Кол-во каналов
Максимальное количество звуковых каналов, которое аудиосистема способна воспроизвести через собственную акустику.
—
1.0. Один канал аудио допускает лишь монофоническое звучание — достаточное для того, чтобы слышать звук, но не обеспечивающее эффекта объёмности. Достоинством этого варианта является компактность, т.к. для нормальной работы достаточно оснастить устройство одним динамиком. Одноканальный формат встречается в основном в недорогих моделях, а также в наиболее компактных аудиосистемах, где небольшие размеры важнее «навороченного» звука.
—
2.0. Два канала — минимально необходимое количество для воспроизведения звука в формате стерео. Этот формат уже позволяет добиться ощущения объёмности, не требуя слишком большого количества динамиков и усложнения всей системы. Поэтому он весьма популярен.
—
2.1. Модификация описанного выше формата 2.0,
дополненная сабвуфером —специализированным динамиком для низких частот. Применение сабвуфера улучшает качество звука, обеспечивая насыщенное звучание басов.
—
2.2. Дальнейшее расширение описанного выше формата 2.1, предусматривающее наличие двух сабвуферов — это улучшает достоверность передачи низких частот.
— 3.1. Расширенная версия стандарта 2.1, в которой два классических стереодинамика дополнены не тол
...ько сабвуфером, но и третьим, центральным динамиком. Это позволяет повысить качество звука — в частности, за счёт более богатого объёмного звучания.
Отметим, что модели 2.0, не имеющие собственного сабвуфера, могут оснащаться выходом для его подключения (см. ниже).Мощность системы
Общая мощность звука, обеспечиваемая аудиосистемой на максимальной громкости, иными словами — суммарная мощность всех динамиков, штатно предусмотренных в устройстве (включая сабвуфер).
Чем выше мощность — тем громче будет звучать система и тем большую площадь она сможет перекрыть. С другой стороны,
высокая мощность заметно сказывается на цене, габаритах, весе и энергопотреблении устройства. Кроме того, при оценке и сравнении по данному показателю стоит учитывать некоторые нюансы. Во-первых, некоторые производители идут на хитрость и приводят в характеристиках не среднюю, а пиковую мощность звука; такие цифры могут быть весьма впечатляющими, но к реальной громкости они имеют весьма слабое отношение. Так что если вам кажется, что заявленная мощность слишком высока — не помешает уточнить, что именно подразумевается в данном случае. Во-вторых, при сравнении стоит учитывать наличие сабвуфера — он играет вспомогательную роль, однако на него может приходиться более половину от суммарной мощности системы. Из-за этого при равной общей мощности устройство с сабвуфером может оказаться тише модели без сабвуфера: к примеру, система 2.0 на 40 Вт будет иметь по 20 Вт на основной канал, тогда как в модели 2.1 на 40 Вт на сабвуфер может приходиться 20 Вт, и всего по 10 Вт — на основные динамики.
Количество полос
Количество отдельных частотных диапазонов (полос), на которое звук разделяется при воспроизведении через акустику аудиосистемы. Для каждой такой полосы предусматривается отдельный динамик, а иногда — несколько.
Наиболее простой вариант предусматривает 1 полосу; он весьма популярен в современных аудиосистемах, т.к. требует минимального количества динамиков, а качество звука может быть довольно неплохим. Более продвинутые варианты предусматривают 2-3 полосы (низкие и высокие частоты, или НЧ, ВЧ и средние), а в высококлассных моделях количество полос может достигать пяти. Отметим, что, кроме целых, выпускаются модели и с дробным количеством полос — например, 2.5 или 3.5. Такая маркировка говорит о наличии в конструкции динамика, отвечающего сразу за две полосы: например, модель 2.5 имеет отдельные динамики для НЧ и ВЧ плюс комбинированный НЧ+СЧ (по конструкции аналогичный НЧ, но нагруженный ещё и средними частотами).
