Тип корпуса
— Продольный. Экшн-камеры продольной компоновки — имеют вид вытянутого прямоугольника (параллелепипеда) или цилиндра, при этом объектив размещается на одном из узких торцов. В этом заключается отличие
продольных камер от описанных ниже
фронтальных (обычных). Подобная компоновка удобна прежде всего тем, что она позволяет надёжно держать камеру в руке. С другой стороны, панель управления и дисплей во время съёмки чаще всего оказываются отвёрнуты от пользователя, что может создавать некоторые неудобства. Впрочем, это может компенсироваться применением откидных дисплеев и других подобных ухищрений; а в некоторых ситуациях боковое расположение дисплея и органов управления даже оказывается преимуществом.
—
Вертикальный. Продолговатые action камеры, которые вытянуты вверх и имеют объектив в верхней части. Такие модели очень похожи на нагрудные камеры и могут применяться для таких целей. Однако главное их применение это съемка самого себя, удерживая в руке. Именно для этой цели корпус и выполнен вытянутым, что позволяет удобно охватить его рукой.
— Фронтальная (обычная). Корпус камеры имеет форму прямоугольника, но при этом объектив размещён на его широкой, фронтальной грани. Внешне такие модели больше всего похожи на классические цифровые фотоаппараты. Некоторые могут похвастаться достаточно большим дисплеем, размещённым с противоположной от объектива стороны,
...как в тех же фотоаппаратах, что позволяет снимающему видеть сцену съёмки в реальном времени. Впрочем, место размещения объектива, как правило, не сказывается на технических характеристиках самой камеры, в связи с чем и фронтальные, и продольные модели способны обеспечить одинаковое качество съёмки.
— Кубик. Достаточно специфический вид экшн-камер, корпус которых имеет форму компактного кубика. Как правило, подобные модели имеют сравнительно небольшие размеры, но уменьшение габаритов, в свою очередь, сказывается на возможностях съёмки и общем функционале. К примеру, такие модели крайне редко оснащаются дисплеями (хотя многие из них могут подключаться по Wi-Fi к смартфону или планшету, что компенсирует данный недостаток).
— Очки с камерой. Устройства в виде очков спортивного формата со встроенной в них камерой. Объектив такой камеры обычно находится между линзами, реже — сбоку, на основании одной из дужек, при штатном использовании он постоянно «смотрит» приблизительно в том же направлении, что и сам пользователь. Также к достоинствам камер этого типа можно отнести аккуратность и малозаметность. С другой стороны, в очках дополнительная электронная начинка должна быть очень миниатюрной, что затрудняет применение продвинутой оптики и сильно ограничивает емкость аккумуляторов. И даже с учетом этого подобные устройства получаются более тяжелыми и громоздкими, чем обычные спортивные очки. Еще один их недостаток состоит в том, что камеру и оправу с линзами нельзя подобрать отдельно — в итоге модель с подходящей камерой может оказаться непригодной из-за размера или стиля очков, и наоборот.
— Маска с камерой. Устройство в виде защитной маски со встроенной в нее камерой. Отметим, что такие маски могут иметь разную специализацию — для подводного плаванья, мотокросса, горнолыжного спорта и т. п.; эти подробности нужно обязательно уточнять перед покупкой. Однако в любом случае объектив в подобных устройствах обычно располагается посредине лба, так что камера фактически снимает фото и видео с видом «из глаз пользователя». Главный недостаток таких приспособлений заключается в том, что при выборе нужно учитывать как технические характеристики самой камеры, так и назначение и удобство ношения маски. Иными словами, хорошая камера может оказаться встроенной в неподходящую маску, и наоборот.
— Крепление клипсой. В эту категорию попадают экшн-камеры, для которых крепление с помощью клипсы (зажима) является штатным. Многие из них могут дополнительно комплектоваться и другими креплениями, но прежде всего рассчитаны именно на такой тип использования и могут оказаться не лучшим приобретением для экстремальной съёмки. С другой стороны, подобное крепление достаточно универсально, поскольку позволяет прикрепить камеру практически на любом элементе снаряжения (лямка рюкзака, ремень разгрузки, пояс и т.п.).
— Сфера. Форма корпуса, встречающаяся преимущественно в панорамных и 360° камерах (см. «Тип») — именно в таких устройствах шарообразный корпус нередко оказывается наиболее удобным. В случае обычных экшн-камер «сфера», как правило, означает цилиндрический корпус с объективом на плоском торце; такие корпуса являются разновидностью фронтальных (см. выше) и не имеют принципиальных отличий от них.Пыле-,влагозащита камеры
Уровень пыле- и влагозащиты, обеспечиваемый корпусом самой камеры. Большинство экшн-камер рассчитаны на съёмку в экстремальных условиях, но уровень защищенности каждой модели может существенно отличаться — от возможности снимать под дождём, до полной герметичности, допускающей длительное погружение под воду.
