Тип корпуса
— Продольный. Экшн-камеры продольной компоновки — имеют вид вытянутого прямоугольника (параллелепипеда) или цилиндра, при этом объектив размещается на одном из узких торцов. В этом заключается отличие
продольных камер от описанных ниже
фронтальных (обычных). Подобная компоновка удобна прежде всего тем, что она позволяет надёжно держать камеру в руке. С другой стороны, панель управления и дисплей во время съёмки чаще всего оказываются отвёрнуты от пользователя, что может создавать некоторые неудобства. Впрочем, это может компенсироваться применением откидных дисплеев и других подобных ухищрений; а в некоторых ситуациях боковое расположение дисплея и органов управления даже оказывается преимуществом.
—
Вертикальный. Продолговатые action камеры, которые вытянуты вверх и имеют объектив в верхней части. Такие модели очень похожи на нагрудные камеры и могут применяться для таких целей. Однако главное их применение это съемка самого себя, удерживая в руке. Именно для этой цели корпус и выполнен вытянутым, что позволяет удобно охватить его рукой.
— Фронтальная (обычная). Корпус камеры имеет форму прямоугольника, но при этом объектив размещён на его широкой, фронтальной грани. Внешне такие модели больше всего похожи на классические цифровые фотоаппараты. Некоторые могут похвастаться достаточно большим дисплеем, размещённым с противоположной от объектива стороны,
...как в тех же фотоаппаратах, что позволяет снимающему видеть сцену съёмки в реальном времени. Впрочем, место размещения объектива, как правило, не сказывается на технических характеристиках самой камеры, в связи с чем и фронтальные, и продольные модели способны обеспечить одинаковое качество съёмки.
— Кубик. Достаточно специфический вид экшн-камер, корпус которых имеет форму компактного кубика. Как правило, подобные модели имеют сравнительно небольшие размеры, но уменьшение габаритов, в свою очередь, сказывается на возможностях съёмки и общем функционале. К примеру, такие модели крайне редко оснащаются дисплеями (хотя многие из них могут подключаться по Wi-Fi к смартфону или планшету, что компенсирует данный недостаток).
— Очки с камерой. Устройства в виде очков спортивного формата со встроенной в них камерой. Объектив такой камеры обычно находится между линзами, реже — сбоку, на основании одной из дужек, при штатном использовании он постоянно «смотрит» приблизительно в том же направлении, что и сам пользователь. Также к достоинствам камер этого типа можно отнести аккуратность и малозаметность. С другой стороны, в очках дополнительная электронная начинка должна быть очень миниатюрной, что затрудняет применение продвинутой оптики и сильно ограничивает емкость аккумуляторов. И даже с учетом этого подобные устройства получаются более тяжелыми и громоздкими, чем обычные спортивные очки. Еще один их недостаток состоит в том, что камеру и оправу с линзами нельзя подобрать отдельно — в итоге модель с подходящей камерой может оказаться непригодной из-за размера или стиля очков, и наоборот.
— Маска с камерой. Устройство в виде защитной маски со встроенной в нее камерой. Отметим, что такие маски могут иметь разную специализацию — для подводного плаванья, мотокросса, горнолыжного спорта и т. п.; эти подробности нужно обязательно уточнять перед покупкой. Однако в любом случае объектив в подобных устройствах обычно располагается посредине лба, так что камера фактически снимает фото и видео с видом «из глаз пользователя». Главный недостаток таких приспособлений заключается в том, что при выборе нужно учитывать как технические характеристики самой камеры, так и назначение и удобство ношения маски. Иными словами, хорошая камера может оказаться встроенной в неподходящую маску, и наоборот.
— Крепление клипсой. В эту категорию попадают экшн-камеры, для которых крепление с помощью клипсы (зажима) является штатным. Многие из них могут дополнительно комплектоваться и другими креплениями, но прежде всего рассчитаны именно на такой тип использования и могут оказаться не лучшим приобретением для экстремальной съёмки. С другой стороны, подобное крепление достаточно универсально, поскольку позволяет прикрепить камеру практически на любом элементе снаряжения (лямка рюкзака, ремень разгрузки, пояс и т.п.).
