Стандарт ETRTO
Основные размеры покрышки в соответствии со стандартом ETRTO (также встречается название «стандарт ISO»). Указываются в миллиметрах, при этом первая цифра соответствует ширине покрышки, вторая — внутреннему диаметру.
Разнообразие маркировок, применяемых для велопокрышек (включая французский размер
650x23C,
650x25C,
650x28C,
650x35C,
650x43C,
650x48C,
650x54C,
700x20C,
700x22C,
700x23C,
700x25C,
700x26C,
700x28C,
700x30C,
700x31C,
700x32C,
700x33C,
700x34C,
700x35C,
700x38C,
700x40C,
700x42C,
700x43C,
700x45C,
700x47C,
700x50C), в своё время создавало немало проблем как для пользователей, так и для
...специалистов. Тем более что в большинстве случаев для маркировки использовались дюймы, а это менее точная единица измерения, нежели миллиметры. Мало того, формально одинаковые размеры с разным форматом обозначения нередко различались и на практике — например, 1.75" и 1 3/4" дюйма могли соответствовать разным фактическим размерам в миллиметрах. Также производители чаще всего указывали в характеристиках наружный диаметр покрышки, а не внутренний, и без фактической примерки далеко не всегда можно было подобрать изделие под размер обода.
Для исправления ситуации и был разработан стандарт ETRTO (ISO). Размеры по этому стандарту — это, пожалуй, самый важный параметр для подбора велопокрышки. Во-первых, ETRTO охватывает две главных характеристики, определяющие совместимость с ободом — посадочный диаметр и ширину. О значении ширины см. выше; а по посадочному диаметру покрышка и обод должны совпадать — иначе установка будет попросту невозможной, какими бы идеальными ни были прочие характеристики «резины». Во-вторых, ETRTO использует обозначение в миллиметрах, что позволяет подобрать размер покрышки с максимальной точностью.
Существуют таблицы, позволяющие перевести некоторые фирменные «дюймовые» маркировки в значения по ETRTO; такие таблицы можно найти в специальных источниках. Впрочем, необходимость в таких данных возникает редко: большинство современных производителей наряду с фирменной маркировкой использует и стандарт ETRTO.Плотность каркаса EPI (TPI)
Плотность каркаса покрышки в нитках на дюйм (Ends Per Inch или Threads Per Inch).
Материал велопокрышки по составу является композитным, он включает бортировочный трос (см. ниже), каркас (корд) из синтетической ткани, и собственно резину (компаунд). Плотность каркаса определяет в первую очередь мягкость изделия; от этого зависят динамика, накат, проходимость и склонность к сминанию при наездах на препятствия и других усиленных нагрузках. Так, мягкий корд лучше подходит для езды по пересечённой местности, в т.ч. по сложным поверхностям вроде песка или гравия: он обеспечивает большее пятно контакта, хорошо сминается на мелких неровностях и позволяет не терять скорости при наезде на небольшое препятствие вроде ямы, корня дерева и т.п. Да и трясёт на таких покрышках меньше, чем на жёстких. С другой стороны, они хуже держат скорость и накат, а также имеют повышенную вероятность прокола в определённых ситуациях: к примеру, острый камень может вмять покрышку до самого обода и пробить камеру.
Жёсткие покрышки, в свою очередь, отличаются хорошей динамикой: на них проще и набрать скорость, и поддерживать её. Да и при наезде на тот же острый камень вероятность прокола будет значительно ниже. С другой стороны, малейшее препятствие на дороге при движении на таких покрышках приведёт к заметной потере скорости, а на неровной поверхности велосипед будет подвержен сильной тряске. Кроме того, с определённого значения (120 EPI и выше) увеличение плотности каркаса даёт н...е повышение, а понижение надёжности: высокая плотность нитей приводит к уменьшению их толщины и, соответственно, прочности.
Также напомним, что фактическая жёсткость колеса будет зависеть не только от каркаса, но и от давления в шине. Так что в некоторых ситуациях особенности каркаса вполне можно компенсировать подбором соответствующего давления.
Если же говорить о конкретных цифрах, то покрышки с плотностью корда до 60 EPI (TPI) можно отнести к мягким, до 90 TPI — к средним, до 120 — к жёстким, а значение более чем 120 EPI (TPI) соответствует высокой жёсткости. С учётом изложенного выше мягкие покрышки лучше подойдут для пересечённой местности и трюковой езды, а жёсткие — для скоростного движения по ровным дорогам. Более подробные рекомендации по данному поводу можно найти в специальных источниках.
