Тип
— Ресивер. Ключевой особенностью ресиверов, отличающей их от проигрывателей (см. соответствующий пункт), является наличие встроенного усилителя мощности, позволяющего подключать к устройству пассивную акустику. В конструкции могут предусматриваться и другие возможности подключения — выход предусилителя, цифровые аудиоразъемы и т. п.; мало того, набор выходов в ресиверах часто бывает более обширным, чем в проигрывателях. Однако главным признаком является именно совместимость с пассивной акустикой.
—
Проигрыватель. Устройства для воспроизведения аудио из различных источников — с внешнего устройства, транслирующего аудиосигнал, с USB-носителя, из файлов на встроенном накопителе и т. п. Исключением в этом плане является лишь контент из локальных сетей и Интернета: устройства с такими возможностями принято относить к отдельной категории —
сетевым проигрывателям (см. ниже). Принципиальным отличием проигрывателей от описанных выше ресиверов является отсутствие усилителя мощности. Таким образом, пассивную акустику к таким устройствам можно подключать только через дополнительное оборудование.
— Сетевой проигрыватель. Разновидность описанных выше проигрывателей, способная вопроизводить аудио с сетевых ресурсов — стриминговых сервисов (см. ниже), компьютеров и серверов локальной сети и т. п. Конкретный набор сетевых функций может быть разным, однако они обязательно имеются в том или ином виде. Такж
...е многие из подобных устройств способны работать и с не-сетевыми источниками, такими как внешние аудиоустройства или флешки; однако такой функционал может и отсутствовать. Все подобные нюансы в каждом случае стоит уточнять отдельно.Диапазон частот
Диапазон частот звука, с которым способен работать аудиоресивер. Чем шире этот диапазон — тем полнее общая картина звучания, тем меньше вероятность того, что слишком высокие или низкие частоты будут «обрезаны» усилителем на выходе. Однако нужно учитывать, что диапазон слышимых человеком звуком составляет в среднем от 16 Гц до 20 кГц; встречаются некоторые отклонения от этой нормы, но они невелики. В то же время современная Hi-Fi и Hi-End техника может иметь намного более широкий диапазон — чаще всего он является своего рода «побочным эффектом» высококлассных схем. Некоторые производители могут использовать это свойство в рекламных целях, однако практической ценности само по себе оно не несёт.
Отметим, что даже в пределах слышимого диапазона не всегда имеет смысл гнаться за максимальным охватом. Стоит, к примеру, учитывать, что фактически слышимый звук не может быть лучше, чем способны выдать колонки; поэтому для акустической системы с нижним порогом, скажем, в 70 Гц незачем специально искать ресивер с этим показателем в 16 Гц. Также не стоит забывать, что сам по себе широкий частотный диапазон абсолютно не гарантирует высокого качества звука — оно связано с огромным количеством других факторов.
Мощность на канал (4Ω)
Номинальная мощность звука, выдаваемая аудиоресивером на один канал при подключении к нему нагрузки с динамическим сопротивлением (импедансом) в 4 Ом. Этот параметр принято указывать при работе ресивера в двухканальном режиме (стерео); при использовании только одного канала мощность может быть несколько выше, однако этот режим нельзя назвать штатным.
Номинальная мощность — это наибольшая средняя (среднеквадратичная) мощность сигнала на выходе, при которой ресивер способен проработать длительное время без сбоев и неполадок. Средняя мощность берется потому, что аудиосигнал по определению нестабилен, и отдельные скачки его уровня могут значительно превосходить среднее значение. Однако ключевым параметром является все же номинальная (средняя) мощность. Она определяет два момента — общую громкость звука и совместимость с той или иной пассивной акустикой. Чем выше мощность ресивера — тем более громкий звук он может обеспечить; в то же время эта мощность не должна превышать номинальной мощности колонок — иначе возможны перегрузки и даже повреждения аппаратуры.
