Воспроизведение
Типы носителей, форматов данных и источников сигнала, поддерживаемых CD-проигрывателем.
—
CD-Audio. Стандарт, применяемый для записи традиционных компакт-дисков Audio CD. Формат CD-Audio предусматривает частоту дискретизации 44,1 кГц, разрядность 16 бит и 2 канала стерео. Битрейт такой записи составляет 1411,2 кбит/с, что позволяет обеспечить весьма высокое качество звука (для сравнения: в случае MP3-файлов показатель в 320 кбит/с считается весьма неплохим, а для записи без потерь в формате FLAC вполне достаточно 950 кбит/с). А максимальная общая длительность дорожек для полноразмерного диска — чуть менее 80 минут. Благодаря всему этому Audio CD не теряют популярности среди аудиофилов, и данный формат поддерживают все современные CD-проигрыватели (чем, собственно, и обусловлено название этого класса техники).
— MQA-CD. Формат аудио, использующий технологию MQA (Master Quality Authenticated) от американской компании Meridian Audio для кодирования звука. Он позволяет сохранять оригинальное качество аудио при сжатии файлов и их восстановлении — в случае со стандартными носителями компакт-дисков MQA-CD обеспечивает звучание, максимально приближенное к высококачественным аудиоформатам.
—
MP3/WMA. MP3 и WMA являются самыми популярными форматами звуковых файлов, применяемыми в современной потребительской электронике. Они могут записываться и на оптических дисках, и на USB-носителях,
...и на встроенных накопителях. При этом в аудиотехнике, включая CD-проигрыватели, чаще всего встречается поддержка сразу обоих этих стандартов, да и по ключевым особенностям и качеству звука они схожи — именно поэтому MP3 и WMA в данном случае объединены в одном пункте. Из упомянутых особенностей стоит отметить прежде всего то, что при кодировке звука данные стандарты используют т.н. сжатие с потерями: отдельные части звукового потока передаются с пониженной точностью, а то и вообще заглушаются. Благодаря этому файлы имеют небольшой объём; а урезаемые части выбираются таким образом, чтобы влияние на общее качество звучания было минимальным, и при прослушивании на обычной бытовой аудиотехнике (вроде компьютерных колонок или портативного плеера) потери качества были практически не заметны. А вот на аудиосистемах уровня Hi-Fiи Hi-End (а CD-проигрыватели как раз и предназначены для подобных систем) разница в звучании может быть хорошо слышна, хотя здесь многое зависит и от субъективных особенностей слушателя.
— SACD. Формат Super Audio CD— дальнейшее развитие и усовершенствование «обычного» CD-Audio, описанного выше. Благодаря применению новых технологий количество звуковых каналов, доступных для одной дорожки, выросло до 6 (что даёт возможность писать на SACD не только стерео, но и многоканальный звук 5.1), а частота дискретизации — до 2822,4 кГц (в 64 раза выше, чем на Audio CD). Кроме того, звук можно записывать с разными параметрами — например, часть диска в 5.1, часть в стерео 2.0. На таком диске, с несколькими зонами записи, максимальная длительность звучания достигает 109 минут, а если зона записи одна — 180 минут. Стоит учитывать, что сам по себе формат SACD не может читаться обычными приводами для CD-дисков. И хотя довольно большое распространение получили «гибридные» SACD-носители, совместимые с обычными CD-приводами, однако реализовать все возможности данного формата можно только на совместимом проигрывателе.
— DVD. Формат оптических дисков, пришедший на смену CD. В случае CD-проигрывателей поддержка данного формата, как правило, предполагает возможность проигрывания звука, записанного по стандарту DVD-Audio. Этот стандарт обеспечивает разрядность до 24 бит, частоту дискретизации до 192 кГц и возможность работать с 6 каналами звука (5.1, кроме записи на максимальной частоте дискретизации). А модели с DVD-приводами, поддерживающие MP3/WMA, обычно могут читать эти файлы и с DVD-дисков. Ёмкость стандартного одностороннего DVD — 4,7 ГБ, есть двусторонние и двуслойные носители; а длительность записи DVD-Audioзависит не только от разновидности диска, но и от качества звука.
