Полифония
Количество голосов, поддерживаемое цифровым пианино — если точнее, максимальное количество голосов, которое инструмент способен воспроизвести одновременно.
Этот параметр не стоит путать с количеством нот, которое одновременно можно взять на клавиатуре. Дело в том, что во многих тембрах для каждой ноты используется сразу несколько голосов (тон-генераторов) — только так можно добиться более-менее достоверного звучания. Таким образом, необходимое количество голосов может быть в разы выше числа нот — например, на простейший аккорд из 3 нот может потребоваться 9, а то и 12 голосов. Кроме того, тон-генераторы задействуются для воспроизведения партий автоаккомпанемента и встроенных композиций (см. ниже), и здесь уже число голосов может измеряться десятками.
В свете всего этого полифония на менее чем 90 голосов характерна в основном для сравнительно простых и недорогих инструментов, не рассчитанных на сложные задачи. Наименьший показатель, встречающийся в современных цифровых пианино — это 32 голоса. Более-менее солидному инструменту желательно иметь не менее 96 голосов, а в топовых моделях этот показатель может достигать 256.
Встроенные тембры
Количество встроенных тембров звучания, предусмотренных в цифровом пианино.
Несмотря на название, цифровые пианино крайне редко конструируются в расчёте на имитацию звука только фортепиано — электронная «начинка» позволяет предусмотреть в них и другие тембры звучания. Кроме того, даже фортепиано имеет свои разновидности — к примеру, среди роялей выделяют 6 основных классов, от большого концертного до миниатюрного. Так что встроенные тембры могут охватывать как разные виды фортепиано, так и другие инструменты и звуковые эффекты.
Обилие и разнообразие тембров в цифровых пианино в целом не столь велики, как в синтезаторах, однако и в данной категории встречаются весьма «заряженные» модели, на сотню тембров и более (в самых многофункциональных это количество может превышать 900). Впрочем, специально искать «мультиинструментальную» модель стоит в том случае, если Вы не намерены ограничиваться звуком фортепиано и хотели бы иметь большую свободу выбора. При этом стоит помнить, что конкретный набор тембров может быть разным.
Если же инструмент покупается исключительно как пианино — то здесь, наоборот, стоит обратить внимание прежде всего на решения с небольшим числом тембров. Такие модели не только обходятся дешевле «универсалов» — они могут ещё и звучать лучше (за счёт того, что тембров мало и производитель может внимательнее подойти к качеству звучания каждого встроенного «инструмента»).
Автоаккомпанемент
Наличие функции автоаккомпанемента в цифровом пианино.
Автоаккомпанемент представляет собой мелодию определённого стиля, проигрываемую инструментом под управлением пользователя. Такое управление осуществляется левой рукой: музыкант берёт определённые аккорды в левой части клавиатуры, и электроника инструмента настраивает мелодию автоаккомпанемента в тональность взятого аккорда. Таким образом, данная функция позволяет сопроводить основную партию полноценным аккомпанементом, при этом от музыканта требуется лишь задавать аккорды.
Среди цифровых пианино, в отличие от синтезаторов, данная функция встречается редко. Это связано с общей специализацией данного класса инструментов (не в последнюю очередь — профессиональное музицирование, в т.ч. в составе ансамбля или оркестра). Тем не менее, автоаккомпанементом могут оснащаться и относительно простые, и высококлассные цифровые пианино.
Стилей аккомпанемента
Количество стилей автоаккомпанемента (см. выше), изначально записанное в память цифрового пианино.
Разные стили автоаккомпанемента отличаются друг от друга так же, как отличаются друг от друга разные мелодии — темпом, размером, ритмическим рисунком, набором используемых инструментов и т.п. Соответственно, чем больше стилей изначально имеется в инструменте — тем шире выбор у музыканта и тем выше вероятность найти вариант, оптимально подходящий под определённую ситуацию. Правда, даже большое количество стилей не даёт гарантии, что среди них окажется подходящий; кроме того, отметим, что при одинаковом количестве стилей их конкретный набор в разных инструментах тоже может быть разным. Впрочем, на этот случай могут предусматриваться пользовательские стили (см. ниже).
Резюмируя, можно сказать так: если планируется интенсивно работать с автоаккомпанементом, помимо количества стилей не помешает уточнить их конкретный ассортимент.
Изменение темпа
Диапазон, в котором может изменяться темп звука, воспроизводимого инструментом. Речь может идти как о встроенной мелодии или записанной на секвенсоре партии, так и об автоаккомпанементе, обучающей программе или метрономе. Подробнее обо всех этих функциях см. соответствующие пункты глоссария. Здесь же отметим, что изменение темпа нередко требуется на практике — например, чтобы ускорить изначально «вялое» сопровождение или замедлить обучающую программу, сложную для освоения на оригинальном темпе.
Темп традиционно обозначается в ударах в минуту. Классический, «академический» диапазон охватывает варианты от 40 уд\мин («grave», «очень медленно») до 208 уд/мин («prestissimo», «очень быстро»), однако в современных цифровых пианино рабочий диапазон темпов нередко бывает значительно шире.
Хорус
Наличие эффекта хоруса в цифровом пианино.
Изначально данный эффект был разработан как попытка сымитировать хоровое звучание нескольких однотипных инструментов. Даже идеальный хор никогда не играет на 100 % синхронно, это и попытались воспроизвести создатели хоруса. Работает этот эффект следующим образом: с основного сигнала снимается несколько копий, которые воспроизводятся вместе с ним — но не строго одновременно, а с небольшой (до 30 мс) задержкой, подбираемой случайно для каждого отдельного сигнала. Это действительно до определённой степени позволяет имитировать эффект многоголосья, однако до полноценного хора такому звучанию всё равно далеко. Тем не менее,
хорус сам по себе весьма интересен как дополнительный эффект.
