Тип
Тип определяет общую конструкцию шлема, особенности его применения и уровень защиты.
—
Интеграл. Полностью закрытые шлемы, известные также как full face. Скорлупа в таких моделях закрывает практически всю голову, оставляя лишь окошко для глаз, прикрываемое стеклом (визором). Это обеспечивает хороший уровень защиты; кроме того, интегралы имеют обтекаемую аэродинамическую форму, благодаря чему считаются оптимальным выбором для езды на скоростных спортбайках (хотя могут применяться и для других целей). Благодаря этому данная разновидность является на сегодняшний день наиболее популярной, она встречается и в повседневной езде, и в профессиональных соревнованиях. Главный недостаток интегралов — постоянно закрытое лицо: к примеру, чтобы попить воды на остановке, пообщаться с попутчиком или продавцом и т.п. — шлем приходится снимать целиком. Кроме того, подобные модели плохо подходят для езды с интенсивными физическими нагрузками, сопровождающимися частым дыханием.
—
Открытый. Наиболее популярная разновидность открытых моделей — т.н. шлемы 3/4, в которых скорлупа закрывает всю (или почти всю) голову, но оставляет открытым лицо. Большинство таких изделий имеют также прозрачное откидное стекло, призванное оградить лицо от ветра, пыли и мелкого мусора, однако не обеспечивающее защиты от ударов; но есть модели и без стекла. Также может предусматриваться козырёк. Шлемы 3/4 более комфортны в повсед
...невном использовании, чем интегралы, их не нужно снимать во время еды, питья, разговора и т.п. С другой стороны, степень защиты у них тоже заметно ниже, особенно с учётом того, что при мотоавариях очень часто страдает именно лицо. Поэтому открытые шлемы считаются подходящими только для относительно невысоких скоростей; в частности, их ценят владельцы мотороллеров. Ещё меньшей степенью защиты отличаются т.н. мотокаски (Braincap) — шлемы, закрывающие только верхнюю половину головы. Такие изделия позволяют избежать штрафа за отсутствие мотоэкипировки и могут использоваться в качестве имиджевых аксессуаров, однако не способны эффективно предотвратить травмы при серьёзном происшествии.
— Модульный. Также данная разновидность известна как flip up. Она представляет собой своеобразный компромисс между описанными выше интегралами и открытыми шлемами. В рабочем положении «модуляр» практически не отличим от full face — он полностью закрывает голову, за исключением окошка на уровне глаз. Отличие же заключается в том, что защита для челюсти в подобных моделях делается откидной или съёмной — то есть предусматривается возможность открыть лицо, не снимая шлема.Это обеспечивает сочетание хорошей защиты, характерной для закрытых моделей, с удобством открытых шлемов. Правда, уровень защиты у модульных изделий всё же несколько ниже, чем у интегралов — из-за наличия подвижных частей скорлупы. Кроме того, они заметно дороже и несколько тяжелее.
— Кросс. Специализированные шлемы, предназначенные в основном для гонок по пересечённой местности, однако популярные также среди мотокаскадёров. Отличительными особенностями кроссовых моделей являются усиленная защита челюсти в виде характерного выпирающего «подбородка», довольно длинный козырёк для защиты от солнца и грязи, а также отсутствие стекла — шлем предполагается использовать со специальными мотоочками. Благодаря всему этому подобные модели весьма удобны при обилии пыли и грязи, а уровень защиты в них получается довольно высоким. Ещё одно немаловажное преимущество кроссов — хорошая вентиляция (она предусматривается в расчёте на интенсивное дыхание спортсмена). А вот аэродинамика у таких шлемов заметно хуже, чем у описанных выше разновидностей, на скоростную езду они не рассчитаны.