Для характеристики уровня защищенности камеры используется международная классификация IP. Каждому устройство присваивается код вида IPXX, где вместо первого X — уровень защищенности от проникновения посторонних предметов (в том числе и пыли), а вместо второго X — уровень защищенности от проникновения воды.
Уровни защиты от пыли и посторонних предметов в современных экшн-камерах не бывает ниже 5 — более низкие классы защиты предусматривали бы наличие недопустимо больших зазоров в корпусе. Конкретно же уровень 5 предусматривает, что пыль может в незначительных количествах попадать внутрь, однако не сказывается на работоспособности устройства. Более высокий уровень — 6 — предусматривает полную пыленепроницаемость.
Для характеристики уровня защищенности от воды используется следующая классификация:
0 — нет защиты;
1 — капли воды, падающие под прямым углом относительно рабочего положения устройства, не могут вызвать опасных последствий;
2 — защита от капель, падающих на оборудование под углом до 15°;
3 — под углом до 60° (защита от брызг, минимальна защита от дождя);
4 — защита от дождя с сильным ветр...ом;
5 — защита от струй воды, падающих под любым углом (струи воды, например, из шланга или сильный ливень не могут навредить устройству);
6 — от временного затопления;
7 — от временного погружения под воду на глубину не более 1 метра;
8 — от длительного погружения на глубину (максимальное время и глубина указываются производителем отдельно).
В некоторых случаях модель может быть сертифицирована по стандарту IP только по одному типу защиты (только от песка или воды). В таком случае вместо второго параметра ставиться просто X. Так, к примеру, защищенность IPX6 означает, что камера защищена от временного затопления и сильного дождя, но при этом уровень защищенности от пыли не определён и, соответственно, не сертифицирован.
Важно обратить внимание на то, что этот параметр характеризует устойчивость самой камеры, но не учитывает возможности внешних боксов. Не путайте его с защищенностью внешнего корпуса, который иногда идёт в комплектации с устройством (см. «Пыле-, влагозащита бокса»).
Съемка HD (720p)
Возможности камеры по съемке видео стандарта HD (720p).
Официальная спецификация HD предусматривает разрешение 1280х720, однако в экшн-камерах могут встречаться разрешения, несколько отличающиеся от этого показателя — причем как в меньшую (1080х720), так и в большую сторону (1440х960). В любом случае HD — самый скромный из современных стандартов высокого разрешения, который, тем не менее, обеспечивает достаточно четкое и детализированное изображение.
Еще один важный показатель, приводимый в данном пункте — частота кадров. Чем она выше — тем более плавным и сглаженным будет движение в кадре, тем четче будут видны отдельные детали в динамичных сценах. Технически для просмотра человеком достаточно
30 к/с и даже меньше, однако идеальным значением считается
60 к/с — на такой частоте кадров размытие в движении становится почти незаметным и в то же время размер отснятых файлов остается в разумных пределах. Тем не менее, в продаже встречаются камеры и с более высокой частотой кадров на HD-разрешениях —
100 к/с,
120 к/с,
200 к/с и даже
240 к/с. Такая скорость обычно используется для съемки замедленного видео, однако возможность такой съемки не помешает уточнить отдельно.
Съемка Full HD (1080p)
Возможности камеры по съемке видео стандарта Full HD (1080p).
Штатный размер изображения в данном стандарте — 1920х1080, однако в случае экшн-камер в данную категорию относят и некоторые другие разрешения, схожие по качеству «картинки» — например, 1440х1080. В целом Full HD обеспечивает весьма неплохой баланс между качеством картинки, объемом отснятых файлов и требованиями к вычислительной мощности для их обработки, благодаря чему этот стандарт весьма популярен в современной видеотехнике — как в камерах, так и в телевизорах мониторах.
Еще один важный показатель, приводимый в данном пункте — частота кадров. Чем она выше — тем более плавным и сглаженным будет движение в кадре, тем четче будут видны отдельные детали в динамичных сценах. Технически для просмотра человеком достаточно
30 к/с и даже
меньше, однако идеальным значением считается
60 к/с — на такой частоте кадров размытие в движении становится почти незаметным и в то же время размер отснятых файлов остается в разумных пределах. Тем не менее, в продаже встречаются камеры и с более высокой частотой кадров на FullHD-разрешениях —
90 к/с,
100 к/с,
120 к/с и даже
240 к/с. Такая скорость обычно используется для съемки замедленного видео, однако возможность такой съемки н
...е помешает уточнить отдельно.Съемка Quad HD
Возможности камеры по съемке видео стандарта QuadHD.
Этот стандарт включает обширный набор разрешений — от 1440 до 3456 пикс по горизонтали и от 1440 до 2160 пикс по вертикали, с почти двумя десятками промежуточных вариантов. Он является довольно специфическим переходным вариантом между сравнительно недорогим FullHD 1080p и требовательным UltraHD 4K, позволяя снимать видео более высокой четкости, чем в 1080p, без значительного увеличения стоимости техники. Отметим, что в телевизорах и мониторах очень редко встречаются QuadHD-разрешения в чистом виде, однако современные технологии позволяют с комфортом смотреть видео этого формата на любых экранах высокого разрешения.
