Тип
—
Трансформаторное. В основе конструкции таких приборов лежит трансформатор с выпрямителем, работающий по принципу электромагнитной индукции. Он преобразует переменный ток от сети в постоянный ток малой величины для зарядки аккумулятора. Трансформаторные зарядные устройства отличаются повышенной надежностью, простотой конструкции и низкой стоимостью. В то же время они имеют большие габариты и солидный вес.
—
Импульсное (инверторное). Импульсные (инверторные) зарядники воздействуют на аккумулятор путем подачи высокочастотных импульсов тока малой величины. С помощью импульсных зарядных устройств возможна подача как постоянного, так и переменного тока; иногда их используют для смешанной или комбинированной зарядки АКБ. Подавляющее большинство таких зарядников работает в автономном режиме с автоматическим контролем параметров. Также импульсные ЗУ в разы компактнее и легче трансформаторных визави, но стоят они дороже.
Совместимость с аккумуляторами (АКБ)
Параметр определяет
совместимость с аккумуляторами, то есть с какими типами АКБ может использоваться зарядное или пускозарядное устройство либо же автомобильный бустер. Неправильный режим работы зарядника сулит перезарядом батареи, её вздутием и выходом из строя.
WET / EFB (Lead-Acid). Аббревиатурой WET принято обозначать традиционные свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом. EFB (Enhanced Flooded Battery) — это их усовершенствованный подвид с более толстыми пластинами из чистого свинца и положительным электродом в специальном микроволоконном конверте. Для зарядки кислотных АКБ подходят как трансформаторные устройства, так и большинство импульсных.
AGM. В конструкции AGM-аккумуляторов электролит находится в абсорбированном состоянии: отсеки такой батареи заполнены пористым стекловолоконным материалом, который и содержит в себе кислоту. Этот тип АКБ особо чувствителен к перезаряду — для него необходимо подбирать подходящую зарядку с определенным набором автоматических функций.
GEL. В гелевых АКБ электролит с помощью специальных загустителей доведен до желеобразного состояния. Ключевой момент при выборе подходящего зарядного устройства для аккумуляторов типа GEL — возможность изменения величины зарядного тока в зависимости от того, насколько сильно разряжена батарея.
LiFePO4. Зарядка литий-железно-фосфатных аккумуляторов осуществляется постоянным напряжением и током. По мере приближения напряжения в батарее к максимальному значению ток заряда должен уменьшиться, а после окончания процесса зарядки его подача должна прекратиться полностью. Для поддержания в тонусе аккумуляторов LiFePO4 подойдут устройства с соответствующими автоматическими функциями.
Li-Ion. Литий-ионные аккумуляторы Li-Ion заряжаются по такому же принципу, как и литий-железно-фосфатные визави. Для них понадобится подобрать автоматическое устройство с возможностью подачи постоянного напряжения и тока.
Регулировка силы тока
Количество регулировок (фиксированных настроек) силы тока, предусмотренное в конструкции пускозарядного устройства.
Одна регулировка означает, что устройство способно выдавать ток
строго фиксированной силы. А если
регулировок несколько, то чем их больше — тем точнее можно подстроить параметры работы под конкретный аккумулятор, тем меньше вероятность, что оптимальное значение силы тока попадет в промежуток между двумя регулировками.
Кроме того, существуют две специфических разновидности регулировки —
автоматическая и
плавная. Плавная настройка позволяет выбрать практически любое значение силы тока в пределах диапазона регулировки; точность настройки при этом может достигать десятых, а то и сотых долей ампера. С другой стороны, такая регулировка наиболее требовательна к знаниям и навыкам пользователя: нужно точно знать параметры заряжаемой батареи и строго следить за соблюдением режима зарядки. Противоположным вариантом является автоматическая регулировка — когда зарядник самостоятельно определяет и выставляет необходимое значение силы тока. Этот вариант максимально удобен и прост — от пользователя могут потребоваться разве что некоторые базовые настройки, например, уточнение типа заряжаемой батареи. При этом в некоторых моделях автоматика может не только изначально выставлять оптимальную силу тока, но и регулировать ее
...в процессе зарядки в зависимости от состояния батареи, обеспечивая наиболее эффективный и щадящий режим заряда.Емкость заряжаемого аккумулятора 12В
Емкость аккумуляторов с рабочим напряжением 12 В, для зарядки которых может использоваться пускозарядное устройство. Как правило, современные агрегаты рассчитаны не на одно конкретное значение, а на диапазон емкостей, что значительно облегчает подбор по необходимым параметрам.
Отметим, что хотя несоответствие заряжаемой батареи по емкости не столь критично, как по току или по напряжению, однако это не значит, что на данный параметр не нужно обращать внимание. И слишком емкий, и слишком «мелкий» аккумулятор приводят к работе пускозарядного устройства в нерасчетном режиме, что вредно как для «зарядника», так и для батареи, и может даже привести к авариям.
