Тип
— Ресивер. Ключевой особенностью ресиверов, отличающей их от проигрывателей (см. соответствующий пункт), является наличие встроенного усилителя мощности, позволяющего подключать к устройству пассивную акустику. В конструкции могут предусматриваться и другие возможности подключения — выход предусилителя, цифровые аудиоразъемы и т. п.; мало того, набор выходов в ресиверах часто бывает более обширным, чем в проигрывателях. Однако главным признаком является именно совместимость с пассивной акустикой.
—
Проигрыватель. Устройства для воспроизведения аудио из различных источников — с внешнего устройства, транслирующего аудиосигнал, с USB-носителя, из файлов на встроенном накопителе и т. п. Исключением в этом плане является лишь контент из локальных сетей и Интернета: устройства с такими возможностями принято относить к отдельной категории —
сетевым проигрывателям (см. ниже). Принципиальным отличием проигрывателей от описанных выше ресиверов является отсутствие усилителя мощности. Таким образом, пассивную акустику к таким устройствам можно подключать только через дополнительное оборудование.
— Сетевой проигрыватель. Разновидность описанных выше проигрывателей, способная вопроизводить аудио с сетевых ресурсов — стриминговых сервисов (см. ниже), компьютеров и серверов локальной сети и т. п. Конкретный набор сетевых функций может быть разным, однако они обязательно имеются в том или ином виде. Такж
...е многие из подобных устройств способны работать и с не-сетевыми источниками, такими как внешние аудиоустройства или флешки; однако такой функционал может и отсутствовать. Все подобные нюансы в каждом случае стоит уточнять отдельно.Диапазон частот
Диапазон частот звука, с которым способен работать аудиоресивер. Чем шире этот диапазон — тем полнее общая картина звучания, тем меньше вероятность того, что слишком высокие или низкие частоты будут «обрезаны» усилителем на выходе. Однако нужно учитывать, что диапазон слышимых человеком звуком составляет в среднем от 16 Гц до 20 кГц; встречаются некоторые отклонения от этой нормы, но они невелики. В то же время современная Hi-Fi и Hi-End техника может иметь намного более широкий диапазон — чаще всего он является своего рода «побочным эффектом» высококлассных схем. Некоторые производители могут использовать это свойство в рекламных целях, однако практической ценности само по себе оно не несёт.
Отметим, что даже в пределах слышимого диапазона не всегда имеет смысл гнаться за максимальным охватом. Стоит, к примеру, учитывать, что фактически слышимый звук не может быть лучше, чем способны выдать колонки; поэтому для акустической системы с нижним порогом, скажем, в 70 Гц незачем специально искать ресивер с этим показателем в 16 Гц. Также не стоит забывать, что сам по себе широкий частотный диапазон абсолютно не гарантирует высокого качества звука — оно связано с огромным количеством других факторов.
Мощность на канал (8Ω)
Номинальная мощность звука, выдаваемая аудиоресивером на один канал при работе с нагрузкой, имеющей динамическое сопротивление (импеданс) в 8 Ом. В нашем каталоге этот параметр указывается для режима, когда под нагрузкой работают оба канала ресивера; при работе на один канал номинальная мощность может быть несколько выше, однако этот режим нельзя назвать штатным.
Номинальную мощность можно упрощенно описать как наибольшую среднюю мощность выходного сигнала, при которой усилитель способен стабильно проработать длительное время (не менее часа) без отрицательных последствий. Это усредненные цифры, т.к. на практике аудиосигнал по определению нестабилен, и отдельные скачки его уровня могут значительно превосходить среднее значение. Однако ключевым параметром является все же номинальная (средняя) мощность — именно от нее напрямую зависит общая громкость звучания.
Также этот показатель определяет, какие колонки можно подключать к устройству: их номинальная мощность не должна быть ниже, чем у ресивера.