В любом случае обилие полос, как правило, свидетельствует о высоком классе акустики: чем больше отдельных диапазонов частот — тем уже специализация каждого динамика, тем точнее он способен воспроизводить свою часть сигнала и тем сложнее устроена система.
Чувствительность
Чувствительность определяет интенсивность реакции акустики на сигнал определённого уровня; проще говоря, чем выше этот показатель — тем выше будет громкость акустической системы при том же уровне сигнала. Отметим, что в случае аудиосистем данный параметр играет второстепенную роль: он важен для подбора акустики под усилитель, а здесь оба этих компонента в большинстве случаев оптимально подобраны производителем друг под друга.
Частотный диапазон
Общий диапазон частот, воспроизводимый акустикой аудиосистемы. Измеряется от нижнего порога самой низкочастотной колонки до верхнего — самой высокочастотной: например, в системе 2.1 с основными колонками на 100 – 22000 Гц и сабвуфером на 20 – 150 Гц общее значение будет составлять 20 – 22000 Гц.
В целом чем шире частотный диапазон — тем полнее будет воспроизводимый звук, тем меньше низких и высоких частот будет потеряно из-за недостаточных возможностей акустики. С другой стороны, не стоит забывать, что фактическое качество звука зависит и от ряда других параметров — в первую очередь амплитудно-частотной характеристики. Кроме того, слышимые человеком частоты находятся в промежутке от 16 Гц до 22 кГц; отклонения от этих значений весьма малы, а с возрастом верхняя граница ещё и понижается. Поэтому с практической точки зрения не имеет смысла предусматривать слишком обширный частотный диапазон; а впечатляющие показатели вроде 10 – 50000 Гц, встречающиеся в моделях топового класса, обычно являются скорее своеобразным «побочным эффектом» высококачественных динамиков (и одновременно — маркетинговым ходом), чем реально значимым моментом.
Эквалайзер
Наличие в аудиосистеме функции эквалайзера.
Эквалайзер позволяет изменять тембр звука, регулируя громкость по отдельным полосам частот. Простейший вариант такой регулировки предусматривает 2 полосы (высокие и низкие частоты), однако чаще всего полос больше. В любом случае эквалайзер может пригодиться как для тонкой настройки звука под собственные предпочтения, так и для компенсации недостатков внешней или штатной акустики, подключённых наушников и т.п. — например, если динамики «проваливают» определённые полосы частот. Кроме того, во многих аудиосистемах имеется набор предустановок эквалайзера (пресетов), обычно рассчитанных на разные стили музыки — «Классика», «Рок», «Поп» и т.п. Может также предусматриваться возможность создания и редактирования собственных пресетов.
Дополнительно
—
Всенаправленное звучание. В соответствии с названием, аудиосистемы с данной особенностью равномерно излучают звук во все стороны, охватывая пространство в 360°. Таким образом, устройство можно установить в центре помещения и равномерно «наполнить» его звуком, который будет четко восприниматься в любой точке. С другой стороны, всенаправленная система обычно звучит в формате 1.0 (моно); в конструкции могут предусматриваться различные ухищрения для обеспечения объемного звучания, но подобные все равно в большинстве случаев не дотягивают до полноценного стерео.
—
Голосовой ассистент. Поддержка аудиосистемой голосового ассистента. Наибольшей популярностью в наше время пользуются такие ассистенты:
Однако возможно применение и других решений. В любом случае стоит отметить, что речь идет не о функции самой аудиосистемы, а о совместимости со смартфонами, планшетами и другими гаджетами, в которых предусмотрены собственные голосовые помощники. Таким образом, для использования голосового помощника придется подключить аудиосистему к внешнему устройству. С другой стороны, возможности таких помощников обычно более обширны, чем у встроенных систем
голосового управления (см. ниже); нередко поддерживаются продвинутые функции вроде распознавания естественной речи со сложными запросами («Включи последний альбом группы …, который я слушал»), озвучивания прогноза погоды, результатов спортивных состязаний и т. п. Разумеется, конкретный набор поддерживаемых команд и языков может быть разным — в зависимости от голосового ассистента и его версии.
