Диапазон частот
Диапазон частот звука, с которым способен работать усилитель. Чем шире этот диапазон — тем полнее общая картина звучания, тем меньше вероятность того, что слишком высокие или низкие частоты будут «обрезаны» усилителем на выходе. Однако нужно учитывать, что диапазон слышимых человеком звуком составляет в среднем от 16 Гц до 20 кГц; встречаются некоторые отклонения от этой нормы, но они невелики. В то же время современная Hi-Fi и Hi-End техника может иметь намного более широкий диапазон — чаще всего он является своего рода «побочным эффектом» высококлассных схем. Некоторые производители могут использовать это свойство в рекламных целях, однако практической ценности само по себе оно не несёт.
Отметим, что даже в пределах слышимого диапазона не всегда имеет смысл гнаться за максимальным охватом. Стоит, к примеру, учитывать, что фактически слышимый звук не может быть лучше, чем способны выдать колонки; поэтому для акустической системы с нижним порогом, скажем, в 70 Гц незачем искать усилитель с этим показателем в 16 Гц. Также не стоит забывать, что сам по себе широкий частотный диапазон абсолютно не гарантирует высокого качества звука — оно связано с огромным количеством других факторов.
REC (на записывающее устр.)
Количество в конструкции усилителя выходов REC. Такой выход представляет собой разновидность линейного интерфейса, предназначенную для вывода звука на записывающее устройство; одной из его особенностей является неизменный уровень сигнала. Поскольку для подключения обычно используются разъёмы RCA (см. «Вход на усилитель (Main)»), за один выход REC считается пара разъёмов — только таким образом можно обеспечить передачу стереозвука.
Регулировки
—
Регулировка НЧ. Наличие в усилителе отдельного регулятора уровня низких частот, проще говоря — громкости басов. Соотношение низких и высоких частот во многом определяет общую картину звука; оптимальные варианты такого соотношения для разных случаев будут разными, и зависят они от целого ряда факторов — начиная от типа воспроизводимого аудио и заканчивая личными вкусами слушателя. В любом случае регулятор НЧ дает дополнительную возможность по подстройке звучания всей системы. Он часто сочетается с регулятором ВЧ (см. ниже); фактически такая комбинация представляет собой простейший вариант эквалайзера.
—
Регулировка ВЧ. Наличие в усилителе отдельного регулятора громкости для высоких частот. Смысл этой функции полностью аналогичен описанному выше регулятору НЧ, только работает она с другой полосой частот.
—
Регулировка баланса. Наличие в усилителе регулировки баланса между каналами. Используется такая настройка в стереозвуке: изменяя положение регулятора, можно увеличивать громкость для одного канала и уменьшать — для другого. За счет этого условный центр воспринимаемого звука сдвигается в сторону того динамика, который звучит громче. Эта функция может быть весьма полезной для коррекции звуковой сцены — например, если колонки имеют разную чувствительность, неудачно расположены, или сам сигнал имеет неправильный баланс. В то же время регулятор баланса вноси
...т дополнительные элементы в конструкцию, что повышает вероятность возникновения помех. А потому в усилителях топового класса он может вообще не предусматриваться.
— Регулировка входной чувствительности. Возможность изменения входной чувствительности усилителя; подробнее о данном параметре см. «Входная чувствительность (линейного входа)». Здесь же отметим, что сама по себе регулировка может быть полезна при работе с несколькими источниками звука: она позволяет с лёгкостью перенастраивать усилитель под каждый из этих источников, дабы обеспечить нужный уровень мощности на выходе и при этом не допустить искажений.
— Регулировка уровня. Наличие в усилителе собственного регулятора уровня, проще говоря — системы, позволяющей изменять громкость звучания (за счет изменения фактически выдаваемой мощности). В современных усилителях домашнего назначения (см. выше) эта регулировка общая на все каналы, и отвечает она собственно за громкость; иногда использование регулятора на усилителе бывает удобнее, чем на другом компоненте аудиосистемы. А вот в концертных моделях собственным регулятором, как правило, оснащается каждый канал, благодаря чему появляется множество возможностей по тонкой подстройке звука под конкретную обстановку.