— Сфера. Форма корпуса, встречающаяся преимущественно в панорамных и 360° камерах (см. «Тип») — именно в таких устройствах шарообразный корпус нередко оказывается наиболее удобным. В случае обычных экшн-камер «сфера», как правило, означает цилиндрический корпус с объективом на плоском торце; такие корпуса являются разновидностью фронтальных (см. выше) и не имеют принципиальных отличий от них.Съемка HD (720p)
Возможности камеры по съемке видео стандарта HD (720p).
Официальная спецификация HD предусматривает разрешение 1280х720, однако в экшн-камерах могут встречаться разрешения, несколько отличающиеся от этого показателя — причем как в меньшую (1080х720), так и в большую сторону (1440х960). В любом случае HD — самый скромный из современных стандартов высокого разрешения, который, тем не менее, обеспечивает достаточно четкое и детализированное изображение.
Еще один важный показатель, приводимый в данном пункте — частота кадров. Чем она выше — тем более плавным и сглаженным будет движение в кадре, тем четче будут видны отдельные детали в динамичных сценах. Технически для просмотра человеком достаточно
30 к/с и даже меньше, однако идеальным значением считается
60 к/с — на такой частоте кадров размытие в движении становится почти незаметным и в то же время размер отснятых файлов остается в разумных пределах. Тем не менее, в продаже встречаются камеры и с более высокой частотой кадров на HD-разрешениях —
100 к/с,
120 к/с,
200 к/с и даже
240 к/с. Такая скорость обычно используется для съемки замедленного видео, однако возможность такой съемки не помешает уточнить отдельно.
Съемка Quad HD
Возможности камеры по съемке видео стандарта QuadHD.
Этот стандарт включает обширный набор разрешений — от 1440 до 3456 пикс по горизонтали и от 1440 до 2160 пикс по вертикали, с почти двумя десятками промежуточных вариантов. Он является довольно специфическим переходным вариантом между сравнительно недорогим FullHD 1080p и требовательным UltraHD 4K, позволяя снимать видео более высокой четкости, чем в 1080p, без значительного увеличения стоимости техники. Отметим, что в телевизорах и мониторах очень редко встречаются QuadHD-разрешения в чистом виде, однако современные технологии позволяют с комфортом смотреть видео этого формата на любых экранах высокого разрешения.
Еще один важный показатель, приводимый в данном пункте — частота кадров. Чем она выше — тем более плавным и сглаженным будет движение в кадре, тем четче будут видны отдельные детали в динамичных сценах. Так, скорость съемки в
25 к/с или
30 к/с приблизительно соответствует стандартной частоте кадров в кино и телевидении; такое изображение получается вполне пригодным для просмотра, но быстро движущиеся объекты в кадре будут выглядеть смазанными. При повышении скорости до
60 к/с этот эффект становится практически незаметен. А наибольшая частота кадров QuadHD, встречающаяся в современных action-камерах —
120 к/с; такая частота применяется при съемке замедленного
...видео (как и модели с частотой 100 к/с), т. к. на обычной скорости воспроизведений достаточно и 60 к/с.Замедленная съемка (slow-mo)
Частота кадров, поддерживаемая камерой при
замедленной съемке (slow-mo).
В целом такую съемку называют «скоростной» потому, что она осуществляется на повышенной частоте кадров (более 60 к/с). В итоге при воспроизведении на обычной скорости (60 к/с и ниже) видео выглядит замедленным (отсюда название «slo-mo»). Подобное замедление может применяться и просто для развлечения, и как художественный прием, и даже в научных целях — чтобы запечатлеть движение, слишком быстрое для человеческого восприятия. В любом случае чем выше частота кадров slo-mo — тем сильнее можно замедлить видео и тем более продвинутой в этом плане является камера. С другой стороны, чем выше частота кадров — тем производительнее должна быть графическая часть; а это, в свою очередь, влияет на цену аппарата, иногда весьма заметно.
Также отметим, что съемка slow-mo может быть доступна лишь на определенных разрешениях, далеко не всегда максимальных; эти моменты могут прямо уточняться в характеристиках action камеры.
Кол-во мегапикселей
Количество мегапикселей в матрице экшн-камеры, иными словами — разрешение этой матрицы (1 Мп — это 1 млн. светочувствительных точек).
Бытует мнение, что чем выше разрешение — тем лучше качество изображения. Это верно с той точки зрения, что производители стараются устанавливать в продвинутые камеры именно сенсоры с высоким разрешением. В то же время жестких правил здесь нет, а с технической стороны число мегапикселей определяет лишь максимальное разрешение картинки, которое можно снять при помощи данной матрицы. Качество же этой картинки будет зависеть как от ряда особенностей самого сенсора (размер, тип, специальные конструктивные решения), так и от характеристик камеры (начиная от оптики и заканчивая прошивкой). Так что при выборе стоит ориентироваться не столько на разрешение матрицы, сколько на общий класс камеры и обзоры с примерами отснятых материалов.
