ЦАП
Модель цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), установленного в CD-проигрывателе.
ЦАП является одной из важнейших составляющих частей любого современного CD-проигрывателя. Именно этот модуль отвечает за преобразование цифровых данных, записанных на оптический диск, в аналоговый аудиосигнал, поступающий на внешнее устройство (усилитель, колонки и т.п.). Соответственно, характеристики и общее качество ЦАП во многом определяют качество звучания в целом. Зная модель ЦАП, можно найти подробные данные по нему — характеристики, отзывы, результаты тестов и т.п. — и оценить, насколько возможности преобразователя соответствуют Вашим требованиям.
Воспроизведение
Типы носителей, форматов данных и источников сигнала, поддерживаемых CD-проигрывателем.
—
CD-Audio. Стандарт, применяемый для записи традиционных компакт-дисков Audio CD. Формат CD-Audio предусматривает частоту дискретизации 44,1 кГц, разрядность 16 бит и 2 канала стерео. Битрейт такой записи составляет 1411,2 кбит/с, что позволяет обеспечить весьма высокое качество звука (для сравнения: в случае MP3-файлов показатель в 320 кбит/с считается весьма неплохим, а для записи без потерь в формате FLAC вполне достаточно 950 кбит/с). А максимальная общая длительность дорожек для полноразмерного диска — чуть менее 80 минут. Благодаря всему этому Audio CD не теряют популярности среди аудиофилов, и данный формат поддерживают все современные CD-проигрыватели (чем, собственно, и обусловлено название этого класса техники).
— MQA-CD. Формат аудио, использующий технологию MQA (Master Quality Authenticated) от американской компании Meridian Audio для кодирования звука. Он позволяет сохранять оригинальное качество аудио при сжатии файлов и их восстановлении — в случае со стандартными носителями компакт-дисков MQA-CD обеспечивает звучание, максимально приближенное к высококачественным аудиоформатам.
—
MP3/WMA. MP3 и WMA являются самыми популярными форматами звуковых файлов, применяемыми в современной потребительской электронике. Они могут записываться и на оптических дисках, и на USB-носителях,
...и на встроенных накопителях. При этом в аудиотехнике, включая CD-проигрыватели, чаще всего встречается поддержка сразу обоих этих стандартов, да и по ключевым особенностям и качеству звука они схожи — именно поэтому MP3 и WMA в данном случае объединены в одном пункте. Из упомянутых особенностей стоит отметить прежде всего то, что при кодировке звука данные стандарты используют т.н. сжатие с потерями: отдельные части звукового потока передаются с пониженной точностью, а то и вообще заглушаются. Благодаря этому файлы имеют небольшой объём; а урезаемые части выбираются таким образом, чтобы влияние на общее качество звучания было минимальным, и при прослушивании на обычной бытовой аудиотехнике (вроде компьютерных колонок или портативного плеера) потери качества были практически не заметны. А вот на аудиосистемах уровня Hi-Fiи Hi-End (а CD-проигрыватели как раз и предназначены для подобных систем) разница в звучании может быть хорошо слышна, хотя здесь многое зависит и от субъективных особенностей слушателя.
— SACD. Формат Super Audio CD— дальнейшее развитие и усовершенствование «обычного» CD-Audio, описанного выше. Благодаря применению новых технологий количество звуковых каналов, доступных для одной дорожки, выросло до 6 (что даёт возможность писать на SACD не только стерео, но и многоканальный звук 5.1), а частота дискретизации — до 2822,4 кГц (в 64 раза выше, чем на Audio CD). Кроме того, звук можно записывать с разными параметрами — например, часть диска в 5.1, часть в стерео 2.0. На таком диске, с несколькими зонами записи, максимальная длительность звучания достигает 109 минут, а если зона записи одна — 180 минут. Стоит учитывать, что сам по себе формат SACD не может читаться обычными приводами для CD-дисков. И хотя довольно большое распространение получили «гибридные» SACD-носители, совместимые с обычными CD-приводами, однако реализовать все возможности данного формата можно только на совместимом проигрывателе.
