Тип
—
Стартовый набор. Комплектация, известная также как «кит» или «боксмод». Включает все необходимое для парения — и батарейный мод, и атомайзер; иными словами, «кит» — это готовая к использованию электронная сигарета (разве что аккумулятор в некоторых моделях приходится докупать отдельно). При этом в данной категории встречаются как сравнительно недорогие и простые устройства, так и высококлассные модели. В любом случае стартовые наборы оценят те, кто не хочет подбирать
батарейный мод и
атомайзер по отдельности и желал бы сразу получить устройство, составные части которого оптимально совместимы друг с другом.
—
POD-система. Специфическая разновидность электронных сигарет, использующая не традиционные атомайзеры, а сменные кассеты — «pod’ы». Каждая такая кассета состоит из испарителя и емкости с жидкостью; «pod» может быть как открытым (с возможностью перезаправки на свое усмотрение), так и закрытым (одноразовый, поставляется заправленным и выбрасывается по исчерпанию запаса жидкости). В любом случае POD-системы обычно продаются готовыми комплектами, которые имеют ряд преимуществ перед традиционными вейпами. Во-первых, кассеты стоят сравнительно недорого и занимают очень немного места; в итоге можно носить при себе сразу несколько «подов» с разными вкусами и/или крепостями, меняя их в батарейном моде по желанию. Во-вторых, сами б
...атарейные моды получаются более компактными и легкими, чем в обычных электронных сигаретах, они более удобны в переноске и не так привлекают внимание. В-третьих, POD-системы предельно просты в обслуживании — собственно, сменные кассеты нет смысла делать обслуживаемыми. Из недостатков таких устройств можно отметить сравнительно небольшую емкость батарей и резервуаров в кассетах, хотя встречаются и исключения.
— Одноразовые. Одноразовые POD-системы — это вейп-устройства без возможности заправки жидкости и подзарядки элемента питания. Резервуар для жидкости в их конструкции имеет определенный объем, под него же подбирается конкретная емкость батарейки (с расчетом на указанное количество затяжек). Когда в «одноразке» заканчивается жидкость для парения или садится аккумулятор, устройство можно выбрасывать. Благодаря компактным размерам одноразовые электронные сигареты легко помещаются в карман одежды, небольшое отделение сумки или рюкзака. Также в них зачастую отсутствуют органы управления и настройки — нагревательный элемент срабатывает сразу же, как только пользователь делает затяжку. По вкусовому ассортименту на прилавках представлена масса различных вариантов одноразовых POD-систем.
— Атомайзер. Отдельно продаваемый испаритель электронной сигареты — то есть та часть, в которой происходит образование пара; для работы испаритель устанавливается на батарейный мод (см ниже). Некоторые виды таких устройств называют также «клиромайзерами», однако этот термин встречается все реже, в наше время обычно все испарители объединяют под термином «атомайзер». Как бы то ни было, на общие впечатления от вейпа влияют в основном именно характеристики испарителя: в частности, от них напрямую зависит вкус и насыщенность пара, а также возможности по настройке пара под свои предпочтения. Так что для того, чтобы изменить ощущения от парения, достаточно попробовать другой атомайзер. Кроме того, при покупке нового вейпа многие пользователи (особенно опытные) предпочитают не полагаться на готовые стартовые наборы, а выбирать атомайзер и батарейный мод по отдельности, на свое усмотрение.
— Батарейный мод. Часть электронной сигареты, отвечающая за питание испарителя (атомайзера). Функционал такого мода может быть разным — от простейшего контейнера для сменного аккумулятора с кнопкой включения/выключения до продвинутого устройства со сложной управляющей электроникой и расширенными возможностями (см. «Батарейный мод»). Как бы то ни было, отдельно продаваемые батарейные моды рассчитаны на тех, кто хочет собрать электронную сигарету по индивидуальным требованиям, не полагаясь на комплектацию стартовых наборов.Вид атомайзера
—
Необслуживаемый. Необслуживаемыми называют атомайзеры-баки (с емкостью для жидкости), в которых в принципе невозможна замена фабричного нагревателя (спирали и фитиля) на собственную намотку. Таким образом, при использовании подобного испарителя придется периодически (скорее всего раз в 2 – 3 недели) менять «головы» (нагреватели). Необслуживаемые модели будут неплохим вариантом как для тех, кто только собирается попробовать парение, так и для опытных вейперов, которые не хотят возиться с пользовательскими намотками. Их главным недостатком является невозможность подстроить атомайзер под собственные предпочтения — приходится обходиться тем, что изначально предусмотрел в конструкции производитель.
