ЦАП
Модель цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), установленного в CD-проигрывателе.
ЦАП является одной из важнейших составляющих частей любого современного CD-проигрывателя. Именно этот модуль отвечает за преобразование цифровых данных, записанных на оптический диск, в аналоговый аудиосигнал, поступающий на внешнее устройство (усилитель, колонки и т.п.). Соответственно, характеристики и общее качество ЦАП во многом определяют качество звучания в целом. Зная модель ЦАП, можно найти подробные данные по нему — характеристики, отзывы, результаты тестов и т.п. — и оценить, насколько возможности преобразователя соответствуют Вашим требованиям.
Поддерживает аудиоформаты
Форматы звуковых файлов, с которыми способен работать проигрыватель. Данный список включает популярные форматы
MP3,
WMA,
AAC, OGG,
WAV,
FLAC,
DSD, однако не является исчерпывающим.
— MP3. Наиболее известный из современных форматов цифрового звука; поддерживается практически всеми устройствами. Обеспечивает т. н. сжатие с потерями, когда часть звуковых частот теряется. Однако звук при сжатии обрабатывается таким образом, что «пропадают» в основном частоты, потеря которых незаметна для человеческого уха.
— WMA. Формат аудио, в свое время специально созданный для операционной системы Windows. По умолчанию использует сжатие с потерями. WMA особенно удобен для работы на низких битрейтах, при таких условиях он обеспечивает лучшее качество, чем MP3, и занимает меньше места. С другой стороны, в высококачественном цифровом звуке данный формат значительно менее популярен.
— WAV. Еще один популярный стандарт аудио, изначально разработанный для хранения звука на ПК. Технически может применяться для хранения звука в разных форматах, однако чаще всего используется для несжатого аудио. За счет этого качество звука может быть довольно высоким, а для его обработки не требуется особой вычислительной мощности. Обратной стороной этого
...является большой объем аудиофайлов — в разы больше, чем у MP3.
— AAC. Формат, разработанный как потенциальный наследник MP3. Также обеспечивает сжатие с потерями (см. выше), однако позволяет добиться лучшего качества при том же размере файла; эта разница особенно заметна на низких битрейтах. Активно продвигается компанией Apple; тем не менее, заметно уступает MP3 по распространенности.
— OGG. Формат цифрового звука, предполагающий сжатие с потерями, одна из потенциальных альтернатив MP3. Одной из ключевых особенностей OGG является то, что при кодировке звука битрейт постоянно изменяется; при этом на фрагментах, где звука нет, битрейт падает практически до нуля (в отличие от MP3, где поток данных идет постоянно, в том числе на участках полной тишины). Благодаря этому удается добиться небольших размеров файла при сохранении качества звука. Также отметим, что формат OGG является открытым и не ограничивается патентами.
— FLAC. Один из форматов, использующих сжатие звука без потерь качества (lossless). При таком сжатии сохраняются все детали оригинального звучания, поэтому lossless-форматы особенно ценятся искушенными меломанами и аудиофилами. Обратной стороной этого качества являются крупные объемы файлов. Конкретно FLAC является едва ли не самым распространенных из современных lossless-форматов. Во многом это связано с тем, что данный стандарт не особенно требователен к вычислительной мощности проигрывателя. Благодаря этому его поддержку можно реализовать даже в сравнительно простых и недорогих плеерах (в отличие от другого популярного формата — APE, см. ниже). С другой стороны, файлы FLAC получаются более объемными, чем APE.
— DSD. Специфический формат цифрового звука, использующий т. н. сигма-дельта модуляцию (в отличие от импульсно-кодовой, применяемой в большинстве других форматов). Такая модуляция предусматривает очень высокую частоту дискретизации — 2822,4 кГц; однако ее нельзя сравнивать с обычной частотой дискретизации: в данном случае речь идет о специфическом формате сигнала. Свойства его таковы, что поддержку DSD можно предусмотреть даже в том случае, если ЦАП проигрывателя формально имеет намного меньшую частоту дискретизации. В целом данный формат считается профессиональным, его поддержка встречается в основном в Hi-Fi моделях.Отношение сигнал/шум
Соотношение между уровнем полезного сигнала и уровнем посторонних шумов на выходе проигрывателя.
Этот показатель описывает общее количество посторонних шумов (любого происхождения), влияющих на качество звука: чем выше соотношение сигнал/шум, тем меньше таких шумов и тем чище звучание, что для систем Hi-Fiи Hi-End особенно важно. Минимальным показателем для CD-проигрывателей считается 85 – 90 дБ, показатели до 100 дБ можно считать неплохими, до 110 дБ — хорошими,
более 110 дБ — отличными.
Выходы
Выходы, предусмотренные в конструкции CD-проигрывателя (помимо аналоговых разъёмов для подключения акустики общего назначения — они описаны в отдельных пунктах ниже).
