ЦАП
Модель цифро-аналогового преобразователя, установленного в устройстве.
Под ЦАП в данном случае подразумевается «сердце» устройства, основная схема, которая непосредственно обеспечивает конвертацию цифрового звука в аналоговый. Название модели ЦАП приводят в основном в рекламных целях — как иллюстрацию того, что в устройстве применены высококлассные комплектующие. Кроме того, зная модель, можно найти подробную информацию о конкретном ЦАП; хотя на практике такая необходимость появляется нечасто, она все же может возникнуть в некоторых специфических случаях.
Диапазон частот
Диапазон частот звука, поддерживаемый устройством. Чаще всего речь идет о диапазоне частот, который устройство может выдать в аналоговом аудиосигнале на выходе.
В целом чем шире частотный диапазон — тем более полным получается звучание, тем ниже вероятность, что преобразователь «обрежет» верхние или нижние частоты. Однако нужно учитывать, что человеческое ухо способно слышать звуки на частотах от 16 до 22 000 Гц, причем с возрастом верхняя граница снижается. Так что с практической точки зрения предусматривать более обширный диапазон в аудиотехнике не имеет смысла. А впечатляющие цифры, встречающиеся в высококлассных устройствах (например, 1 – 50 000 Гц) являются скорее «побочным эффектом» продвинутых электронных схем и приводятся в характеристиках в основном с целью рекламы. Также напомним, что на общее качество звучания влияет множество других факторов, помимо частотного диапазона.
Отношение сигнал/шум
Соотношение сигнал/шум, обеспечиваемое преобразователем.
Данный параметр описывает соотношение громкости чистого звука, выдаваемого устройством, к громкости собственных шумов (которые неизбежно создает любое электронное устройство). Таким образом, чем выше соотношение сигнал/шум — тем чище звук, тем меньше собственные шумы ЦАП влияют на аудиосигнал. Показатели до 80 дБ можно считать приемлемыми, до 100 дБ — неплохими, 100 – 120 дБ — хорошими, более 120 дБ — отличными. Впрочем, стоит помнить, что на общее качество звука влияет не только этот параметр, но и множество других.
Отметим, что с соотношением сигнал/шум часто связывают такую характеристику, как динамический диапазон (см. выше). Они схожи по общему смыслу, оба описывают разницу между посторонним фоном и полезным сигналом. Однако уровень шума при вычислениях берется разный: для соотношения сигнал/шум учитывается фон преобразователя «на холостом ходу», а для динамического диапазона — шум, возникающий при выдаче низкоуровневого сигнала. Этим и обусловлена разница в цифрах.
Динамический диапазон
Динамический диапазон преобразователя определяется как соотношение между максимальным уровнем сигнала, который он способен выдавать, и уровнем собственного шума при подаче сигнала с малой амплитудой. Совсем упрощенно этот параметр можно описать как разницу между самым тихим и самым громким звуком, который может выдавать устройство.
Чем шире динамический диапазон — тем более продвинутым считается ЦАП, тем более качественный звук он может выдать, при прочих равных. Минимальным значением для современных устройств является около 90 дБ, в топовых моделях этот показатель может достигать 140 дБ.
Также отметим, что данный параметр по своему смысл схож с соотношением сигнал/шум, однако замеряются эти характеристики по разному; подробнее об этом см. ниже.
Коэф. гармонических искажений
Коэффициент гармонических искажений, выдаваемых преобразователем при работе.
Чем ниже данный показатель — тем чище получается звук, выдаваемый устройством, тем меньше искажений вносится в аудиосигнал. Полностью избежать таких искажений невозможно, но можно снизить их до уровня, не воспринимаемого человеком. Считается, что человеческое ухо не слышит гармоники, уровень которых составляет 0,5% и ниже. Тем не менее, в высококлассной аудиотехнике коэффициенты искажений могут быть намного более низкими — 0,005 %, 0,001 % и даже меньше. В этом есть вполне практический смысл: искажения от отдельных компонентов системы суммируются, и чем ниже коэффициент гармоник у каждого компонента — тем меньше искажений в итоге будет в слышимом звуке.