— Обслуживаемый. Атомайзеры-баки (с емкостью для жидкости), в конструкции которых производителем изначально предусмотрена возможность замены нагревательного элемента (спирали и фитиля) силами пользователя. Это сложнее, чем менять «голову» целиком, как в необслуживаемом атомайзере; зато намотку можно сделать под собственные предпочтения, не полагаясь на фабричную конструкцию, да и обходятся расходники для намотки дешевле, чем целые головы. С другой стороны, возможность замены «головы» целиком в таких моделях чаще всего как раз не предусматривается — единственным вариантом является ручная намотка. В свете всего этого
обслуживаемые атомайзеры будут хорошим выбором прежде
...всего для опытных вейперов, желающих иметь максимум возможностей по персонализации электронной сигареты.
— Полуобслуживаемый. Атомайзеры-баки (с емкостью для жидкости), объединяющие возможности обслуживаемых и необслуживаемых моделей. В такой «бак» можно устанавливать как необслуживаемые «головы», меняемые целиком, так и обслуживаемые нагреватели, допускающие перемотку силами самого пользователя. Таким образом, вейпер может выбрать вариант по желанию: или пользоваться простыми и удобными сменными «головами», либо потратить немного сил и времени, но намотать спираль под собственные предпочтения. С другой стороны, большинству пользователей подобная универсальность не требуется, поэтому и атомайзеров этого типа выпускается сравнительно немного.
— Дрип-атомайзер (RDA). Отличительной особенностью данной разновидность атомайзеров является отсутствие контейнера для жидкости: перед каждым сеансом парения фитиль нужно смачивать прямо из флакона несколькими каплями жидкости (отсюда и название drip — «капля»). Это не так удобно, как иметь под рукой бак с запасом жидкости на несколько сеансов — в частности, еще и потому, что контролировать остаток жидкости в дрипе непросто. С другой стороны, у данного варианта есть немаловажное достоинство: за счет отличного обдува нагревательных элеметов «дрипки» дают очень обильный и насыщенный пар, по этому показателю они заметно превосходят баки. А для того, чтобы такой атомайзер не приходилось часто перезаправлять вручную, производители могут предусматривать различные ухищрения — например, в т.н. «сквонкерах» имеется бак, установленный в батарейном блоке, и из этого бака по нажатию кнопки «подпитывается» фитиль испарителя.
— Бакодрипка (RDTA). Комбинированные устройства, в соответствии с названием сочетающие в себе и бак, и «дрипку». От первой разновидности RDTA взяли себе бак, позволяющий держать под рукой запас жидкости на несколько сеансов парения, от второй — конструкцию нагревателя, обеспечивающую обильный и интенсивный пар. Таким образом, подобные атомайзеры сочетают в себе преимущества обоих типов. С другой стороны, бакодрипки стоят недешево, имеют очень высокий расход жидкости, к тому же нередко оказываются сложными в обслуживании: во многих моделях роль фитиля играет вата, которую при замене нужно укладывать особым образом — иначе возможно подтекание или пригорание.
— Генезис. Специфическая разновидность атомайзеров-баков, как правило, обслуживаемых (см. выше). Ключевым отличием генезисов является конструкция фитиля: он представляет собой мелкую сетку из нержавеющей стали, обмотанную спиралью нагревателя. Это дает ряд преимуществ по сравнению с классической конструкцией, где фитиль выполняется из ваты, растительных волокон и т.п. Главным из этих достоинств считается вкус: генезисы не дают привкуса гари и обеспечивают практически идеальную чистоту пара. Кроме того, такие «головы» могут служить без замены очень долго (по нескольку месяцев), а сама замена фитиля и нагревателя производится достаточно легко и быстро. Главный недостаток атомайзеров данного типа — довольно высокая стоимость. Отдельно отметим, что установка металлического фитиля в классический испаритель не превращает его в генезис — конструкция атомайзера должна быть изначально оптимизирована под сетку.Емкость бака для жидкости
Объем бака для жидкости, предусмотренного в конструкции атомайзера. Отметим, что этот параметр может указываться даже для атомайзеров-сквонков (см. «Тип заправки»): хотя они работают с внешним резервуаром, однако определенный объем «жижи» вмещается и в самом испарителе.