По законам электродинамики при разном импедансе нагрузки выходная мощность усилителя также будет разной. В современных колонках стандартными являются значения в 8, 6, 4 и 2 Ом; последний вариант, правда, встречается редко, поэтому в аудиоресиверах мощность для него, как правило, вообще не указывают. Что касается конкретных показателей мощности при 4-омной нагрузке, что значения
до 100 Вт считаются для современных ресиверов сравнительно небольшими,
более 100 Вт — соответственно, высокими.
Допустимое сопротивление акустики (Ω)
Наименьшее сопротивление динамиков акустической системы, с которым аудиоресивер способен нормально работать.
Номинальное сопротивление акустики, обозначаемое также термином «импеданс», является одним из ключевых параметров при подборе компонентов аудиосистемы: для нормальной работы необходимо, чтобы импеданс акустики соответствовал характеристикам усилителя. Если сопротивление колонок будет больше — громкость звука значительно снизится, если меньше — в нём появятся искажения, а в худшем случае возможны даже перегрузки и поломки. Поэтому в характеристиках ресиверов обычно указывается именно минимальное сопротивление — ведь подключение нагрузки слишком низкого импеданса чревато более серьёзными последствиями, чем слишком высокого.
Соотношение сигнал/шум (RCA)
Соотношение сигнал/шум при работе аудиоресивера через линейный вход RCA (см. ниже).
Любое соотношение сигнал/шум описывает отношение уровня чистого звука, выдаваемого устройством, к уровню посторонних шумов, возникающих при его работе. Этот параметр является основным показателем общего качества звучания — причём весьма наглядным, т.к. при его измерении учитываются практически все шумы, влияющие на звук в нормальных условиях работы. Уровень
до 90 дБ в современных ресиверах можно считать допустимым,
90 – 100 дБ — неплохим, а для продвинутых устройств аудиофильского класса обязательным считается соотношение сигнал/шум
в 100 дБ и более.
Частота дискретизации аудио ЦАП
Частота дискретизации цифро-аналогового преобразователя аудиосигнала, предусмотренного в конструкции аудиоресивера.
Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) — это обязательный элемент любой системы, предназначенной для воспроизведения цифрового звука. ЦАП представляет собой электронный модуль, который переводит информацию о звуке в импульсы, подаваемые на колонки. Технические особенности такого преобразования таковы, что чем выше частота дискретизации — тем более качественным получается сигнал на выходе ЦАП, тем меньше он искажается при преобразовании. Наиболее популярным вариантом в ресиверах на сегодня является показатель в 192 кГц — он соответствует весьма высокому качеству звучания (DVD-Audio) и в то же время позволяет избежать излишнего повышения стоимости устройств.
Регулировки
—
Регулировка НЧ. Наличие в аудиоресивере отдельного регулятора уровня низких частот, проще говоря — громкости басов. Соотношение низких и высоких частот во многом определяет общую картину звука; оптимальные варианты такого соотношения для разных случаев будут разными, и зависят они от целого ряда факторов — начиная от типа воспроизводимого аудио и заканчивая личными вкусами слушателя. В любом случае регулятор НЧ даёт дополнительную возможность по подстройке звучания всей системы. Он часто сочетается с регулятором ВЧ (см. ниже); фактически такая комбинация представляет собой простейший вариант эквалайзера.
—
Регулировка ВЧ. Наличие в ресивере отдельного регулятора громкости для высоких частот. Смысл этой функции полностью аналогичен описанному выше регулятору НЧ, только работает она с другой полосой частот.
—
Регулировка баланса. Наличие в аудиоресивере регулировки баланса между каналами. Используется такая настройка в стереозвуке: изменяя положение регулятора, можно увеличивать громкость для одного канала и уменьшать — для другого. За счёт этого условный центр воспринимаемого звука сдвигается в сторону того динамика, который звучит громче. Эта функция может быть весьма полезной для коррекции звуковой сцены — например, если колонки имеют разную чувствительность, неудачно расположены, или сам сигнал имеет неправильный баланс. В то же время регулятор бал
...анса вносит дополнительные элементы в конструкцию, что повышает вероятность возникновения помех. А потому в моделях топового класса он может вообще не предусматриваться.
