Встроенные тембры
Количество встроенных тембров звучания, предусмотренных в цифровом пианино.
Несмотря на название, цифровые пианино крайне редко конструируются в расчёте на имитацию звука только фортепиано — электронная «начинка» позволяет предусмотреть в них и другие тембры звучания. Кроме того, даже фортепиано имеет свои разновидности — к примеру, среди роялей выделяют 6 основных классов, от большого концертного до миниатюрного. Так что встроенные тембры могут охватывать как разные виды фортепиано, так и другие инструменты и звуковые эффекты.
Обилие и разнообразие тембров в цифровых пианино в целом не столь велики, как в синтезаторах, однако и в данной категории встречаются весьма «заряженные» модели, на сотню тембров и более (в самых многофункциональных это количество может превышать 900). Впрочем, специально искать «мультиинструментальную» модель стоит в том случае, если Вы не намерены ограничиваться звуком фортепиано и хотели бы иметь большую свободу выбора. При этом стоит помнить, что конкретный набор тембров может быть разным.
Если же инструмент покупается исключительно как пианино — то здесь, наоборот, стоит обратить внимание прежде всего на решения с небольшим числом тембров. Такие модели не только обходятся дешевле «универсалов» — они могут ещё и звучать лучше (за счёт того, что тембров мало и производитель может внимательнее подойти к качеству звучания каждого встроенного «инструмента»).
Изменение темпа
Диапазон, в котором может изменяться темп звука, воспроизводимого инструментом. Речь может идти как о встроенной мелодии или записанной на секвенсоре партии, так и об автоаккомпанементе, обучающей программе или метрономе. Подробнее обо всех этих функциях см. соответствующие пункты глоссария. Здесь же отметим, что изменение темпа нередко требуется на практике — например, чтобы ускорить изначально «вялое» сопровождение или замедлить обучающую программу, сложную для освоения на оригинальном темпе.
Темп традиционно обозначается в ударах в минуту. Классический, «академический» диапазон охватывает варианты от 40 уд\мин («grave», «очень медленно») до 208 уд/мин («prestissimo», «очень быстро»), однако в современных цифровых пианино рабочий диапазон темпов нередко бывает значительно шире.
Секвенсор (запись)
Наличие секвенсора в конструкции цифрового пианино.
Данная функция позволяет не только исполнять на инструменте музыку, но и записывать её с возможностью последующего воспроизведения. Впрочем, это как минимум; помимо записи партий самого инструмента,
секвенсор может предусматривать запись аудио- или MIDI-сигнала с соответствующего входа, сведение нескольких партий (в т.ч. запись исполняемой музыки поверх проигрываемой «на ходу»), работу с параметрами отдельных треков (громкостью, тоном, тембром), а также специфические функции вроде квантования (выравнивания неравномерностей темпа). Конкретный функционал секвенсора может быть разным, его не помешает уточнить перед покупкой. Однако в любом случае данная функция может стать неплохим подспорьем для музыканта; особенно она пригодится тем, кто не ограничивается исполнением готовой музыки и хочет сочинять собственные композиции.
Наложение тембров
Возможность наложения друг на друга отдельных тембров, предусмотренных в инструменте (или загруженных в его память пользователем). Проще говоря,
наложение тембров позволяет воспроизводить партию сразу на двух тембрах — например, дополнить звук рояля звуком скрипки. Это позволяет добиваться более богатого и оригинального звучания.
Конкретные комбинации тембров могут быть записаны в памяти, однако во многих моделях пользователь и сам может выбрать сочетание на своё усмотрение. Впрочем, эти детали не помешает уточнить отдельно.
Дополнительно
Дополнительные функции и возможности по настройке звука, предусмотренные в инструменте помимо приведённых выше. В данном пункте, как правило, указываются различные оригинальные фирменные технологии и решения; конкретный смысл этих функций лучше всего уточнять по документации к инструменту.
Подключаемые педали
Наибольшее число педалей, которое можно одновременно подключить к цифровому пианино.
