Тип
Тип определяет общую конструкцию корпуса, а в некоторых случаях — и источник энергии судна.
— Катер. Под катерами в данном случае подразумеваются модели, выполненные в классической, однокорпусной компоновке (не относящиеся к катамаранам и тримаранам, см. ниже) и движущиеся за счёт гребного винта с приводом от мотора. Большинство таких моделей действительно больше всего похожи на скоростные катера, однако возможны и другие варианты оформления — в виде океанских
яхт, военных кораблей и т.п. Эта наиболее простая по конструкции разновидность радиоуправляемых катеров является в то же время и наиболее обширной, она включает модели всех ценовых и профессиональных категорий.
—
Катамаран. Катамаранами называют двухкорпусные суда — похожие на два однокорпусных судна, соединенных бок о бок. Такая конструкция более устойчива, чем однокорпусная, хорошо противостоит опрокидыванию (до определённых углов, однако критические углы у катамаранов довольно велики), а также повышает маневренность и эффективность на больших скоростях. Вследствие этого она популярна в полноразмерных гоночных катерах, да и большинство радиоуправляемых катеров-катамаранов тоже рассчитано на довольно высокие скорости. Впрочем, встречаются и совсем простые модели, где двухкорпусная компоновка не играет практической роли и используется исключительно для придания внешнего сходства с реальными гоночными судами. Все радиоуправляемые
...катамараны движутся за счёт мотора.
— Парусник. Радиоуправляемые суда, предназначенные для движения под парусами. Такие суда заметно сложнее в управлении, чем моторные, и сильнее зависят от погодных условий, особенно от силы и направления ветра. Тем не менее, это является не недостатком, а особенностью: некоторым моделистам интереснее управлять именно парусами. Кроме того, принципы движения у радиоуправляемых парусников те же, что и у полноразмерных, и модель можно использовать ещё и в качестве тренажёра для обучения основам парусного мореходства. Ещё одно достоинство заключается в низком энергопотреблении — электричество нужно только для приёмника и сервоприводов — что позволяет дольше работать без перезарядки или замены батарей. Парусники могут иметь как однокорпусную, так и многокорпусную конструкцию, обычно в виде тримаранов (аналогичны описанным выше катамаранам, однако имеют три корпуса).
— Подводная лодка. Модели, выполненные в виде подводных лодок, батискафов или других аппаратов, способных двигаться в толще воды. Как правило, такие модели, как и настоящие суда, могут погружаться и всплывать, что позволяет значительно разнообразить игру. При этом сама игрушечная субмарина обычно легче воды, а погружение осуществляется за счет работы специальных моторов, «толкающих» лодку вниз. Таким образом, можно не бояться, что игрушка утонет: при пропадании сигнала с пульта или отключении питания она всплывает на поверхность. Также отметим, что для дополнительной заметности под водой в большинстве моделей предусматривается подсветка в виде передних «фар».
— Водный мотоцикл. В эту категорию радиоуправляемых плавсредств причислены скоростные гидроциклы с плавными и обтекаемыми линиями корпуса для максимального снижения сопротивления при передвижении по водной глади. Гребные винты в конструкции водных мотоциклов смонтированы сзади, на верхней части корпуса гидроциклов располагается сидение и установлен декоративный руль.Модель двигателя
Название двигателя, установленного на катере. Как правило, зная это название, можно без проблем найти информацию об особенностях двигателя — причём как официальные данные производителя, так и отзывы от пользователей — и определить, насколько его характеристики Вас устраивают. Это может быть очень важно при выборе модели профессионального уровня.
Помимо названия, в этом пункте также может уточняться тип электромотора (см. «Двигатель») — коллекторный или бесколлекторный.
Коллекторную конструкцию можно назвать классической. Она позволяет создавать довольно лёгкие, компактные, недорогие моторы, которые к тому же легко ремонтируются. Недостатками данного варианта являются относительно невысокий КПД, склонность к искрению (особенно при перегреве), а также меньшая долговечность, чем у бесколлекторных агрегатов. Кроме того, с коллекторным двигателем труднее обеспечить высокую скорость. Как следствие, данный вариант характерен для относительно недорогих и медленных моделей.
Бесколлекторные моторы считаются более продвинутыми, чем коллекторные: они мощнее, экономичнее, долговечнее, лучше защищены от загрязнений и хорошо подходят для разгона до больших скоростей. С другой стороны, стоят такие двигатели заметно дороже, а сложность конструкции не позволяет ремонтировать мотор своими силами. В свете всего этого бесколлекторные двигатели используются преимущественно в продвинутых скоростных судах; наличие такого мотора является показателем доволь...но высокого класса модели.
Радиоуправляемые модели могут выпускаться в двух версиях, различающихся только типом электродвигателя.
Максимальная скорость
Наибольшая скорость, которую может развить катер. Для моделей ARR (см. «Комплектация») обычно указывается при условии использования рекомендованного аккумулятора; при установке батареи с меньшим напряжением скорость также снижается.
Отметим, что максимальную скорость традиционно приводят для идеальных условий: хорошей погоды, отсутствия волн, полного заряда аккумулятора и т.п. Поэтому на практике она вполне может оказаться ниже заявленной. Тем не менее, этот показатель неплохо описывает возможности судна. При выборе по скорости стоит помнить, что чем быстрее модель — тем она дороже и требовательнее к навыкам управления и тем больше свободного места понадобится для её безопасного использования. Поэтому специально гнаться за высокими значениями скорости имеет смысл разве что при
спортивном использовании.