Дополнительно
—
Поддержка ASIO. Поддержка устройством звукового стандарта ASIO. Данная особенность актуальна при подключении к компьютеру, когда устройство фактически играет роль внешней звуковой карты. Технология ASIO отвечает за взаимодействие между специализированным ПО и звуковым оборудованием; при этом она обеспечивает передачу данных с минимальной задержкой, что позволяет музыкантам и звукорежиссерам обрабатывать звук в режиме реального времени. Применяется этот стандарт исключительно в операционных системах семейства Windows, взаимодействие с другими ОС строится иными способами (см. в частности
«Поддержка MAC»).
—
Поддержка DSD. Поддержка устройством стандарта DSD — специфического стандарта цифрового аудиосигнала, использующего т. н. плотностно-импульсную модуляцию. Разрядность такого сигнала составляет всего 1 бит, зато частота дискретизации достигает 2822,4 кГц (в 64 раза больше, чем в формате Audio CD). По сравнению с более распространенными стандартами, использующими импульсно-кодовую модуляцию, данный формат обеспечивает более высокое качество звука, лучшую помехоустойчивость и стойкость к ошибкам, а также меньший уровень шума. В целом DSD считается профессиональным стандартом, его поддержка встречается в основном в высококлассном оборудовании.
—
Поддержка MQA. Поддержка устройством стандарта MQA (Master Quality Authen
...ticated), предназначенного для сохранения и передачи оригинального качества звукозаписей в высоком разрешении. Технологию изобрели в американской компании Meridian Audio. Фактически MQA улучшает стандартное цифровое аудио, минимизируя фазовые проблемы и модуляционные эффекты пред-звона/эхо. Технология использует специальные алгоритмы сжатия, которые позволяют упаковывать высококачественные аудиофайлы в более компактные размеры.
— I2S. Поддержка устройством стандарта I2S. Это формат цифрового звука, изначально разработанный для «внутреннего применения» — для передачи сигнала между отдельными модулями внутри аудиоустройств. Однако с недавних пор он применяется и для связи между отдельными компонентами аудиосистем. Отметим, что собственного разъема данный формат не имеет, для приема сигнала I2S могут использоваться разъемы разных типов, включая LAN (RJ-45), BNC и даже HDMI. Фактически такой разъем играет роль еще одного цифрового аудиовхода. Конкретно же стандарт I2S, с одной стороны, отличается хорошим качеством связи и помехозащищенностью, с другой — встречается относительно нечасто.
— Thunderbolt. Универсальный цифровой разъем, в данном случае применяемый для подключения устройства к компьютеру. Наибольшее распространение такие разъемы получили в технике Apple; соответственно, практически все устройства, оснащенные ими, совместимы с Mac (см. соответствующий пункт).
— FireWire. Также известен как IEEE 1394 или i-Link. Универсальный разъем, по функционалу аналогичный USB, а по некоторым характеристикам даже превосходящий его, однако встречающийся заметно реже. Применяется для подключения к компьютерам и некоторым разновидностям специализированного звукового оборудования.
— Wi-Fi. Поддержка устройством технологии Wi-Fi. Напомним, что данная технология применяется в основном как способ беспроводного подключения к Интернету и локальным сетям. Соответственно, большинство моделей с данной особенностью фактически представляют собой сетевые проигрыватели, способные воспроизводить контент из локальных сетей и/или Интернета. Конкретные возможности таких устройств могут быть разными, некоторые из них способны даже работать с Интернет-радиостанциями и потоковыми аудиосервисами. Также Wi-Fi может применяться для прямой связи с другими устройствами вроде смартфонов или планшетов, но такое применение среди ЦАП практически не встречается.