— Эндуро. Термином «эндуро» обозначают длительные, в несколько дней, гонки по пересечённой местности. Соответственно, шлемы для таких гонок можно описать как «туристическую» разновидность описанных выше кроссов. Отличительной особенностью эндуро является то, что для них не нужны очки — шлем оснащается откидным стеклом, как в интегральных моделях. В остальном же кроссы и эндуро (также называемые «супер-мото») схожи настолько, что в просторечии их часто не различают. А некоторые модели данного типа предусматривают даже возможность снятия стекла и использования «по-кроссовому», с очками.Размер
Размеры, в которых выпускается данная модель шлема.
Подходящий размер шлема зависит прежде всего от окружности головы пользователя. Окружность замеряется в самом широком месте головы — обычно на уровне на 1 – 2 см выше бровей и по выступу на затылке; более подробные рекомендации и описания можно найти в специальных источников. Здесь же отметим, что хотя производители используют одни и те же обозначения размеров —
XXS,
XS,
S,
M,
L,
XL и т.д. — конкретные значения размеров у разных брендов могут несколько различаться; к примеру, XL может соответствовать и 60 – 61 см, и 61 – 62 см. Эта, казалось бы, небольшая разница способна заметно повлиять на комфорт и безопасность использования. Поэтому при выборе нужно руководствоваться таблицами размеров конкретного производителя.
Также стоит учитывать, что шлемы с одинаковым обозначением размера могут различаться не только по фактическому размеру, но и по форме внутреннего пространства. Поэтому даже соответствие по таблице размеров не является гарантией того, что изделие окажется подходящим; наиболее надёжный способ — проверить шлем «вживую» перед покупкой.
Козырек
Тип козырька, предусмотренного в конструкции шлема. Козырёк является обязательным элементом оснащения для шлемов типа кросс и эндуро (см. выше). Также он часто используется в открытых моделях, и изредка в модульных.
Назначением данной детали является дополнительная защита от яркого солнца, а в некоторых случаях — ещё и от летящей грязи и мелкого мусора. Козырёк может выполняться съёмным и несъёмным; первый вариант позволяет при необходимости снять козырёк (например, для хранения или для улучшения аэродинамики), второй считается более прочным и надёжным, козырёк может играть роль дополнительного элемента ударозащиты.
Функции и возможности
—
Быстросъемный визор. Возможность быстро снять визор шлема, в большинстве случаев — без использования специальных инструментов. Подобная возможность может пригодиться, к примеру, для очистки от загрязнений, замены прозрачного стекла на тонированное или наоборот
—
Антизапотевающее покрытие. Наличие на визоре шлема специального покрытия, предотвращающего запотевание от дыхания мотоциклиста. Данная особенность будет полезна прежде всего в холодную погоду (при высокой температуре воздуха стёкла практически не потеют). Она особенно важна для шлемов закрытой конструкции (интегралов и эндуро, см. «Тип»), однако может встречаться и в открытых. Отметим, что подобное покрытие не является стопроцентной гарантией от запотевания, однако вероятность этого явления очень сильно снижается.
—
Солнцезащитный визор. Солнцезащитное приспособление в виде дополнительных затемнённых очков, опускаемых и поднимаемых по мере необходимости — обычно при помощи небольшого рычажка или кнопки на боковой части шлема. Не стоит путать это приспособление с тонированным стеклом (см. «Визор» выше): солнцезащитный визор предусматривается как дополнение к основному визору и закрывает только глаза. Опуская и поднимая такие очки, можно «включать» и «выключать» дополнительное затемнение. При этом основной визор чаще всего делается прозрачным, б
...лагодаря чему шлем можно с удобством использовать и в ночное время — достаточно поднять встроенные очки и смотреть через прозрачное стекло. Впрочем, солнцезащитный визор может сочетаться и с затемнённым стеклом; этот вариант оценят люди с чувствительными глазами, плохо переносящими солнечный свет и требующими усиленного затемнения. Недостаток данной функции — заметное увеличение стоимости шлема.