— AM/FM-радио. Возможность использования CD-проигрывателя для приёма радиопередач AM и FM диапазона в аналоговом формате (поддержка цифрового вещания указывается отдельно — см. ниже). Диапазон FM позволяет передавать стереозвук в довольно неплохом качестве; правда, дальность передачи ограничивается пределами прямой видимости, однако этого вполне достаточно для покрытия даже довольно крупного города. Благодаря этому именно этот стандарт использует подавляющее большинство городских музыкальных станций. AM, в свою очередь, имеет гораздо большую дальность, однако проигрывает по качеству звука и не поддерживает трансляции стерео. Поэтому большинство таких станций — «разговорные», а сам стандарт значительно менее популярен, чем FM — вплоть до того, что некоторые модели CD-проигрывателей могут оснащаться только FM-тюнерами, без поддержки AM (но не наоборот).
— DAB радио. Возможность использования CD-проигрывателя для приёма цифрового радиовещания DAB. Практическими преимуществами цифрового радиовещания перед аналоговым можно назвать хорошую дальность и высокое качество звука, обусловленное, в частности, практически полным отсутствием помех: звук либо слышен ясно и чисто, либо пропадает вообще. Помимо оригинального DAB, на рынке представлен усовершенствованный стандарт DAB+; «плюсовые» тюнеры способны принимать и «обычные» передачи DAB, но не наоборот. В любом случае стоит учитывать, что в странах СНГ этот тип радиовещания пока находится лишь на этапе становления и ещё не получил широкого распространения. Поэтому перед покупкой CD-проигрывателя с цифровым тюнером не помешает убедиться, что подобное вещание имеется в Вашем регионе (или хотя бы планируется к запуску в ближайшее время) — иначе можно переплатить за ненужное оснащение.
— Сетевое потоковое аудио. Возможность воспроизведения CD-проигрывателем сетевого потокового аудио — проще говоря, проигрывания музыки напрямую из Интернета, со специализированных сервисов вроде Last.FM или Grooveshark. Название «потоковое» связано с тем, что через сетевое соединение при воспроизведении идёт поток данных, преобразуемый проигрывателем в звук; проще говоря, каждый файл проигрывается прямо из сети, его не нужно скачивать на локальное хранилище вроде «флешки». А основное отличие такого звука от Интернет-радио (см. ниже) заключается в том, что в данном случае пользователь сам управляет воспроизведением. По сути работа с потоковым аудио аналогична обычной работе с проигрывателем — с поправкой на то, что воспроизводимый контент находится не в самом проигрывателе, а на сетевом ресурсе. Эта функция по определению требует подключения к компьютерным сетям; чаще всего с этой целью используется модуль Wi-Fi (см. «Интерфейсы») или разъём LAN.
— Интернет-радио. Возможность использования CD-проигрывателя для приёма и воспроизведения передач Интернет-радиостанций. Эта функция во многом схожа с вышеописанным сетевым аудио — в частности, для её работы требуется подключение к сети, а данные передаются в потоковом формате; однако здесь трансляция идёт аналогично обычным радиопередачам и управляется не пользователем, а персоналом радиостанции. Собственно, многие крупные станции транслируют свои передачи не только в традиционном эфире, но также и через Интернет; есть и специализированные проекты, вещающие только в Сети. В целом выбор Интернет-программ значительно обширнее, чем для обычного радиовещания — ведь такое радио не имеет ограничений по дальности. А в самих проигрывателях могут предусматриваться дополнительные инструменты по управлению таким вещанием — например, каталоги, поиск по жанрам, языкам и т.п.Поддерживает аудиоформаты
Форматы звуковых файлов, с которыми способен работать проигрыватель. Данный список включает популярные форматы
MP3,
WMA,
AAC, OGG,
WAV,
FLAC,
DSD, однако не является исчерпывающим.