— Подключение iPod/iPhone. Наличие в устройстве специальных инструментов для работы с портативными гаджетами от Apple — прежде всего плееров iPod и смартфонов iPhone. Как правило, в подобных моделях предусматривается возможность проводного подключения через стандартный разъем 8-pin Lightning. Кроме того, программная часть может включать специальные функции по интеграции с «яблочным» гаджетом. А вот способы применения такого подключения могут быть разными. Так, в в ЦАП (см. «Тип») iPhone или iPod служит источником цифрового аудиосигнала, который конвертируется преобразователем и выводится на колонки. А аудиоинтерфейсы с данной функцией фактически представляют собой переходники для различных музыкальных инструментов: звук с инструмента обрабатывается интерфейсом и в цифровом виде передается на гаджет для записи и последующей обработки при помощи встроенного ПО.
— Поддержка Mac. Совместимость устройства с компьютерами и ноутбуками от Apple, работающими под управлением фирменной ОС Mac OS X. Такие компьютеры имеют свои специфические особенности и требования к периферии, поэтому для гарантированной совместимости стоит выбирать оборудование, в котором изначально заявлена поддержка Mac.
— Фантомное питание. Наличие в устройстве фантомного питания. Такое питание, номинальным напряжением 48 В, необходимо для работы некоторых видов микрофонов — в частности, конденсаторных. Соответственно, наличие данной функции означает совместимость с подобными типами микрофонов — немаловажная особенность с учетом того, что многие высококлассные микрофоны студийного уровня делаются именно конденсаторными. Фантомное питание встречается только среди аудиоинтерфейсов (см. «Тип»).Выходное напряжение (RCA)
Выходное напряжение, обеспечиваемое устройством на выходах RCA.
Подробнее об этих выходах см. ниже. А от данного показателя зависит совместимость с внешним усилителем или другим приемником аналогового аудиосигнала: выходное напряжение ЦАП должно быть не ниже входной чувствительности принимающего устройства, иначе последнее не сможет нормально обработать звук.
Входы
Входы, предусмотренные в конструкции устройства.
—
Mini-Jack (3.5 мм). Стандартный разъем 3.5 мм mini-Jack обычно используется как аналоговый (линейный) аудиовход на два канала стерео. Рассчитан он преимущественно на портативные устройства вроде смартфонов, карманных плееров и т. п.
—
Jack (6.35 мм). Разъем, применяемый в качестве аналогового аудиовхода. По конструкции аналогичен mini-Jack 3.5 мм (см. соответствующий пункт), однако имеет большие размеры и обеспечивает более надежный контакт. Вследствие этого данный разъем используется не для портативной, а преимущественно для стационарной аудиотехники, в т.ч. профессиональной. Вторая особенность заключается в том, что 6.35 мм Jack может играть роль как линейного, так и инструментального/микрофонного входа. Последнее встречается в аудиоинтерфейсах (см. «Тип»), при этом в таких устройствах могут предусматриваться комбинированные разъемы, совмещающие Jack и XLR (см. соответствующий пункт). Кроме того, стоит отметить, что через разъем 6.35 мм часто осуществляется балансное подключение — особая разновидность соединения, применяемая в профессиональной аудиотехнике и позволяющая без помех передавать сигнал даже по довольно длинным проводам.
—
RCA. Характерные круглые разъемы под штекер типа «тюльпан»; могут применяться в разных интерфейсах, однако под «входом RCA» обычно подразумевают аналоговый л
...инейный аудиовход. Отметим, что через один аналоговый разъем RCA может передаваться только один канал звука; поэтому количество таких разъемов соответствует количеству каналов, поддерживаемых устройством (к примеру, вход для стереозвука состоит из пары гнезд RCA).
— Phono. Специализированный вход для подключения винилового проигрывателя, точнее — звукоснимателя «вертушки». Особенность аудиосигнала со звукоснимателя заключается в том, что он «перекошен» по частотам, и для приведения АЧХ в норму необходимо пропускать звук через фонокорректор. Соответственно, наличие входа Phono означает наличие в устройстве фонокорректора и возможность работы в роли предусилителя для виниловых проигрывателей. Нужно учитывать, что существует две разновидности звукоснимателей — MM и MC, и перед покупкой устройства со входом Phono желательно уточнить, с какими из этих разновидностей он совместим. Впрочем, нередко встречается поддержка сразу обоих вариантов.