Чем объемнее бак — тем больший запас жидкости можно держать в электронной сигарете и тем реже придется ее перезаправлять. С другой стороны, вместительные резервуары имеют соответствующие габариты, и слишком большой бак был бы неудобен, а жидкости даже за один длительный сеанс парения расходуется сравнительно немного. Как следствие, объем
более 6 мл уже считается для вейпов довольно крупным, а в самых миниатюрных моделях этот показатель
не превышает 2 мл.
Также отметим, что при выборе емкости бака производители обычно учитывают сопротивление спирали, мощность аккумулятора (если он есть в комплекте) и другие параметры, влияющие на предполагаемый расход жидкости. Здесь нет жесткой зависимости, однако в целом более мощные атомайзеры обычно оснащаются баками большего объема.
Тип заправки
—
Верхняя. Традиционный тип заправки, изначально — довольно популярный, однако сейчас такие атомайзеры постепенно уступают позиции моделям с нижней заправкой. Главным преимуществом данного варианта является возможность заливать жидкость, не переворачивая атомайзер и не снимая колбу с батарейного мода. Правда, для заправки обычно требуется разборка — например, откручивание крышки с мундштуком.
—
Нижняя. Этот вариант предполагает, что для заправки нужно перевернуть атомайзер «вверх ногами» и залить жидкость с нижней стороны. На первый взгляд такая процедура менее удобна, чем верхняя заправка, однако она дает немаловажное преимущество для обслуживаемых нагревателей: при необходимости можно снять и перемотать базу, не сливая жидкость из бака. Отметим, что
дрип-атомайзеры формата
«сквонк» формально также заправляются снизу, однако они имеют свою специфику, поэтому не относятся в данную категорию и выделяются отдельно; подробнее см. ниже.
—
Боковая. Заправка через специальное отверстие в боковой части атомайзера. Как и верхняя, такая конструкция позволяет не снимать колбу с батарейного мода; при этом отверстие обычно открывается и закрывается легко и быстро, без необходимости, к примеру, откручивать крышку. Этот вариант довольно популярен в бакодрипках (см. &la
...quo;Вид атомайзера»), хотя и в других разновидностях тоже встречается.
— Сквонк. Специфическая разновидность нижней заправки, применяемая в моделях с дрип-атомайзерами (см. «Вид атомайзера»). В таких вейпах имеется довольно крупный резервуар с жидкостью, установленный в батарейном моде, и при каждом нажатии на специальную кнопку (или на эластичную стенку резервуара) жидкость подается в атомайзер небольшими порциями прямо через коннектор. Подобная конструкция позволяет устранить основной недостаток дрип-атомайзеров — необходимость постоянно доливать жидкость вручную, «по каплям»: вместо хлопот с ручной дозаправкой достаточно периодически нажимать кнопку. При этом большинство подобных испарителей допускают установку и на обычный батарейный мод, без сквонка — для этого в комплекте предусматривается сменный коннектор стандартной конструкции, без канала для подачи жидкости; а на батарейные моды со сквонком, как правило, можно без ограничений ставить и обычные атомайзеры. К недостаткам этого варианта можно несколько большую стоимость, чем у аналогов с традиционными типами заправки.Тип обдува
Тип обдува, предусмотренный в атомайзере электронной сигареты.
Данный параметр указывается по расположению ячеек для забора воздуха, поступающего в испаритель. По этому критерию выделяют
нижний,
верхний и
боковой обдув, вот их основные особенности:
— Нижний. Наиболее популярный в наше время вариант. Подобная популярность обусловлена прежде всего тем, что многие вейперы считают «нижний» пар самым вкусным. Кроме того, атомайзеры с нижним обдувом проще в обслуживании, чем «боковые» модели, они не так требовательны к качеству намотки. К недостаткам данного варианта можно отнести повышенную вероятность протекания, в том числе при переливе жидкости; да и конденсат, довольно интенсивно образующийся у воздухозаборников, склонен стекать вниз на батарейный мод. Впрочем, эти моменты не являются особо критичными.
