Тип
—
Стартовый набор. Комплектация, известная также как «кит» или «боксмод». Включает все необходимое для парения — и батарейный мод, и атомайзер; иными словами, «кит» — это готовая к использованию электронная сигарета (разве что аккумулятор в некоторых моделях приходится докупать отдельно). При этом в данной категории встречаются как сравнительно недорогие и простые устройства, так и высококлассные модели. В любом случае стартовые наборы оценят те, кто не хочет подбирать
батарейный мод и
атомайзер по отдельности и желал бы сразу получить устройство, составные части которого оптимально совместимы друг с другом.
—
POD-система. Специфическая разновидность электронных сигарет, использующая не традиционные атомайзеры, а сменные кассеты — «pod’ы». Каждая такая кассета состоит из испарителя и емкости с жидкостью; «pod» может быть как открытым (с возможностью перезаправки на свое усмотрение), так и закрытым (одноразовый, поставляется заправленным и выбрасывается по исчерпанию запаса жидкости). В любом случае POD-системы обычно продаются готовыми комплектами, которые имеют ряд преимуществ перед традиционными вейпами. Во-первых, кассеты стоят сравнительно недорого и занимают очень немного места; в итоге можно носить при себе сразу несколько «подов» с разными вкусами и/или крепостями, меняя их в батарейном моде по желанию. Во-вторых, сами б
...атарейные моды получаются более компактными и легкими, чем в обычных электронных сигаретах, они более удобны в переноске и не так привлекают внимание. В-третьих, POD-системы предельно просты в обслуживании — собственно, сменные кассеты нет смысла делать обслуживаемыми. Из недостатков таких устройств можно отметить сравнительно небольшую емкость батарей и резервуаров в кассетах, хотя встречаются и исключения.
— Одноразовые. Одноразовые POD-системы — это вейп-устройства без возможности заправки жидкости и подзарядки элемента питания. Резервуар для жидкости в их конструкции имеет определенный объем, под него же подбирается конкретная емкость батарейки (с расчетом на указанное количество затяжек). Когда в «одноразке» заканчивается жидкость для парения или садится аккумулятор, устройство можно выбрасывать. Благодаря компактным размерам одноразовые электронные сигареты легко помещаются в карман одежды, небольшое отделение сумки или рюкзака. Также в них зачастую отсутствуют органы управления и настройки — нагревательный элемент срабатывает сразу же, как только пользователь делает затяжку. По вкусовому ассортименту на прилавках представлена масса различных вариантов одноразовых POD-систем.
— Атомайзер. Отдельно продаваемый испаритель электронной сигареты — то есть та часть, в которой происходит образование пара; для работы испаритель устанавливается на батарейный мод (см ниже). Некоторые виды таких устройств называют также «клиромайзерами», однако этот термин встречается все реже, в наше время обычно все испарители объединяют под термином «атомайзер». Как бы то ни было, на общие впечатления от вейпа влияют в основном именно характеристики испарителя: в частности, от них напрямую зависит вкус и насыщенность пара, а также возможности по настройке пара под свои предпочтения. Так что для того, чтобы изменить ощущения от парения, достаточно попробовать другой атомайзер. Кроме того, при покупке нового вейпа многие пользователи (особенно опытные) предпочитают не полагаться на готовые стартовые наборы, а выбирать атомайзер и батарейный мод по отдельности, на свое усмотрение.
— Батарейный мод. Часть электронной сигареты, отвечающая за питание испарителя (атомайзера). Функционал такого мода может быть разным — от простейшего контейнера для сменного аккумулятора с кнопкой включения/выключения до продвинутого устройства со сложной управляющей электроникой и расширенными возможностями (см. «Батарейный мод»). Как бы то ни было, отдельно продаваемые батарейные моды рассчитаны на тех, кто хочет собрать электронную сигарету по индивидуальным требованиям, не полагаясь на комплектацию стартовых наборов.Батарейный мод
Тип батарейного мода, поставляемого отдельно либо в составе стартового набора (см. «Тип»). В данном случае батарейные моды делятся на типы по наличию или отсутствию дополнительных плат; виды используемых батарей вынесены в отдельный пункт (см. «Тип аккумулятора»)
— Электронный. Батарейные моды, имеющие в конструкции дополнительную управляющую электронику («плату») — помимо аккумулятора (отсека под аккумулятор) и кнопки включения. Такая плата содержит как минимум контроллер заряда/разряда, а нередко — еще и дополнительные настройки типа вариватта или термоконтроля (см. «Функции платы»).