— Тонкомпенсация. Эта функция позволяет подстраивать тембр звука на невысокой громкости. Ее необходимость связана с тем, что человеческое ухо воспринимает тихий звук иначе, чем громкий; из-за этого даже качественное звучание на малой громкости будет казаться «смазанным», недостаточно отчетливым. Тонкомпенсация исправляет этот момент, усиливая определённые частоты. Обычно этот режим включается пользователем по желанию.Дополнительно
— Прямое подключение (
By-pass/Direct). Возможность включения усилителя в режиме By-pass/Direct. Его название обусловлено тем, что сигнал пускается напрямую на каскады усиления, в обход всех дополнительных регуляторов (тембра, баланса и т.п.). Усилители мощности (см. «Тип») по определению используют именно такую схему работы. В интегральных же моделях прямое подключение не только сводит к минимуму искажения в обрабатываемом сигнале, но и обеспечивает максимально близкое к оригиналу звучание, что позволяет требовательным слушателям оценить мастерство звукоинженеров
— Автоматическое выключение питания. Эта функция обеспечивает автоматическое отключение усилителя, если в течение определённого времени на его вход не поступает сигнал. Таким образом удаётся избежать простоев — например, если владелец ушёл по делам, забыв отключить аудиосистему. А учитывая, что многие современные усилители даже «на холостом ходу» требуют большого количества энергии — экономия может получиться весьма значительной. Стоит уточнить, что речь в данном случае обычно идёт не о полном отключении, а о переходе в режим ожидания; но энергопотребление (см. ниже)в этом режиме обычно столь незначительно, что на практике разницы практически не заметно.
—
Фонокорректор ММ. Наличие в усилителе фонокорректора для работы с проигрывателями виниловых дисков, оснащёнными звукоснимателями типа ММ (с подвижным магнитом). Сам по себе фо
...нокорректор является обязательным атрибутом моделей со входом Phono (см. «Входы»); его необходимость связана с тем, что сигнал со звукоснимателей для винила имеет специфические характеристики и нуждается в дополнительной обработке. При этом в современных проигрывателях для пластинок могут использоваться звукосниматели двух типов — уже упомянутый ММ плюс МС (с подвижной катушкой), каждый со своими особенностями сигнала. Поэтому для нормальной работы винилового проигрывателя Вам в любом случае потребуется фонокорректор соответствующего типа. Такое оснащение доступно и в виде отдельных устройств, однако купить усилитель со встроенным фонокорректором обычно проще и дешевле.
— Фонокорректор МС. Наличие в усилителе фонокорректора для работы с проигрывателями виниловых дисков, оснащёнными звукоснимателями типа МC (с подвижной катушкой). Подробнее об этой функции см. подпункт «Фонокорректор ММ» выше.
— Лимитер. Наличие в усилителе лимитера — приспособления, ограничивающего динамический диапазон обрабатываемого сигнала. Также это приспособление называют «компрессором аудиосигнала» (в связи с тем, что оно «сжимает» динамический диапазон). Говоря проще, лимитер, по сути, уменьшает разницу между наиболее тихим и наиболее громким звуком, который выдаётся усилителем. Данная функция может пригодиться в любой ситуации, когда приходится иметь дело с неравномерной громкостью звука. Например, лимитер может сделать более комфортным прослушивание симфонии, имеющей большие перепады громкости — дабы слушателю были доступны малейшие нюансы звука и в то же время громкие фрагменты, что называется, не били по ушам. А для профессиональной концертной деятельности наличие компрессора является практически обязательным — в частности, чтобы компенсировать изменения громкости, возникающие при изменении расстояния от микрофона до акустического инструмента или рта вокалиста. Конечно, лимитер может быть выполнен и в виде отдельного устройства; однако его наличие в самом усилителе иногда оказывается удобнее. В то же время данная функция сложна и дорога, а потому встречается в основном в профессиональном оборудовании и потребительских моделях топового класса.
— Подключение дополнительной АС. Возможность подключения к усилителю дополнительного комплекта колонок (одного или нескольких). Отметим, что речь идёт не об отдельных динамиках, а именно о комплектах, рассчитанных на работу с полноформатным звуком. Иными словами, если такой усилитель на основных выходах выдаёт звук в формате стерео (см. «Количество каналов»), то и дополнительный комплект акустики сможет работать в этом формате. Модели с этой функцией рассчитаны в первую очередь на ситуации, когда нужно вывести звук в несколько помещений, а сигнал может поступать либо на все комплекты сразу, либо только на один по выбору пользователя. Также дополнительный набор разъёмов может применяться для Bi-Wiring (см. ниже).
— Bi-Wiring. Усилители с этой функцией используют два отдельных канала усиления — для низких и для высоких частот — и способны выводить каждую полосу частот через отдельный комплект разъёмов. За счёт этого можно подавать сигналы НЧ и ВЧ по отдельным проводам, причём сразу на соответствующие специализированные динамики акустической системы — вместо того, чтобы выводить на неё общий сигнал и разделять его на частоты при помощи встроенного кроссовера АС. На практике это значит, что подключение в формате Bi-Wiring снижает вероятность возникновения помех и улучшает качество звучания. Однако нужно учитывать, что для этого потребуется не только усилитель, но и колонки с поддержкой данной функции. Отметим, что обычно Bi-Wiring сочетается с описанной выше возможностью подключения дополнительной АС.
