Встроенные тембры
Количество встроенных тембров звучания, предусмотренных в цифровом пианино.
Несмотря на название, цифровые пианино крайне редко конструируются в расчёте на имитацию звука только фортепиано — электронная «начинка» позволяет предусмотреть в них и другие тембры звучания. Кроме того, даже фортепиано имеет свои разновидности — к примеру, среди роялей выделяют 6 основных классов, от большого концертного до миниатюрного. Так что встроенные тембры могут охватывать как разные виды фортепиано, так и другие инструменты и звуковые эффекты.
Обилие и разнообразие тембров в цифровых пианино в целом не столь велики, как в синтезаторах, однако и в данной категории встречаются весьма «заряженные» модели, на сотню тембров и более (в самых многофункциональных это количество может превышать 900). Впрочем, специально искать «мультиинструментальную» модель стоит в том случае, если Вы не намерены ограничиваться звуком фортепиано и хотели бы иметь большую свободу выбора. При этом стоит помнить, что конкретный набор тембров может быть разным.
Если же инструмент покупается исключительно как пианино — то здесь, наоборот, стоит обратить внимание прежде всего на решения с небольшим числом тембров. Такие модели не только обходятся дешевле «универсалов» — они могут ещё и звучать лучше (за счёт того, что тембров мало и производитель может внимательнее подойти к качеству звучания каждого встроенного «инструмента»).
Пользовательские тембры
Количество пользовательских тембров, предусмотренное в конструкции инструмента.
Определённый ассортимент встроенных тембров является обязательным для любого цифрового пианино; подробнее о них см. выше. Однако конкретный список этих тембров может быть разным, и далеко не всегда он включает варианты, необходимые пользователю. На этот случай и предусматривается возможность создания пользовательских тембров. Конкретный способ создания может быть разным: в одних моделях тембры подгружаются с компьютера или USB-флешки, в других можно создавать модификации имеющихся в памяти «инструментов» (например, применяя определённые фильтры и эффекты), в третьих — выставлять все параметры звука вручную, добиваясь уникального звучания. Впрочем, наиболее популярным является первый вариант.
В любом случае наличие пользовательских тембров значительно расширяет возможности инструмента. Выбирать же модель по их количеству стоит на основе того, сколько оригинальных тембров необходимо будет постоянно держать в памяти.
Стилей аккомпанемента
Количество стилей автоаккомпанемента (см. выше), изначально записанное в память цифрового пианино.
Разные стили автоаккомпанемента отличаются друг от друга так же, как отличаются друг от друга разные мелодии — темпом, размером, ритмическим рисунком, набором используемых инструментов и т.п. Соответственно, чем больше стилей изначально имеется в инструменте — тем шире выбор у музыканта и тем выше вероятность найти вариант, оптимально подходящий под определённую ситуацию. Правда, даже большое количество стилей не даёт гарантии, что среди них окажется подходящий; кроме того, отметим, что при одинаковом количестве стилей их конкретный набор в разных инструментах тоже может быть разным. Впрочем, на этот случай могут предусматриваться пользовательские стили (см. ниже).
Резюмируя, можно сказать так: если планируется интенсивно работать с автоаккомпанементом, помимо количества стилей не помешает уточнить их конкретный ассортимент.
Пользовательские стили
Количество пользовательских стилей автоаккомпанемента, которое можно одновременно хранить в памяти цифрового пианино.
О автоаккомпанементе и встроенных стилях см. выше. Здесь же отметим, что этих стилей может оказаться недостаточно — ведь потребности музыканта могут не совпадать с решениями производителя. На этот случай и предусматривается возможность записать в память инструмента пользовательские стили сопровождения, наряду со штатными. Способы создания и записи таких стилей могут быть разными, однако чаще всего их нужно загружать из внешнего источника — с флэшки или компьютера. Впрочем, некоторые модели позволяют сочинять аккомпанемент и вручную.
Обращать внимание на количество пользовательских стилей стоит прежде всего в том случае, если планируется интенсивно работать с автоаккомпанементом.
Изменение темпа
Диапазон, в котором может изменяться темп звука, воспроизводимого инструментом. Речь может идти как о встроенной мелодии или записанной на секвенсоре партии, так и об автоаккомпанементе, обучающей программе или метрономе. Подробнее обо всех этих функциях см. соответствующие пункты глоссария. Здесь же отметим, что изменение темпа нередко требуется на практике — например, чтобы ускорить изначально «вялое» сопровождение или замедлить обучающую программу, сложную для освоения на оригинальном темпе.
Темп традиционно обозначается в ударах в минуту. Классический, «академический» диапазон охватывает варианты от 40 уд\мин («grave», «очень медленно») до 208 уд/мин («prestissimo», «очень быстро»), однако в современных цифровых пианино рабочий диапазон темпов нередко бывает значительно шире.
Октавный перенос
Наличие в цифровом пианино функции октавного переноса.
Данная функция даёт возможность «сдвинуть» звук на определённое число октав вверх или вниз — например, таким образом, чтобы на клавишах первой октавы звучал басовый регистр, или наоборот, первая октава «съехала» ниже, в басы, а на её месте звучали ноты второй или даже третьей октавы.
Данная функция заметно расширяет диапазон инструмента, позволяя брать ноты, изначально не охваченные клавиатурой. Это особенно важно для инструментов на 61 или 73 клавиши (см. «Количество клавиш»), однако
октавный перенос нередко встречается и в полноразмерных 88-клавишных моделях — он может оказаться нелишним при разделении клавиатуры (см. выше), когда доступный для каждой руки диапазон заметно сокращается, а партия может быть очень низкой или очень высокой. Впрочем, есть и другие варианты применения переноса — например, дабы при игре обновлённого варианта мелодии не приходилось перемещаться с привычных октав.
Хорус
Наличие эффекта хоруса в цифровом пианино.
Изначально данный эффект был разработан как попытка сымитировать хоровое звучание нескольких однотипных инструментов. Даже идеальный хор никогда не играет на 100 % синхронно, это и попытались воспроизвести создатели хоруса. Работает этот эффект следующим образом: с основного сигнала снимается несколько копий, которые воспроизводятся вместе с ним — но не строго одновременно, а с небольшой (до 30 мс) задержкой, подбираемой случайно для каждого отдельного сигнала. Это действительно до определённой степени позволяет имитировать эффект многоголосья, однако до полноценного хора такому звучанию всё равно далеко. Тем не менее,
хорус сам по себе весьма интересен как дополнительный эффект.
Яркость
Возможность изменять
яркость звучания определённых тембров или дорожек.
Яркость определяет общую окраску звука — от мягкой, сглаженной до звонкой, резкой. Данная функция позволяет музыканту регулировать эту окраску под свои предпочтения, и, таким образом, дополнительно расширяет возможности по настройке звучания инструмента.
Контроллер высоты тона
Наличие
контроллера высоты тона (Pitch Bend) в конструкции цифрового пианино.
Такой контроллер позволяет плавно изменять высоту воспроизводимой ноты в небольших пределах (как правило, до полутона вверх или вниз). При этом управление осуществляется при помощи колеса, рычажка или другого аналогичного элемента, позволяющего музыканту вручную регулировать скорость и пределы изменения частоты (в том числе создавать эффект «подрагивающей» по частоте ноты). Данная функция позволяет имитировать приёмы игры на некоторых инструментах (например, подтяжку струн на гитаре) и придаёт нестандартное звучание тембрам, в которых подобных эффектов изначально не предполагалось.