Тип
От типа зависят общие конструктивные особенности и назначение фрезера.
—
Вертикальный. Классическая, наиболее распространённая разновидность фрезеров. Как правило, вертикальные устройства состоят из собственно двигателя и подошвы специальной конструкции, которая обеспечивает опору во время работы. Подошва часто делается регулируемой по высоте, что позволяет изменять расстояние, на которое выступает фреза и, соответственно, глубину обработки. Впрочем, это изменение может осуществляться и другим способом.
—
Кромочный. В соответствии с названием, данная разновидность фрезеров предназначена в основном для обработки кромок и снятия фасок. Такие агрегаты легче и компактнее вертикальных, что, в частности, облегчает работу в стеснённых условиях. С другой стороны, они менее производительны и имеют меньше возможностей по настройке (в частности, очень редко оснащаются регулировкой глубины обработки).
—
Ламельный. Специализированные фрезеры, предназначенные для вырезания пазов под ламели — крепёжные детали в виде тонких пластин. Конструкция подобного инструмента такова, что каждый паз прорезается буквально за одно движение — это значительно ускоряет и упрощает работу. Для других целей ламельные фрезеры, как правило, не предназначены.
—
Присадочный. Аналогично описанным выше ламельным, присадочные фрезеры ис
...пользуются для вырезания «посадочных мест» под крепёжные детали. Однако в данном случае эти места предназначаются для шкантов — продолговатых изделий с круглым или эллиптическим сечением (известны также как чопики или дюбели) и представляют собой не пазы, а отверстия, обычно довольно глубокие.
— Для снятия лака. Назначение данной разновидности фрезеров понятно из названия: они применяются для снятия лакокрасочных покрытий; принцип их работы схож с угловыми шлифмашинами («болгарками»). При работах по снятию лака часто приходится иметь дело с довольно большими обрабатываемыми площадями, поэтому инструмент данного типа, как правило, допускает использование крупных фрез, обеспечивающих большую ширину захвата. При этом мощность двигателя может быть невысокой, т.к. нагрузка на фрезу в данном случае невелика.
— Двигатель фрезера. Данный тип можно описать как фрезеры с минимальным оснащением — состоящие из двигателя в корпусе, шпинделя и цанги и лишённые подошвы, направляющих реек и других подобных приспособлений. Как правило, такие инструменты имеют продолговатый корпус и довольно небольшой размер и вес, что даёт довольно обширные возможности по способам их применения — от работы в роли импровизированного ручного гравера до установки на автоматизированный станок. Однако в большинстве случаев двигателям для фрезеров всё-таки потребуются дополнительные приспособления.
— Для резки плитки. Ещё одна разновидность фрезеров, назначение которой описывается названием. Сами по себе такие устройства имеют продолговатый корпус и работают аналогично дрелям; однако дело не ограничивается круглыми отверстиями по диаметру фрезы — фрезой можно также прорезать в материале линию, например, для создания отверстия под вытяжной вентилятор, или для отрезания фрагмента нестандартной формы. Такие возможности бывают незаменимы при работе с плиткой.
— Дисковый. Фрезеры, использующие режущую насадку в виде диска. Основным их назначением является прорезание пазов. По конструкции и принципу действия фрезеры данного типа похожи на дисковые пилы, однако между этими инструментами нельзя ставить знак равенства. В отличие от пил, дисковые фрезеры не прорезают материал на всю толщину — они лишь создают на поверхности канавку определённой глубины, обычно V-образного профиля. Кроме того, они используют фрезы вместо пильных дисков. Один из самых популярных вариантов применения подобного инструмента — прорезание линий сгиба на листах алюминия.Мощность
Общая мощность фрезера, точнее — двигателя, установленного в нём. Чем
выше этот показатель — тем более производительным является устройство, тем лучше оно справляется со сложными работами, тем большее усилие на фрезе (крутящий момент) обеспечивает при работе и тем больше может быть скорость вращения шпинделя (хотя мощный инструмент не обязательно является скоростным). С другой стороны, высокая мощность заметно влияет на габариты, вес и цену инструмента, плюс энергопотребление и нагрузка на сети возрастают соответственно. Кроме того, высокий крутящий момент в некоторых случаях (например, при деликатной обработке) бывает откровенно нежелателен. Поэтому выбирать инструмент по данному параметру следует с учётом реальных потребностей и специфики планируемых работ.
По мощности выделяют три основных категории фрезеров: лёгкие (до 700 Вт), рассчитанные в основном на несложные бытовые работы; средние (до 1500 Вт), способные справиться не только с бытовыми, но и с большинством профессиональных задач; и тяжёлые (1500 Вт и более), применяемые в тех случаях, когда высокая мощность является критичной. Впрочем, эта градация верна только для вертикальных фрезеров (см. «Тип»), в других разновидностях имеется своя специфика: к примеру, ламельным моделям высокая мощность в принципе ни к чему.
Мин. кол-во оборотов
Наименьшая скорость вращения шпинделя (в оборотах за минуту), обеспечиваемая двигателем фрезера.