— DVD. Формат оптических дисков, пришедший на смену CD. В случае CD-проигрывателей поддержка данного формата, как правило, предполагает возможность проигрывания звука, записанного по стандарту DVD-Audio. Этот стандарт обеспечивает разрядность до 24 бит, частоту дискретизации до 192 кГц и возможность работать с 6 каналами звука (5.1, кроме записи на максимальной частоте дискретизации). А модели с DVD-приводами, поддерживающие MP3/WMA, обычно могут читать эти файлы и с DVD-дисков. Ёмкость стандартного одностороннего DVD — 4,7 ГБ, есть двусторонние и двуслойные носители; а длительность записи DVD-Audioзависит не только от разновидности диска, но и от качества звука.
— AM/FM-радио. Возможность использования CD-проигрывателя для приёма радиопередач AM и FM диапазона в аналоговом формате (поддержка цифрового вещания указывается отдельно — см. ниже). Диапазон FM позволяет передавать стереозвук в довольно неплохом качестве; правда, дальность передачи ограничивается пределами прямой видимости, однако этого вполне достаточно для покрытия даже довольно крупного города. Благодаря этому именно этот стандарт использует подавляющее большинство городских музыкальных станций. AM, в свою очередь, имеет гораздо большую дальность, однако проигрывает по качеству звука и не поддерживает трансляции стерео. Поэтому большинство таких станций — «разговорные», а сам стандарт значительно менее популярен, чем FM — вплоть до того, что некоторые модели CD-проигрывателей могут оснащаться только FM-тюнерами, без поддержки AM (но не наоборот).
— DAB радио. Возможность использования CD-проигрывателя для приёма цифрового радиовещания DAB. Практическими преимуществами цифрового радиовещания перед аналоговым можно назвать хорошую дальность и высокое качество звука, обусловленное, в частности, практически полным отсутствием помех: звук либо слышен ясно и чисто, либо пропадает вообще. Помимо оригинального DAB, на рынке представлен усовершенствованный стандарт DAB+; «плюсовые» тюнеры способны принимать и «обычные» передачи DAB, но не наоборот. В любом случае стоит учитывать, что в странах СНГ этот тип радиовещания пока находится лишь на этапе становления и ещё не получил широкого распространения. Поэтому перед покупкой CD-проигрывателя с цифровым тюнером не помешает убедиться, что подобное вещание имеется в Вашем регионе (или хотя бы планируется к запуску в ближайшее время) — иначе можно переплатить за ненужное оснащение.
— Сетевое потоковое аудио. Возможность воспроизведения CD-проигрывателем сетевого потокового аудио — проще говоря, проигрывания музыки напрямую из Интернета, со специализированных сервисов вроде Last.FM или Grooveshark. Название «потоковое» связано с тем, что через сетевое соединение при воспроизведении идёт поток данных, преобразуемый проигрывателем в звук; проще говоря, каждый файл проигрывается прямо из сети, его не нужно скачивать на локальное хранилище вроде «флешки». А основное отличие такого звука от Интернет-радио (см. ниже) заключается в том, что в данном случае пользователь сам управляет воспроизведением. По сути работа с потоковым аудио аналогична обычной работе с проигрывателем — с поправкой на то, что воспроизводимый контент находится не в самом проигрывателе, а на сетевом ресурсе. Эта функция по определению требует подключения к компьютерным сетям; чаще всего с этой целью используется модуль Wi-Fi (см. «Интерфейсы») или разъём LAN.
