Диапазон частот
Диапазон частот звука, с которым способен работать усилитель. Чем шире этот диапазон — тем полнее общая картина звучания, тем меньше вероятность того, что слишком высокие или низкие частоты будут «обрезаны» усилителем на выходе. Однако нужно учитывать, что диапазон слышимых человеком звуком составляет в среднем от 16 Гц до 20 кГц; встречаются некоторые отклонения от этой нормы, но они невелики. В то же время современная Hi-Fi и Hi-End техника может иметь намного более широкий диапазон — чаще всего он является своего рода «побочным эффектом» высококлассных схем. Некоторые производители могут использовать это свойство в рекламных целях, однако практической ценности само по себе оно не несёт.
Отметим, что даже в пределах слышимого диапазона не всегда имеет смысл гнаться за максимальным охватом. Стоит, к примеру, учитывать, что фактически слышимый звук не может быть лучше, чем способны выдать колонки; поэтому для акустической системы с нижним порогом, скажем, в 70 Гц незачем искать усилитель с этим показателем в 16 Гц. Также не стоит забывать, что сам по себе широкий частотный диапазон абсолютно не гарантирует высокого качества звука — оно связано с огромным количеством других факторов.
Мощность на канал (8Ω)
Номинальная мощность звука, выдаваемая усилителем на один канал при работе с нагрузкой, имеющей динамическое сопротивление (импеданс) в 8 Ом. В нашем каталоге этот параметр указывается для режима, когда под нагрузкой работают все каналы усилителя (см. «Количество каналов»); при наличии незадействованных каналов номинальная мощность может быть несколько выше, однако этот режим нельзя назвать штатным.
Номинальную мощность можно упрощённо описать как наибольшую мощность выходного сигнала, при которой усилитель способен стабильно проработать длительное время (не менее часа) без отрицательных последствий. Это усреднённые цифры, т.к. на практике аудиосигнал по определению нестабилен, и отдельные скачки его уровня могут значительно превосходить номинальную мощность. Однако именно она является главным основанием для оценки общей громкости звучания.
Также этот показатель определяет, какие колонки можно подключать к усилителю: их номинальная мощность не должна быть ниже, чем у усилителя.
По законам электродинамики при разном динамическом сопротивлении нагрузки выходная мощность усилителя также будет разной. В современных колонках стандартными являются значения в 8, 6, 4 и 2 Ом, для них и указываются уровни мощности.
Соотношение сигнал/шум
Само по себе соотношение сигнал/шум — это отношение уровня чистого звука, выдаваемого усилителем, к уровню посторонних шумов, возникающих при его работе. Этот параметр является основным показателем общего качества звучания — причём весьма наглядным, т.к. при его измерении учитываются практически все шумы, влияющие на звук в нормальных условиях работы. Уровень в 70 – 80 дБ в современных усилителях можно считать допустимым, 80 – 90 дБ — неплохим, а для продвинутых устройств аудиофильского класса обязательным считается соотношение сигнал/шум не менее 100 дБ.
Если в характеристиках не уточняется, для какого выхода указано соотношение сигнал/шум — обычно имеется ввиду его значение для линейного входа (см. «RCA (пар)»). Этого бывает вполне достаточно, чтобы оценить качество устройства по данному параметру. Однако некоторые производители указывают его и для других входов — Main, Phono; подробнее об этом см. ниже.
Коэффициент демпфирования
Коэффициент демпфирования описывает качество взаимодействия усилителя с подключённой к нему акустической системой.
Из-за особенностей конструкции любой динамик склонен к возникновению т.н. паразитных колебаний — колебаний, которые продолжаются после прекращения основного импульса из усилителя (подобно тому, как струна продолжает вибрировать после щипка). Это явление отрицательно сказывается на качестве звука, и производители применяют разные средства для того, чтобы свести его к абсолютному минимуму; подавление паразитных колебаний и называется демпфированием.
Наиболее эффективный вид демпфирования — электрическое, путём снижения выходного сопротивления усилителя. Чем ниже это сопротивление — тем лучше усилитель удерживает динамики от ненужных колебаний. Для оценки этого эффекта и ввели понятие «коэффициент демпфирования» (damping factor) — соотношение сопротивления нагрузки (импеданса) к выходному сопротивлению усилителя. Минимальное значение такого коэффициента для техники Hi-Fi класса — 20; показатели на уровне 100 – 120 можно назвать хорошими, а среди Hi-End сегмента встречаются цифры порядка нескольких тысяч.
В то же время стоит отметить, что при увеличении до трёхзначных цифр изначальный смысл этого параметра, по сути, теряется, и появляются другие моменты. Наиболее важный из них с практической точки зрения состоит в том, что модели с высоким коэффициентом демпфирования очень требовательны к качеству соединения с динамиками — высокое...сопротивление кабелей и разъёмов способно свести на нет демпфирующие свойства самого усилителя. Есть и другие нюансы, связанные с этим показателем (в частности, рекомендации по выбору усилителя и динамиков друг под друга); они подробно описаны в специализированных источниках.