— Тонкомпенсация. Наличие в аудиоресивере системы тонкомпенсации. Эта функция применяется для дополнительной подстройки тембра звука при невысокой громкости звучания. Её необходимость связана с тем, что человеческое ухо воспринимает тихий звук иначе, чем громкий; из-за этого даже качественное звучание на малой громкости будет казаться «смазанным», недостаточно отчётливым. Тонкомпенсация исправляет этот момент, усиливая определённые частоты. Обычно этот режим включается пользователем по желанию.Мультимедиа
—
AirPlay. Технология передачи мультимедийных данных через беспроводное соединение (
Wi-Fi). Разработана компанией Apple, предназначена в основном для трансляции контента с различной «яблочной» техники (прежде всего портативных гаджетов) на совместимые внешние устройства. Позволяет передавать аудиофайлы (в режиме потокового аудио, подробнее см. «Тюнер и воспроизведение»), а также изображения, текстовые данные и даже видео. Наличие AirPlay в аудиоресивере позволит подключать к нему технику Apple с поддержкой этой технологии — для прямого воспроизведения.
—
AirPlay 2. Вторая версия описанной выше технологии AirPlay, выпущенная в 2018 году. Одним из основных нововведений, представленных в этом обновлении, стала поддержка формата «мультирум» — возможность одновременно транслировать несколько отдельных аудиосигналов на разные совместимые устройства, установленные в разных местах. Таким образом можно, к примеру, включить на акустике в гостиной музыку для тренировки с iPhone, на кухне — расслабляющую мелодию с iPod, и т. п. Кроме того, AirPlay 2 получила ряд других улучшений — усовершенствование буферизации, возможность потоковой трансляции на стереоакустику, а также поддержку голосового управления через Siri.
—
Chromecast. Оригинальное название — Google Cast. Технология трансляции контента на
...внешние устройства, разработанная Google. Позволяет передавать на ресивер аудиосигнал с ПК или мобильного устройства, трансляция стандартно осуществляется по Wi-Fi, при этом ресивер и источник сигнала должны находиться в одной Wi-Fi сети (исключение составляют медиаплееры Chromecast). Технология Chromecast поддерживает два режима — собственно трансляцию через специальные приложения (доступны для Windows, macOS, Android и iOS) и «отзеркаливание» содержимого, открытого в браузере Google Chrome. Впрочем, второй вариант для аудиоресиверов не актуален, учитывая специфику их применения.
— Wi-Fi. Беспроводной интерфейс, изначально применяемый для построения компьютерных сетей, однако с недавних пор поддерживающий и прямое соединение между устройствами. В аудиоресиверах может использоваться в разных форматах: для сетевых функций (потокового аудио, Интернет-радио, DLNA и т. п), для трансляции контента по AirPlay или Chromecast (см. выше) и для подключения смартфона в качестве пульта ДУ. Альтернативный вариант подключения к сетям — проводной интерфейс LAN (см. ниже), однако Wi-Fi удобнее за счет отсутствия проводов и возможности работы сквозь препятствия, включая стены. Кроме того, упомянутые AirPlay и Chromecast стандартно работают именно через беспроводной канал.
— LAN. Разъем для проводного подключения к компьютерным сетям — «локалкам» и/или Интернету. Само по себе такое подключение менее удобно, чем Wi-Fi (см. выше) из-за необходимости тянуть провода, однако поддержка LAN обходится несколько дешевле, а связь получается более быстрой и надежной (особенно при большой загруженности каналов Wi-Fi).