—
Коаксиальный S/P-DIF. Интерфейс для передачи звука в цифровом формате. Позволяет работать с многоканальным звуком до формата 7.1 включительно. Технически является электрической разновидностью S/P-DIF; от описанной ниже оптической разновидности отличается, с одной стороны, большей чувствительностью к электромагнитным помехам, с другой — менее деликатным соединительным кабелем. Отметим, что данный интерфейс использует разъёмы RCAи коаксиальный кабель (отсюда и название). Однако, в отличие от «обычных» аналоговых RCA (см. ниже), в данном случае все звуковые каналы передаются по одному кабелю, а сам кабель должен быть экранированным — при подключении через обычный провод велика вероятность возникновения искажений вследствие внешних помех.
—
Оптический. Модификация стандарта S/P-DIF (см. выше), предполагающая передачу сигнала через оптоволоконный кабель TOSLINK. Будучи идентичным коаксиальному интерфейсу по возможностям передачи звука, оптическое соединение в то же время совершенно невосприимчиво к электромагнитным помехам, что позволяет добиться чрезвычайно высокой точности сигнала. Недостатком данного соединения можно назвать хрупкость кабеля — он не допускает резких перегибов и сильного давления, это может приве
...сти к повреждению оптоволокна.
— Балансный цифровой (AES/EBU). Сам по себе стандарт AES/EBU может использовать разные интерфейсы подключения, однако в аудиотехнике обычно используются разъёмы XLR. Однако в отличие от «обычного» XLR-выхода (см. ниже), данный интерфейс передаёт звук в цифровом формате, а не в аналоговом. Общей же чертой этих стандартов является балансное подключение, которое обеспечивает гашение помех за счёт особенностей самого кабеля, положительно сказывается на качестве звука и при этом позволяет использовать довольно длинные провода. AES/EBUсчитается профессиональным интерфейсом; такой выход может пригодиться, к примеру, для подключения CD-проигрывателя к высококлассному внешнему усилителю.
— Триггерный. Служебный выход, применяемый для включения других компонентов аудиосистемы (например, усилителя) одновременно с CD-проигрывателем. В момент включения проигрывателя этот выход подаёт сигнал на вход управляемого устройства и «будит» его, избавляя пользователя от необходимости нажимать лишние кнопки. Это особенно удобно, если управляемое устройство находится в труднодоступном месте.
— На наушники. Выход для подключения обычных аудионаушников. Единого стандарта для такого разъёма нет, однако подавляющее большинство как проигрывателей, так и «ушей» использует одну из разновидностей разъёма типа Jack — полноразмерную 6.35 мм или mini-Jack 3.5 мм. При этом в стационарной аудиотехнике, включая CD-плееры, довольно часто встречается полноразмерная версия, а вот в наушниках весьма популярны штекеры 3.5 мм — их можно подключать как к «родному» гнезду, так и к 6.35-миллиметровому, через простейший переходник (многие модели даже комплектуются такими переходниками). Как бы то ни было, возможность слушать музыку через наушники будет полезна в тех случаях, когда громкие звуки нежелательны — например, в позднее время, когда окружающие спят, или при наличии в доме маленького ребёнка.
— На сабвуфер. Отдельный выход для подключения активного сабвуфера — специализированного низкочастотного динамика с собственным встроенным усилителем. Необходимость использования сабвуферов обусловлена тем, что колонки общего назначения плохо справляются с низкими частотами, а также некоторыми акустическими особенностями этих частот. А специальный выход для такого динамика значительно упрощает подключение: на этот выход подаётся отфильтрованный сигнал НЧ, благодаря чему можно обойтись без кроссоверов и другого внешнего оборудования (единственное исключение — пассивный сабвуфер, для него при таком подключении потребуется внешний усилитель).
— Выход управления (ИК). Вспомогательный выход, используемый в системах дистанционного управления. При наличии такого разъёма встроенный ИК-приёмник CD-проигрывателя можно использовать для управления с пульта ДУ другими компонентами аудиосистемы — например, усилителем в другой комнате, вне зоны досягаемости пульта. По сути, проигрыватель в таких случаях играет роль выносного датчика, принимая команды и передавая их через выход управления на другое устройство. Отметим, что само наличие входов и выходов управления не гарантирует совместимость различных устройств, особенно если они выпущены разными производителями; нюансы совместного использования стоит уточнять по официальной документации.
— BNC. Сам по себе BNC — это тип разъёма, относящийся к коаксиальным; схож по габаритам с RCA, однако отличается по внутренним размерам и особенностям крепления. В CD-проигрывателях разъём с таким выходом может применяться как для вывода цифрового звука аналогично коаксиальному S-P-DIF, так и для работы со специальной аппаратурой для синхронизации импульсов цифрового звука. Конкретный вариант использования стоит уточнять отдельно, встречаются и оба сразу. Отметим, что во втором случае выход BNC отвечает за коммутацию синхронизирующих сигналов, принятых CD-проигрывателем с внешнего тактового генератора, на другие устройства аудиосистемы. Подробнее о синхронизации см. п. «Входы — BNC».
— Выход питания. Данный выход представляет собой разъём питания, установленный прямо на корпусе проигрывателя. От такого разъёма можно запитать другой компонент аудиосистемы — например, внешний усилитель или активную акустику; в некоторых случаях это бывает удобнее, чем подключать такие компоненты к сети отдельно. Стоит учитывать, что разъёмы питания обычно отличаются от стандартных розеток на 220 В и не совместимы со штекерами для таких розеток.