Разрешение фото
Максимальное разрешение, в котором экшн-камера может снимать фото. Указывается в пикселях по горизонтали и вертикали.
Данный параметр напрямую связан с разрешением матрицы (см. выше): общее количество пикселей на фото, как правило, соответствует числу пикселей матрицы. К примеру, разрешение фото 4608x3456 соответствует матрице на 15925248 пикселей, или приблизительно 16 Мп. Если же число пикселей на фото больше, чем заявленное разрешение матрицы — значит, производитель использует программные ухищрения, позволяющие «вытянуть» разрешение фото до более высокого, чем изначально. Это снижает стоимость устройств, однако сказывается и на качестве снимков.
Теоретически высокое разрешение снимков может обеспечить хорошую детализацию, однако на практике многое зависит от характеристик матрицы (прежде всего физического размера) и особенностей обработки изображения.
Возможности съемки
—
Фото во время видео. Возможность снимать фотографии непосредственно во время записи видео — обычно при помощи отдельной кнопки. Таким образом удобно фиксировать наиболее значимые моменты происходящего. Такие фото получаются по качеству гораздо лучше, чем «стоп-кадры» из отснятого видео.
—
Серийная съемка фото. Эта функция позволяет создавать сразу несколько снимков за короткий промежуток времени (как правило, он составляет доли секунды). Серия снимков увеличивает вероятность запечатлеть удачный момент, что может оказаться очень важным, учитывая специфику использования экшн-камер.
—
Запись в одно нажатие. Возможность быстрого включения камеры на запись — буквально одним нажатием кнопки, в соответствии с названием. Причем, как правило, такая кнопка срабатывает даже в том случае, если устройство выключено. Правда, запись неизбежно начинается с некоторой задержкой; но нередко эта задержка составляет доли секунды.
—
Онлайн-стриминг. Возможность потокового вещания видео на популярные сервисы вроде YouTube и в социальные сети (Facebook, Instagram, TikTok и т.п.). Как правило, функция онлайн-стриминга реализуема при подключении Action камеры к интернету по сети Wi-Fi, реже — посредством проводного присоединения (только через клиентское устройство извне). Связь со Всемирной паутиной может держаться напрямую или через
...«посредника» — смартфон или компьютер. При этом понадобится использование соответствующего программного обеспечения.
— Time Lapse. Специальный режим работы экшн-камеры, в котором видеосъемка осуществляется с замедленной частотой, что на практике преимущественно используется для съёмки медленно протекающих процессов. Таким образом, к примеру, многочасовое путешествие или длительный закат солнца можно уместить в 3-минутный ролик.
— Автоповорот. Функция автоматического разворота снимаемых фото и видео в положение, соответствующее положению камеры. Без этой функции все результаты съемки при просмотре отображались бы строго в горизонтальной ориентации, и материалы, отснятые при вертикальном или перевернутом положении камеры, пришлось бы поворачивать в фото или видеоредакторе. Как правило, при начале видеозаписи автоповорот блокируется — дабы положение кадра в любой момент соответствовало повороту самой камеры относительно исходного положения.
— Съемка фотопанорам. Возможность использования камеры для съемки панорамных фото. В традиционных экшн-камерах (см. «Тип») такая съемка осуществляется следующим образом: камера делает несколько отдельных фото, которые затем склеиваются в одно изображение программным способом. Касательно панорамных и 360-градусных моделей (см. там же) стоит отметить, что фотосъемку в панорамном формате поддерживают далеко не все подобные модели, так что наличие данной функции желательно уточнять отдельно.
— Метки ключевых моментов. Возможность добавлять к снимаемым материалам специальные метки, обозначающие ключевые моменты. Во время просмотра таких материалов можно, при желании, переходить непосредственно к меткам — это проще, чем искать нужный момент вручную. Особенно данная функция полезна при съемке длинных видеороликов, а также при большом количестве отдельных файлов. Метка, как правило, ставится прямо во время съемки нажатием специальной кнопки или голосовой командой.
