Назначение
—
Музыкальный центр. Музыкальные центры представляют собой стационарные аудиосистемы, включающие проигрыватель, усилитель и акустику; их отличительной особенностью являются колонки, выполненные отдельно от основного блока. В некоторых моделях могут предусматриваться крепления для установки колонок на основной блок, но эти крепления быстроразъёмные, а длина проводов позволяет размещать акустику отдельно.
—
Минисистема. Минисистемы представляют собой относительно небольшие устройства, выполненные в цельных корпусах; несмотря на небольшие размеры, они обычно рассчитаны на стационарное использование, хотя могут иметь автономные источники питания (см. ниже). Функционал минисистем может быть разным: одни модели, по сути, представляют собой колонки со слегка расширенными возможностями, в других эти возможности могут быть сравнимы с полноценными музыкальными центрами и даже иметь
беспроводную зарядку.
—
Магнитола. Магнитолы имеют характерный дизайн, напоминающий кассетные магнитофоны; а некоторые из них даже способны работать с кассетами, см. «Носители». Как и описанные выше музыкальные центры, такие устройства имеют всё необходимое для прослушивания — проигрыватель, усилитель и акустику; однако колонки сделаны несъёмными, а функционал у магнитол обычно более скромен. С другой стороны, подобные модели пригодны для переноски и могут
...использоваться даже для воспроизведения музыки на ходу — практически обязательными чертами магнитол является наличие ручки для транспортировки и возможность автономного питания (см. ниже) от сменных батареек.
— Напольная система. Назначение аудиосистем данного типа понятно уже из названия: они изначально рассчитаны на установку на пол. Такая установка позволяет создавать довольно крупные устройства с мощной акустикой; собственно, большинство напольных аудиосистем фактически представляет собой комплект колонок со встроенным проигрывателем. Впрочем, есть и довольно компактные модели данного типа, допускающие настольную или настенную установку при отсоединённой подставке.
— Для вечеринок. Аудиосистемы для организации зажигательных музыкальных вечеринок в кругу друзей и близких. Подобные модели способны озвучить обширное пространство как в помещении, так и на уличном танцполе. Нередко аудиосистемы для вечеринок дополняются встроенными световыми эффектами для создания дискотечной атмосферы, также к ним могут подключаться микрофоны, что по достоинству оценят любители караоке. Альтернативные названия таких аудиосистем — Party-колонка или PartyBox.
— Для музыкантов. Продвинутые колонки без светомузыки с хорошим качеством звучания спецом для музыкантов, которые дают выступления на улице или участвуют в выездных мероприятиях. Подобные модели предназначаются не для полноценных концертов, а скорее для «живых» выступлений в публичных местах. Аудиосистемы нередко предполагают возможность подключения музыкальных инструментов, также они часто комплектуются ручкой чемоданного типа для удобства переноски аппаратуры. Если подпадает под вышеописанное, но имеются световые эффекты - Для вечеринок.
— Умная колонка. Аудиосистемы в виде сравнительно небольших одиночных колонок с «умной» управляющей электроникой. Для таких устройств можно выделить четыре ключевых особенности: подключение к Интернету (обычно через Wi-Fi), синхронизация со смартфоном или планшетом (обычно так же), поддержка голосовых команд и расширенный функционал. По сути, смарт-колонки являются не классическими аудиосистемами, а универсальными «помощниками» с динамиками для проигрывания музыки; а возможности голосового управления в них выходят далеко за пределы «музыкальных» функций. Так, многие модели позволяют выставлять таймер или будильник на смартфоне, управлять компонентами умного дома, получать справку по самым различным запросам и т. п. При этом нередко поддерживается контекстуальное распознавание команд, с возможностью обработки сложных запросов вроде «поставь группу, которую я слушал вчера вечером».Кол-во каналов
Максимальное количество звуковых каналов, которое аудиосистема способна воспроизвести через собственную акустику.
—
1.0. Один канал аудио допускает лишь монофоническое звучание — достаточное для того, чтобы слышать звук, но не обеспечивающее эффекта объёмности. Достоинством этого варианта является компактность, т.к. для нормальной работы достаточно оснастить устройство одним динамиком. Одноканальный формат встречается в основном в недорогих моделях, а также в наиболее компактных аудиосистемах, где небольшие размеры важнее «навороченного» звука.
—
2.0. Два канала — минимально необходимое количество для воспроизведения звука в формате стерео. Этот формат уже позволяет добиться ощущения объёмности, не требуя слишком большого количества динамиков и усложнения всей системы. Поэтому он весьма популярен.
—
2.1. Модификация описанного выше формата 2.0,
дополненная сабвуфером —специализированным динамиком для низких частот. Применение сабвуфера улучшает качество звука, обеспечивая насыщенное звучание басов.
—
2.2. Дальнейшее расширение описанного выше формата 2.1, предусматривающее наличие двух сабвуферов — это улучшает достоверность передачи низких частот.
— 3.1. Расширенная версия стандарта 2.1, в которой два классических стереодинамика дополнены не тол
...ько сабвуфером, но и третьим, центральным динамиком. Это позволяет повысить качество звука — в частности, за счёт более богатого объёмного звучания.