— Голосовое управление. Функция, являющаяся фактически обязательно для умных колонок (см. «Назначение») и почти не встречающаяся в других типах аудиосистем. Как следует из названия, такое управление позволяет управлять устройством при помощи голосовых команд. От голосового помощника (см. соответствующий пункт) оно отличается тем, что в данном случае речь идет о простейших командах, связанных с основным функционалом аудиосистемы — например, «Стоп», «Продолжать», «Следующий трек» и т. п. Стоит иметь в виду, что голосовое управление почти гарантированно поддерживает английский язык, а вот возможность распознавать другие языки стоит уточнять отдельно.
— Мобильное приложение. Возможность управления аудиосистемой со смартфона, планшета или другого гаджета с установленным на него специальным приложением. Как правило, соединение при этом осуществляется через Wi-Fi (см. «Интерфейсы»). Удобство данной функции заключается не только в том, что управлять системой можно на расстоянии — приложение нередко оказывается более удобным и дает больше возможностей, чем элементы управления на самой магнитоле.
— Поддержка Multiroom. Поддержка устройством технологии Multiroom. Данная технология позволяет создать в доме единую беспроводную сеть из нескольких колонок, размещенных в разных комнатах, и одновременно проигрывать музыку во всех этих комнатах. Конкретные особенности таких сетей в разных моделях могут быть разными, их стоит уточнять отдельно. Так, одни устройства используют соединение по Bluetooth, другие — по Wi-Fi (напрямую или через локальную сеть). В одних случаях управляющая колонка транслирует звук на все остальные, и по всему дому играет одна и та же музыка, в других — колонки являются «равноправными», и в разных комнатах можно одновременно включать разные треки. Некоторые аудиосистемы требуют внешнего источника звука (смартфона, планшета и т. п.), другие сами способны играть роль проигрывателя, в т.ч. для потоковых Интернет-сервисов.
—
Караоке.... Популярное развлечение, позволяющее пользователям петь свои любимые песни под фонограмму-«минусовку» (музыкальное сопровождение с вырезанным оригинальным вокалом) — таким образом, чтобы вокал, наложенный на минусовку, воспроизводился через акустику аудиосистемы. Данная функция предполагает наличие как минимум одного входа под микрофон.
— Караоке Mix. Расширенная версия караоке (см. выше), предусматривающая различные дополнительные возможности — например, оценку мастерства исполнения в баллах, соревнования по пению и т.п. Как правило, позволяет подключать уже два микрофона.
— Интернет радио. Возможность прослушивания Интернет-радиостанций на аудиосистеме. В целом такое вещание аналогично обычному, однако осуществляется оно не через радиоэфир, а через Всемирную сеть, что обеспечивает некоторые дополнительные возможности. Так, Интернет-вещание не имеет ограничений по дальности и диапазонам, позволяет слушать программы из любой страны и на любом языке; а список вещателей чрезвычайно обширен, среди них имеются как традиционные радиостанции, дублирующие свои передачи в Интернет, так и специфические, чисто сетевые проекты. Наличие данной функции предполагает поддержку как минимум одного сетевого интерфейса — Wi-Fi или LAN (см. «Интерфейсы»).
— Запись на USB-накопитель. Возможность работы аудиосистемы в режиме записи на внешнее USB-устройство — например, флешку. Таким образом можно записывать любимые радиопрограммы с обычного тюнера или Интернет-станции (см. выше), копировать музыку с оптических дисков и т.п.; конкретные возможности записи на USB зависят от модели аудиосистемы.
— Часы. Обычные часы — прибор для отображения времени, чаще всего в виде цифр на дисплее. Иногда именно такие часы оказываются наиболее удобными. Кроме того, данная функция необходима для некоторых других возможностей — прежде всего будильника (см. ниже).