— Верхний. Формат, появившийся сравнительно недавно. В целом такой обдув несколько хуже передает вкус, чем нижний, к тому же пар получается более горячим; тем не менее, этот момент во многом субъективен, и некоторым пользователям нравится именно подобный тип пара. К объективным преимуществам «верхних» атомайзеров можно отнести минимальную вероятность перелива, практически полное отсутствие конденсата, стекающего на батарейный мод, а также отсутствие брызг даже при использовании спиралей с очень низким сопрот
...ивлением.
— Боковой. Тип обдува, применяемый преимущественно в «дрипках» (см. «Вид атомайзера»). Если нижний обдув дает самый вкусный пар, то боковой — самый плотный и насыщенный. Это достигается за счет того, что воздух максимально интенсивно обтекает спираль и захватывает наибольшее количество испарений. Кроме того, вероятность перелива жидкости и образований брызг в таких атомайзерах очень мала, а при правильной настройке вкус передается практически так же хорошо, как и в «нижних» моделях. Основным недостатком данного варианта является собственно необходимость тщательной настройки и правильной установки спирали — дабы не ней не было слепых зон. Так что боковой обдув в целом рассчитан на опытных пользователей; исключением являются необслуживаемые атомайзеры, однако в них данный формат работы используется крайне редко.
Отметим также, что в продаже встречаются комбинированные варианты, для которых указано сразу два вида обдува. Здесь специфика может быть разной. Так, верхний и нижний обдув объединить в одном испарителе нереально, поэтому этот вариант указывается только для комплектов из нескольких атомайзеров с разными типами обдува. А вот боковой формат работы вполне может сочетаться с верхним или нижним — это позволяет объединить достоинства обоих вариантов и обеспечить насыщенный пар. С другой стороны, необходимость тщательной настройки для подобных устройств так же актуальна, как и для «чисто» боковых.Аккумулятор
Тип аккумулятора, которым оснащен батарейный мод или на который он рассчитан (если батарея не входит в комплект).
Современные вейпы могут использовать как съемные, так и
несъемные батареи. Первые удобны тем, что севший аккумулятор можно быстро заменить на свежий, а пока одна батарея используется, вторую можно поставить на зарядку. Однако для многих вейпов с таким питанием приходится отдельно докупать и сами батареи, и «зарядники» для них (подробнее об этом типе аккумуляторов см. п. «Съемный»). Несъемные элементы, в свою очередь, нельзя быстро менять, зато они более компактны, сразу входят в комплект поставки и предельно просты в использовании: при исчерпании заряда не нужно возиться с внешними зарядными устройствами, достаточно подключить комплектный зарядник (а то и просто USB-кабель).
В качестве съемных элементов в вейпах используются в основном 3,7-вольтовые литий-ионные аккумуляторы цилиндрической формы, вот их основные типоразмеры:
— 18650. Самый популярный в наше время типоразмер сменных аккумуляторов на 3,7 В. Такие элементы имеют диаметр 18 мм и длину 65 мм, а их распространенность обусловлена сочетанием неплохих рабочих характеристик со сравнительно компактными размерами. Количество батарей этого типа может быть разным: для моделей сравнительно невысокой мощности (до 100 Вт) достаточно
одного аккумулятора 18650, в более мощных модах встречает
...ся 2, а в отдельных моделях — даже 3 и более аккумуляторов 18650.
— 20700. Формат сменных батарей, применяемый заметно реже, чем 18650 — из-за более крупных размеров (диаметр 20 мм, длина 70 мм). Количество таких элементов также может быть разным — от одного в сравнительно маломощных моделях до двух или даже трех.
— 21700. Еще один сравнительно редкий типоразмер сменных батарей; имеет ту же длину, что и 20700 (70 мм), но более крупный диаметр (21 мм). Используются такие элементы преимущественно по одному, вейпы на два аккумулятора 21700 почти не выпускаются.
— 26650. Довольно специфический типоразмер: такие элементы имеют в длину те же 65 мм, что и 18650, однако диаметр у них почти в полтора раза больше — 26 мм. Это обеспечивает высокую емкость и мощность, однако крупный размер ограничивает применение данного типа питания, оно встречается лишь в единичных моделях вейпов (хотя существуют устройства даже на два аккумулятора). А в некоторых батарейных модах под такие элементы допускается замена 26650 на 18650 — благодаря одинаковой длине.