Задний ход
Возможность катера двигаться
задним ходом — как правило, за счёт переключения мотора на реверс. Это даёт дополнительные возможности по маневрированию, которые могут особенно пригодиться в стеснённом пространстве, а также в ситуациях вроде попадания на мель вдали от берега.
Емкость аккумулятора
Ёмкость аккумулятора, поставляемого в комплекте с катером.
Большая ёмкость, при том же энергопотреблении, позволяет модели дольше проработать без подзарядки. Однако энергопотребление и, соответственно, фактическое время работы на заряде зависит от множества факторов — мощности мотора, режима использования модели и т.п. Поэтому в целом ёмкость аккумулятора является чисто справочным параметром, и оценивать автономность модели стоит не по данному показателю, а по указанному в характеристиках времени работы (см. ниже).
Отметим, что многие модели допускают возможность замены аккумуляторов на более ёмкие, что соответствующим образом увеличивает время работы на заряде.
Напряжение аккумулятора
Номинальное напряжение аккумулятора, поставляемого в комплекте с катером.
Напряжение выбирается производителем таким образом, чтобы обеспечить необходимые рабочие характеристики. Поэтому в целом оно является второстепенным параметром; обращать внимание на напряжение обычно приходится разве что при поиске аккумулятора на замену или зарядного устройства.
Отметим, что в современной радиоуправляемой технике, включая катера, получили распространение аккумуляторы стандартным напряжением 3,7 В, 7,2 В и 11,1 В. При этом многие модели штатно допускают замену «родной» батареи — например, установку 7,2-вольтового аккумулятора вместо 3,7-вольтового, для увеличения мощности и скорости.
Тип аккумулятора
Тип аккумулятора, штатно используемого в катере или необходимого для его работы. Под типом может подразумеваться как технология изготовления батареи, так и типоразмер; подробнее см. ниже.
— Ni-Cd. Аккумуляторы, выполненные по никель-кадмиевой технологии, сочетают невысокую стоимость с надёжностью, хорошей скоростью заряда и стойкостью к перепадам температур, однако имеют и ряд недостатков. Самым серьёзным из них является «эффект памяти»: ёмкость аккумулятора снижается, если его поставить на зарядку, не разрядив полностью. В целом на сегодняшний день Ni-Cd аккумуляторы считаются устаревшими и используются редко.
— Ni-Mh. Никель-металл-гидридные элементы появились как усовершенствованная версия описанных выше никель-кадмиевых. При тех же преимуществах они лишены многих недостатков, в том числе эффекта памяти, благодаря чему довольно популярны среди радиоуправляемых катеров. В то же время и подобные батареи не идеальны — они имеют особые требования по хранения (не могут долго храниться разряженными).
— Li-Ion. Технология, ставшая результатом попыток по созданию компактных и в то же время емких аккумуляторов. Литий-ионная технология действительно позволила добиться высокой емкости при небольших размерах батареи. Помимо этого, достоинствами подобных аккумуляторов являются низкий саморазряд и практически полное отсутствие «эффекта памяти». С другой стороны, обходятся такие источники питания значительно дороже элементов на...основе никеля — в том числе потому, что им требуются дополнительные встроенные схемы. Кроме того, литий-ионные элементы имеют довольно узкий диапазон рабочих температур. А серьезное нарушение режима зарядки или разрядки чревато возгоранием и даже взрывом батареи (хотя вероятность подобного «экстрима» в целом очень невысока).
— Li-Pol. Усовершенствованная версия описанной выше литий-ионной технологии, использующая твердый полимерный электролит вместо жидкого. За счет этого удалось еще более повысить емкость, а также добиться большей безопасности (меньше вероятность взрыва при неправильной эксплуатации). Однако и стоят батареи этого типа несколько больше оригинальных Li-Ion, а ограничения по температуре актуальны и для них (особенно плохо Li-Pol аккумуляторы переносят холод).
— AA. Сменные элементы стандартного размера, известные как «пальчиковые»; как правило, не поставляются в комплекте даже в моделях RTR (см. «Комплектация»). Не обязательно являются перезаряжаемыми — выпускаются и в форме одноразовых батареек; иногда бывает удобнее купить для катера комплект таких батареек, чем тратиться на довольно дорогие аккумуляторы с зарядными устройствами. И аккумуляторы, и батарейки АА могут выпускаться в разных вариантах по технологии, ёмкости и, соответственно, цене. Однако в любом случае данный вариант удобен тем, что севшие батарейки можно быстро заменить на новые, тогда как оригинальный аккумулятор, скорее всего, придётся заряжать, что требует времени и источника питания.
— AAA. Сменные элементы, по основным особенностям аналогичные описанным выше АА. Имеют схожую форму, однако более компактны (из-за чего в просторечии называются «мини-пальчиковыми» или «мизинчиковыми»), вследствие чего и ёмкость ААА в целом ниже. Они применяются в основном в недорогих моделях начального уровня, для которых полноразмерные «пальчиковые» батарейки слишком крупны.
Модель аккумулятора
Модель аккумулятора, поставляемого в комплекте с катером. Эти данные позволяют найти подробную информацию об аккумуляторе и оценить его характеристики; также они пригодятся при поисках запасной или сменной батареи.
Время работы
Время работы катера на одном заряде комплектного аккумулятора. Этот показатель является довольно условным, т.к. обычно он указывается для некоего среднего режима работы, что называется, «без экстрима»; время непрерывного движения на полном ходу может быть заметно меньше. Тем не менее, он вполне позволяет оценить автономность катера.
Отметим, что для моделей с питанием от элементов АА и ААА (см. «Тип аккумулятора») время работы не указывается: такие элементы могут иметь разную ёмкость, и, соответственно, автономность модели в каждом случае также будет разной.