— Будильник. Классический будильник, подающий сигнал в заданное время. Может пригодиться не только для побудки, но и в других случаях, когда нужно предупредить пользователя о наступлении определенного времени. Особенностью данной функции в аудиосистемах является то, что в качестве сигнала может использоваться включение определенной радиостанции или музыкальной композиции.Входы
—
RCA. Интерфейс RCA использует коаксиальные кабели с характерными штекерами-«тюльпанами», и соответствующие разъёмы. Он может применяться для передачи разных типов данных, однако в данном случае подразумевается подключение аудиосигнала с предусилителя в аналоговом формате, по одному каналу аудио на разъём. RCA широко используется в современной аудиотехнике, однако его устойчивость к помехам весьма скромна.
—
Mini-Jack (3.5 мм). Стандартный разъём для большинства современной портативной аудиотехники. В аудиосистемах применяется в основном для подключения подобной техники — в первую очередь карманных медиаплееров. Использует аналоговую передачу сигнала, при этом устойчивость к помехам, как и у RCA, невысока, а качество может быть даже ниже вследствие того, что оба канала стереозвука передаются по одному кабелю.
—
Коаксиальный S/P-DIF. Электрическая разновидность стандарта S/P-DIF, использующая для передачи сигнала коаксиальный кабель с разъёмом-«тюльпаном». Не стоит путать данный интерфейс с описанным выше аналоговым RCA — несмотря на идентичность разъёмов, эти стандарты принципиально различаются: «коаксиал» работает в цифровом формате и по одному кабелю позволяет передавать даже многоканальный звук. По сравнению с оптическим S/P-DIF данный интерфейс менее устойчив к помехам, однако более надёжен, поскольку электрические кабели не столь деликатны.
...
>
— Оптический. Одна из разновидностей стандарта S/P-DIF — наряду с описанным выше коаксиальным. В данном случае передача сигнала осуществляется через оптоволоконный кабель TOSLINK. Главным достоинством данного интерфейса является полная нечувствительность к электрическим помехам, при этом его возможностей достаточно даже для работы с многоканальным звуком. Из недостатков стоит отметить высокую цену соединительных кабелей, а также необходимость аккуратного обращения с ними.
— Под микрофон. Вход для подключения микрофона к аудиосистеме; может использовать разные типы разъёмов (3.5 мм mini-Jack, 6.35 мм Jack и т.п.). Данная функция является обязательной для моделей с караоке (см. «Дополнительно»), однако может применяться и для других целей.
— Инструментальный. Разъемы, используемые для подключения музыкальных инструментов (акустических или бас-гитар, клавишных и т.п.). Чаще всего они выполняются в виде гнезд формата Jack 6.35 мм. Аудиосигнал со звукоснимателей имеет свою специфику, поэтому инструментальный вход обычно характеризуется более высоким уровнем входного сигнала и специальным согласованием импеданса, чтобы обеспечить оптимальное качество звука.Выходы
—
RCA. Интерфейс RCA использует коаксиальные кабели, с характерными штекерами-«тюльпанами», и соответствующие разъёмы. Он может применяться для передачи разных типов данных, однако в данном случае подразумевается вывод аудиосигнала в аналоговом формате, по одному каналу аудио на разъём. RCA широко используется в современной аудиотехнике, однако его устойчивость к помехам весьма скромна.
— Mini-Jack (3.5 мм). Один из стандартных разъёмов в современной аудиотехнике, широко используется в портативных устройствах, а также для подключения наушников. Однако отметим, что в данном случае подразумевается гнездо, отвечающее за линейный выход — интерфейс для передачи аудиосигнала в аналоговом формате на внешнее устройство, например, усилитель. Разъём для наушников в нашем каталоге указывается отдельно, даже если он относится к стандарту mini-Jack 3.5 мм; подробнее о выходе на наушники см. ниже.
—
Коаксиальный S/P-DIF. Электрическая разновидность стандарта S/P-DIF, использующая для передачи сигнала коаксиальный кабель с разъёмом-«тюльпаном». Не стоит путать данный интерфейс с описанным выше аналоговым RCA — несмотря на идентичность разъёмов, эти стандарты принципиально различаются: «коаксиал» работает в цифровом формате и по одному кабелю позволяет передавать даже многоканальный звук. По сравнению с
оптическим S/P-DIF данный интерф
...ейс менее устойчив к помехам, однако более надёжен, поскольку электрические кабели не столь деликатны.