Встроенные батареи, в свою очередь, различаются по технологии, по которой они изготовлены. В наше время используются в основном Li-Ion (литий-ионные) либо Li-Pol (литий-полимерные) несъемные аккумуляторы. Они схожи по основным характеристикам: компактны, имеют хорошую емкость, лишены «эффекта памяти», однако плохо переносят как морозы, так и жару. Основная разница заключается в том, что в первой разновидности электролит жидкий, а во второй — твердый полимерный. Благодаря этому Li-Ion элементы несколько дешевле, а Li-Pol — менее чувствительны к перегрузкам и более безопасны при нештатных режимах.Мощность
Максимальная мощность питания, выдаваемая аккумулятором.
Это один из основных параметров батарейного блока, определяющих его совместимость с атомайзером. В стартовые наборы (см. «Тип») по определению включаются атомайзеры, оптимально подходящие к данному аккумулятору по мощности, и данный параметр имеет в основном справочное значение. А вот при выборе комплектующих по отдельности на него стоит обратить особое внимание. Более
высокая мощность позволяет добиться более насыщенного пара, однако лишь до определенных пределов — слишком сильный нагрев приводит к ухудшению вкуса, а то и пригоранию фитиля (что тем более не способствует улучшению ощущений от парения). Так что атомайзер должен нормально переносить мощность аккумулятора, иначе в лучшем случае придется постоянно ограничивать мощность при помощи варивольта или вариватта (см. «Батарейный мод»), а в худшем — нормальное использование вообще будет невозможным.
Стоит учитывать, что для классических испарителей-баков с одной спиралью достаточной считается мощность до 40 Вт; более же мощные батареи рассчитаны в основном на продвинутые обслуживаемые модели, дрип-атомайзеры и
бакодрипки (см. «Вид атомайзера»), имеющие более одной спирали и, соответственно, более «прожорливые» в плане потребления энергии. Также отметим, что фактическая мощность нагрева зависит от напряжения, и на практике она
...может быть ниже заявленной — в зависимости от сопротивления атомайзера. Подробнее об этом см. «Макс. напряжение».Материал корпуса
Материал, из которого выполнен корпус устройства.
Данный параметр актуален в первую очередь для батарейных модов: они могут выполняться из самых разнообразных материалов, тогда как атомайзеры разнообразием не отличаются (стандартный вариант — нержавеющая сталь, за единичными исключениям; подробнее см. ниже). Собственно, для готовых комплектов (в т.ч. POD-систем, см. «Тип») в данном пункте как раз и указывается материал батарейного мода. Вот более подробное описание конкретных вариантов:
—
Нержавеющая сталь. Самый, пожалуй, популярный материал для электронных сигарет и их комплектующих — всех видов и ценовых категорий. При относительно невысокой стоимости нержавеющая сталь прочна, надежна, долговечна и не подвержена царапинам и коррозии. Из недостатков данного материала можно отметить разве что довольно большой вес, однако этот момент некоторые, наоборот, считают достоинством: массивный металлический корпус создает впечатление солидности и качества. Также сталь, как и любой металл, может холодить кожу при низкой температуре воздуха и скользить в руках; однако во избежание всего этого на корпусе могут предусматриваться различные накладки (например, из резины или софт-тач пластика), устраняющие этот недостаток.
—
Цинковый сплав. Еще один довольно популярный материал, фактически представляющий собой компромиссный вариант между «нержавейкой» и алюминием. Ц
...инк весит меньше стали и стоит дешевле алюминиевых сплавов; при этом данный материал отлично противостоит коррозии и имеет высокую прочность, что и обусловило его распространенность.
— Алюминий. Едва ли не самый продвинутый металл с точки зрения практических характеристик: алюминий легок, прочен и абсолютно нечувствителен к коррозии. Основной его недостаток — довольно высокая цена, притом что описанные преимущества редко являются решающими в сравнении с той же сталью или цинком. Поэтому алюминиевые корпуса встречаются довольно редко; в то же время стоит отметить, что этот материал встречается не только в батарейных модах, но и в атомайзерах.