— XLR. В аудиотехнике чаще всего используются трехконтактные разъемы типа XLR. Теоретически они могут иметь разное назначение, однако на практике, говоря «вход XLR», обычно подразумевают аналоговый аудиовход — либо линейный, либо микрофонный/инструментальный (в последнем случае данный разъем может совмещаться с Jack 6.35 мм — см. соответствующий пункт). Данный разъем пользуется популярностью в профессиональной аудиотехнике, и на то есть две основных причины. Во-первых, XLR обеспечивает надежное и плотное соединение, в гнездах нередко предусматриваются замки для фиксации штекеров. Во-вторых, подключение через данный разъем осуществляется т. н. балансным способом, по трем проводам вместо двух. Особенность такой передачи сигнала состоит в том, что внешние помехи фильтруются, по сути, самим проводом, что позволяет передавать качественный аудиосигнал даже при большой длине кабелей.
— Коаксиальный S/P-DIF. Вход для цифрового аудиосигнала, одна из разновидностей S/P-DIF (вторая разновидность — оптический). Позволяет передавать как стерео, так и многоканальный звук. В качестве разъема используется RCA, однако не стоит путать этот вход с входами RCA (см. соответствующий пункт). Коаксиальный интерфейс использует принципиально иной формат сигнала, все каналы звука передаются через один разъем, и даже кабель для такой передачи нужно использовать специальный — экранированный. По сравнению с волокном, применяемым в оптическом интерфейсе, такой кабель более восприимчив к электромагнитным помехам, однако менее деликатен.
— Оптический. Вход для цифрового аудиосигнала, передаваемого по оптоволоконному кабелю TOSLINK. Данный интерфейс является разновидностью S/P-DIF и по возможностям схож с коаксиальным входом (см. соответствующий пункт) — в частности, позволяет передавать многоканальный звук. Ключевым отличием и главным преимуществом такого соединения является полная нечувствительность к электромагнитным помехам. С другой стороны, оптоволоконный кабель довольно хрупок и чувствителен к повреждениям, его нужно беречь от сильных нажимов и перегибов.
— Балансный цифровой (AES/EBU). Профессиональный интерфейс для работы с цифровым аудиосигналом. Чаще всего основан на штекере XLR, однако не стоит путать вход AES/EBU с входом XLR: первая разновидность работает с цифровым сигналом, где все каналы звука передаются через один разъем, вторая — с аналоговым, по принципу «один разъем на канал». А вот общей особенностью обоих интерфейсов, помимо типа штекера, является то, что они обеспечивают балансное подключение — соединение в особом формате, при котором наводимые на провод помехи гасятся прямо в проводе. Это позволяет применять кабели большой длины без ущерба для качества сигнала.
— MIDI. Вход для подключения MIDI-устройств: клавиатур, «вертушек» и других контроллеров. Такие входы встречаются исключительно в аудиоинтерфейсах (см. «Тип»). Напомним, что поток MIDI представляет собой не звук, а служебную информацию для виртуальных музыкальных инструментов. Поэтому данные, принимаемые через этот вход, не обрабатываются устройством, а просто передаются на компьютер, планшет или специализированную аппаратуру через USB B (см. ниже), MIDI-выход (см. «Выходы») или другой аналогичный разъем.
— BNC. Коаксиальный разъем с байонетной или резьбовой фиксацией. Чаще всего применяется аналогично коаксиальному S/P-DIF — для приема цифрового аудиосигнала. Применяется в основном в профессиональной технике, одним из преимуществ считается наличие фиксатора, повышающее надежность соединения.
— USB B. Разъем для подключения к компьютеру в качестве периферийного устройства. Имеет характерную квадратную форму, заметно отличающуюся от общеизвестных прямоугольных портов USB. А способы применения такого соединения могут быть разными. Так, традиционные ЦАП (см. «Тип») при подключении по USB B обычно играют роль внешней звуковой карты и используются для вывода звука с компьютера на наушники, колонки или другое аудиоустройство. Аудиоинтерфейсы — наоборот, передают принимаемый из внешних источников сигнал на компьютер для записи и обработки.