— Ночная съемка. Специальный режим для съемки в условиях слабой освещенности. Конкретная реализация этой функции может быть разной: в одних моделях увеличивается чувствительность сенсора, в других используется съемка в ИК-диапазоне. Соответственно, могут различаться и конкретные возможности: далеко не каждая камера с этой функцией способна снимать в полной темноте, эти нюансы стоит уточнять отдельно.Дисплей
Характеристики основного экрана устройства.
— Диагональ. Чем крупнее экран — тем он удобнее в просмотре (а также в управлении, если дисплей сенсорный). С другой стороны, диагональ
встроенного дисплея прямо влияет на размеры корпуса, а экшн-камеры должны быть довольно компактными. В свете этого в современных экшн-камерах практически не встречаются экраны крупнее 2.5".
— Разрешение. Теоретически чем выше разрешение — тем более четкое и качественное изображение выдает экран. С другой же стороны, экраны в экшн-камерах небольшие и предназначены в основном для общего кадрирования картинки или предварительного просмотра отснятых материалов — для этих целей особо высокие разрешения не нужны. Для моделей с двумя экранами основным считается тыловой дисплей.
— Матрица.
Технология, по которой изготавливается экран. На сегодняшний в Action-камерах используются матрицы следующих типов:
- — TFT. Простейшая разновидность жидкокристаллических матриц, используемых в цветных дисплеях. Такие экраны обеспечивают относительно невысокое, однако в целом достаточное качество изображения, при этом стоит TFT заметно дешевле более продвинутых вариантов. Из однозначных недостатков технологии отмечаются довольно ограниченные углы обзора.
- — LTPS. Технология производства TFT-дисплеев с использованием кремния. Показатели яркости, контрастности и углов обзора находятся на уровне экранов, произведенных на основе IPS (см. ниже). Ключе...вой особенностью LTPS является возможность встраивания управляющей электроники прямо в экран.
- — IPS. Данная технология обеспечивает высокое качество цветопередачи, хорошую яркость и обширные углы обзора. К тому же IPS-экраны относительно недорого обходятся в производстве, благодаря чему и получили широкое распространение.
- — OLED. Разновидности матриц, основанные на органических светодиодах. В целом OLED-дисплеи являются довольно продвинутыми — они обеспечивают качественную цветопередачу и обладают достаточно высоким запасом яркости, а встречаются подобные дисплеи преимущественно в топовых моделях Action-камер. Главные недостатки OLED-экранов — высокая цена (которая, впрочем, постоянно снижается по мере развития и совершенствования технологии), а также подверженность органических пикселей выгоранию при длительной трансляции статичных изображений (например, меню с настройками экшн-камеры).
— Сенсорный. Дисплей, реагирующий на прикосновения — как в смартфонах/планшетах. Сенсорное управление бывает более простым и наглядным, чем использование кнопок и прочих подобных органов. С другой же стороны, для более-менее удобного управления
сенсорный экран должен быть довольно крупным, что сказывается на габаритах всей камеры.
Фронтальный экран
Наличие в Action-камере экрана, установленного на передней панели — рядом с объективом. Другие дисплеи при этом вообще могут отсутствовать; в таких случаях диагональ, разрешение и прочие параметры приводятся сугубо для
фронтального экрана.
— Диагональ. Специфика у фронтальных дисплеев такова, что их априори не получится сделать крупными ввиду ограниченного свободного пространства на передней панели корпуса Action-камеры. Поэтому в современных моделях диагональ такого экрана обычно не превышает полутора дюймов (за редчайшими исключениями).
— Разрешение. Разрешающая способность фронтального экрана зависит от его предназначения. Так, если дисплей умеет выводить полноцветные изображение с камеры, его разрешение должно быть достаточным для удобства визирования в процессе съемки. А вот экраны для отображения графической служебной информации и съемочных параметров не требуют высокого разрешения.
Стоит отметить, что на переднюю панель могут устанавливаться как полноцветные экраны для удобства селфи-съемки, так и простейшие черно-белые дисплеи, пригодные только для текстовой и элементарной графической информации. Однако даже на такой экран можно выводить весьма разнообразные служебные данные: текущий режим работы (фото, видео, ожидание), используемое разрешение, время съемки, объем свободного дискового пространства и т.п. В вариантах реализаций со служебным экраном на передней панели для визирования в процессе съемки м
...ожно использовать выносной дисплей с ДУ (см. «Управление») или подключенный к камере смартфон.