Электронные батарейные моды, даже самые простые (имеющие только кнопку включения), заметно сложнее механических аналогов, что несколько снижает надежность. С другой стороны, они удобнее, а главное — безопаснее: плата обеспечивает оптимальный режим работы аккумулятора, что сводит к минимуму вероятность его перегрузки и соответствующих неприятностей. Поэтому для начинающих пользователей крайне рекомендуется именно этот вариант. Впрочем, его предпочитают и многие вейперы с опытом — электроника позволяет наслаждаться паром, не особо переживая о режиме работы батареи.
— Механический. Он же «
мехмод». Простейшие батарейные моды, состоящие из корпуса, кнопки включения и отключения питания и отсека под батарею (обычно она съёмная). Питание на атомайзе
...р в таких устройствах подается напрямую от аккумулятора, без использования управляющих схем; для зарядки батареи требуется использовать внешнее зарядное устройство. Помимо простоты и невысокой стоимости, достоинством мехмодов считаются расширенные возможности по экспериментам с питанием. С другой стороны, такие устройства требуют осторожности в обращении и строгого соблюдения режима зарядки/разрядки батареи. При этом следить за режимом должен сам пользователь, а нарушение чревато неполадками и соответствующими неприятностями (достаточно сказать, что печально известные взрывы аккумулятора случались в основном именно на мехмодах). В свете всего этого «механика» подходит только опытным вейперам, внимательно относящимся к правильному использованию «матчасти».Функции платы
Дополнительные функции платы, предусмотренные в электронном батарейном моде (см. «Батарейный мод»).
—
Варивольт. Батарейные моды, позволяющие регулировать напряжение, подаваемое на атомайзер. За счет этого изменяется мощность питания и, соответственно,
регулируется мощность нагрева и общий режим парения. При этом, в отличие от вариватта (см. ниже), изменение напряжения в варивольте осуществляется только вручную, независимо от сопротивления атомайзера. На практике это значит, что если пользователь хочет получить ту же мощность на атомайзере с другим сопротивлением — ему придется перенастраивать варивольт.
—
Вариватт. Батарейные моды с возможностью автоматического поддержания заданной мощности, подаваемой на атомайзер. Автоматизированной версия варивольтов, которая способна автоматически подстраиваться под изменение сопротивления атомайзера. Напряжение в вариватте выставляется для конкретного сопротивления атомайзера; если сопротивление меняется, то электроника автоматически выставляет напряжение на выходе батарейного мода таким образом, чтобы мощность оставалась неизменной. Благодаря этому можно ставить на батарейный блок нагреватели с разным сопротивлением, не переживая о перенастройке параметров питания — вариватт самостоятельно выберет нужное напряжение, сохраняя интенсивность парения на привычном уровне. Главный недостаток данного в
...арианта по сравнению с варивольтом — относительно высокая стоимость, а по сравнению с термоконтролем (см. ниже) — необходимость выбирать мощность экспериментальным способом, методом проб и ошибок.
— Вариватт + варивольт. Батарейные моды, способные работать в двух разных режимах — варивольт или вариватт, по желанию пользователя. Эти режимы подробнее описаны отдельно, а их сочетание в одном батарейном блоке может пригодиться тем, кто ценит преимущества вариватта, однако не прочь поэкспериментировать и с варивольтом.
— Термоконтроль+вариватт. Батарейные моды, сочетающие описанные выше возможности вариватта с функцией термоконтроля. Термоконтроль позволяет отслеживать температуру спирали, поддерживать её на оптимальном уровне и отключать питание при приближении к критическому нагреву. Сочетание двух этих регулировок является наиболее продвинутым на сегодня вариантом, фактически избавляющим вейпера от необходимости вручную подбирать оптимальные параметры питания. При этом пар получается приятным на вкус (как из-за собственной температуры, так и благодаря тому, что вероятность пережечь фитиль сводится практически к нулю), а заряд аккумулятора расходуется оптимальным образом. Серьёзным недостатком термоконтроля, помимо довольно высокой стоимости, является ограниченная совместимость с атомайзерами: для корректной работы этой функции требуется «голова» со спиралью из никеля или титана, а такие модели встречаются сравнительно нечасто, да и сами по себе стоят недёшево.