Педали являются обязательным элементом оснащения традиционного фортепиано, соответственно, они необходимы и электронным аналогам этого инструмента. Впрочем, в стационарных устройствах (см. «Корпус») педали делаются встраиваемыми (см. выше), так что данный вариант встречается исключительно в портативных моделях. Также отметим, что если стационарное цифровое пианино стандартно имеет 3 педали — как в настоящем фортепиано — то в переносных часто встречается и меньшее количество. Это связано с тем, что полный набор из трёх педалей на практике требуется сравнительно редко, а во многих случаях вполне достаточно всего одной (тем более что многие инструменты позволяют перенастраивать её функции).
В целом специально покупать инструмент на три подключаемые педали имеет смысл в основном для требовательных профессиональных музыкантов, которым важна полная функциональность педалей (или возможность подвязать расширенный набор функций на ножное управление). В остальных случаях данный параметр не особенно принципиален.
Выходы
—
USB to host (type B). Разъём для подключения цифрового пианино к компьютеру по стандарту USB; при этом инструмент играет роль периферийного устройства. Возможности такого подключения могут быть разными: запись исполняемой музыки, обновление прошивки, тембров и стилей автоаккомпанемента, применение цифрового пианино в роли внешней MIDI-клавиатуры, тонкая настройка инструмента и устранение неполадок, и т.п.; конкретный функционал различается от модели к модели.
—
MIDI out. Выход, позволяющий транслировать MIDI-сигналы (MIDI-события) с цифрового пианино на внешние устройства. MIDI-сигнал — это, по сути, «заготовка» звука: сигнал, формируемый при нажатии клавиши и содержащий информацию о номере ноты, длительности и силе нажатия. На основе этого сигнала электроника инструмента (или другого устройства) формирует звук определённого тембра. MIDI-выход может пригодиться для подключения цифрового пианино, например, к внешнему секвенсору для записи или к синтезатору для проигрывания в тембре, которого нет в самом пианино.
—
MIDI thru. Выход, используемый для коммутации MIDI-сигналов. Описание таких сигналов приведено выше, здесь же отметим, что на выходе MIDI thru дублируются сигналы, поступающие на MIDI-вход цифрового пианино. Эта функция может пригодиться в некоторых специфических случаях — например, соединении между собой нескольких электронных
...инструментов.Линейные выходы
Количество линейных выходов, предусмотренных в конструкции цифрового пианино.
Линейный выход позволяет передавать звук с инструмента на внешнее аудиооборудование. При этом звук передаётся в аналоговом формате, и для воспроизведения его достаточно пропустить через усилитель мощности; а активную акустику вообще можно подключать прямо к линейному выходу. Сами выходы могут использовать разные типы разъёмов, однако чаще всего это 3.5 мм mini-Jack или 6,35 мм Jack, совместимые с большинством аудиотехники либо напрямую, либо через простейшие переходники.
Несколько линейных выходов позволяют подключить к инструменту сразу несколько приёмников сигнала — например, колонки с усилителем для воспроизведения и внешний рекордер для записи. Впрочем, в цифровых пианино редко встречается более 2 линейных выходов — большее количество, с учётом специфики применения подобных инструментов, попросту не требуется.
Встроенная акустика
Мощность собственной акустики, установленной в цифровом пианино.
От данного показателя напрямую зависит максимальная громкость, которую инструмент способен выдавать «своими силами», без подключения внешних колонок. В то же время стоит отметить, что многие производители идут на хитрость и указывают в характеристиках не номинальную мощность (среднеквадратичную мощность при работе на полной громкости), а пиковую — наибольшую мощность, которую акустика способна выдать на коротких «взлётах» громкости. Значения пиковой мощности могут быть весьма впечатляющими — в десятки и сотни ватт — однако эти цифры имеют весьма косвенное отношение к реальным возможностям динамиков. Поэтому перед выбором стоит уточнить, о какой именно мощности говорится в характеристиках. Для этого не обязательно искать подробные данные по инструменту, достаточно сравнить мощность динамиков с потребляемой мощностью (см. ниже): если заявленная мощность акустики больше, чем потребляемая мощность всего инструмента, значит, производитель указал именно пиковое значение.