— MP3. Наиболее известный из современных форматов цифрового звука; поддерживается практически всеми устройствами. Обеспечивает т. н. сжатие с потерями, когда часть звуковых частот теряется. Однако звук при сжатии обрабатывается таким образом, что «пропадают» в основном частоты, потеря которых незаметна для человеческого уха.
— WMA. Формат аудио, в свое время специально созданный для операционной системы Windows. По умолчанию использует сжатие с потерями. WMA особенно удобен для работы на низких битрейтах, при таких условиях он обеспечивает лучшее качество, чем MP3, и занимает меньше места. С другой стороны, в высококачественном цифровом звуке данный формат значительно менее популярен.
— WAV. Еще один популярный стандарт аудио, изначально разработанный для хранения звука на ПК. Технически может применяться для хранения звука в разных форматах, однако чаще всего используется для несжатого аудио. За счет этого качество звука может быть довольно высоким, а для его обработки не требуется особой вычислительной мощности. Обратной стороной этого
...является большой объем аудиофайлов — в разы больше, чем у MP3.
— AAC. Формат, разработанный как потенциальный наследник MP3. Также обеспечивает сжатие с потерями (см. выше), однако позволяет добиться лучшего качества при том же размере файла; эта разница особенно заметна на низких битрейтах. Активно продвигается компанией Apple; тем не менее, заметно уступает MP3 по распространенности.
— OGG. Формат цифрового звука, предполагающий сжатие с потерями, одна из потенциальных альтернатив MP3. Одной из ключевых особенностей OGG является то, что при кодировке звука битрейт постоянно изменяется; при этом на фрагментах, где звука нет, битрейт падает практически до нуля (в отличие от MP3, где поток данных идет постоянно, в том числе на участках полной тишины). Благодаря этому удается добиться небольших размеров файла при сохранении качества звука. Также отметим, что формат OGG является открытым и не ограничивается патентами.
— FLAC. Один из форматов, использующих сжатие звука без потерь качества (lossless). При таком сжатии сохраняются все детали оригинального звучания, поэтому lossless-форматы особенно ценятся искушенными меломанами и аудиофилами. Обратной стороной этого качества являются крупные объемы файлов. Конкретно FLAC является едва ли не самым распространенных из современных lossless-форматов. Во многом это связано с тем, что данный стандарт не особенно требователен к вычислительной мощности проигрывателя. Благодаря этому его поддержку можно реализовать даже в сравнительно простых и недорогих плеерах (в отличие от другого популярного формата — APE, см. ниже). С другой стороны, файлы FLAC получаются более объемными, чем APE.
— DSD. Специфический формат цифрового звука, использующий т. н. сигма-дельта модуляцию (в отличие от импульсно-кодовой, применяемой в большинстве других форматов). Такая модуляция предусматривает очень высокую частоту дискретизации — 2822,4 кГц; однако ее нельзя сравнивать с обычной частотой дискретизации: в данном случае речь идет о специфическом формате сигнала. Свойства его таковы, что поддержку DSD можно предусмотреть даже в том случае, если ЦАП проигрывателя формально имеет намного меньшую частоту дискретизации. В целом данный формат считается профессиональным, его поддержка встречается в основном в Hi-Fi моделях.Интерфейсы
Проводные и беспроводные интерфейсы для подключения внешних устройств, предусмотренные в конструкции CD-проигрывателя.
