из распространенных графических форматов. Впрочем, из-за довольно крупных объемов файлов встречается реже вышеописанных стандартов.
— TXT. Файлы типа «только текст», без форматирования (кроме абзацев). Поддержка этого формата может предусматриваться даже в плеерах с очень небольшими экранами — для просмотра текстов песен.
Данный список не является исчерпывающим, в современных компактных плеерах могут поддерживаться и другие форматы файлов.
Функции и возможности
—
Поддержка CUE. Способность плеера распознавать и использовать файлы формата .cue. Изначально такие файлы применялись как списки треков на Audio CD, в них записывалась последовательность треков, их длительность и название; в наше время файлом .cue часто сопровождаются альбомы и сборники, записанные по принципу «все треки подряд в одном аудиофайле». Если плеер
поддерживает CUE, то такой аудиофайл на нем можно слушать как набор отдельных треков, переключаясь между ними по желанию — плеер будет брать из файла .cue данные о точке начала каждого трека и автоматически проматывать воспроизведение. Иными словами, формат прослушивания будет такой же, как и при воспроизведении музыки в формате «один файл на трек».
—
Форматы без потерь (lossless). Поддержка плеером форматов аудио, которые используют сжатие без потерь (lossless). В отличие от сжатия с потерями (в том же MP3), при таком сжатии звук не урезается, все его детали максимально сохраняются. В наше время существует несколько lossless-форматов, наиболее популярными являются FLAC и APE (см. «Поддерживает аудиформаты»); конкретный набор стандартов, с которыми совместим плеер, стоит уточнить отдельно. Однако в любом случае данная функция будет полезна тем, кто ценит максимально полное и достоверное звучание. При этом стоит учесть два нюанса. Во-первых,
файлы lossless имеют доволь
...но большой объем — один альбом может занимать несколько сотен мегабайт. Во-вторых, для того, чтобы в полной мере оценить такой звук, потребуются высококачественные наушники, а в идеале — и плеер уровня Hi-Fi (см. «Тип»).
— Форматы без сжатия (uncompressed). Поддержка плеером форматов аудио, не предусматривающих сжатия данных. Большинство таких стандартов относится к профессиональным, они обеспечивают очень высокое качество и достоверность звука, однако и места занимают немало. В качестве примера форматов без сжатия можно назвать DSD и DXD (см. «Поддерживает аудио»).
— Работа в режиме ЦАП. Возможность работы плеера в режиме цифро-аналогового преобразователя (ЦАП) — когда устройство принимает цифровой аудиосигнал из внешнего источника (обычно USB-порта компьютера) и выдает на выход аналоговый звук. Данная функция встречается в основном в Hi-Fi моделях (см. «Тип»). Она будет полезна прежде всего при выводе звука с ПК, ноутбуков или портативных гаджетов: собственные звуковые карты в таких моделях нередко бывают достаточно «слабыми», и при использовании внешнего ЦАП можно добиться намного лучшего качества звука.
— Эквалайзер.Данная функция позволяет регулировать громкость звучания отдельных полос частот, изменяя таким образом общую окраску звука. Эквалайзеры в современных плеерах могут иметь разное количество полос — от 2 (низкие и высокие частоты) в простейших моделях до 8 – 10 в продвинутых. В любом случае подобная настройка может пригодиться как для настройки звучания под собственные предпочтения, так и для компенсации недостатков подключенных наушников или колонок — если они «проваливают» определенные полосы частот. Кроме того, во многих плеерах имеется набор предустановок эквалайзера (пресетов), обычно рассчитанных на разные стили музыки — «Классика», «Рок», «Поп» и т. п.
— FM-приемник. Встроенный тюнер для приема радиопередач в FM-диапазоне. Именно этот диапазон использует подавляющее большинство современных музыкальных радиостанций, поскольку он позволяет транслировать звук в формате стерео. Впрочем, некоторые модели плееров поддерживают и другие стандарты — например, AM, в котором широко представлены станции «разговорного» жанра. Для прослушивания радио обычно требуется подключение наушников — их провод играет роль антенны.
— Запись с FM-приемника. Возможность записи радиопрограмм, принимаемых собственным тюнером плеера (см. выше). Эта функция пригодится, если вы хотите «сохранить для истории» какое-то событие из трансляции — интересное ток-шоу, живое выступление любимой группы в студии радиостанции, звонок в прямой эфир и т.п.
— Диктофон. Возможность работы плеера в режиме диктофона — на запись звука. Как правило, при этом используется встроенный микрофон. Общий функционал такой записи заметно скромнее, чем в специализированных диктофонах, однако для несложных задач она вполне может пригодиться.