— Интернет-радио. Возможность использования CD-проигрывателя для приёма и воспроизведения передач Интернет-радиостанций. Эта функция во многом схожа с вышеописанным сетевым аудио — в частности, для её работы требуется подключение к сети, а данные передаются в потоковом формате; однако здесь трансляция идёт аналогично обычным радиопередачам и управляется не пользователем, а персоналом радиостанции. Собственно, многие крупные станции транслируют свои передачи не только в традиционном эфире, но также и через Интернет; есть и специализированные проекты, вещающие только в Сети. В целом выбор Интернет-программ значительно обширнее, чем для обычного радиовещания — ведь такое радио не имеет ограничений по дальности. А в самих проигрывателях могут предусматриваться дополнительные инструменты по управлению таким вещанием — например, каталоги, поиск по жанрам, языкам и т.п.Частота дискретизации ЦАП
Частота дискредитации цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), установленного в CD-проигрывателе.
ЦАП — это обязательный элемент любой системы, предназначенной для воспроизведения цифрового звука. Такой преобразователь представляет собой электронный модуль, который переводит информацию о звуке в аналоговые импульсы, подаваемые на колонки через каскады усиления. Технические особенности такого преобразования таковы, что чем выше частота дискретизации — тем более качественным получается сигнал на выходе ЦАП, тем меньше он искажается при преобразовании. А в случае CD-проигрывателей данный показатель ещё и должен быть не ниже, чем частота дискретизации воспроизводимого цифрового звука — иначе устройство просто не сможет «переварить» цифровые данные с носителя. Так, показатель в 92 –
96 кГц позволяет слушать CD-Audio (частота дискретизации 44,1 кГц), но для DVD необходимо уже не менее
192 кГц. В наиболее продвинутых ЦАП частота дискретизации может составлять 384 кГц. Последнее, впрочем, встречается редко: в большинстве случаев высокая частота не является критически необходимой, а стоит подобная электроника недёшево.
Разрядность ЦАП
Ещё один показатель, определяющий общее качество работы цифро-аналогового преобразователя аудиосигнала. Подробнее о преобразователе см. «Частота дискретизации ЦАП»; здесь же отметим, что разрядность стандартно выражается в битах, и чем она выше — тем точнее сигнал на выходе ЦАП соответствует исходному сигналу и тем меньше в него вносится искажений. В случае CD-проигрывателей минимально необходимым и в то же время вполне достаточным считается показатель в
24 бит; более высокие значения —
32 бит — встречаются редко, исключительно в технике премиум-уровня.
Диапазон частот
Диапазон звуковых частот, которые способен воспроизвести CD-проигрыватель. В целом данный параметр определяет то, насколько полна выдаваемая полоса частот, не обрезается ли слишком высокий или слишком низкий звук. Однако здесь стоит отметить, что человеческое ухо способно воспринимать звук только в пределах 16 – 20 000 Гц (возможны отклонения от верхнего порога в разные стороны, но небольшие, а с возрастом он понижается). Все современные CD-проигрыватели перекрывают этот диапазон, поэтому в случае подобных устройств показатели частоты звука являются справочными и практически не влияют на звучание. А внушительные цифры вроде 2 – 40000 Гц, 5 – 60000 Гц и т.п. — это своеобразный «побочный эффект» конструкции высококачественного устройства; производители используют эти цифры в маркетинговых целях, но, опять же, на качество звука они не влияют. Также не стоит забывать, что фактически слышимые частоты ограничиваются ещё и характеристиками акустической системы, внешнего усилителя и другого оборудования, подключённого к CD-проигрывателю. К примеру, колонки с нижней границей частотного диапазона в 150 Гц «обрежут» все более низкие частоты, и тут уже без разницы, какой самый низкий бас способен выдать проигрыватель — 16 Гц, 20 Гц или 50 Гц.
Отношение сигнал/шум
Соотношение между уровнем полезного сигнала и уровнем посторонних шумов на выходе проигрывателя.