— Управление внешними устройствами. Возможность использования усилителя в качестве управляющего устройства для прочих компонентов аудиосистемы — например, предусилителя, проигрывателя и т.п. Управление обычно осуществляется с универсального пульта ДУ, поставляемого в комплекте с усилителем, а управляющий сигнал передаётся через специальные разъёмы — это значительно удобнее, чем регулировать каждый компонент по отдельности. С другой стороны, построение таких систем возможно только из устройств одного производителя — разные фирмы используют разные стандарты управления, в большинстве случаев не совместимые между собой.
— Bluetooth. Технология беспроводной связи с дальностью действия порядка 10 м (более «дальнобойные» версии в усилителях не используются), изначально созданная для прямого соединения между различными устройствами. Функционал такого соединения может быть разным, однако в данном случае чаще всего предусматривается возможность трансляции на усилитель звука с внешнего устройства — например, смартфона или ноутбука. Впрочем, могут предусматриваться и другие функции — например, дистанционное управление с мобильного гаджета через специальное приложение.
— Аварийное оповещение. Возможность работы усилителя в системе аварийного оповещения, точнее — наличие специальных функций и инструментов для работы в таких системах. Подобные инструменты могут включать, к примеру, подключение к пожарным датчикам и автоматическое включение предупреждений или сообщений об эвакуации на зоны, в которых сработали датчики; выбор типа сообщений в зависимости от сработавшего датчика; подключение микрофона оповещения на «приоритетный вход» и приглушение всех прочих каналов при поступлении звука с микрофона, и т.п. Конкретный набор возможностей стоит уточнять отдельно. За эти функции могут отвечать и специализированные блоки системы безопасности, но иногда удобнее использовать усилитель со встроенной поддержкой аварийного оповещения.Материал шасси
Материал, из которого выполнена основа усилителя — внутренний каркас, на котором монтируются платы, трансформатор и другие компоненты схемы.Теоретически этот момент может влиять на качество звучания, т.к. разные материалы имеют разные магнитные свойства, различаются по степени экранирования «начинки» от помех и т.п. Однако в современных усилителях фабричной сборки особенности звука зависят от огромного количества других факторов, намного более значимых, и на их фоне влияние материалов шасси полностью теряется. Поэтому на практике от данного параметра зависят разве что вес и стоимость устройства, и то незначительно.
Применяться же в современных устройствах могут такие варианты:
— Алюминий. Этот материал сочетает неплохую прочность и небольшой вес, долговечен, однако стоит довольно дорого.
— Сталь. Сталь весьма надёжна, при этом проста в обработке и стоит недорого. Главным её недостатком можно назвать большой вес.
— Медь. За счёт ряда физических свойств медь считается хорошо подходящим материалом для высококачественной электроники. С другой стороны, она довольно тяжела и дорога в производстве.
— Дюраль. Сплав на основе алюминия и меди, представляющий собой нечто среднее между этими двумя материалами: весит значительно меньше и стоит дешевле, чем медь, в то же время характеристики дюраля считаются более продвинутыми, че...м у чистого алюминия.
Потребляемая мощность
Мощность, потребляемая усилителем при работе в штатном режиме. Некоторые производители могут указывать средние значения мощности, некоторые — показатели на максимальной нагрузке. Однако в любом случае этот параметр позволяет вполне адекватно оценить энергопотребление устройства и требования к подключаемому питанию.
Кроме того, он может пригодиться, если у Вас есть сомнения в достоверности заявленных данных о выходной мощности (см. «Мощность на канал (8Ω)»). Основное правило таково: суммарная номинальная мощность по всем каналам не может быть выше общего энергопотребления усилителя. Кроме того, существуют специальные формулы, позволяющие вывести максимально возможную номинальную мощность в зависимости от мощности питания и типа усилителя; с ними можно ознакомиться в специальных источниках.
Потребление в режиме ожидания
Энергопотребление усилителя в режиме ожидания.
В этом режиме большинство компонентов усилителя отключено; питание поступает только на управляющие цепи. Их единственная задача — в нужный момент принять команду от пользователя и включить устройство в работу. Потребление этих цепей чрезвычайно низко и навряд ли ощутимо скажется на счетах за электричество; при этом выход из режима ожидания происходит быстрее, чем включение «с нуля», а команда может быть принята с пульта ДУ (что невозможно при полном отсутствии питания). Поэтому большинство «выключенных» усилителей обычно пребывают именно в режиме ожидания.