Коэффициент гармонических искажений
Этот показатель описывает количество нелинейных искажений, вносимых усилителем в обрабатываемый сигнал. Такие искажения не обязательно воспринимаются как посторонние шумы, однако они в любом случае ухудшают качество звука — например, могут сделать его более глухим. Избежать их практически нереально, однако можно снизить до уровней, неслышимых для человеческого уха.
Как следствие, коэффициент гармонических искажений (гармоник) является одним из основных параметров, описывающих общее качество звука в усилителях класса Hi-Fi и Hi-End. Чем он ниже — тем чище звук. Хорошим показателем для современных усилителей считаются сотые доли процента, отличным — тысячные и ниже. Исключением являются ламповые и гибридные модели, для них допускаются довольно высокие коэффициенты гармоник; подробнее см. «Элементная база».
Линейный вход
Чувствительность и динамическое сопротивление усилителя при подаче сигнала на линейный вход RCA.
Под чувствительностью любого входа (кроме оптического) подразумевают наименьшее напряжение сигнала на этом входе, при котором усилитель способен обеспечить нормальные значения номинальной мощности (см. «Мощность на канал (8Ω)»). Этот параметр определяет в первую очередь требования к источнику сигнала. С одной стороны, напряжение, обеспечиваемое этим источником, должно быть не ниже входной чувствительности усилителя, иначе последний просто не выдаст заявленных характеристик. Однако нельзя допускать и значительного превышения по напряжению, иначе звук начнёт искажаться. Более подробные рекомендации по выбору усилителя по чувствительности описаны в специальных источниках.
Для любого входа, кроме оптического, считается, что чем выше этот показатель — тем меньше искажений вносится усилителем в сигнал. Минимальным уровнем входного импеданса в современных моделях считается 10 кОм, а в высококлассных устройствах оно может достигать нескольких сотен кОм.
RCA
Количество в конструкции усилителя линейных входов, использующих интерфейс RCA. В отличие от входа Main (см. выше), который может работать с такими же разъёмами, при подключении к линейному RCA сигнал проходит через все стадии обработки, предусмотренные в усилителе — например, регулировку баланса или частот (см. «Регулировки») и т.п.
Подробнее о самом разъёме см. «Вход на усилитель (Main)». Здесь же отметим, что при использовании RCA в роли линейного интерфейса за один вход считается пара таких разъёмов. Это обусловлено тем, что по одному коаксиальному кабелю может передаваться только один канал, так что для работы со стереозвуком необходима именно пара.
От количества входов под сигнал (любого типа) зависит, сколько источников сигнала можно одновременно подключить к усилителю. Соответственно, и выбирать модель по числу входов стоит с учётом предполагаемого количества таких источников: ведь легче подсоединить их все и выбирать через пульт или панель управления усилителя, чем всякий раз возиться с переподключением.
На акустику
Количество в конструкции усилителя выходов, предназначенных для прямого подключения колонок. Один такой выход обычно представляет собой пару клемм на винтах, рассчитанную на подключение одной колонки. Соответственно, стандартный набор для звука в режиме стерео — два выхода (две пары). Однако в многоканальных устройствах (см. «Количество каналов»), а также в моделях с возможностью подключения дополнительной АС и/или Bi-Wiring (см. «Дополнительно»), выходов на акустику устанавливается больше — в соответствии с возможностями усилителя.
На наушники
Тип разъёма, применяемого
для подключения наушников к усилителю.
— 3.5 мм (mini-Jack). Самый популярный аудиоразъём в современной портативной электронике, встречающийся также и среди стационарной техники. Правда, он считается не столь подходящим для высококачественного звука, как 6.35 мм Jack, поскольку даёт повышенную вероятность возникновения помех в точке соединения. С другой стороны, подавляющее большинство современных наушников, всех ценовых категорий, делаются именно под этот разъём. А значит, наличие гнезда под mini-Jack в большинстве случаев позволит подключить наушники напрямую, без применения переходников — то есть оптимальным способом.
— 6.35 мм (Jack). Этот разъём характерен преимущественно для стационарной аудиотехники, в т.ч. профессионального класса. Он обеспечивает лучшее качество соединения, чем mini-Jack (в частности, меньшее сопротивление из-за большей площади контакта), а также более прочен и надёжен. В то же время стоит отметить, что «родным» штекером под такой разъём оснащаются лишь некоторые высококлассные модели наушников; а для подключения популярного 3.5 мм mini-Jack потребуется переходник, который может повлиять на качество звучания.