—
AirPlay. Технология передачи мультимедийных данных через беспроводное соединение Wi-Fi (см. ниже). Разработана компанией Apple и широко применяется в её портативных устройствах, в частности iPod touch, iPhone и iPad, однако доступна и для техники других производителей. Позволяет транслировать на совместимые устройства аудиофайлы (в режиме потокового аудио, подробнее см. «Воспроизведение»), а также изображения, текстовые данные и даже видео. Наличие AirPlay в CD-проигрывателе даст возможность подключать к нему устройства с поддержкой этой технологии для прямого воспроизведения, а также выводить на экран информацию о файлах — название композиции, имя исполнителя и т.п.
—
Wi-Fi. Беспроводной интерфейс, который может применяться с двумя целями: подключение к компьютерным сетям (в т.ч. Интернету) и прямая связь со смартфонами, планшетами и другой внешней техникой. Первый вариант удобен для реализации сетевых функций —
потокового аудио,
Интернет-радио (см. «Воспроизведение»), AirPlay (см. выше),
DLNA (см. Ниже). Подключение к компьютерным сетям может осуществляться и через проводной интерфейс
LAN (см. ниже), однако Wi-Fi удобнее за счёт отсутст
...вия проводов и возможности работы сквозь препятствия (включая стены) на расстояние в несколько десятков метров. А соединение с внешними устройствами может предусматриваться прежде всего для дистанционного управления проигрывателем.
— Bluetooth. Беспроводная технология, разработанная для прямой связи различных устройств друг с другом. Обеспечивает расстояние до 10 м (в специфических случаях — и больше, но этот вариант для CD-проигрывателей не актуален). Конкретные возможности Bluetooth могут быть разными, в зависимости от поддерживаемых устройством протоколов. В случае проигрывателей данная функция обычно применяется для трансляции звука на беспроводные наушники или Bluetooth-колонки; такое подключение удобно благодаря отсутствию провода, но качество звука может быть заметно ниже, чем при проводном подключении. Может предусматриваться и обратный вариант — трансляция звука со смартфона, планшета и т.п. для воспроизведения через проигрыватель и подключённую к нему акустику; но этот вариант применения, как и другие, встречается крайне редко.
— LAN. Стандартный интерфейс, используемый для проводного подключения к компьютерным сетям — как к «локалкам» (с выходом в Интернет или без такового), так и напрямую к Интернет-провайдерам. Соответственно, наличие такого разъёма в CD-проигрывателе предполагает поддержку сетевых функций — например, DLNA или Интернет-радио (см. «Коммуникации»); конкретные сетевые возможности зависят от модели.
— RS-232. Он же COM-порт. Специализированный разъём, применяемый для подключения проигрывателя к компьютеру и управления его настройками с ПК. Такое управление может быть разнообразнее и в то же время проще и нагляднее, чем работа со штатной панелью или пультом ДУ.
— DLNA. Технология, применяемая для объединения различных электронных устройств в единую цифровую сеть с возможностью непосредственного обмена контентом. Устройства, для которых заявлена поддержка этого стандарта, способны эффективно взаимодействовать независимо от фирмы-производителя. CD-проигрыватель с DLNA может, к примеру, воспроизводить музыку с жёсткого диска компьютера в соседней комнате. Подключение к Сети может осуществляться как проводным (LAN), так и беспроводным (Wi-Fi) способом; оба варианта описаны выше.
— USB (type A). Данный разъём используется для подключения к устройству различного периферийного оборудования по стандарту USB. В случае CD-проигрывателей речь чаще всего идёт о «флэшках» и других внешних накопителях: при подключении их к USB Type A возможно прямое воспроизведение записанного на такой накопитель контента. Как правило, данный разъём устанавливается на передней панели проигрывателя, в а некоторых моделях разъёмов может быть больше одного.
— USB (type B). Данный интерфейс позволяет подключать CD-проигрыватель к компьютеру в качестве периферийного устройства. Такое подключение может обеспечивать весьма разнообразные возможности: воспроизведение звука с ПК через проигрыватель и подключённую к нему акустику, управление настройками проигрывателя через сервисную программу, обновление прошивки и т.п (конкретный набор возможностей зависит от модели).