— Bluetooth. Технология прямой беспроводной связи между различными устройствами на рассстоянии в несколько метров. Может использоваться с разными целями, однако основной способ применения Bluetooth в аудиоресиверах — передача аудиосигнала. При этом, в зависимости от модели, звук может передаваться как на ресивер (со смартфон, планшета и т. п.), так и с ресивера на беспроводную акустику или Bluetooth-наушники. Считается, что беспроводная передача ухудшает качество звука, однако этот момент во многих устройствах исправляют применением различных продвинутых технологий вроде aptX. Другие варианты использования Bluetooth включают дистанционное управление с внешнего гаджета и обмен файлами между таким гаджетом и встроенной памятью аудиоресивера.
— NFC-чип. Технология NFC применяется для беспроводной связи на малых расстояниях (до 10 см). Потенциально она имеет множество вариантов применения, однако в аудиоресиверах чаще всего применяется как вспомогательная, для упрощения соединения по Wi-Fi или Bluetooth. При наличии NFC в смартфоне или другом гаджете достаточно поднести его к NFC-чипу ресивера — и устройства автоматически «опознают» друг друга; далее в зависимости от настроек они соединятся либо автоматически, либо после подтверждения от пользователя. Кроме этого, могут предусматриваться и дополнительные «фишки» — например, если на смартфоне в этот момент играла музыка, он начнет транслировать ее на ресивер.
— DLNA. Технология, применяемая для объединения различных электронных устройств в единую цифровую сеть с возможностью непосредственного обмена контентом. Устройства, для которых заявлена поддержка этого стандарта, способны эффективно взаимодействовать независимо от фирмы-производителя. Аудиоресивер с DLNA способен, к примеру, проигрывать музыку напрямую с жесткого диска компьютера в соседней комнате или со смартфона в руках пользователя. Подключение к Сети может осуществляться как проводным (LAN), так и беспроводным (Wi-Fi) способом.
— USB A. Классический разъем USB, знакомый большинству пользователей по компьютерам и ноутбукам. В аудиоресиверах используется преимущественно в качестве входа для прямого воспроизведения музыки с флешек и других накопителей, иногда — также для обновления прошивки и обмена файлами между внешним накопителем и встроенной памятью. Возможны и другие форматы применения: к примеру, в некоторых моделях имеется выход Type A для передачи цифрового сигнала на внешний ЦАП.
— USB B. Данная разновидность разъема USB имеет почти квадратную форму, заметно отличающуюся от популярного USB A. Самый распространенный способ ее использования — подключение к компьютеру в качестве периферийного устройства, для управления аудиоресивером с ПК. Однако встречаются и другие варианты — в частности, использование данного разъема в роли входа для цифрового аудиосигнала.
— Картридер. Устройство для чтения карт памяти — чаще всего различных разновидностей SD, хотя конкретные типы совместимых карт не помешает уточнить отдельно, равно как и возможности по работе с ними. В целом же данная функция аналогична USB Type A (см. «Входы»). Чаще всего она применяется для прямого воспроизведения с карт памяти, но возможны и другие варианты использования — например, копирование музыки с ноутбука на встроенный накопитель ресивера через карту памяти.
— Интернет-радио. Возможность «приема» Интернет-радиостанций при помощи ресивера. Подобные передачи аналогичны обычному радиовещанию, однако осуществляются не в радиоэфире, а посредством Всемирной сети; такое вещание ведут многие крупные радиостанции, также есть немало специализированных сетевых каналов. Одним из ключевых преимуществ Интернет-радио является отсутствие ограничений по дальности, что позволяет слушать вещание практически из любой точки мира и обеспечивает широкий выбор. А для дополнительного удобства могут предусматриваться инструменты по поиску и сортировке Интернет-станций (по жанрам, языкам, популярности и т.п.).Дополнительно
— Форматы без потерь (lossless). Поддержка ресивером форматов аудио, которые используют сжатие без потерь (lossless). В отличие от сжатия с потерями (в том же MP3), при таком сжатии звук не урезается, все его детали максимально сохраняются. В наше время существует несколько lossless-форматов, среди которых FLAC и APE; конкретный набор стандартов, с которыми совместим плеер, стоит уточнить отдельно. Однако в любом случае данная функция будет полезна тем, кто ценит максимально полное и достоверное звучание.