— USB C. Наличие современного порта USB C для подключения к ПК или ноутбуку. Как и порт USB B может передавать сигнал в две стороны, в зависимости от типа устройства.
— Вход управления ИК. Разъем для подключения выносного инфракрасного приемника для пульта ДУ. Роль такого приемника может играть как отдельное специализированное устройство, так и другой компонент аудиосистемы, имеющий выход управления ИК и совместимый с данным пультом. Смысл данной функции заключается в том, что ЦАП после монтажа всех компонентов аудиосистемы может оказаться в месте, куда пульт ДУ «не достает». В таком случае можно подключить к устройству внешний приемник и посылать сигналы с пульта на него, а уже приемник передаст сигнал на управляемое устройство.
— Триггерный. Служебный вход, применяемый для управления питанием устройства. Такой вход подключается к триггерному выходу другого компонента аудиосистемы (например, усилителя), и при включении/отключении этого компонента ЦАП будет включаться и отключаться одновременно с ним. Это облегчает жизнь пользователю, избавляя его от необходимости «лишних движений» для включения и отключения ЦАП.Питание
Способ питания, предусмотренный в устройстве.
—
От сети. Питание от обычной бытовой розетки. Данный вариант подходит для моделей с любой мощностью и функционалом — в том числе для самых сложных и продвинутых. Подвижность устройств с таким питанием заметно ограничена сетевым шнуром, однако большинство из них изначально относятся к стационарным, так что это нельзя назвать серьезным недостатком.
—
От USB-порта. Питание от порта, которым устройство подключается к компьютеру или переносному гаджету. Чаще всего речь идет именно о USB, однако могут подразумеваться и другие разъемы: например, существуют устройства, подключаемые к iPhone/iPad и питаемые от стандартного «яблочного» порта 8-Pin Lightning, модели, получающие питание по FireWire, и т.п. Главное достоинство данного варианта заключается в независимости от розеток и отсутствии лишних проводов. С другой стороны, разъемы подключения имеют ограниченную мощность питания, поэтому данный вариант подходит лишь для наиболее компактных решений с невысоким энергопотреблением.
— От сети/USB-порта. Устройства, способные работать и от сети, и от USB-разъема (или другого разъема подключения). Подробнее об этих видах питания см. выше; а их сочетание в одном устройстве обеспечивает универсальность и позволяет выбирать способ питания, наиболее удобный в той или иной ситуации.
—
От аккумулятора.... Питание от собственного аккумулятора. Главные достоинства подобных устройств — независимость от внешних источников энергии и отсутствие лишних проводов. В то же время аккумуляторное питание имеет существенный недостаток — ограниченное время работы: после исчерпания заряда неизбежно приходится делать перерыв на зарядку батареи. А упомянутые достоинства в большинстве случаев не являются критичными для ЦАП и аудиоинтерфейсов. Поэтому в чистом виде аккумуляторное питание встречается крайне редко, чаще оно совмещается с подключением к USB или сети (см. ниже).
— От сети/аккумулятора. Возможность работы как от аккумулятора, так и от обычной розетки. Подробнее оба типа питания описаны выше. Здесь же отметим, что в данном случае они дополняют друг друга, взаимно компенсируя недостатки и делая устройство универсальным. Так, пока поблизости есть розетки — можно пользоваться ими (при этом многие модели способны даже подзаряжать батарею прямо в процессе работы), а если подключение к сети невозможно или затруднено — переключиться на аккумулятор.
— От USB-порта/аккумулятора. Возможность работы как от аккумулятора, так и от порта USB (или другого разъема подключения). Подробнее о каждом из этих типов подключения см. выше. А их сочетание встречается исключительно в аудиоинтерфейсах (см. «Тип»), оно делает устройство максимально универсальным. Особенно подобные модели оценят те, кто работает со звуком на ноутбуках, планшетах или другом портативном оборудовании: к примеру, если ноутбук работает автономно, без подключения к розетке — можно перевести аудиоинтерфейс на встроенный аккумулятор, экономя заряд батареи лэптопа.