— Встроенный динамик. Собственный встроенный динамик позволяет слушать музыку без подключения наушников или колонок. В некоторых ситуациях — например, при совместном просмотре фильма с экрана плеера — данная функция может оказаться весьма полезной. Правда, стоит учитывать, что возможности встроенного динамика обычно достаточно скромны, в итоге громкость и качество звука получаются невысокими.
— Цифровая камера. Собственная цифровая камера, позволяющая использовать плеер для съемки фото и видео. Качество съемки в большинстве случаев невысоко, однако встречаются и исключения — некоторые модели плееров по этому показателю не уступают смартфонам среднего класса. Кроме того, камеры в данном случае предназначены не столько для высокохудожественной съемки, сколько для «фиксации момента». Также стоит отметить, что расположение камеры может быть разным. Чаще всего она устанавливается на тыльной стороне, но встречаются и плееры с фронтальными камерами, позволяющими снимать селфи и пользоваться видеосвязью. А наиболее продвинутые плееры (обычно модели с ОС, см. выше) могут иметь пару камер — основную и фронтальную.Дисплей
Характеристики дисплея, установленного в плеере.
—
Цветность (цветной/монохромный). Цветность дисплея выбирается производителем с учетом функционала плеера. Так, для устройства, поддерживающего видео и графические материалы (см. «Прочие форматы»), цветной дисплей является обязательным, а если плеер работает только с аудио — для него вполне достаточно монохромного (одноцветного) экрана, тем более что такие экраны дешевле обходятся и потребляют меньше энергии.
—
Диагональ. Размер дисплея по диагонали напрямую связан с типом устройства (см. выше). Так, классическим аудиоплеерам крупные экраны не требуются, в большинстве из них данный показатель не превышает 1,5"; а вот для медиаплеера 1,5" — это, фактически, абсолютный минимум, обычно же диагональ составляет от 3" и более. Также
крупными экранами оснащаются Hi-Fi плееры, в них подобная особенность предусматривается еще и для удобства работы со специальными инструментами. В целом же крупный экран, с одной стороны, удобен в использовании, с другой — влияет на габариты и цену устройства.
—
Разрешение дисплея. Размер дисплея в пикселях по вертикали и горизонтали. При той же диагонали более высокое разрешение обеспечивает более четкое и детализированное изображение, однако увеличивает стоимость плеера. Кроме того, далеко не каждому плееру нужна высокая детализация: если экран используется только для служебной информации вроде названия песни, можно о
...бойтись и небольшими разрешениями. Поэтому обращать внимание на данный параметр стоит лишь тогда, когда речь идет о медиаплеере (см. «Тип»), на котором планируется часто смотреть видео. В остальных случаях можно исходить из того, что разрешения экрана гарантированно хватит для тех задач, для которых предназначено устройство.
— Тип матрицы. Тип матрицы, используемой в экране.
- OLED. Матрица на органических светодиодах, в которой каждый пиксель фактически представляет собой отдельный светодиод. В портативных плеерах большинство таких экранов — монохромные, для цветных дисплеев удобнее применять другие технологии.
- TFT. Общее название для жидкокристаллических дисплеев. В данном случае обозначение TFT используется в основном для относительно простых экранов, не использующих продвинутых технологий вроде описанной ниже IPS и имеющих достаточно скромные характеристики. Тем не менее, такие экраны могут делаться цветными и иметь высокое разрешение.
- AMOLED. Развитие описанной выше технологии OLED, рассчитанное на создание высококлассных цветных дисплеев. AMOLED экраны отличаются высокой яркостью, насыщенными цветами и хорошими углами обзора. Из их недостатков можно отметить несколько меньший срок службы, чем у тех же IPS, а также склонность выцветать на участках, где часто отображаются яркие фрагменты изображения.
- IPS. Одна из самых популярных технологий цветных экранов, применяемых в современной портативной технике. Обеспечивает хорошее качество цветопередачи и обширные углы обзора; по качеству картинки несколько уступает AMOLED, однако обходится дешевле и служит дольше.
— Сенсорный экран. Сенсорный экран — наподобие тех, что применяются в современных смартфонах. Управление при помощи элементов на экране часто бывает более удобным и универсальным, чем использование кнопок и других аппаратных органов управления. Для нормального использования такой дисплей должен быть довольно крупным. Также отметим, что сенсорный экран является обязательным для моделей с полноценной ОС (см. выше).Емкость аккумулятора
Емкость аккумулятора, установленного в плеере.
Теоретически более емкая батарея способна обеспечить большее время автономной работы. Однако на практике автономность будет зависеть не только от емкости аккумулятора, но и от энергопотребления плеера, а оно напрямую связано с функционалом. Поэтому при оценке автономности лучше ориентироваться не на характеристики батареи, а на прямо заявленное в характеристиках время работы (см. ниже). А сравнивать между собой по емкости аккумулятора можно только модели со схожими характеристиками — например, медиаплееры на Android с приблизительно одинаковыми диагоналям экранов.