Еще один важный показатель, приводимый в данном пункте — частота кадров. Чем она выше — тем более плавным и сглаженным будет движение в кадре, тем четче будут видны отдельные детали в динамичных сценах. Так, скорость съемки в
25 к/с или
30 к/с приблизительно соответствует стандартной частоте кадров в кино и телевидении; такое изображение получается вполне пригодным для просмотра, но быстро движущиеся объекты в кадре будут выглядеть смазанными. При повышении скорости до
60 к/с этот эффект становится практически незаметен. А наибольшая частота кадров QuadHD, встречающаяся в современных action-камерах —
120 к/с; такая частота применяется при съемке замедленного
...видео (как и модели с частотой 100 к/с), т. к. на обычной скорости воспроизведений достаточно и 60 к/с.Замедленная съемка (slow-mo)
Частота кадров, поддерживаемая камерой при
замедленной съемке (slow-mo).
В целом такую съемку называют «скоростной» потому, что она осуществляется на повышенной частоте кадров (более 60 к/с). В итоге при воспроизведении на обычной скорости (60 к/с и ниже) видео выглядит замедленным (отсюда название «slo-mo»). Подобное замедление может применяться и просто для развлечения, и как художественный прием, и даже в научных целях — чтобы запечатлеть движение, слишком быстрое для человеческого восприятия. В любом случае чем выше частота кадров slo-mo — тем сильнее можно замедлить видео и тем более продвинутой в этом плане является камера. С другой стороны, чем выше частота кадров — тем производительнее должна быть графическая часть; а это, в свою очередь, влияет на цену аппарата, иногда весьма заметно.
Также отметим, что съемка slow-mo может быть доступна лишь на определенных разрешениях, далеко не всегда максимальных; эти моменты могут прямо уточняться в характеристиках action камеры.
Угол обзора
Угол обзора экшн-камеры; для моделей с несколькими объективами, как правило, этот показатель указывается для каждого отдельного объектива.
Чаще всего (если не указано иное) в характеристиках приводится угол обзора по диагонали кадра; в некоторых
сверхширокоугольных объективах он может превышать 180°. Особый случай составляют объективы, для которых заявлен обзор в 360°: это означает, что оптика охватывает всю находящуюся перед ней полусферу. Такие объективы встречаются в панорамных и 360-градусных камерах (см. «Тип»).
В целом угол обзора определяет прежде всего то, насколько широким является поле зрения камеры, какая область снимаемой сцены попадает в кадр. Соответственно, чем он шире — тем больше пространства захватывает камера, тем ниже вероятность, что что-то из происходящего окажется за кадром. С другой стороны, стоит учитывать, что сильное увеличение углов обзора приводит к искажениям «картинки», особенно по краям, а также к уменьшению размера видимых предметов и снижению детализации. Подробные рекомендации касательно выбора камеры по этому параметру можно найти в специальных источниках.
Цифровая стабилизация
Наличие системы цифровой (электронной) стабилизации в конструкции камеры.
Любая стабилизация предназначена для того, чтобы компенсировать мелкие подрагивания изображения, возникающие из-за нестабильности удержания в руках, вибраций от мотора или неровностей дороги (при использовании на транспорте) и т.п.
Цифровая стабилизация осуществляется следующим образом: по краям матрицы выделяется «резерв», который в нормальных условиях не участвует в формировании окончательного изображения. Если же устройство колеблется, электроника камеры отбирает определённые фрагменты изображения из резерва и строит изображение таким образом, чтобы в итоге оно оставалось стабильным.
По сравнению с другим способом стабилизации — оптическим (см. ниже), цифровые системы чрезвычайно просты и надёжны, к тому же стоят недорого и почти не сказываются на весе, габаритах и цене камеры. В то же время при таком способе стабилизации уменьшается полезная площадь матрицы, что может отрицательно сказаться на качестве изображения и количестве шумов на нём.
Кол-во мегапикселей
Количество мегапикселей в матрице экшн-камеры, иными словами — разрешение этой матрицы (1 Мп — это 1 млн. светочувствительных точек).
Бытует мнение, что чем выше разрешение — тем лучше качество изображения. Это верно с той точки зрения, что производители стараются устанавливать в продвинутые камеры именно сенсоры с высоким разрешением. В то же время жестких правил здесь нет, а с технической стороны число мегапикселей определяет лишь максимальное разрешение картинки, которое можно снять при помощи данной матрицы. Качество же этой картинки будет зависеть как от ряда особенностей самого сенсора (размер, тип, специальные конструктивные решения), так и от характеристик камеры (начиная от оптики и заканчивая прошивкой). Так что при выборе стоит ориентироваться не столько на разрешение матрицы, сколько на общий класс камеры и обзоры с примерами отснятых материалов.