— Кардридер. Слот для чтения карт памяти — чаще всего наиболее популярного современного формата SD, хотя теоретически могут предусматриваться и другие варианты. Эта функция позволяет проигрывать музыку напрямую с карт памяти. Такие носители удобны тем, что кардридеры устанавливаются практически во всех современных ноутбуках, многих планшетах, смартфонах (правда, под более миниатюрные карты) и т.п. Правда, нужно учитывать, что даже среди SD-карт есть несколько поколений, несовместимых между собой; поэтому перед использованием кардридера стоит обязательно уточнить, на какие именно карты он рассчитан.
— Подключение iPod/iPhone. Наличие в CD-проигрывателе специальных функций для работы с портативными устройствами Apple — плеерами iPod, смартфонами iPhone, а в большинстве случаев — ещё и планшетами iPad. Такие функции могут включать, к примеру, переключение треков на плеере и управление плейлистами с пульта управления проигрывателем; в любом случае они значительно облегчают жизнь тем, кто хотел бы слушать музыку с «яблочной» техники. Отметим, что в случае CD-проигрывателей для подключения такой техники обычно используется не специальный док, а обычный порт USB type A общего назначения (см. выше), с которым устройство соединяется через специальный кабель. Изредка встречаются модели, укомплектованные внешними док-станциями (которые, впрочем, чаще всего также подключаются через USB).Частота дискретизации ЦАП
Частота дискредитации цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), установленного в CD-проигрывателе.
ЦАП — это обязательный элемент любой системы, предназначенной для воспроизведения цифрового звука. Такой преобразователь представляет собой электронный модуль, который переводит информацию о звуке в аналоговые импульсы, подаваемые на колонки через каскады усиления. Технические особенности такого преобразования таковы, что чем выше частота дискретизации — тем более качественным получается сигнал на выходе ЦАП, тем меньше он искажается при преобразовании. А в случае CD-проигрывателей данный показатель ещё и должен быть не ниже, чем частота дискретизации воспроизводимого цифрового звука — иначе устройство просто не сможет «переварить» цифровые данные с носителя. Так, показатель в 92 –
96 кГц позволяет слушать CD-Audio (частота дискретизации 44,1 кГц), но для DVD необходимо уже не менее
192 кГц. В наиболее продвинутых ЦАП частота дискретизации может составлять 384 кГц. Последнее, впрочем, встречается редко: в большинстве случаев высокая частота не является критически необходимой, а стоит подобная электроника недёшево.
Разрядность ЦАП
Ещё один показатель, определяющий общее качество работы цифро-аналогового преобразователя аудиосигнала. Подробнее о преобразователе см. «Частота дискретизации ЦАП»; здесь же отметим, что разрядность стандартно выражается в битах, и чем она выше — тем точнее сигнал на выходе ЦАП соответствует исходному сигналу и тем меньше в него вносится искажений. В случае CD-проигрывателей минимально необходимым и в то же время вполне достаточным считается показатель в
24 бит; более высокие значения —
32 бит — встречаются редко, исключительно в технике премиум-уровня.
Диапазон частот
Диапазон звуковых частот, которые способен воспроизвести CD-проигрыватель. В целом данный параметр определяет то, насколько полна выдаваемая полоса частот, не обрезается ли слишком высокий или слишком низкий звук. Однако здесь стоит отметить, что человеческое ухо способно воспринимать звук только в пределах 16 – 20 000 Гц (возможны отклонения от верхнего порога в разные стороны, но небольшие, а с возрастом он понижается). Все современные CD-проигрыватели перекрывают этот диапазон, поэтому в случае подобных устройств показатели частоты звука являются справочными и практически не влияют на звучание. А внушительные цифры вроде 2 – 40000 Гц, 5 – 60000 Гц и т.п. — это своеобразный «побочный эффект» конструкции высококачественного устройства; производители используют эти цифры в маркетинговых целях, но, опять же, на качество звука они не влияют. Также не стоит забывать, что фактически слышимые частоты ограничиваются ещё и характеристиками акустической системы, внешнего усилителя и другого оборудования, подключённого к CD-проигрывателю. К примеру, колонки с нижней границей частотного диапазона в 150 Гц «обрежут» все более низкие частоты, и тут уже без разницы, какой самый низкий бас способен выдать проигрыватель — 16 Гц, 20 Гц или 50 Гц.