Для разных работ оптимальная скорость вращения шпинделя (и, соответственно, фрезы) также будет разной. К примеру, для твёрдых материалов вроде камня требуется быстрое вращение, а вот для дерева оно не нужно; некоторые виды насадок лучше работают на высоких оборотах, другие — на низких и т.п. Подробные рекомендации для каждого конкретного случая можно найти в специальных источниках. Здесь же отметим, что наименьшее значение минимального количества оборотов, встречающееся в современных фрезерах — порядка 3000 – 5000, а в наиболее «быстрых» моделях этот показатель может превышать 15000. Обращать же внимание при выборе стоит не столько на минимальную скорость вращения, сколько на общий диапазон скоростей — насколько он соответствует планируемым задачам.
Величина хода
Расстояние, на которое может изменяться высота фрезы относительно опорной платформы фрезера, иными словами — на какую глубину может опускаться рабочая насадка относительно верхнего положения. Этот параметр используется для вертикальных и кромочных моделей (см. «Тип»); впрочем, кромочные фрезеры с регулировкой высоты встречаются весьма нечасто. Фактически величина хода не только описывает максимальную глубину обработки, обеспечиваемую инструментом, но и указывает на наличие регулировки глубины; для моделей без такой регулировки данный параметр вообще не указывается.
Что же касается конкретных цифр, то для несложных бытовых работ вполне достаточной считается величина хода в 25 – 30 мм, а в более серьёзном инструменте могут встречаться значения в 70 – 80 мм.
Функции
—
Плавный пуск. Наличие системы плавного пуска двигателя в конструкции фрезера. Особенность большинства современных электродвигателей заключается в том, что при подключении к сети напрямую, без регулирующих схем, в момент пуска возникает резкий скачок силы тока через двигатель. Это, с одной стороны, создаёт колебания напряжения в электросети (которые могут «выбить» предохранители или стать губительными для некоторых приборов, работающих неподалёку), с другой — приводит к резкому рывку инструмента, из-за чего его можно выпустить из рук (а это чревато повреждениями окружающих предметов и даже травмами). Данная же функция ограничивает ток в момент пуска двигателя. За счёт этого обороты нарастают плавно, без рывков инструмента, да и электросеть не подвергается излишним перегрузкам.
—
Регулировка частоты вращения. Наличие регулятора частоты вращения в конструкции фрезера. Данная функция позволяет изменять скорость вращения шпинделя, подстраивая её под разные виды работ — например, для эффективной резки твёрдого материала может понадобиться высокая скорость, а с мягкими породами дерева можно работать на низких оборотах. Инструменты с регулировкой частоты вращения будут полезны прежде всего тем, кому приходится иметь дело с большим разнообразием материалов. При этом диапазон такой регулировки может быть разным.
—
Микролифт. Наличие в конструкции ф
...резера системы тонкой настройки глубины с точностью до 0.1 мм. Стандартная настройка с ограничительным штифтом является очень грубой, так как погрешности у нее довольно велики. Микролифт же используется там, где важно задать глубину очень точно. Реализован в основном посредством резьбового соединения, ограничивающего вертикальное перемещение вниз, или вовсе встроен в конструкцию вертикального хода, где не нужна разблокировка для проведения необходимой корректировки.
— Подсветка. Наличие в конструкции фрезера системы подсветки — по сути, обычного фонарика, облегчающего работу в слабо освещённых местах. Необходимость в подсветке может возникнуть даже при дневном свете или ярком искусственном освещении — место работы довольно часто оказывается в тени (например, от головы самого оператора).
— Поддержание оборотов. Наличие в конструкции фрезера системы, автоматически подстраивающей режим работы двигателя в зависимости от нагрузки на рабочую насадку — с таким расчётом, чтобы частота вращения оставалось постоянной, не падала под нагрузкой и не возрастала на холостом ходу. Благодаря такой регулировке обеспечивается постоянное качество обработки, практически не зависящее от силы нажатия на насадку, снижается износ насадки и самого инструмента, а также общее потребление энергии.Уровень шума
Уровень шума, производимого фрезером при работе. Данный параметр является довольно приблизительным, так как фактическая «громкость» зависит не только от характеристик самого инструмента, но и от материала и формы обрабатываемой заготовки, типа фрезы, скорости работы и т.п. Поэтому на практике уровень шума может отличаться как в большую, так и в меньшую сторону; в характеристиках же приводится некое среднее значение, по которому, впрочем, вполне стоит ориентироваться.
Чем «тише» инструмент — тем комфортнее будет работа с ним, тем меньше вероятность, что оператору понадобятся защитные наушники. В то же время отметим, что фрезеры по определению являются довольно шумными — самые «тихие» модели выдают порядка 75 дБ. Кроме того, нужно иметь в виду, что децибел — нелинейная величина, поэтому при оценке уровня шума лучше всего использовать сравнительные таблицы.
Вот упрощённая версия такой таблицы для диапазона, в котором работает большинство современных фрезеров:
75 дБ — крик, громкий смех на расстоянии 1 м;
80 дБ — мотоциклетный двигатель, механический будильник на том же расстоянии;
85 дБ — громкий крик на том же расстоянии;
90 дБ — отбойный молоток на расстоянии 1 м, грузовой вагон на расстоянии 7 – 10 м;
95 дБ — вагон метро (внутри или на расстоянии около 7 м).