Этот показатель описывает общее количество посторонних шумов (любого происхождения), влияющих на качество звука: чем выше соотношение сигнал/шум, тем меньше таких шумов и тем чище звучание, что для систем Hi-Fiи Hi-End особенно важно. Минимальным показателем для CD-проигрывателей считается 85 – 90 дБ, показатели до 100 дБ можно считать неплохими, до 110 дБ — хорошими,
более 110 дБ — отличными.
Динамический диапазон
Динамический диапазон CD-проигрывателя.
Технически динамический диапазон — это логарифм соотношения между максимальным сигналом на входе, при котором уровень искажений достаточно невысок (допустим), и чувствительностью усилителя. Упрощённо же этот параметр можно описать как разницу между минимальным и максимальным уровнями звука, который устройство способно качественно воспроизводить. Чем больше значение динамического диапазона — тем лучше устройство справляется со звуком, имеющим значительные перепады по громкости — например, оркестровыми партиями.
Отметим, что при проигрывании разных стандартов звука (см. «Воспроизведение») динамический диапазон проигрывателя также будет разным — так, для SACD его значение обычно гораздо выше, чем для Audio CD. В характеристиках CD-проигрывателей обычно указывается наиболее высокое значение, создающее максимально выгодное впечатление о характеристиках устройства. Впрочем, производители часто уточняют, для какой разновидности цифрового звука приводятся данные по динамическому диапазону.
Коэффициент гармонических искажений
Коэффициент гармонических искажений (гармоник), выдаваемый CD-проигрывателем на выходе.
Данный параметр, наряду с описанным выше соотношением сигнал/шум, характеризует общее качество звучания проигрывателя. Он вычисляется делением общей суммы гармоник на величину основного сигнала при частоте воспроизводимого звука 1 кГц, и выражается в процентах. Значительные уровни гармоник приводят к ухудшению звучания — от общего ощущения «грубости» и «излишней плотности» звука до появления явно слышимых помех; соответственно, чем ниже коэффициент гармонических искажений — тем лучше. В относительно недорогих CD-проигрывателях данный показатель измеряется десятыми долями процента, в топовых моделях может не превышать нескольких тысячных процента.
Выходы
Выходы, предусмотренные в конструкции CD-проигрывателя (помимо аналоговых разъёмов для подключения акустики общего назначения — они описаны в отдельных пунктах ниже).
—
Коаксиальный S/P-DIF. Интерфейс для передачи звука в цифровом формате. Позволяет работать с многоканальным звуком до формата 7.1 включительно. Технически является электрической разновидностью S/P-DIF; от описанной ниже оптической разновидности отличается, с одной стороны, большей чувствительностью к электромагнитным помехам, с другой — менее деликатным соединительным кабелем. Отметим, что данный интерфейс использует разъёмы RCAи коаксиальный кабель (отсюда и название). Однако, в отличие от «обычных» аналоговых RCA (см. ниже), в данном случае все звуковые каналы передаются по одному кабелю, а сам кабель должен быть экранированным — при подключении через обычный провод велика вероятность возникновения искажений вследствие внешних помех.
—
Оптический. Модификация стандарта S/P-DIF (см. выше), предполагающая передачу сигнала через оптоволоконный кабель TOSLINK. Будучи идентичным коаксиальному интерфейсу по возможностям передачи звука, оптическое соединение в то же время совершенно невосприимчиво к электромагнитным помехам, что позволяет добиться чрезвычайно высокой точности сигнала. Недостатком данного соединения можно назвать хрупкость кабеля — он не допускает резких перегибов и сильного давления, это может приве
...сти к повреждению оптоволокна.
— Балансный цифровой (AES/EBU). Сам по себе стандарт AES/EBU может использовать разные интерфейсы подключения, однако в аудиотехнике обычно используются разъёмы XLR. Однако в отличие от «обычного» XLR-выхода (см. ниже), данный интерфейс передаёт звук в цифровом формате, а не в аналоговом. Общей же чертой этих стандартов является балансное подключение, которое обеспечивает гашение помех за счёт особенностей самого кабеля, положительно сказывается на качестве звука и при этом позволяет использовать довольно длинные провода. AES/EBUсчитается профессиональным интерфейсом; такой выход может пригодиться, к примеру, для подключения CD-проигрывателя к высококлассному внешнему усилителю.