По законам электродинамики при разном динамическом сопротивлении нагрузки выходная мощность усилителя также будет разной. В современных колонках стандартными являются значения в 8, 6, 4 и 2 Ом; последний вариант, правда, встречается редко, поэтому в аудиоресиверах мощность для него, как правило, вообще не указывают. Что касается конкретных значений для 8 Ом, то показатель
до 50 Вт считается сравнительно невысоким,
...href="/list/959/pr-16575/">50 – 100 Вт — средним, а при
более чем 100 Вт можно говорить о высокой мощности.
Допустимое сопротивление акустики (Ω)
Наименьшее сопротивление динамиков акустической системы, с которым аудиоресивер способен нормально работать.
Номинальное сопротивление акустики, обозначаемое также термином «импеданс», является одним из ключевых параметров при подборе компонентов аудиосистемы: для нормальной работы необходимо, чтобы импеданс акустики соответствовал характеристикам усилителя. Если сопротивление колонок будет больше — громкость звука значительно снизится, если меньше — в нём появятся искажения, а в худшем случае возможны даже перегрузки и поломки. Поэтому в характеристиках ресиверов обычно указывается именно минимальное сопротивление — ведь подключение нагрузки слишком низкого импеданса чревато более серьёзными последствиями, чем слишком высокого.
Соотношение сигнал/шум (RCA)
Соотношение сигнал/шум при работе аудиоресивера через линейный вход RCA (см. ниже).
Любое соотношение сигнал/шум описывает отношение уровня чистого звука, выдаваемого устройством, к уровню посторонних шумов, возникающих при его работе. Этот параметр является основным показателем общего качества звучания — причём весьма наглядным, т.к. при его измерении учитываются практически все шумы, влияющие на звук в нормальных условиях работы. Уровень
до 90 дБ в современных ресиверах можно считать допустимым,
90 – 100 дБ — неплохим, а для продвинутых устройств аудиофильского класса обязательным считается соотношение сигнал/шум
в 100 дБ и более.
Поддерживает аудиоформаты
Форматы звуковых файлов, с которыми способен работать ресивер. Среди таковых могут встречаться сжатые с потерями (MP3, WMA и др.), сжатые без потерь
Lossless (FLAC, APE и др.) и форматы без сжатия
Uncompressed (DSD, DXD и др.).
В целом сжатие используется для уменьшения объема аудиофайлов. При сжатии с потерями (наиболее распространенный вариант) обрезается некоторая часть звуковых частот (преимущественно те, что слабо воспринимаются ухом), благодаря чему такие файлы занимают меньше всего места. При сжатии без потерь все оригинальные частоты сохраняются; именно такой формат предпочитают многие любители качественного звука, однако подобные файлы занимают немало места, а разница между обычным сжатием и сжатием lossless становится явно заметной только на высококачественной аппаратуре. Несжатые форматы, в свою очередь, предназначены преимущественно для профессиональной работы со звуком; для их полноценного воспроизведения требуется аудиотехника класса Hi-End, а объемы таких материалов получаются очень большими. Тем не менее, подобные стандарты довольно популярны среди искушенных аудиофилов.
Отдельно стоит коснуться
несжатого формата DSD. Это стандарт и его непосредственные производные DSF и DFF используют кодировку при помощи так называемой плотностно-импульсной модуляции. Она считается более продвинутой, чем традиционная частотно-импульсная модуляция, и поз
...воляет добиться более достоверного звучания, более высокого соотношения сигнал/шум и меньшего числа помех при сравнительно простой элементной базе.Регулировки
—
Регулировка НЧ. Наличие в аудиоресивере отдельного регулятора уровня низких частот, проще говоря — громкости басов. Соотношение низких и высоких частот во многом определяет общую картину звука; оптимальные варианты такого соотношения для разных случаев будут разными, и зависят они от целого ряда факторов — начиная от типа воспроизводимого аудио и заканчивая личными вкусами слушателя. В любом случае регулятор НЧ даёт дополнительную возможность по подстройке звучания всей системы. Он часто сочетается с регулятором ВЧ (см. ниже); фактически такая комбинация представляет собой простейший вариант эквалайзера.