Отметим, что модели 2.0, не имеющие собственного сабвуфера, могут оснащаться выходом для его подключения (см. ниже).Radio Data System (RDS)
Поддержка тюнером технологии Radio Data System. Эта технология используется в основном в FM-диапазоне; она позволяет помимо звукового сигнала передавать по радио дополнительную текстовую информацию — например, названия транслируемых композиций, анонсы, рекламные сообщения и т.п. В аудиосистемах с поддержкой RDS эта информация отображается на дисплее.
Мощность системы
Общая мощность звука, обеспечиваемая аудиосистемой на максимальной громкости, иными словами — суммарная мощность всех динамиков, штатно предусмотренных в устройстве (включая сабвуфер).
Чем выше мощность — тем громче будет звучать система и тем большую площадь она сможет перекрыть. С другой стороны,
высокая мощность заметно сказывается на цене, габаритах, весе и энергопотреблении устройства. Кроме того, при оценке и сравнении по данному показателю стоит учитывать некоторые нюансы. Во-первых, некоторые производители идут на хитрость и приводят в характеристиках не среднюю, а пиковую мощность звука; такие цифры могут быть весьма впечатляющими, но к реальной громкости они имеют весьма слабое отношение. Так что если вам кажется, что заявленная мощность слишком высока — не помешает уточнить, что именно подразумевается в данном случае. Во-вторых, при сравнении стоит учитывать наличие сабвуфера — он играет вспомогательную роль, однако на него может приходиться более половину от суммарной мощности системы. Из-за этого при равной общей мощности устройство с сабвуфером может оказаться тише модели без сабвуфера: к примеру, система 2.0 на 40 Вт будет иметь по 20 Вт на основной канал, тогда как в модели 2.1 на 40 Вт на сабвуфер может приходиться 20 Вт, и всего по 10 Вт — на основные динамики.
Мощность на канал
Номинальная мощность звука (см. «Мощность системы») на каждом из основных каналов аудиосистемы. Этот показатель чаще всего указывается в моделях с сабвуфером (см. «Кол-во каналов»); зная его, можно оценить распределение мощности между основными колонками и низкочастотным динамиком.
Мощность сабвуфера
Номинальная мощность сабвуфера — динамика для низких частот, применяемого в системах 2.1 и 3.1 (см. «Кол-во каналов»). О номинальной мощности в общем см. «Мощность системы»; а в случае с сабвуфером данный показатель позволяет оценить громкость и насыщенность баса, выдаваемого аудиосистемой, а также соотношение между мощностью основных каналов и «саба»).
Количество полос
Количество отдельных частотных диапазонов (полос), на которое звук разделяется при воспроизведении через акустику аудиосистемы. Для каждой такой полосы предусматривается отдельный динамик, а иногда — несколько.
Наиболее простой вариант предусматривает 1 полосу; он весьма популярен в современных аудиосистемах, т.к. требует минимального количества динамиков, а качество звука может быть довольно неплохим. Более продвинутые варианты предусматривают 2-3 полосы (низкие и высокие частоты, или НЧ, ВЧ и средние), а в высококлассных моделях количество полос может достигать пяти. Отметим, что, кроме целых, выпускаются модели и с дробным количеством полос — например, 2.5 или 3.5. Такая маркировка говорит о наличии в конструкции динамика, отвечающего сразу за две полосы: например, модель 2.5 имеет отдельные динамики для НЧ и ВЧ плюс комбинированный НЧ+СЧ (по конструкции аналогичный НЧ, но нагруженный ещё и средними частотами).
В любом случае обилие полос, как правило, свидетельствует о высоком классе акустики: чем больше отдельных диапазонов частот — тем уже специализация каждого динамика, тем точнее он способен воспроизводить свою часть сигнала и тем сложнее устроена система.
Частотный диапазон
Общий диапазон частот, воспроизводимый акустикой аудиосистемы. Измеряется от нижнего порога самой низкочастотной колонки до верхнего — самой высокочастотной: например, в системе 2.1 с основными колонками на 100 – 22000 Гц и сабвуфером на 20 – 150 Гц общее значение будет составлять 20 – 22000 Гц.
В целом чем шире частотный диапазон — тем полнее будет воспроизводимый звук, тем меньше низких и высоких частот будет потеряно из-за недостаточных возможностей акустики. С другой стороны, не стоит забывать, что фактическое качество звука зависит и от ряда других параметров — в первую очередь амплитудно-частотной характеристики. Кроме того, слышимые человеком частоты находятся в промежутке от 16 Гц до 22 кГц; отклонения от этих значений весьма малы, а с возрастом верхняя граница ещё и понижается. Поэтому с практической точки зрения не имеет смысла предусматривать слишком обширный частотный диапазон; а впечатляющие показатели вроде 10 – 50000 Гц, встречающиеся в моделях топового класса, обычно являются скорее своеобразным «побочным эффектом» высококачественных динамиков (и одновременно — маркетинговым ходом), чем реально значимым моментом.
Фазоинвертор
Фазоинвертор представляет собой трубку, установленную в корпусе колонки и имеющую выход в окружающее пространство. Длина трубки подобрана так, что из выходного отверстия выходит сигнал, перевернутый по фазе относительно сигнала из фронтальной части диффузора. Это усиливает звуковое давление и улучшает звучание колонок, в том числе на низких частотах. Стоит учитывать, что такие аудиосистемы стоит размещать на определенном расстоянии от стен, мебели и т.п. — иначе может возникать гул из-за движения воздуха по трубке фазоинвертора.
Аналогичную функцию в некоторых моделях выполняет пассивный излучатель (см. ниже).