Корпус
—
Стационарный. Стационарные инструменты имеют собственную подставку и предназначены на установку прямо на пол. При этом, в соответствии с названием, подобные модели рассчитаны на постоянное нахождение на одном месте и плохо подходят для регулярных перемещений даже в пределах одной комнаты, не говоря уже о более дальних дистанциях. Впрочем, это не недостаток, а лишь характерная особенность подобных корпусов. А вот однозначным недостатком стационарных инструментов можно назвать их довольно высокую стоимость. С другой стороны, такие модели максимально схожи с настоящими фортепиано по внешнему виду, компоновке и оснащению: клавиатура, как правило, располагается на стандартной высоте, а в нижней части корпуса устанавливаются педали (причём их обычно целых три, полный набор). Да и предусмотреть в таком инструменте высококачественный звук и обилие возможностей значительно проще, чем в портативном — производителю не нужно особо следить за компактностью и снижением веса.
—
Портативный. Портативными называют цифровые пианино, выполненные в виде переносных клавиатур и лишённые подставок; для игры такую клавиатуру нужно положить на стол или другую опору. Внешне такие инструменты схожи с синтезаторами, а иногда почти неотличимы от них. В то же время, в отличие от синтезаторов, портативные цифровые пианино имеют преимущественно полноразмерные клавиатуры на 88 клавиш, а дисплеями оснащаются редко. А с точки зре
...ния функционала различия заключаются в том, что цифровые пианино более ориентированы на традиционную музыку: они могут предусматривать сравнительно немного тембров, часто не поддерживают автоаккомпанемента (см. ниже), однако обеспечивают довольно высокое качество звука. Если же сравнивать портативные модели со стационарными, то ключевое преимущество данного варианта очевидно — инструмент можно с относительной лёгкостью переносить с места на место и даже возить с собой, при наличии соответствующего чехла. Недостаток также закономерно вытекает из конструкции — без дополнительной опоры играть на таком инструменте будет крайне сложно, а роль такой опоры может сыграть далеко не всякий предмет мебели. Так что портативному цифровому пианино практически не обойтись без стойки (см. «Комплектация»).Встроенные педали
Наличие встроенных педалей в конструкции цифрового пианино.
Педали являются обязательным элементом оснащения классического фортепиано, соответственно, нередко предусматриваются и в цифровых аналогах. Собственно, данная функция практически обязательна для моделей стационарной компоновки (см. «Корпус»). А вот в портативных, наоборот,
встроенные педали не встречаются — их попросту негде устанавливать, для таких моделей выпускаются внешние подключаемые педали (см. ниже).
Традиционное число встроенных педалей — три, другие варианты в электроинструменте практически не встречаются. Отметим, что во многих моделях конкретные функции педалей могут меняться в зависимости от выставленного тембра или даже вручную, по желанию музыканта.
Полифония
Количество голосов, поддерживаемое цифровым пианино — если точнее, максимальное количество голосов, которое инструмент способен воспроизвести одновременно.
Этот параметр не стоит путать с количеством нот, которое одновременно можно взять на клавиатуре. Дело в том, что во многих тембрах для каждой ноты используется сразу несколько голосов (тон-генераторов) — только так можно добиться более-менее достоверного звучания. Таким образом, необходимое количество голосов может быть в разы выше числа нот — например, на простейший аккорд из 3 нот может потребоваться 9, а то и 12 голосов. Кроме того, тон-генераторы задействуются для воспроизведения партий автоаккомпанемента и встроенных композиций (см. ниже), и здесь уже число голосов может измеряться десятками.
В свете всего этого полифония на менее чем 90 голосов характерна в основном для сравнительно простых и недорогих инструментов, не рассчитанных на сложные задачи. Наименьший показатель, встречающийся в современных цифровых пианино — это 32 голоса. Более-менее солидному инструменту желательно иметь не менее 96 голосов, а в топовых моделях этот показатель может достигать 256.
Встроенные тембры
Количество встроенных тембров звучания, предусмотренных в цифровом пианино.
Несмотря на название, цифровые пианино крайне редко конструируются в расчёте на имитацию звука только фортепиано — электронная «начинка» позволяет предусмотреть в них и другие тембры звучания. Кроме того, даже фортепиано имеет свои разновидности — к примеру, среди роялей выделяют 6 основных классов, от большого концертного до миниатюрного. Так что встроенные тембры могут охватывать как разные виды фортепиано, так и другие инструменты и звуковые эффекты.
