Сезон
Время года, на которое рассчитана шина. По сути, речь идёт о штатном температурном режиме эксплуатации. В грузовых шинах встречаются такие варианты:
—
Всесезонная. Шины, не имеющие выраженной специализации и подходящие для использования в любое время года. Стоит учитывать, что конкретная стойкость к холоду и жаре может быть разной, и далеко не каждая из подобных моделей пригодна для движения в сильный мороз или жару. Эти момент обязательно нужно уточнять по документации производителя. В то же время данный вариант удобен тем, что при правильно подобранной под климат всесезонной резине владельцу не приходится «переобувать» машину при смене времен года. Правда, подобные шины в морозную или жаркую погоду будут уступать по характеристикам специализированным зимним или
летним грузовым шинам; однако при менее экстремальных температурах эта разница практически незаметна.
—
Зимняя. Шины, предназначенные для использования в холодное время года — обычно при среднесуточной температуре воздуха менее +5 °С (впрочем, конкретные рекомендации производителя могут различаться). Выполняются из более мягкого материала, чем всесезонные, благодаря чему сохраняют необходимую мягкость даже в сильные морозы. Кроме того, в конструкции могут применяться различные решения, призванные улучшить сцепление и повысить устойчивость на снегу или льду. Обращать внимание на п
...одобную резину имеет смысл тем, кто планирует часто ездить в зимнее время, в том числе в суровые морозы: в таких условиях зимняя резина однозначно выигрывает у всесезонной по рабочим характеристикам.
— Летняя. Шины, рассчитанные на эксплуатацию исключительно в тёплое время года. Стандартное ограничение для такой резины — среднесуточная температура не менее +5 °С, однако производители могут предусматривать и другие значения минимальной температуры, так что перед использованием стоит внимательно ознакомиться с документами. Как бы то ни было, в летнее время подобные шины превосходят по характеристикам всесезонные, однако эта разница становится заметной только в жаркую погоду. Поэтому обращать внимание на данный вариант стоит прежде всего в том случае, если вы планируете интенсивно эксплуатировать грузовую технику в жару — тем более что летних шин выпускается очень немного.Ширина
Ширина профиля шины в дюймах. Дюймы — самый популярный формат обозначения ширины; помимо него, встречается также обозначение в миллиметрах. Формально 1 дюйм соответствует 25,4 мм, однако на практике соответствие получается не настолько строгим: к примеру, ширина 13” шины в миллиметрах обычно составляет 315 мм, а не 330 мм. Так что переводить миллиметры в дюймы и наоборот лучше всего по специальным таблицам.
Что касается ширины, то её в данном случае указывают по расстоянию между боковинами шины, установленной на диск и накачанной (но не нагруженной). Это один из параметров, определяющих совместимость с конкретным диском: шина должна быть несколько шире обода. Для подбора резины под конкретные диски по ширине существуют специальные таблицы.
Среди современных шин для грузовиков и автобусов встречаются такие стандартные варианты ширины:
6.5",
7",
7.5",
8.25",
8.5",
9",
9.5",
10",
11",
12",
13",
14". Шины для спецтехники и сельхозтехники (см. «Назначение») могут иметь и более крупные размеры.
Ширина
Ширина профиля шины в миллиметрах. Такое обозначение встречается заметно реже, чем дюймы (см. п. «Ширина» выше), но оно также используется достаточно широко.
Что касается ширины в цедлм, то её в данном случае указывают по расстоянию между боковинами шины, установленной на диск и накачанной (но не нагруженной). Это один из параметров, определяющих совместимость с конкретным диском: шина должна быть несколько шире обода. Для подбора резины под конкретные диски по ширине существуют специальные таблицы.
На современном рынке среди популярных размеров встречаются такие варианты по ширине:
205 мм,
215 мм,
225 мм,
235 мм,
245 мм,
265 мм,
275 мм,
285 мм,
295 мм,
305 мм,
315 мм,
385 мм,
425 мм,
435 мм,
445 мм.
Профиль
Высота профиля шины. Этот показатель определяет то, насколько шина выступает над диском. Указывается высота профиля в процентах от ширины (см. выше). Чем ниже профиль — тем лучше устойчивость машины на дороге и тем быстрее изнашивается резина; в свою очередь, более высокие профили хорошо подходят для неровных дорог, грунтовок и бездорожья.
В грузовых шинах встречаются такие варианты по высоте профиля:
40 %,
45 %,
50 %,
55 %,
60 %,
65 %,
70 %,
75 %,
80 %,
85 %,
90 %,
95 %.
Индекс нагрузки
Индекс нагрузки характеризует максимальный вес, под которым шина может безопасно эксплуатироваться. Как и в случае с описанным выше индексом скорости, этот показатель нельзя превышать, иначе возможны неприятные последствия вплоть до аварий. Также отметим, что при подборе по индексу нагрузки стоит учитывать распределение веса по разным осям транспортного средства. И стоит учитывать максимально возможный вес при загруженности грузовика, в соответствии с чем подбирать
грузовые шины для больших нагрузок.
Индекс скорости
Индекс скорости описывает максимальную скорость, на которой данная шина может безопасно эксплуатироваться. Выбирать модель по данному параметру стоит с таким расчетом, чтобы при эксплуатации не допускать превышения индекса скорости — это создаёт повышенные нагрузки на шину и может привести к ее повреждению (вплоть до «взрыва»). А лучше всего выбирать вариант с запасом хотя бы в 10 – 15 км/ч — это даст дополнительную гарантию на случай нештатных ситуаций. Для грузовых шин популярными считаются индексы скорости в пределах 100 – 130 км/ч, а это
индекс скорость J (100 км/ч),
индекс скорости K (110 км/ч),
индекс скорости L (120 км/ч) и
индекс скорости M (130 км/ч). Для сельскохозяйственной техники скорость значительно ниже:
индекс A6 (30 км/ч),
индекс A8 (40 км/ч),
индекс B (50 км/ч),
индекс D (65 км/ч),
индекс F (80 км/ч). Встречаются также и
скоростные грузовые шины и менее популярные
индексы скорости C (60 км/ч),
E (70 км/ч) и
G (90 км/ч).
Топливная экономичность
Индекс сопротивления качению, которому соответствует шина. Чем выше этот показатель — тем ниже сопротивление, тем меньше горючего тратится на его преодоление и тем экономичнее шина. Индексы эффективности обозначаются буквами латинского алфавита в порядке снижения экономичности: от A до G (самая низкая эффективность).
При прочих равных более экономичные шины (
A,
B,
C,
D), как правило, обходятся дороже, однако эта разница компенсируется экономией топлива.
Сцепление на мокрой дороге
Индекс, определяющий общую эффективность шины на мокром асфальте. Обозначается буквами от
A (самый высокий) до G (самый низкий).
Чем выше данный показатель — тем крепче шина «цепляется» за мокрую дорогу, тем эффективнее и безопаснее она будет в непогоду, при прочих равных. При этом стоит отметить, что низкий индекс (E, F, G) сцепления не означает непригодности к езде в дождь или снег — просто на такой резине нужно быть более аккуратным. И наоборот, высокий индекс (A,
B,
C,
D) не избавляет водителя от необходимости быть внимательным в сложных погодных условиях.
Уровень шума
Средний уровень шума, создаваемый шиной при движении. Чем ниже данный показатель — тем более комфортной будет данная модель, тем меньше дополнительного шума она будет создавать.