— Термоконтроль. Батарейные моды, настройки которых ограничены лишь термоконтролем. Подробнее эта функция описана выше; здесь же отметим, что сам по себе термоконтроль не позволяет управлять интенсивностью парения, поэтому данный вариант особого распространения не получил.Вид атомайзера
—
Необслуживаемый. Необслуживаемыми называют атомайзеры-баки (с емкостью для жидкости), в которых в принципе невозможна замена фабричного нагревателя (спирали и фитиля) на собственную намотку. Таким образом, при использовании подобного испарителя придется периодически (скорее всего раз в 2 – 3 недели) менять «головы» (нагреватели). Необслуживаемые модели будут неплохим вариантом как для тех, кто только собирается попробовать парение, так и для опытных вейперов, которые не хотят возиться с пользовательскими намотками. Их главным недостатком является невозможность подстроить атомайзер под собственные предпочтения — приходится обходиться тем, что изначально предусмотрел в конструкции производитель.
— Обслуживаемый. Атомайзеры-баки (с емкостью для жидкости), в конструкции которых производителем изначально предусмотрена возможность замены нагревательного элемента (спирали и фитиля) силами пользователя. Это сложнее, чем менять «голову» целиком, как в необслуживаемом атомайзере; зато намотку можно сделать под собственные предпочтения, не полагаясь на фабричную конструкцию, да и обходятся расходники для намотки дешевле, чем целые головы. С другой стороны, возможность замены «головы» целиком в таких моделях чаще всего как раз не предусматривается — единственным вариантом является ручная намотка. В свете всего этого
обслуживаемые атомайзеры будут хорошим выбором прежде
...всего для опытных вейперов, желающих иметь максимум возможностей по персонализации электронной сигареты.
— Полуобслуживаемый. Атомайзеры-баки (с емкостью для жидкости), объединяющие возможности обслуживаемых и необслуживаемых моделей. В такой «бак» можно устанавливать как необслуживаемые «головы», меняемые целиком, так и обслуживаемые нагреватели, допускающие перемотку силами самого пользователя. Таким образом, вейпер может выбрать вариант по желанию: или пользоваться простыми и удобными сменными «головами», либо потратить немного сил и времени, но намотать спираль под собственные предпочтения. С другой стороны, большинству пользователей подобная универсальность не требуется, поэтому и атомайзеров этого типа выпускается сравнительно немного.
— Дрип-атомайзер (RDA). Отличительной особенностью данной разновидность атомайзеров является отсутствие контейнера для жидкости: перед каждым сеансом парения фитиль нужно смачивать прямо из флакона несколькими каплями жидкости (отсюда и название drip — «капля»). Это не так удобно, как иметь под рукой бак с запасом жидкости на несколько сеансов — в частности, еще и потому, что контролировать остаток жидкости в дрипе непросто. С другой стороны, у данного варианта есть немаловажное достоинство: за счет отличного обдува нагревательных элеметов «дрипки» дают очень обильный и насыщенный пар, по этому показателю они заметно превосходят баки. А для того, чтобы такой атомайзер не приходилось часто перезаправлять вручную, производители могут предусматривать различные ухищрения — например, в т.н. «сквонкерах» имеется бак, установленный в батарейном блоке, и из этого бака по нажатию кнопки «подпитывается» фитиль испарителя.
— Бакодрипка (RDTA). Комбинированные устройства, в соответствии с названием сочетающие в себе и бак, и «дрипку». От первой разновидности RDTA взяли себе бак, позволяющий держать под рукой запас жидкости на несколько сеансов парения, от второй — конструкцию нагревателя, обеспечивающую обильный и интенсивный пар. Таким образом, подобные атомайзеры сочетают в себе преимущества обоих типов. С другой стороны, бакодрипки стоят недешево, имеют очень высокий расход жидкости, к тому же нередко оказываются сложными в обслуживании: во многих моделях роль фитиля играет вата, которую при замене нужно укладывать особым образом — иначе возможно подтекание или пригорание.