Входы
— Mini-jack (линейный). Любой
линейный вход предназначен для приёма аудиосигнала в аналоговом формате. Такой аудиосигнал можно воспроизвести средствами самого инструмента через встроенные динамики, внешнюю акустику или наушники, коммутировать на внешнее оборудование (например, усилитель или аудиоресивер) или записать (при наличии секвенсора, см. выше). В цифровых пианино наиболее популярным является первый вариант — воспроизведение; обычно звук, подаваемый на линейный вход, либо служит аккомпанементом для основной партии, либо обеспечивает дополнительные эффекты. Что же касается стандарта mini-Jack, то это миниатюрный разъём, называемый также «3.5 мм» и известный многим как стандартный аудиоразъём смартфона, ноутбука или компьютера. Впрочем, данный стандарт весьма популярен и в цифровых пианино — среди внешних источников сигнала штекеры mini-Jack встречаются в целом чаще, чем полноразмерные Jack.
— Jack (линейный). Линейный вход, использующий разъём типа Jack (он же «6.35 мм»). По назначению такой вход не отличается от описанного выше входа типа mini-Jack. Что же касается разъёма, то он крупнее mini-Jack по диаметру почти в 2 раза — однако, с учётом габаритов цифровых пианино, это нельзя назвать серьёзным недостатком. При этом гнездо Jack обеспечивает более качественное и надёжное соединение, с меньшей вероятностью помех. В то же время по ряду причин этот тип разъёма в цифровых пианино используется нескольк
...о реже.
— MIDI in. Вход, позволяющий цифровому пианино принимать MIDI-сигналы с внешнего оборудования. MIDI — стандартный формат сигнала в электронных музыкальных инструментах; такой сигнал (MIDI-событие) создаётся на каждое нажатие клавиши и содержит информацию о номере ноты, силе, скорости и длительности нажатия; далее эти сигналы можно записать и/или воспроизвести в определённом тембре. Возможность принимать MIDI-события с внешних устройств может пригодиться, к примеру, при игре на двух клавишных инструментах сразу (чтобы воспроизводить всю музыку на одном из них, с более качественным звуком), либо для использования цифрового пианино в роли адаптера для другого инструмента, не имеющего нужных тембров. Кроме того, технически MIDI-сигнал можно коммутировать на другие устройства (см. «Выходы — MIDI thru»).
— USB to device (type A). Разъём USB, позволяющий подключать к цифровому пианино различные внешние устройства. Впрочем, чаще всего ассортимент таких устройств ограничивается «флешками» и другими накопителями. Однако даже такой функционал может обеспечивать весьма обширные дополнительные возможности: с флэшки можно проигрывать аккомпанирующие мелодии, обновлять пользовательские тембры и стили автоккомпанемента (см. выше) или даже прошивку инструмента, а на флэшку — копировать материалы, записанные секвенсором (а то и напрямую писать музыку), и т.п. Конкретные возможности в разных моделях могут быть разными, этот момент стоит уточнить отдельно.
— Кардридер. Приспособление для чтения карт памяти — как правило, популярного формата SD. По назначению данная функция аналогична работе с USB-флэшкой (см. выше), с поправкой на то, что карты памяти будут удобны прежде всего при обмене данными с ноутбуком — кардридерами оснащены практически все современные лэптопы, чего не скажешь о настольных ПК.Подключаемые педали
Наибольшее число педалей, которое можно одновременно подключить к цифровому пианино.
Педали являются обязательным элементом оснащения традиционного фортепиано, соответственно, они необходимы и электронным аналогам этого инструмента. Впрочем, в стационарных устройствах (см. «Корпус») педали делаются встраиваемыми (см. выше), так что данный вариант встречается исключительно в портативных моделях. Также отметим, что если стационарное цифровое пианино стандартно имеет 3 педали — как в настоящем фортепиано — то в переносных часто встречается и меньшее количество. Это связано с тем, что полный набор из трёх педалей на практике требуется сравнительно редко, а во многих случаях вполне достаточно всего одной (тем более что многие инструменты позволяют перенастраивать её функции).
В целом специально покупать инструмент на три подключаемые педали имеет смысл в основном для требовательных профессиональных музыкантов, которым важна полная функциональность педалей (или возможность подвязать расширенный набор функций на ножное управление). В остальных случаях данный параметр не особенно принципиален.
Выходы
—
USB to host (type B). Разъём для подключения цифрового пианино к компьютеру по стандарту USB; при этом инструмент играет роль периферийного устройства. Возможности такого подключения могут быть разными: запись исполняемой музыки, обновление прошивки, тембров и стилей автоаккомпанемента, применение цифрового пианино в роли внешней MIDI-клавиатуры, тонкая настройка инструмента и устранение неполадок, и т.п.; конкретный функционал различается от модели к модели.
—
MIDI out. Выход, позволяющий транслировать MIDI-сигналы (MIDI-события) с цифрового пианино на внешние устройства. MIDI-сигнал — это, по сути, «заготовка» звука: сигнал, формируемый при нажатии клавиши и содержащий информацию о номере ноты, длительности и силе нажатия. На основе этого сигнала электроника инструмента (или другого устройства) формирует звук определённого тембра. MIDI-выход может пригодиться для подключения цифрового пианино, например, к внешнему секвенсору для записи или к синтезатору для проигрывания в тембре, которого нет в самом пианино.
—
MIDI thru. Выход, используемый для коммутации MIDI-сигналов. Описание таких сигналов приведено выше, здесь же отметим, что на выходе MIDI thru дублируются сигналы, поступающие на MIDI-вход цифрового пианино. Эта функция может пригодиться в некоторых специфических случаях — например, соединении между собой нескольких электронных
...инструментов.