Назначение
—
Концертный. Профессиональные усилители, предназначенные для работы на концертах и других подобных мероприятиях. Их главным внешним отличием от
домашних моделей является монтаж в стойку; практически для всех концертных моделей в характеристиках указывается монтажный размер (см. ниже). С точки зрения характеристик основным отличием является высокая мощность, в некоторых моделях превышающая 1000 Вт на канал даже при 8-омной нагрузке. Также можно отметить довольно сдержанный дизайн — там, где применяется подобная техника, внешний вид имеет далеко не первостепенное значение.
—
Информационный. Усилители, предназначенные для использования в системах общественного оповещения — на вокзалах, в аэропортах, торговых центрах и т.п. Одна из особенностей такого применения заключается в том, что пассивные громкоговорители могут располагаться на большом удалении от усилителя — в десятки, а то и сотни метров. Штатный способ обеспечить передачу сигнала на такое расстояние — использовать трансформаторы на выходе усилителя и на входах громкоговорителей. Такое «трансформаторное» подключение может осуществляться по стандартам 100/70 В и 50/25 В; собственно, наличие выхода хотя бы одного типа является обязательным для усилителей мощности и интегральных усилителей (см. «Тип») данного назначения. Впрочем, информационными могут быть выпускаются и предусилители. Также
...отметим, что некоторые модели информационного назначения поддерживают всего один канал звука; а многоканальные нередко предусматривают возможность быстрого включения и отключения отдельных каналов — это позволяет организовывать трансляцию по отдельным зонам.
— Концертный/информационный. Устройства, сочетающие возможности двух упомянутых в названии видов усилителей (подробнее о каждом см. выше). Практически все монтируются в стойку (среди чисто информационных моделей это встречается реже). Также могут быть одноканальными, причём таких решений довольно много.Количество каналов
Максимальное количество каналов, с которым способен работать усилитель. Выбор по этому параметру зависит в первую очередь от предполагаемого формата использования устройства.
Большинство современных усилителей имеет
два канала для работы с обычным стереозвуком — этого вполне достаточно для прослушивания музыки или радиопрограмм. Существуют и модели, рассчитанные на многоканальный «объёмный» звук, однако они встречаются ощутимо реже. Связано это с тем, что такой звук чаще всего используется как сопровождение для высококачественного видео — а потому для обработки обычно используется ресивер домашнего кинотеатра, а не отдельный аудиоусилитель.
Среди моделей топового класса могут встречаться
одноканальные усилители — они дают максимум возможностей по тонкой настройке звука, однако приобретать таких устройств приходится несколько, по одному на канал. Ещё одна специфическая разновидность — усилители, предназначенные для добавления некоторого количества каналов к уже имеющимся; самый популярный из таких вариантов —
на 3 канала, способный превратить существующую стереосистему в многоканальную.
Диапазон частот
Диапазон частот звука, с которым способен работать усилитель. Чем шире этот диапазон — тем полнее общая картина звучания, тем меньше вероятность того, что слишком высокие или низкие частоты будут «обрезаны» усилителем на выходе. Однако нужно учитывать, что диапазон слышимых человеком звуком составляет в среднем от 16 Гц до 20 кГц; встречаются некоторые отклонения от этой нормы, но они невелики. В то же время современная Hi-Fi и Hi-End техника может иметь намного более широкий диапазон — чаще всего он является своего рода «побочным эффектом» высококлассных схем. Некоторые производители могут использовать это свойство в рекламных целях, однако практической ценности само по себе оно не несёт.
Отметим, что даже в пределах слышимого диапазона не всегда имеет смысл гнаться за максимальным охватом. Стоит, к примеру, учитывать, что фактически слышимый звук не может быть лучше, чем способны выдать колонки; поэтому для акустической системы с нижним порогом, скажем, в 70 Гц незачем искать усилитель с этим показателем в 16 Гц. Также не стоит забывать, что сам по себе широкий частотный диапазон абсолютно не гарантирует высокого качества звука — оно связано с огромным количеством других факторов.
Мощность на канал (8Ω)
Номинальная мощность звука, выдаваемая усилителем на один канал при работе с нагрузкой, имеющей динамическое сопротивление (импеданс) в 8 Ом. В нашем каталоге этот параметр указывается для режима, когда под нагрузкой работают все каналы усилителя (см. «Количество каналов»); при наличии незадействованных каналов номинальная мощность может быть несколько выше, однако этот режим нельзя назвать штатным.
Номинальную мощность можно упрощённо описать как наибольшую мощность выходного сигнала, при которой усилитель способен стабильно проработать длительное время (не менее часа) без отрицательных последствий. Это усреднённые цифры, т.к. на практике аудиосигнал по определению нестабилен, и отдельные скачки его уровня могут значительно превосходить номинальную мощность. Однако именно она является главным основанием для оценки общей громкости звучания.
Также этот показатель определяет, какие колонки можно подключать к усилителю: их номинальная мощность не должна быть ниже, чем у усилителя.
По законам электродинамики при разном динамическом сопротивлении нагрузки выходная мощность усилителя также будет разной. В современных колонках стандартными являются значения в 8, 6, 4 и 2 Ом, для них и указываются уровни мощности.
Мощность на канал (6Ω)
Номинальная мощность звука, выдаваемая усилителем на один канал при подключении к нему нагрузки с динамическим сопротивлением (импедансом) в 6 Ом. Подробнее о номинальной мощности и её связи с импедансом см. «Мощность на канал (8Ω)».
Мощность на канал (4Ω)
Номинальная мощность звука, выдаваемая усилителем на один канал при подключении к нему нагрузки с динамическим сопротивлением (импедансом) в 4 Ом. Подробнее о номинальной мощности и её связи с импедансом см. «Мощность на канал (8Ω)».
Мощность на канал (100/70 В)
Номинальная мощность усилителя, выдаваемая на канал при подключении акустики по стандарту 70/100 В.
Этот стандарт применяется для связи с высокоомными громкоговорителями, расположенными на большом расстоянии от усилителя мощности — в частности, в системах громкой трансляции и аварийного оповещения. Собственно, большинство моделей с выходами 70/100 В относится к информационным либо концертно-информационным усилителям (см. «Назначение»).
Подробнее о номинальной мощности см. «Мощность на канал (8Ω)».
Соотношение сигнал/шум
Само по себе соотношение сигнал/шум — это отношение уровня чистого звука, выдаваемого усилителем, к уровню посторонних шумов, возникающих при его работе. Этот параметр является основным показателем общего качества звучания — причём весьма наглядным, т.к. при его измерении учитываются практически все шумы, влияющие на звук в нормальных условиях работы. Уровень в 70 – 80 дБ в современных усилителях можно считать допустимым, 80 – 90 дБ — неплохим, а для продвинутых устройств аудиофильского класса обязательным считается соотношение сигнал/шум не менее 100 дБ.
Если в характеристиках не уточняется, для какого выхода указано соотношение сигнал/шум — обычно имеется ввиду его значение для линейного входа (см. «RCA (пар)»). Этого бывает вполне достаточно, чтобы оценить качество устройства по данному параметру. Однако некоторые производители указывают его и для других входов — Main, Phono; подробнее об этом см. ниже.
Соотношение сигнал/шум (Main)
Соотношение сигнал/шум при работе усилителя через вход Main. Подробнее о значении соотношения сигнал/шум см. соответствующий пункт выше, о входе Main — п. «Вход на усилитель (Main)».