Тороидальный трансформатор
Наличие
тороидального трансформатора в конструкции устройства.
Такой трансформатор имеет сердечник в форме тороида (кольца). Считается, что подобная конструкция снижает уровень постороннего электромагнитного излучения и максимально уменьшает вероятность возникновения помех от трансформатора.
ЦАП
Модель цифро-аналогового преобразователя, установленного в устройстве.
Под ЦАП в данном случае подразумевается «сердце» устройства, основная схема, которая непосредственно обеспечивает конвертацию цифрового звука в аналоговый. Название модели ЦАП приводят в основном в рекламных целях — как иллюстрацию того, что в устройстве применены высококлассные комплектующие. Кроме того, зная модель, можно найти подробную информацию о конкретном ЦАП; хотя на практике такая необходимость появляется нечасто, она все же может возникнуть в некоторых специфических случаях.
Частота дискретизации ЦАП
Частота дискретизации цифро-аналогового преобразователя, используемого в устройстве.
Под ЦАП в данном случае подразумевается «сердце» устройства, основная схема, которая непосредственно обеспечивает конвертацию цифрового звука в аналоговый. А частота дискретизации — это изначально одна из характеристик цифрового звука. В данном случае смысл ее таков: частота дискретизации ЦАП должна быть не ниже соответствующего показателя во входящем аудиосигнале, в противном случае устройство не сможет эффективно справиться с конвертацией.
Диапазон частот
Диапазон частот звука, поддерживаемый устройством. Чаще всего речь идет о диапазоне частот, который устройство может выдать в аналоговом аудиосигнале на выходе.
В целом чем шире частотный диапазон — тем более полным получается звучание, тем ниже вероятность, что преобразователь «обрежет» верхние или нижние частоты. Однако нужно учитывать, что человеческое ухо способно слышать звуки на частотах от 16 до 22 000 Гц, причем с возрастом верхняя граница снижается. Так что с практической точки зрения предусматривать более обширный диапазон в аудиотехнике не имеет смысла. А впечатляющие цифры, встречающиеся в высококлассных устройствах (например, 1 – 50 000 Гц) являются скорее «побочным эффектом» продвинутых электронных схем и приводятся в характеристиках в основном с целью рекламы. Также напомним, что на общее качество звучания влияет множество других факторов, помимо частотного диапазона.
Отношение сигнал/шум
Соотношение сигнал/шум, обеспечиваемое преобразователем.
Данный параметр описывает соотношение громкости чистого звука, выдаваемого устройством, к громкости собственных шумов (которые неизбежно создает любое электронное устройство). Таким образом, чем выше соотношение сигнал/шум — тем чище звук, тем меньше собственные шумы ЦАП влияют на аудиосигнал. Показатели до 80 дБ можно считать приемлемыми, до 100 дБ — неплохими, 100 – 120 дБ — хорошими, более 120 дБ — отличными. Впрочем, стоит помнить, что на общее качество звука влияет не только этот параметр, но и множество других.
Отметим, что с соотношением сигнал/шум часто связывают такую характеристику, как динамический диапазон (см. выше). Они схожи по общему смыслу, оба описывают разницу между посторонним фоном и полезным сигналом. Однако уровень шума при вычислениях берется разный: для соотношения сигнал/шум учитывается фон преобразователя «на холостом ходу», а для динамического диапазона — шум, возникающий при выдаче низкоуровневого сигнала. Этим и обусловлена разница в цифрах.
Коэф. гармонических искажений
Коэффициент гармонических искажений, выдаваемых преобразователем при работе.
Чем ниже данный показатель — тем чище получается звук, выдаваемый устройством, тем меньше искажений вносится в аудиосигнал. Полностью избежать таких искажений невозможно, но можно снизить их до уровня, не воспринимаемого человеком. Считается, что человеческое ухо не слышит гармоники, уровень которых составляет 0,5% и ниже. Тем не менее, в высококлассной аудиотехнике коэффициенты искажений могут быть намного более низкими — 0,005 %, 0,001 % и даже меньше. В этом есть вполне практический смысл: искажения от отдельных компонентов системы суммируются, и чем ниже коэффициент гармоник у каждого компонента — тем меньше искажений в итоге будет в слышимом звуке.
Входная чувствительность (RCA/XLR)
Входная чувствительность входов RCA и/или XLR, предусмотренных в устройстве.
О самих входах подробнее см. ниже. А входная чувствительность — это наименьший средний (среднеквадратичный) уровень сигнала на входе, который устройство может нормально принять и обработать. От данного показателя зависит совместимость с внешними источниками аналогового сигнала: выходное напряжение источника должно быть не ниже входной чувствительности преобразователя, иначе нормальная обработка звука будет невозможна. Однако не стоит допускать и значительного превышения уровня входящего сигнала над чувствительностью, иначе возможны перегрузки. Более подробно эти моменты описаны в специальных источниках.
Входной импеданс (RCA/XLR)
Импеданс входов RCA и/или XLR, предусмотренных в устройстве.
О самих входах см. ниже. А импедансом называют динамическое сопротивление — сопротивление переменному току (такому, как аудиосигнал). В целом считается, что чем оно выше — тем качественнее устройство и тем меньше искажений оно вносит в сигнал; однако есть и определенные нюансы, они подробно описаны в специальных источниках. Стандартным значением считается 10 кОм, однако встречаются модели и с большим, и с меньшим входным импедансом.
Выходное напряжение (XLR)
Выходное напряжение, обеспечиваемое устройством на выходах XLR.
Подробнее об этих выходах см. ниже. А от данного показателя зависит совместимость с внешним усилителем или другим приемником аналогового аудиосигнала: выходное напряжение ЦАП должно быть не ниже входной чувствительности принимающего устройства, иначе последнее не сможет нормально обработать звук.