Коэффициент гармонических искажений
Коэффициент гармонических искажений (гармоник), выдаваемый CD-проигрывателем на выходе.
Данный параметр, наряду с описанным выше соотношением сигнал/шум, характеризует общее качество звучания проигрывателя. Он вычисляется делением общей суммы гармоник на величину основного сигнала при частоте воспроизводимого звука 1 кГц, и выражается в процентах. Значительные уровни гармоник приводят к ухудшению звучания — от общего ощущения «грубости» и «излишней плотности» звука до появления явно слышимых помех; соответственно, чем ниже коэффициент гармонических искажений — тем лучше. В относительно недорогих CD-проигрывателях данный показатель измеряется десятыми долями процента, в топовых моделях может не превышать нескольких тысячных процента.
Мощность на канал
Наибольшая номинальная мощность сигнала, которую CD-проигрыватель со встроенным усилителем (см. выше) может выдать на каждый канал без перегрузки. Номинальной называют среднюю (среднеквадратичную) мощность звука, выдаваемого в течение определённого промежутка времени; отдельные скачки мощности могут быть значительно выше, однако основным считается всё же данный показатель.
По мощности чаще всего оценивают общую громкость звучания проигрывателя: чем мощнее усилитель — тем громче могут играть подключённые к нему колонки. Однако этим применение данного параметра не ограничивается. Так, желательно, чтобы номинальная мощность подключаемой к проигрывателю акустической системы была не ниже, чем у усилителя — иначе при работе на большой громкости возможно повреждение колонок. С другой стороны, стоит иметь в виду, что по мере приближения к предельной мощности растёт число искажений, вносимых в звучание: к примеру, усилитель на 200 Вт на половинной мощности будет звучать чище, чем 100-ватнный на полной. Поэтому для обеспечения максимально чистого звука имеет смысл использовать мощные усилители, работающие на невысокой (по своим меркам) громкости.
Отметим, что при разном сопротивлении нагрузки мощность на канал также будет разной; поэтому при указании данного параметра часто уточняется, для какой акустики (на 2, 4, 6 или 8 Ом) актуально указанное значение.
Потребляемая мощность
Мощность, потребляемая CD-проигрывателем. Обычно, если в примечаниях не указано иного, в данном случае подразумевается мощность при работе в штатном режиме. Стоит иметь в виду, что фактическое энергопотребление в конкретный момент времени может отличаться от данного показателя — например, при работе модели с собственным усилителем мощности (см. «Встроенный усилитель») на малой громкости или наоборот, при воспроизведении композиции с резкими скачками громкости. Тем не менее, при организации питания аудиосистемы необходимо ориентироваться именно на данный показатель.
Отметим, что потребление энергии не может быть ниже, чем мощность встроенного усилителя (при его наличии, см. выше). Однако некоторые производители могут идти на хитрости — например, указывать энергопотребление только в режиме предусилителя. В результате этого указанная в характеристиках потребляемая мощность оказывается значительно ниже фактического значения при включённом усилителе (а иногда — даже ниже, чем номинальная мощность одного только усилителя). В таких случаях фактическое энергопотребление можно оценить, сложив заявленную потребляемую мощность с мощностью усилителя и взяв запас в 20 – 30% на потери энергии за счёт неидеального КПД электронных схем. Например, для модели на 50 Вт с усилителем 2х60 Вт это значение составит порядка 200 … 220 Вт (50+2х60=170, плюс поправка на потери).