Обилие и разнообразие тембров в цифровых пианино в целом не столь велики, как в синтезаторах, однако и в данной категории встречаются весьма «заряженные» модели, на сотню тембров и более (в самых многофункциональных это количество может превышать 900). Впрочем, специально искать «мультиинструментальную» модель стоит в том случае, если Вы не намерены ограничиваться звуком фортепиано и хотели бы иметь большую свободу выбора. При этом стоит помнить, что конкретный набор тембров может быть разным.
Если же инструмент покупается исключительно как пианино — то здесь, наоборот, стоит обратить внимание прежде всего на решения с небольшим числом тембров. Такие модели не только обходятся дешевле «универсалов» — они могут ещё и звучать лучше (за счёт того, что тембров мало и производитель может внимательнее подойти к качеству звучания каждого встроенного «инструмента»).
Изменение темпа
Диапазон, в котором может изменяться темп звука, воспроизводимого инструментом. Речь может идти как о встроенной мелодии или записанной на секвенсоре партии, так и об автоаккомпанементе, обучающей программе или метрономе. Подробнее обо всех этих функциях см. соответствующие пункты глоссария. Здесь же отметим, что изменение темпа нередко требуется на практике — например, чтобы ускорить изначально «вялое» сопровождение или замедлить обучающую программу, сложную для освоения на оригинальном темпе.
Темп традиционно обозначается в ударах в минуту. Классический, «академический» диапазон охватывает варианты от 40 уд\мин («grave», «очень медленно») до 208 уд/мин («prestissimo», «очень быстро»), однако в современных цифровых пианино рабочий диапазон темпов нередко бывает значительно шире.
Секвенсор (запись)
Наличие секвенсора в конструкции цифрового пианино.
Данная функция позволяет не только исполнять на инструменте музыку, но и записывать её с возможностью последующего воспроизведения. Впрочем, это как минимум; помимо записи партий самого инструмента,
секвенсор может предусматривать запись аудио- или MIDI-сигнала с соответствующего входа, сведение нескольких партий (в т.ч. запись исполняемой музыки поверх проигрываемой «на ходу»), работу с параметрами отдельных треков (громкостью, тоном, тембром), а также специфические функции вроде квантования (выравнивания неравномерностей темпа). Конкретный функционал секвенсора может быть разным, его не помешает уточнить перед покупкой. Однако в любом случае данная функция может стать неплохим подспорьем для музыканта; особенно она пригодится тем, кто не ограничивается исполнением готовой музыки и хочет сочинять собственные композиции.
Наложение тембров
Возможность наложения друг на друга отдельных тембров, предусмотренных в инструменте (или загруженных в его память пользователем). Проще говоря,
наложение тембров позволяет воспроизводить партию сразу на двух тембрах — например, дополнить звук рояля звуком скрипки. Это позволяет добиваться более богатого и оригинального звучания.
Конкретные комбинации тембров могут быть записаны в памяти, однако во многих моделях пользователь и сам может выбрать сочетание на своё усмотрение. Впрочем, эти детали не помешает уточнить отдельно.
Разделение клавиатуры
Возможность
разделения клавиатуры на две части — таким образом, чтобы партии левой и правой руки исполнялись в разных тембрах. Это позволяет одновременно исполнять на инструменте две разноголосые партии — например, сопровождать мелодию фортепиано аккордами струнного оркестра или звуками органа. Конкретные сочетания тембров чаще всего заранее записаны в памяти, однако есть модели, в которых музыкант сам может выбрать тембры под каждую часть клавиатуры.
Хорус
Наличие эффекта хоруса в цифровом пианино.
Изначально данный эффект был разработан как попытка сымитировать хоровое звучание нескольких однотипных инструментов. Даже идеальный хор никогда не играет на 100 % синхронно, это и попытались воспроизвести создатели хоруса. Работает этот эффект следующим образом: с основного сигнала снимается несколько копий, которые воспроизводятся вместе с ним — но не строго одновременно, а с небольшой (до 30 мс) задержкой, подбираемой случайно для каждого отдельного сигнала. Это действительно до определённой степени позволяет имитировать эффект многоголосья, однако до полноценного хора такому звучанию всё равно далеко. Тем не менее,
хорус сам по себе весьма интересен как дополнительный эффект.