— Оптический. Одна из разновидностей стандарта S/P-DIF — наряду с описанным выше коаксиальным. В данном случае передача сигнала осуществляется через оптоволоконный кабель TOSLINK. Главным достоинством данного интерфейса является полная нечувствительность к электрическим помехам, при этом его возможностей достаточно даже для работы с многоканальным звуком. Из недостатков стоит отметить высокую цену соединительных кабелей, а также необходимость аккуратного обращения с ними.
— На сабвуфер. Отдельный выход для подключения внешнего сабвуфера — специализированного низкочастотного динамика. Использование такого динамика позволяет значительно улучшить звучание низких частот, сделать бас мощным и насыщенным, на что не способны динамики общего назначения. Отметим, что подобный выход может пригодиться и в системах, имеющих встроенный сабвуфер — внешние «сабы» в большинстве случаев мощнее и дают больше возможностей по настройке звука.
— На наушники. Отдельный выход для подключения наушников. Чаще всего с этой целью используется стандартное гнездо 3.5 мм mini-Jack или 6.35 Jack, но могут встречаться и другие варианты — например, фирменный разъём производителя. В любом случае наушники могут пригодиться в ситуации, когда нужно соблюдать тишину — например, если Вы хотите послушать музыку в позднее время, когда окружающие уже спят — или наоборот, в шумной обстановке, когда окружающие звуки заглушают динамики аудиосистемы.
— Композитный. Полноразмерный композитный интерфейс включает три разъёма — один для передачи видео и два под левый и правый канал стерео. Однако в данном случае под композитным выходом обычно подразумевается только видеоразъём (за звук отвечает штатная акустика аудиосистемы, транслировать его на телевизор обычно нет смысла). В любом случае данный выход позволяет подключать аудиосистему не только к новейшим, но и к откровенно устаревшим телевизорам. Его недостатками являются невысокое качество изображения и несовместимость с HD.
— Компонентный. Выход для передачи видеосигнала в аналоговом формате. Внешне схож с описанным выше композитным интерфейсом, т.к. тоже использует три RCA-кабеля; однако в данном случае по этим кабелям передаются три компонента видеосигнала (отсюда и название). Компонентный интерфейс считается наиболее продвинутым среди популярных аналоговых видеостандартов, он обеспечивает наиболее высокое среди них качество изображения и даже способен работать с HD-разрешениями. Из недостатков стоит отметить невозможность передачи звука — для этого понадобится отдельное подключение.
— S-Video. Аналоговый интерфейс для передачи видео. В некотором роде схож с описанным выше компонентным, поскольку также предусматривает отдельные провода для передачи компонентов видеосигнала; однако в данном случае этих проводов всего два. Это, с одной стороны, позволило ограничиться одним разъёмом вместо нескольких, с другой — несколько снизило качество «картинки» и ограничило пропускную способность, так что об HD при таком подключении речи не идёт.
— SCART. Универсальный аудио/видеоинтерфейс, использующий характерный крупный разъём с 21 контактом (20 штырьков плюс обод по периметру разъёма). Долгое время был стандартом для европейской видеотехники, однако на сегодняшний день считается устаревшим из-за невысокой пропускной способности и значительных габаритов. Отметим, что SCART может работать с сигналами разных форматов, что позволяет использовать переходники — в частности, для подключения внешних устройств по композитному и компонентному интерфейсам.
— HDMI. Универсальный цифровой интерфейс, позволяющий передавать HD-видео и многоканальный звук по одному кабелю. Является практически стандартом для современной видеотехники, в частности, присутствует в большинстве телевизоров. В аудиосистемах выход этого типа используется аналогично описанному выше коаксиальному S/P-DIF — то есть для вывода аудиосигнала в цифровом виде.