Функции и возможности
—
Вольтметр. Прибор, измеряющий рабочее напряжение устройства. Конкретное назначение такого прибора зависит от типа устройства (см. выше) и формата его применения. Так, при пуске вольтметр обычно отображает напряжение на выходе устройства, а при зарядке может отслеживать текущее напряжение аккумуляторной батареи. В любом случае данная функция обеспечивает дополнительную информацию о параметрах работы.
—
Амперметр. Прибор, измеряющий силу тока, выдаваемого устройством. Чаще всего данная функция применяется при зарядке аккумуляторов, для контроля параметров процесса. Однако есть приборы, позволяющие отслеживать ток в процессе запуска двигателя.
—
Индикатор зарядки. Указатель, отображающий уровень заряда автоаккумулятора, подключенного к устройству. Конкретное устройство и функционал такого индикатора могут быть разными: в одних моделях он сигнализирует лишь об окончании зарядки, в других — позволяет отслеживать уровень заряда в течение всего процесса и даже определять приблизительное время до окончания. Как бы то ни было, подобный индикатор облегчает слежение за процедурой зарядки — в частности, позволяет безошибочно определить, когда процесс закончен и аккумулятор готов к использованию.
—
Восстановление (десульфатирование). Режим восстановления пластин свинцово-кислотного аккумулятора, покрывшихся кристаллическ
...ими отложениями сульфатов. Отметим, что само по себе отложение сульфатов — нормальный процесс, происходящий при разрядке батареи; при зарядке эти отложения, имеющие пористую структуру, разрушаются. Однако если батарея долгое время хранилась в разряженном виде, сульфаты из пористой формы переходят в кристаллическую, и обычная зарядка неспособна их разрушить. В итоге характеристики батареи значительно ухудшаются, вплоть до полной непригодности к использованию. Для устранения таких отложений используется режим восстановления. Его суть заключается в том, что на аккумулятор подаются импульсы специально подобранного формата, которые разрушают слой сульфатов и восстанавливают свойства батареи.
— Защита от перезарядки. Защита заряжаемой батареи от перезарядки — ситуации, когда заряженный до 100 % аккумулятор продолжает находиться под током. Такая ситуация приводит не только к излишнему расходу электроэнергии, но и к порче батареи. Во избежание этого во многих устройствах предусматривается автоматика, отключающая напряжение на выходе по окончанию заряда. Это заметно «упрощает жизнь» пользователю: не нужно постоянно контролировать процесс, он сам завершится в оптимальный момент.
— Тест состояния АКБ. Возможность проверки состояния аккумуляторной батареи. Конкретный набор инструментов и возможностей тестирования может быть разным, его стоит уточнять отдельно; среди самых популярных вариантов — проверка текущего напряжения, проверка уровня заряда, тест на пусковую мощность, тест на холодный запуск. Как бы то ни было, данная функция может оказаться очень полезной и для общей профилактической диагностики, и для проверки состояния батареи перед зарядкой.
— Режим зимней зарядки. Специализированный режим для зарядки аккумулятора при низких температурах окружающего воздуха. В таких условиях свойства аккумуляторов несколько изменяются, а сильный ток заряда может привести к резкому разогреву и повреждению батареи. В свете этого для зарядки АКБ в мороз стоит использовать специализированные устройства.
— Режим хранения АКБ. Режим работы, предназначенный для длительного хранения аккумуляторных батарей. В таком режиме устройство постоянно подключено к аккумулятору, оно следит за уровнем заряда и периодически подзаряжает батарею малыми токами, поддерживая ее в состоянии постоянной готовности и предотвращая потерю рабочих свойств.
— Питание 12 В (режим supply). Режим работы, в котором устройство служит источником постоянного питания 12 В и позволяет отсоединить аккумулятор без потери важных настроек бортового компьютера автомобиля. Впрочем, этот режим можно применять и вне машины — при его включении устройство выполняет роль обычного блока питания на 12 В.
— Таймер быстрой зарядки. Таймер, отсчитывающий время в режиме быстрой зарядки. Такой режим, в соответствии с названием, позволяет сократить время на зарядку батареи, однако быстрая зарядка осуществляется на высоких токах, из-за чего даже небольшой перезаряд может привести к неприятным последствиям. А обеспечить защиту от перезарядки традиционным способом (см. выше) при такой процедуре невозможно по ряду технических причин. В свете этого в устройствах с функцией быстрой зарядки предусматривается таймер, отсчитывающий время и подающий сигнал по окончанию процесса; в некоторых моделях может предусматриваться также автоматическое отключение питания.
— Кнопка дистанционного пуска. Кнопка запуска двигателя, расположенная отдельно от корпуса пускозарядного устройства и соединенная с ним проводом довольно большой длины. Такая кнопка позволяет управлять работой «пускача» на расстоянии — например, сидя в кабине. Данная функция особенно удобна при работе с тяжелой техникой вроде фур или автобусов, где кабина может располагаться на значительном расстоянии от капота.Отсек для проводов
Наличие в корпусе устройства специального
отсека для проводов. В нерабочее время провода можно свернуть и спрятать в этом отсеке, сделав устройство более компактным и удобным для хранения и транспортировки. А также позволяет не растерять комплектующие.