— Триггерный. Служебный выход, применяемый для включения других компонентов аудиосистемы (например, усилителя) одновременно с CD-проигрывателем. В момент включения проигрывателя этот выход подаёт сигнал на вход управляемого устройства и «будит» его, избавляя пользователя от необходимости нажимать лишние кнопки. Это особенно удобно, если управляемое устройство находится в труднодоступном месте.
— На наушники. Выход для подключения обычных аудионаушников. Единого стандарта для такого разъёма нет, однако подавляющее большинство как проигрывателей, так и «ушей» использует одну из разновидностей разъёма типа Jack — полноразмерную 6.35 мм или mini-Jack 3.5 мм. При этом в стационарной аудиотехнике, включая CD-плееры, довольно часто встречается полноразмерная версия, а вот в наушниках весьма популярны штекеры 3.5 мм — их можно подключать как к «родному» гнезду, так и к 6.35-миллиметровому, через простейший переходник (многие модели даже комплектуются такими переходниками). Как бы то ни было, возможность слушать музыку через наушники будет полезна в тех случаях, когда громкие звуки нежелательны — например, в позднее время, когда окружающие спят, или при наличии в доме маленького ребёнка.
— На сабвуфер. Отдельный выход для подключения активного сабвуфера — специализированного низкочастотного динамика с собственным встроенным усилителем. Необходимость использования сабвуферов обусловлена тем, что колонки общего назначения плохо справляются с низкими частотами, а также некоторыми акустическими особенностями этих частот. А специальный выход для такого динамика значительно упрощает подключение: на этот выход подаётся отфильтрованный сигнал НЧ, благодаря чему можно обойтись без кроссоверов и другого внешнего оборудования (единственное исключение — пассивный сабвуфер, для него при таком подключении потребуется внешний усилитель).
— Выход управления (ИК). Вспомогательный выход, используемый в системах дистанционного управления. При наличии такого разъёма встроенный ИК-приёмник CD-проигрывателя можно использовать для управления с пульта ДУ другими компонентами аудиосистемы — например, усилителем в другой комнате, вне зоны досягаемости пульта. По сути, проигрыватель в таких случаях играет роль выносного датчика, принимая команды и передавая их через выход управления на другое устройство. Отметим, что само наличие входов и выходов управления не гарантирует совместимость различных устройств, особенно если они выпущены разными производителями; нюансы совместного использования стоит уточнять по официальной документации.
— BNC. Сам по себе BNC — это тип разъёма, относящийся к коаксиальным; схож по габаритам с RCA, однако отличается по внутренним размерам и особенностям крепления. В CD-проигрывателях разъём с таким выходом может применяться как для вывода цифрового звука аналогично коаксиальному S-P-DIF, так и для работы со специальной аппаратурой для синхронизации импульсов цифрового звука. Конкретный вариант использования стоит уточнять отдельно, встречаются и оба сразу. Отметим, что во втором случае выход BNC отвечает за коммутацию синхронизирующих сигналов, принятых CD-проигрывателем с внешнего тактового генератора, на другие устройства аудиосистемы. Подробнее о синхронизации см. п. «Входы — BNC».
— Выход питания. Данный выход представляет собой разъём питания, установленный прямо на корпусе проигрывателя. От такого разъёма можно запитать другой компонент аудиосистемы — например, внешний усилитель или активную акустику; в некоторых случаях это бывает удобнее, чем подключать такие компоненты к сети отдельно. Стоит учитывать, что разъёмы питания обычно отличаются от стандартных розеток на 220 В и не совместимы со штекерами для таких розеток.