—
Регулировка ВЧ. Наличие в ресивере отдельного регулятора громкости для высоких частот. Смысл этой функции полностью аналогичен описанному выше регулятору НЧ, только работает она с другой полосой частот.
—
Регулировка баланса. Наличие в аудиоресивере регулировки баланса между каналами. Используется такая настройка в стереозвуке: изменяя положение регулятора, можно увеличивать громкость для одного канала и уменьшать — для другого. За счёт этого условный центр воспринимаемого звука сдвигается в сторону того динамика, который звучит громче. Эта функция может быть весьма полезной для коррекции звуковой сцены — например, если колонки имеют разную чувствительность, неудачно расположены, или сам сигнал имеет неправильный баланс. В то же время регулятор бал
...анса вносит дополнительные элементы в конструкцию, что повышает вероятность возникновения помех. А потому в моделях топового класса он может вообще не предусматриваться.
— Тонкомпенсация. Наличие в аудиоресивере системы тонкомпенсации. Эта функция применяется для дополнительной подстройки тембра звука при невысокой громкости звучания. Её необходимость связана с тем, что человеческое ухо воспринимает тихий звук иначе, чем громкий; из-за этого даже качественное звучание на малой громкости будет казаться «смазанным», недостаточно отчётливым. Тонкомпенсация исправляет этот момент, усиливая определённые частоты. Обычно этот режим включается пользователем по желанию.Дополнительно
— Форматы без потерь (lossless). Поддержка ресивером форматов аудио, которые используют сжатие без потерь (lossless). В отличие от сжатия с потерями (в том же MP3), при таком сжатии звук не урезается, все его детали максимально сохраняются. В наше время существует несколько lossless-форматов, среди которых FLAC и APE; конкретный набор стандартов, с которыми совместим плеер, стоит уточнить отдельно. Однако в любом случае данная функция будет полезна тем, кто ценит максимально полное и достоверное звучание.
— Форматы без сжатия (uncompressed). Поддержка ресивером форматов аудио, не предусматривающих сжатия данных. Большинство таких стандартов относится к профессиональным, они обеспечивают очень высокое качество и достоверность звука, однако и места занимают немало. В качестве примера форматов без сжатия можно назвать DSD и DXD.
— RS-232. Также известен как COM-порт. Служебный разъем для управления аудиоресивером, применяется для подключения устройства к компьютеру или специализированному оборудованию. Такое управление может давать больше возможностей, чем использование штатной панели управления или пульта ДУ.
— Поддержка I2S. Наличие в ресивере входа и/или выхода под цифровой аудиосигнал в формате I2S. Этот формат предназначен в основном для передачи сигнала внутри аудиоустройств, однако иногда он применяется и для связи между устройствами; последнее и подразумевается в данном случае. Стандартного разъема интерфейс I2S не имеет, он может использ
...овать порты разного типа — в частности, BNC, RJ-45 (LAN) и даже HDMI. В любом случае назначение этого разъема аналогично коаксиальному S/P-DIF (см. «Входы», «Выходы»); при этом стандарт I2S, с одной стороны, обеспечивает более высокое качество и помехозащищенность, с другой — встречается реже и заметно влияет на стоимость устройств.
— Multi Zone. Возможность одновременной передачи сигналов из разных источников на акустические системы, расположенные в разных местах (зонах). Например, в большом доме можно одновременно транслировать в одну комнату музыку с проигрывателя, а в другую — радиопрограмму. Еще один вариант использования Multi-Zone — развлекательные центры с несколькими помещениями разного типа (например, комната для настольного тенниса, роллердром и кафе).
