Мощность (32 Ом)
Номинальная мощность, выдаваемая усилителем при подключении наушников (или другой нагрузки) с импедансом в 32 Ом.
Сама по себе номинальная мощность — это наибольшая средняя мощность, которую устройство способно выдать в течение длительного времени без перегрузок; отдельные «скачки» сигнала могут иметь и более высокий уровень, однако в целом возможности усилителя определяются прежде всего данным показателем. При этом физические особенности звуковой аппаратуры таковы, что фактическая мощность, выдаваемая на нагрузку, будет зависеть от сопротивления этой нагрузки. Поэтому в характеристиках усилителей для наушников часто приводят данные для разных значений импеданса. А сопротивление в 32 Ом позволяет добиться довольно неплохого качества звучания по меркам низкоомных наушников, при этом оно не настолько высокое, чтобы создать проблемы для встроенных усилителей смартфонов и другой компактной техники. Поэтому большинство проводных наушников общего назначения (не профессиональных) выполняются именно в данном сопротивлении, и если в характеристиках усилителя вообще указывается мощность для определенного импеданса — то чаще всего именно для 32 Ом.
В самых скромных современных усилителях выходная мощность при таком сопротивлении составляет
от 10 до 250 мВт; значения в
250 – 500 мВт можно назвать средними,
500 – 100 мВт — выше среднего, а наиболее мощны
...е модели способны выдать и более 1000 Вт. Выбор же по конкретным показателям мощности зависит от чувствительности используемых наушников, а также от уровня звукового давления (попросту говоря, громкости), которого планируется достичь за счет усилителя. Существуют специальные формулы и таблицы, позволяющие вычислить минимальную необходимую мощность для определенной громкости при заданной чувствительности «ушей». Однако в случае 32-омных наушников далеко не всегда имеет смысл «влезать в расчеты». К примеру, упомянутых 10 мВт более чем достаточно для раскачки наушников со скромной чувствительностью в 96 дБ до громкости более 105 дБ — этого уже хватает для прослушивания музыки на вполне приличной громкости. А для того, чтобы добиться этих же «ушах» уровня в 120 дБ, обеспечивающего полноценное восприятие самых громких звуков (вроде взрывов, грома и т. п.) — нужно выдать мощность чуть выше 251 мВт. Так что на практике обращать внимание на данную характеристику и прибегать к расчетам/таблицам приходится в основном в тех случаях, когда приходится использовать наушники на 32 Ом со сравнительно невысокой чувствительностью — 95 дБ и менее.Диапазон частот
Частотный диапазон, поддерживаемый усилителем на выходе; проще говоря — диапазон, который данная модель способна выдать на наушники или другое аналоговое аудиоустройство.
Теоретически чем шире частотный диапазон — тем богаче звучание усилителя, тем ниже вероятность, что нижний или верхний край слышимых частот окажется «обрезанным». Однако при оценке данного параметра стоит учитывать несколько нюансов. Во-первых, среднестатистический человек способен слышать частоты от 16 до 22 000 Гц, а с возрастом эти границы постепенно сужаются. Тем не менее, в усилителях для наушников довольно часто встречаются и более обширные рабочие диапазоны, причем они бывают весьма впечатляющими — так, для отдельных моделей заявляется набор частот от 1 Гц до 60 000 Гц, а то и до 100 000 Гц. Подобные характеристики являются своего рода «побочным эффектом» от применения высококлассных схем обработки звука; с практической точки зрения эти цифры не имеют особого смысла, однако они являются показателем высокого класса усилителя и часто используются в рекламных целях.
Второй нюанс заключается в том, что любые наушники также неизбежно имеют свои ограничения по частотам — причем эти ограничения могут быть более значительными, чем в усилителе. Поэтому при выборе не помешает учесть и характеристики наушников: к примеру, не стоит специально искать усилитель с верхней границей частот в полные 22 кГц, если в наушниках, которые планируется с ним использовать, эта гран...ица составляет всего 20 кГц.