— Форматы без сжатия (uncompressed). Поддержка ресивером форматов аудио, не предусматривающих сжатия данных. Большинство таких стандартов относится к профессиональным, они обеспечивают очень высокое качество и достоверность звука, однако и места занимают немало. В качестве примера форматов без сжатия можно назвать DSD и DXD.
— RS-232. Также известен как COM-порт. Служебный разъем для управления аудиоресивером, применяется для подключения устройства к компьютеру или специализированному оборудованию. Такое управление может давать больше возможностей, чем использование штатной панели управления или пульта ДУ.
— Поддержка I2S. Наличие в ресивере входа и/или выхода под цифровой аудиосигнал в формате I2S. Этот формат предназначен в основном для передачи сигнала внутри аудиоустройств, однако иногда он применяется и для связи между устройствами; последнее и подразумевается в данном случае. Стандартного разъема интерфейс I2S не имеет, он может использ
...овать порты разного типа — в частности, BNC, RJ-45 (LAN) и даже HDMI. В любом случае назначение этого разъема аналогично коаксиальному S/P-DIF (см. «Входы», «Выходы»); при этом стандарт I2S, с одной стороны, обеспечивает более высокое качество и помехозащищенность, с другой — встречается реже и заметно влияет на стоимость устройств.
— Multi Zone. Возможность одновременной передачи сигналов из разных источников на акустические системы, расположенные в разных местах (зонах). Например, в большом доме можно одновременно транслировать в одну комнату музыку с проигрывателя, а в другую — радиопрограмму. Еще один вариант использования Multi-Zone — развлекательные центры с несколькими помещениями разного типа (например, комната для настольного тенниса, роллердром и кафе).
— Прямое подключение (By-pass/Direct). Возможность подачи аудиосигнала, поступающего на вход аудиоресивера, напрямую на каскады усиления, в обход всех дополнительных регуляторов (тембра, баланса и т.п.). Прямое подключение не только сводит к минимуму искажения в обрабатываемом сигнале, но и обеспечивает максимально близкое к оригиналу звучание, что позволяет требовательным слушателям оценить мастерство звукоинженеров. Для такого подключения может применяться как отдельный комплект разъемов Main (см. «Входы»), так и обычный линейный интерфейс, переключаемый в режим By-Pass/Direct специальным регулятором.
— Управление со смартфона. Возможность управления ресивером со смартфона, планшета или другого гаджета со специальным приложением. Соединение при этом обычно осуществляется по Wi-Fi либо Bluetooth, а конкретные возможности и особенности подобного управления могут быть разными, в зависимости от модели. Тем не менее, приложение нередко оказывается более удобным и наглядным вариантом, чем использование панели управления или даже традиционного пульта ДУ; а некоторые функции ресивера могут быть доступны только через смартфон.
— Голосовой ассистент. Возможность управления ресивером при помощи того или иного голосового ассистента. Стоит отметить, что собственные голосовые помощники в подобной технике не предусматриваются, и речь идет о совместимости с внешними устройствами, имеющими данную функцию (например, со смартфоном или планшетом). Наиболее популярными в наше время являются голосовые ассистенты Google Assistant, Apple Siri и Amazon Alexa.
— Подключение iPod/iPhone. Расширенные возможности по работе с портативными устройствами от Apple — прежде всего iPhone и iPod touch, нередко также iPad. Конкретный набор таких возможностей может быть разным, его в каждом случае стоит уточнять отдельно. Так, в одних моделях «яблочный» гаджет можно подключить при помощи дока или специального кабеля и использовать в роли источника сигнала, управляя воспроизведением с пульта или панели ресивера и при этом подзаряжая гаджет. В других устройствах подключение осуществляется по Wi-Fi или Bluetooth, при этом iPhone/iPod может работать не только как источник сигнала, но и как пульт ДУ (см. «Управление со смартфона»). Могут предусматриваться и другие дополнительные функции, например, синхронизация мультимедийных библиотек ресивера и устройства Apple.