— Генезис. Специфическая разновидность атомайзеров-баков, как правило, обслуживаемых (см. выше). Ключевым отличием генезисов является конструкция фитиля: он представляет собой мелкую сетку из нержавеющей стали, обмотанную спиралью нагревателя. Это дает ряд преимуществ по сравнению с классической конструкцией, где фитиль выполняется из ваты, растительных волокон и т.п. Главным из этих достоинств считается вкус: генезисы не дают привкуса гари и обеспечивают практически идеальную чистоту пара. Кроме того, такие «головы» могут служить без замены очень долго (по нескольку месяцев), а сама замена фитиля и нагревателя производится достаточно легко и быстро. Главный недостаток атомайзеров данного типа — довольно высокая стоимость. Отдельно отметим, что установка металлического фитиля в классический испаритель не превращает его в генезис — конструкция атомайзера должна быть изначально оптимизирована под сетку.Емкость бака для жидкости
Объем бака для жидкости, предусмотренного в конструкции атомайзера. Отметим, что этот параметр может указываться даже для атомайзеров-сквонков (см. «Тип заправки»): хотя они работают с внешним резервуаром, однако определенный объем «жижи» вмещается и в самом испарителе.
Чем объемнее бак — тем больший запас жидкости можно держать в электронной сигарете и тем реже придется ее перезаправлять. С другой стороны, вместительные резервуары имеют соответствующие габариты, и слишком большой бак был бы неудобен, а жидкости даже за один длительный сеанс парения расходуется сравнительно немного. Как следствие, объем
более 6 мл уже считается для вейпов довольно крупным, а в самых миниатюрных моделях этот показатель
не превышает 2 мл.
Также отметим, что при выборе емкости бака производители обычно учитывают сопротивление спирали, мощность аккумулятора (если он есть в комплекте) и другие параметры, влияющие на предполагаемый расход жидкости. Здесь нет жесткой зависимости, однако в целом более мощные атомайзеры обычно оснащаются баками большего объема.
Кол-во спиралей
Количество отдельных нагревательных спиралей, предусмотренное в атомайзере.
Простейший вариант конструкции предусматривает всего
1 спираль, однако наибольшую популярность получили распылители на
2 спирали: в них проще добиться интенсивного и насыщенного пара (правда, для эффективной работы требуется более высокая мощность питания, да и расход жидкости получается более высоким). Впрочем, стоит отметить, что между уровнем атомайзера и числом нагревателей нет жесткой связи: помимо прочего, существуют и продвинутые модели с одной спиралью, и бюджетные решения с двумя.
Встречается и большее число спиралей — три или даже четыре, однако такие решения довольно дороги, сложны в обслуживании и «прожорливы» в плане энергопотребления, из-за чего они не получили распространения.
Аккумулятор
Тип аккумулятора, которым оснащен батарейный мод или на который он рассчитан (если батарея не входит в комплект).
Современные вейпы могут использовать как съемные, так и
несъемные батареи. Первые удобны тем, что севший аккумулятор можно быстро заменить на свежий, а пока одна батарея используется, вторую можно поставить на зарядку. Однако для многих вейпов с таким питанием приходится отдельно докупать и сами батареи, и «зарядники» для них (подробнее об этом типе аккумуляторов см. п. «Съемный»). Несъемные элементы, в свою очередь, нельзя быстро менять, зато они более компактны, сразу входят в комплект поставки и предельно просты в использовании: при исчерпании заряда не нужно возиться с внешними зарядными устройствами, достаточно подключить комплектный зарядник (а то и просто USB-кабель).
В качестве съемных элементов в вейпах используются в основном 3,7-вольтовые литий-ионные аккумуляторы цилиндрической формы, вот их основные типоразмеры:
— 18650. Самый популярный в наше время типоразмер сменных аккумуляторов на 3,7 В. Такие элементы имеют диаметр 18 мм и длину 65 мм, а их распространенность обусловлена сочетанием неплохих рабочих характеристик со сравнительно компактными размерами. Количество батарей этого типа может быть разным: для моделей сравнительно невысокой мощности (до 100 Вт) достаточно
одного аккумулятора 18650, в более мощных модах встречает
...ся 2, а в отдельных моделях — даже 3 и более аккумуляторов 18650.
— 20700. Формат сменных батарей, применяемый заметно реже, чем 18650 — из-за более крупных размеров (диаметр 20 мм, длина 70 мм). Количество таких элементов также может быть разным — от одного в сравнительно маломощных моделях до двух или даже трех.