В завершение отметим также, что сам по себе обширный частотный диапазон не гарантирует высокого качества звука — оно в большей мере зависит от других факторов (АЧХ, уровень искажений и т. п.).
Отношение сигнал/шум
Соотношение между общим уровнем полезного сигнала, выдаваемого усилителем, и уровнем фонового шума, возникающего вследствие работы электронных компонентов.
Полностью избежать фонового шума невозможно, однако его вполне можно снизить до максимально незначительного уровня. Чем выше соотношение сигнал/шум — тем чище звук, выдаваемый устройством, тем меньше в нем заметны собственные помехи от усилителя. В самых скромных с этой точки зрения усилителях данный показатель составляет
от 70 до 95 дБ — не выдающееся, однако вполне допустимое значение даже для Hi-Fi техники. Нередко можно встретить и более высокие цифры —
95 – 100 дБ,
100 – 110 дБ и даже
более 110 дБ. Данная характеристика имеет особое значение при работе усилителя в роли компонента многосоставной аудиосистемы (например, «виниловый проигрыватель – фонокорректор – предусилитель – усилитель для наушников». Дело в том, что в таких системах итоговые шумы всех компонентов на выходе суммируются, и для чистоты звука крайне желательно, чтобы эти шумы были минимальными
Отдельно стоит подчеркнуть, что высокое соотношение сигнал/шум само по себе не гарантирует высокого качества звука в целом.
Коэф. гармонических искажений
Коэффициент гармонических искажений, возникающих при работе усилителя.
Таким искажениям неизбежно подвержены любые электронные схемы, а от их уровня зависит качество и достоверность звука на выходе. Соответственно, в идеале коэффициент гармоник должен быть как можно ниже. Так, по общему правилу уровень в 0,09 % и ниже (сотые доли процента) считается неплохим, а уровень менее 0,01 % (тысячные доли процента) — отличным. Исключением являются ламповые устройства: в них допускаются и более высокие значения (в десятые доли процента), однако этот момент во многих случаях является не недостатком, а особенностью (подробнее см. «Ламповый»).
Также стоит отметить, что малый коэффициент гармоник особенно важен при использовании усилителя в составе многокомпонентных аудиосистем — например, для при прослушивании музыки с винилового проигрывателя с внешним фонокорректором. Дело в том, что в таких системах на итоговых звук влияет сумма искажений от всех компонентов — а она, опять же, должна быть как можно ниже.
Регулировка НЧ
Наличие в усилителе отдельного
регулятора низких частот.
В соответствии с названием, эта функция позволяет изменять громкость звучания басов отдельно от остального частотного диапазона. Фактически подобный регулятор является максимально упрощенным вариантом эквалайзера (см. ниже). Аналогичную функцию выполняет регулятор ВЧ, и в некоторых моделях эти функции сочетаются; однако намного чаще можно встретить только регулировку НЧ, без настройки высоких частот. Связано это с тем, что для многих слушателей именно насыщенность басов является одним из ключевых параметров качества звука; а вот регулировка ВЧ в этом смысле не настолько важна.
Время автономной работы
Время работы усилителя с аккумуляторным питанием (см. «Тип питания») на одном заряде батареи.
Стоит учитывать, что данный показатель является достаточно условным, поскольку в характеристиках чаще всего указывается некое среднее время работы: на относительно невысокой мощности, с минимальным использованием дополнительных функций и т. п. Так что на практике время автономной работы может отличаться от заявленного как в одну, так и другую сторону — в зависимости от особенностей применения. Тем не менее, в целом этот параметр неплохо иллюстрирует реальные возможности устройства, по заявленному времени работы вполне можно оценивать общую автономность усилителя и сравнивать его с другими моделями: различия в заявленных цифрах, скорее всего, вполне будут соответствовать различиям в реальной автономности (при прочих равных).