— Прямое подключение (By-pass/Direct). Возможность подачи аудиосигнала, поступающего на вход аудиоресивера, напрямую на каскады усиления, в обход всех дополнительных регуляторов (тембра, баланса и т.п.). Прямое подключение не только сводит к минимуму искажения в обрабатываемом сигнале, но и обеспечивает максимально близкое к оригиналу звучание, что позволяет требовательным слушателям оценить мастерство звукоинженеров. Для такого подключения может применяться как отдельный комплект разъемов Main (см. «Входы»), так и обычный линейный интерфейс, переключаемый в режим By-Pass/Direct специальным регулятором.
— Управление со смартфона. Возможность управления ресивером со смартфона, планшета или другого гаджета со специальным приложением. Соединение при этом обычно осуществляется по Wi-Fi либо Bluetooth, а конкретные возможности и особенности подобного управления могут быть разными, в зависимости от модели. Тем не менее, приложение нередко оказывается более удобным и наглядным вариантом, чем использование панели управления или даже традиционного пульта ДУ; а некоторые функции ресивера могут быть доступны только через смартфон.
— Голосовой ассистент. Возможность управления ресивером при помощи того или иного голосового ассистента. Стоит отметить, что собственные голосовые помощники в подобной технике не предусматриваются, и речь идет о совместимости с внешними устройствами, имеющими данную функцию (например, со смартфоном или планшетом). Наиболее популярными в наше время являются голосовые ассистенты Google Assistant, Apple Siri и Amazon Alexa.
— Подключение iPod/iPhone. Расширенные возможности по работе с портативными устройствами от Apple — прежде всего iPhone и iPod touch, нередко также iPad. Конкретный набор таких возможностей может быть разным, его в каждом случае стоит уточнять отдельно. Так, в одних моделях «яблочный» гаджет можно подключить при помощи дока или специального кабеля и использовать в роли источника сигнала, управляя воспроизведением с пульта или панели ресивера и при этом подзаряжая гаджет. В других устройствах подключение осуществляется по Wi-Fi или Bluetooth, при этом iPhone/iPod может работать не только как источник сигнала, но и как пульт ДУ (см. «Управление со смартфона»). Могут предусматриваться и другие дополнительные функции, например, синхронизация мультимедийных библиотек ресивера и устройства Apple.Входы
—
mini-Jack (3.5 мм). Стандартный разъем, широко применяемый в современной аудиотехнике и другой электронике, преимущественно портативной. Технически вход mini-Jack может использоваться для разных типов сигнала, однако на практике в аудиоресиверах он чаще всего играет роль линейного интерфейса и используется в основном для подключения упомянутой портативной техники — например, аудиоплееров.
—
Вход на усилитель (Main). Вход, предназначенный для подключения внешнего источника непосредственно к усилителю мощности (фактически — в режиме
By-pass/Direct, см. «Коммуникации»). В разных моделях входы Main могут различаться по типу интерфейса, чаще всего используется либо RCA («тюльпан»), либо XLR. Первый вариант чрезвычайно широко распространен в современной высококлассной аудиотехнике благодаря невысокой стоимости, простоте и хорошему качеству соединения, однако по чистоте сигнала и стойкости к помехам (особенно по работе с длинными проводами) он все же проигрывает XLR. Также стоит отметить, что разъемы-«тюльпаны» могут применяться и для основного линейного входа — подробнее см. «RCA»; не стоит путать этот вход с Main (тем более что они могут отличаться по техническим параметрам — например, входному импедансу).
—
Phono. Специальный вход для подключения проигрывателей виниловых диск
...ов; часто имеет индекс, указывающий на тип совместимого звукоснимателя, например «Phono MM» или «Phono MM/MC». Особенностью «винила» является то, что звук, поступающий со звукоснимателя, нужно пропускать через фонокорректор. Собственно, наличие входа Phono как раз и означает, что ресивер оснащен встроенным фонокорректором и к нему можно подключать «вертушку» напрямую, без дополнительного оборудования.