— 21700. Еще один сравнительно редкий типоразмер сменных батарей; имеет ту же длину, что и 20700 (70 мм), но более крупный диаметр (21 мм). Используются такие элементы преимущественно по одному, вейпы на два аккумулятора 21700 почти не выпускаются.
— 26650. Довольно специфический типоразмер: такие элементы имеют в длину те же 65 мм, что и 18650, однако диаметр у них почти в полтора раза больше — 26 мм. Это обеспечивает высокую емкость и мощность, однако крупный размер ограничивает применение данного типа питания, оно встречается лишь в единичных моделях вейпов (хотя существуют устройства даже на два аккумулятора). А в некоторых батарейных модах под такие элементы допускается замена 26650 на 18650 — благодаря одинаковой длине.
Встроенные батареи, в свою очередь, различаются по технологии, по которой они изготовлены. В наше время используются в основном Li-Ion (литий-ионные) либо Li-Pol (литий-полимерные) несъемные аккумуляторы. Они схожи по основным характеристикам: компактны, имеют хорошую емкость, лишены «эффекта памяти», однако плохо переносят как морозы, так и жару. Основная разница заключается в том, что в первой разновидности электролит жидкий, а во второй — твердый полимерный. Благодаря этому Li-Ion элементы несколько дешевле, а Li-Pol — менее чувствительны к перегрузкам и более безопасны при нештатных режимах.Мощность
Максимальная мощность питания, выдаваемая аккумулятором.
Это один из основных параметров батарейного блока, определяющих его совместимость с атомайзером. В стартовые наборы (см. «Тип») по определению включаются атомайзеры, оптимально подходящие к данному аккумулятору по мощности, и данный параметр имеет в основном справочное значение. А вот при выборе комплектующих по отдельности на него стоит обратить особое внимание. Более
высокая мощность позволяет добиться более насыщенного пара, однако лишь до определенных пределов — слишком сильный нагрев приводит к ухудшению вкуса, а то и пригоранию фитиля (что тем более не способствует улучшению ощущений от парения). Так что атомайзер должен нормально переносить мощность аккумулятора, иначе в лучшем случае придется постоянно ограничивать мощность при помощи варивольта или вариватта (см. «Батарейный мод»), а в худшем — нормальное использование вообще будет невозможным.
Стоит учитывать, что для классических испарителей-баков с одной спиралью достаточной считается мощность до 40 Вт; более же мощные батареи рассчитаны в основном на продвинутые обслуживаемые модели, дрип-атомайзеры и
бакодрипки (см. «Вид атомайзера»), имеющие более одной спирали и, соответственно, более «прожорливые» в плане потребления энергии. Также отметим, что фактическая мощность нагрева зависит от напряжения, и на практике она
...может быть ниже заявленной — в зависимости от сопротивления атомайзера. Подробнее об этом см. «Макс. напряжение».Съемный
Данная особенность указывается для батарейных модов, которые рассчитаны на использование
съемных аккумуляторов — обычно стандарта 18650 или 26650 (см. «Тип аккумулятора»). При этом такие аккумуляторы чаще всего не входят в комплект поставки, их необходимо приобретать отдельно. Это, с одной стороны, не позволяет использовать устройство «из коробки», с другой — дает возможность выбрать элементы питания на свое усмотрение, в зависимости от того, какой атомайзер предполагается использовать и какая мощность аккумулятора нужна.
Собственно, возможность выбора батарей на усмотрение пользователя является одним из ключевых преимуществ данного варианта перед несъемными аккумуляторами (см. «Тип аккумулятора»). Еще одно преимущество заключается в том, что можно купить несколько комплектов аккумуляторов и быстро менять севшие батареи на свежие (а снятые батареи заряжать отдельно, не занимая под это дело батарейный мод). С другой стороны, сами батарейные моды получаются тяжелее и крупнее, чем неразборные аналоги, а при сравнимом качестве самих батарей — нередко ещё и дороже. Кроме того, для зарядки аккумуляторов потребуется еще и отдельное зарядное устройство — даже при наличии порта microUSB использовать его рекомендуется лишь в крайнем случае (подробнее см. ниже), а многие модели такого разъема вообще не имеют.