Тип топлива
Тип топлива, на который штатно рассчитано устройство.
Данный параметр актуален для моделей, использующих нагрев от пламени (в устройствах, работающих с электрической дугой, топливо не используется как таковое).
—
Пропан-бутан. Газовое топливо в виде смеси сжиженных под давлением легких углеводородов, прежде всего пропана (C3H8) и бутана/изобутана (C4H10), отсюда и название. Такую смесь не только бывает проще получить, чем сравнительно чистый пропан или бутан — у нее еще и выше температура пламени (2400 – 2700 °С против 2100 – 2500 °С).
—
Пропан. Газовое топливо на основе пропана. Доля последнего должна составлять не менее чем 75 % (в зависимости от конкретной марки топлива). Пропан (C3H8) — это один из легких насыщенных углеводородов; он хорошо поддается сжижению и транспортировке в баллонах, однако дает более низкую температуру пламени, чем пропан-бутановая смесь (см. соответствующий пункт) — 2100 – 2500 °С против 2400 – 2700°С.
—
Бутан. Газовое топливо на основе бутана (содержащее не менее 60 % бутана по масса). С точки зрения эксплуатационных характеристик бутан практически не отличается от описанного выше пропана
—
Ацетилен. Газовое топливо на основе ацетилена (C2H2). Ацетилен считается «классикой жанра» в газовой сварке и резке — в первую очередь благодаря высокой температур
...е пламени (3100 – 3600 °С), позволяющей применять его для любых газопламенных работ.
— Метан. Газовое топливо на основе метана (CH4). Метан очень распространен и легок в получении — в частности, он является основным компонентом природного газа. Однако температура пламени у этого топлива невысока — 2000 – 2200 °C, что ограничивает его применение при сварке: варить с помощью метана можно только относительно легкоплавкие материалы. Кроме того, метан имеет довольно невысокую теплотворную способность, расходуется он в разы быстрее, чем тот же пропан-бутан.
— МАФ. Газовое топливо на основе МАФ — т. н. метилацетилен-алленовой фракции (плюс около 25 % пропана для стабилизации). По характеристикам горения аналогично ацетилену (см. соответствующий пункт), дает чуть более низкую температуру пламени (от 2900 °С), однако имеет более высокую теплотворную способность. При это МАФ стоит в 2 – 3 раза дешевле, лучше сжимается и не требует наполнителей для хранения в баллонах, благодаря чему в один стандартный баллон вмещается почти вчетверо больше МАФ, чем ацетилена — 21 кг против 5,5 кг, при том же общем весе тары.
— МАПП. Газовое топливо на основе МАПП — т. н. метилацетилен-пропадиеновой фракции. По характеристикам и особенностям аналогично описанному выше МАФ, также применяется как заменитель ацетилена. При этом данный вид топлива может использоваться при более высоких давлениях, чем ацетилен, что удобно, в частности, при подводной резке. С другой стороны, пламя МАПП содержит более высокую концентрацию водорода, из-за чего плохо подходит для сваривания крупных деталей из стали (хотя при небольших объемах работ этот момент не является критичным).
— Коксовый газ. Топливо на основе коксового газа — газа, получаемого при коксовании угля. Благодаря простоте в производстве обходится недорого, но дает сравнительно невысокую температуру сгорания (до 2300 °С), так что варить таким топливом можно только легкоплавкие материалы. Впрочем, для кислородной резки этого вполне достаточно.
— Универсальный (газ). Данная маркировка означает, что горелка может работать с разными видами газового топлива. Впрочем, набор совместимых типов топлива может быть разным, его стоит уточнять отдельно.
— Бензин . Наиболее популярная разновидность топлива для паяльных ламп; впрочем, может применяться и в резаках (см. «Тип»). Бензин легко испаряется, что облегчает его применение в подобных приборах, и имеет самую высокую температуру горения среди всех популярных видов жидкого топлива — около 1300 – 1400 °С в атмосферном воздухе. Кроме того, к достоинствам данного вида топлива можно отнести доступность: купить бензин можно и в хозяйственном магазине, и на заправке.
— Керосин. Еще одна популярная разновидность жидкого топлива, наряду с бензином (см. соответствующий пункт). Дает сравнительно невысокую температуру пламени — до 800 °С; однако в чистом кислороде этот показатель может достигать 2000 °С. В то же время отметим, что чисто керосиновых нагревательных приборов выпускается крайне мало: поскольку по физическим свойствам такое топливо очень схоже с бензином, более популярны комбинированные устройства, способные работать как на бензине, так и на керосине.
— Дизель . Жидкое топливо, именуемое в просторечии соляркой. Дает более низкую температуру пламени, чем бензин — порядка 1100 °С — и хуже испаряется, что затрудняет применение в паяльных лампах. С другой стороны, дизель более экономичен: во-первых, при горении он образует больше тепловой энергии, что позволяет снизить расход, во-вторых, стоит дешевле бензина.Длина резака/горелки
Общая длина резака или горелки (см. соответствующий пункт).
Подобные приборы могут иметь разную длину, и каждый вариант имеет свои особенности. Так, короткие горелки и резаки обеспечивают лучшую точность при работе, движение такого инструмента проще контролировать; кроме того, они удобны в хранении и транспортировке, т. к. занимают немного места. Большая длина, в свою очередь, обеспечивает дополнительную безопасность: место нагрева оказывается на большом расстоянии от пользователя, за счет чего снижается риск, что до человека долетят искры или брызги расплавленного металла. Наиболее короткие современные модели имеют длину порядка 150 мм, в наиболее длинных этот размер может превышать 1,2 м.
Вес
Общий вес инструмента. Для моделей, оснащенных собственным резервуаром для топлива, указывается «сухой» вес, без учета горючего; аналогично вес баллона с горючим не учитывается в устройствах, имеющих вид насадки для баллона.