— XLR (балансные). Линейный аудиовход, использующий балансное подключение через XLR — характерный круглый разъем с 3 контактами; один вход состоит из пары таких разъемов, под левый и правый канал стерео. Особенность балансного подключения заключается в том, что кабель XLR сам гасит поступающие на него внешние помехи; а разъем обеспечивает плотный контакт и нередко дополняется фиксатором для надежности. Все это позволяет добиваться высокого качества соединения и максимальной чистоты звука даже при использовании длинных проводов. Однако встречаются такие входы нечасто — это связано не столько с их недостатками, сколько с тем, что аудиоресиверы редко используются как приемники линейного балансного аудиосигнала.
— Коаксиальный S/P-DIF. Разновидность цифрового аудиоинтерфейса S/PDIF, использующая для подключения электрический коаксиальный кабель с разъемами RCA («тюльпан»). Такой кабель, в отличие от оптического (см. ниже), до определенной степени подвержен электромагнитным помехам, однако более надежен и не требует особой аккуратности в обращении. А пропускной способности соединения хватает для передачи многоканального звука вплоть до 7.1. Отметим, что, несмотря на идентичность разъемов, коаксиальный цифровой интерфейс не совместим с аналоговым RCA (см. ниже); и даже кабели для S/P-DIF рекомендуется использовать специализированные.
— Оптический. Разновидность цифрового аудиоинтерфейса S/PDIF, использующая подключение по оптоволоконному кабелю TOSLINK. По пропускной способности она полностью аналогична коаксиальному интерфейсу (см. выше), однако выгодно отличается от него полной нечувствительностью к электромагнитным помехам. С другой стороны, оптические кабели за счет своей конструкции чувствительны к резким сгибам и механическому воздействию — к примеру, случайно наступив на такой кабель, можно повредить его.
— Балансный цифровой (AES/EBU). Интерфейс, применяемый преимущественно в профессиональной аудиотехнике. Может использовать разные виды разъемов, однако чаще всего реализуется через XLR. Подробнее об этом разъеме и принципе балансного подключения см. «XLR (балансные»)», однако не стоит путать два этих интерфейса: AES/EBU работает с цифровым сигналом, передаваемым по одному кабелю независимо от количества каналов.
— Композитный (видео). Вход, предназначенный для подключения композитного видеосигнала. Использует такой же разъем RCA, как и многие звуковые входы, однако чаще всего выделяется желтым цветом цвета. Сигнал передается в аналоговом формате, через один кабель, что позволяет упростить подключение, однако ограничивает пропускную способность; из-за этого данный стандарт не подходит для работы с HD. Тем не менее, он весьма популярен в современной видеотехнике, кроме того, встречается даже в устаревших устройствах (вроде видеомагнитофонов VHS). Отметим, что композитные аудиовходы в современных аудиоресиверах не предусматриваются — их роль играют штатные линейные входы RCA (см. ниже).
— BNC. Разъем байонетного типа, используемый для подключения коаксиального кабеля. Теоретически может применяться для разных целей, однако на практике чаще всего используется аналогично коаксиальному S/P-DIF, для цифрового аналогового аудиосигнала. Разъемы BNC более надежны в соединении за счет байонетного фиксатора; встречается также разновидность с резьбовой фиксацией.
— Триггерный. Служебный вход, позволяющий ресиверу включаться и выключаться одновременно с другими компонентами аудиосистемы. Такой вход подключается к триггерному выходу управляющего устройства (например, усилителя), и при включении и выключении этого устройства на ресивер поступает управляющий сигнал. Это избавляет пользователя от необходимости отдельно управлять включением каждого устройства.
— Вход управления (ИК). Разъем для подключения внешнего инфракрасного приемника дистанционного управления. Такой приемник может пригодиться в тех случаях, когда сигнал с пульта не достает до встроенного ИК-датчика ресивера. Отметим, что роль внешнего датчика могут играть другие компоненты системы, совместимые с пультом ДУ и имеющие ИК-выходы управления — например, плееры или тюнеры.