— УФ защита. Наличие защиты от ультрафиолета в стекле и/или солнцезащитном визоре шлема (см. выше). Интенсивный ультрафиолетовый свет вреден для глаз, он приводит к их быстрому утомлению, ухудшению зрения, а иногда — даже заболеваниям глаз. При этом такое излучение может быть довольно интенсивным не только в солнечную, но даже в пасмурную погоду; кроме того, количество ультрафиолета увеличивается в горной местности, по мере увеличения высоты. Правда, при кратковременном воздействии описанные эффекты малозаметны, однако даже для поездок на небольшие расстояния УФ-защита будет нелишней. А уж если вы собираетесь ездить «далеко и долго» — данная функция является крайне желательной. Отметим, что при необходимости УФ-защиту можно обеспечить при помощи отдельных очков (мотоциклетных или обычных), однако далеко не все шлемы допускают возможность использования таких очков
— Встроенная вентиляция. Система вентиляции обычно имеет вид отверстий в скорлупе — попадающий в них поток воздуха «продувает» внутреннее пространство шлема. Это не только обеспечивает комфорт (особенно в жаркую погоду), но и уменьшает количество скапливающейся внутри влаги: голова мотоциклиста потеет меньше, чем в полностью закрытом шлеме, да выделившийся пот быстро испаряется и выдувается в вентиляцию. При этом во многих моделях предусматривается возможность полностью или частично перекрыть вентиляцию — например, в холодную или дождливую погоду.
— Отсекатель дыхания. Чаще всего встречается в шлемах закрытой конструкции (интегралах, модулярах, эндуро — см. «Тип»). В таких моделях он представляет собой своеобразный козырёк, прикрывающий нос и рот мотоциклиста — таким образом, чтобы выдыхаемый воздух отводился в нижнюю часть шлема и визор не запотевал. Также иногда отсекателями называют дополнительные маски, которыми комплектуются открытые шлемы, однако это не совсем верно — у таких масок несколько другое назначение, они предназначены в основном для защиты рта и носа от пыли, мелкого сора, насекомых и т. п.Рейтинг безопасности SHARP
Результаты, показанные данной моделью шлема в рейтинге безопасности SHARP.
SHARP — комплексная методика тестирования, предназначенная для определения степени защиты и уровня безопасности при использовании шлема. Каждый шлем проверяется на прямое (линейное) столкновение, а также на уровень трения при скользящем ударе; в первом случае замеряется ускорение, воздействующее на мозг мотоциклиста, во втором — ещё и сила скручивания, действующая на шею. Тесты проводятся для разных точек воздействия, каждая проверка предполагает как минимум 32 тестовых столкновения (при необходимости — больше). Полученные данные сравниваются с информацией о реальных травмах и на основании этого шлему присваивается рейтинг по пятибалльной шкале — от 1 до 5 звёзд.
Чем выше рейтинг SHARP — тем безопаснее шлем, тем ниже вероятность получить в нём серьёзную травму. Однако при выборе по данному параметру стоит учитывать некоторые нюансы. Во-первых, проверка SHARP проводится только для моделей, продаваемых в Великобритании; а потому отсутствие такой сертификации не означает плохой защиты — оно может говорить о том, что шлем просто не попал на проверку. Во-вторых, стоимость шлема практически не влияет на количество звёзд: ни 5 звёзд у бюджетной модели, ни 2 – 3 у топовой не являются редкостью. В-третьих, программа SHARP проверяет исключительно безопасность при столкновениях, она не затрагивает вопросы удобства, аэродинамики, обзора и т.п. И даже сами специалисты SHARP рекомендуют при выб...оре сначала подобрать несколько наиболее удобных моделей, и лишь потом выбрать из них вариант на наибольшее число звёзд.
Страна происхождения бренда
В качестве страной-производителя обычно считают страну происхождения бренда — «родину» компании, занимающейся продажей шлемов. При этом фактическое место выпуска может не совпадать с заявленной страной-производителем, однако это не является критичным — качество изделия определяется скорее репутацией бренда (и тщательностью контроля качества), чем страной фактического производства.