Нагрузка
Максимальная нагрузка, которую способна вынести покрышка в штатном рабочем состоянии (установлена и накачана до рабочего давления). Как правило, данный параметр приводится с некоторым запасом — с поправкой на то, что во время езды могут возникать кратковременные высокие нагрузки, превышающие вес, приходящийся на колесо при равномерном движении. Так что если нагрузка на покрышку близка к максимальному показателю, но не превышает его — можно не переживать о целостности шин (разумеется, при использовании их в рамках назначения). Мало того, даже при значительном превышении допустимой нагрузки (на 20 – 30 кг) изделие, скорее всего, не лопнет сразу. Однако превышения нагрузки однозначно нельзя допускать: при повышенной нагрузке вероятность «взрыва» покрышки резко возрастает, причём выше всего она на высокой скорости, на неровностях и в резких поворотах — то есть в наиболее травмоопасных ситуациях.
При определении нагрузки на каждое колесо нужно определить общую массу велосипеда и ездока, а также учесть, что на заднее колесо приходится около 65 % веса, на переднее — около 35 %. Для упрощения подсчётов, если особая точность не требуется, можно брать для заднего колеса 2/3 веса, для переднего — 1/3. К примеру, если вес человека составляет 80 кг, а велосипеда — 10 кг, то общий вес составит 90 кг, и на переднее колесо придётся нагрузка приблизительно в 30 кг, на заднее — 60 кг. Впрочем, современные велопокрышки «взрослого» назначения в большинстве своём имеют довольно высоки...е показатели максимальной нагрузки — нередко в 120 кг и более. Так что внимательно присматриваться к данному показателю имеет смысл в основном в специфических ситуациях: если велосипед нужен для очень крупного и массивного человека, если речь идёт о детском велосипеде («детские» покрышки могут иметь весьма скромные ограничения по нагрузке), или если планируется возить тяжёлые грузы. Если говорить о грузе, то его вес распределяется по колёсам в зависимости от того, где находится поклажа. При размещении на заднем (багажник или «велоштаны») или переднем колесе (корзина городского велосипеда) вес добавляется к нагрузке на соответствующее колесо, а если велосипедист несёт на себе рюкзак, то вес общий вес рюкзака и человека распределяется по описанной выше пропорции.
Защита от проколов
Наличие дополнительной
защиты от проколов в конструкции покрышки.
Такая защита представляет собой слой специального материала (плотная резина, кевлар и т.п.), размещенного между кордом и протектором, за счет чего увеличивается общая толщина покрышки от наружной части протектора до камеры. В результате многие острые предметы небольшого размера (вроде гвоздика или осколка стекла), которые могли бы пробить обычную покрышку, не представляют опасности для защищенной модели. Разумеется, такая конструкция не дает абсолютной гарантии от проколов, к тому же дополнительный слой обычно не распространяется на боковины; однако при прочих равных «защищенные» покрышки однозначно надежнее незащищенных. Их однозначными недостатками можно назвать более высокую стоимость, а также несколько больший вес.
Светоотражающая полоса
Наличие светоотражающей полосы в конструкции покрышки.
Такая полоса, как правило, наносится на боковые стороны изделия. Как следует из названия, она хорошо отражает свет — в частности, от автомобильных фар. Благодаря этому при освещении сбоку покрышки сильно «отсвечивают», делая велосипедиста более заметным на дороге — а это немаловажно при езде в тёмное время суток.
Вес
Общий вес покрышки.
Данный показатель сказывается на общем весе велосипеда, однако это влияние настолько незначительно, что в большинстве случаев им можно пренебречь — тем более что разница между схожими по размеру и применению покрышками может составлять какие-то десятки грамм, а то и граммы. Фактически обращать внимание на вес имеет смысл в основном при применении в профессиональных гонках, где борьба иногда идёт за десятые доли секунды — и, соответственно, каждый лишний грамм может оказаться решающим. Если же покрышки покупаются для более простого использования — например, любительских «покатушек» по дорогам или даже по пересечённой местности — данному параметру можно не уделять много внимания.