— Пластик. Недорогой материал, имеющий к тому же небольшой вес и способный принимать самые разнообразные расцветки. Впрочем, на этом преимущества пластика, по сути, исчерпываются: по прочности и стойкости к царапинам он заметно уступает металлам, а от сильного нагрева может оплавиться. Правда, существуют продвинутые сорта пластика, однако вместо них в вейпах большинство производителей предпочитает использовать сталь или другой металл. Как следствие, пластиковые корпуса встречаются редко, причем преимущественно среди моделей начального уровня.
— Медь. Материал, используемый преимущественно как дизайнерский — для придания корпусу необычного внешнего вида (медь имеет характерный красноватый оттенок). С точки зрения практических свойств такие корпуса схожи со стальными — в частности, они прочны, массивны и устойчивы к царапинам. С другой стороны, медь хуже переносит влагу, на ней могут появиться разводы даже от постоянного контакта с кожей. Однако главный недостаток этого материала — высокая цена, она и обусловила специфику его применения.
— Латунь. Еще один металл, используемый преимущественно из эстетических, а не из практических соображений. По свойствам аналогичен описанной выше меди и отличается лишь цветом (оттенки желтого) и несколько большей стойкостью к окислению (хотя все зависит от конкретного вида латуни).
— Дерево. Деревянные корпуса интересно выглядят благодаря характерной расцветке и узорам. В то же время этот материал не слишком практичен: он подвержен трещинам и расколам от ударов, легко царапается, а от длительного воздействия влаги может набухнуть и покоробиться. К тому же стоят деревянные корпуса довольно дорого (отчасти это плата именно за стиль). Так что выбирать батарейный мод в подобном оформлении стоит лишь в тех случаях, если возможность «выделиться из толпы» для вас важнее описанных недостатков.
— Керамика, Специальная высокопрочная керамика отличается высокой стойкостью к износу: поцарапать такой корпус очень сложно, благодаря чему он долгое время выглядит как новый. С другой стороны, этот материал может треснуть от удара (тогда как металл с большой вероятностью лишь слегка погнется). Поэтому керамические корпуса встречаются крайне редко — тем более что и стоят они недешево.Материал колбы
Материал, из которого выполнена колба комплектного атомайзера. Чаще всего подразумевается материал, из которого изготовлена прозрачная вставка в корпусе (обычно стальном), исключение составляют лишь цельностальные колбы, подробнее о них см. ниже.
—
Стекло. Самый популярный материал для колб в современных вейпах. Стекло не просто позволяет видеть содержимое колбы — эта прозрачность сохраняется долгое время, так как стеклянная поверхность отлично противостоит царапинам. Кроме того, стенки колбы химически инертны, они не вступают в реакции с «жижей», каким бы ни был ее состав; а хрупкость стенок компенсируется их толщиной, а иногда и специальными добавками в составе стекла. Стоит этот материал несколько дороже пластика, однако на практике эта разница несущественна.
— Пластик.
Пластиковые колбы, как и стеклянные, обычно делаются прозрачными, что позволяет следить за количеством жидкости; при этом стоят они заметно дешевле, разбить такую емкость весьма непросто, а осколки от пластика не так опасны, как стеклянные . В то же время данный материал легко покрывается царапинами и быстро мутнеет в процессе использования. Кроме того, некоторые сорта пластика (особенно недорогого) могут вступать в реакцию с веществами, входящими в состав жидкостей для парения (производители и колб, и заправок стараются избежать такого явления, однако полной гарантии дать нельзя). Как следствие, данн
...ый вариант особой популярностью не пользуется, он характерен в основном для бюджетных устройств, созданных в расчёте на максимальное снижение стоимости.
— Нержавеющая сталь. Колбы из нержавеющей стали примечательны прежде всего высокой прочностью — даже под очень сильной нагрузкой стальной бак скорее расплющится, чем треснет. Да и стойкость к коррозии тоже можно записать в достоинства. В то же время данный материал имеет критический недостаток, сводящий на нет все его преимущества — он непрозрачен. Как следствие, следить за уровнем жидкости в такой колбе можно только по косвенным признакам — например, по изменению вкуса или количества пара. Это, мягко говоря, неудобно, поэтому стальные колбы используются крайне редко — причем не столько из практических соображений, сколько как элемент необычного оформления.