Мощность
Общая мощность фрезера, точнее — двигателя, установленного в нём. Чем
выше этот показатель — тем более производительным является устройство, тем лучше оно справляется со сложными работами, тем большее усилие на фрезе (крутящий момент) обеспечивает при работе и тем больше может быть скорость вращения шпинделя (хотя мощный инструмент не обязательно является скоростным). С другой стороны, высокая мощность заметно влияет на габариты, вес и цену инструмента, плюс энергопотребление и нагрузка на сети возрастают соответственно. Кроме того, высокий крутящий момент в некоторых случаях (например, при деликатной обработке) бывает откровенно нежелателен. Поэтому выбирать инструмент по данному параметру следует с учётом реальных потребностей и специфики планируемых работ.
По мощности выделяют три основных категории фрезеров: лёгкие (до 700 Вт), рассчитанные в основном на несложные бытовые работы; средние (до 1500 Вт), способные справиться не только с бытовыми, но и с большинством профессиональных задач; и тяжёлые (1500 Вт и более), применяемые в тех случаях, когда высокая мощность является критичной. Впрочем, эта градация верна только для вертикальных фрезеров (см. «Тип»), в других разновидностях имеется своя специфика: к примеру, ламельным моделям высокая мощность в принципе ни к чему.
Макс. кол-во оборотов
Наибольшая скорость вращения шпинделя, обеспечиваемая двигателем фрезера. Измеряется в оборотах за минуту. Для моделей, не имеющих регулировки частоты вращения (см. «Функции»), в данном пункте указывается штатное количество оборотов.
Для разных работ оптимальная скорость вращения шпинделя (и, соответственно, фрезы) также будет разной. К примеру, для твёрдых материалов вроде камня требуется быстрое вращение, а вот для дерева оно не нужно; некоторые виды насадок лучше работают на высоких оборотах, другие — на низких и т.п. Подробные рекомендации для каждого конкретного случая можно найти в специальных источниках. Обращать же внимание при выборе стоит не столько на максимальную скорость вращения, сколько на общий диапазон скоростей — насколько он соответствует планируемым задачам. Отметим только, что в моделях с большим допустимым диаметром фрезы (см. ниже) максимальная скорость вращения может быть относительно невысокой — рабочая кромка крупной фрезы движется быстро даже на небольших оборотах, а для эффективного разгона такой насадки понадобилась бы слишком высокая мощность.
Макс. диаметр цанги
Наибольший диаметр цанги, которую может использовать фрезер.
Цанга — это особая разновидность крепления, применяемая, в частности, и для установки рабочих насадок во фрезеры. Для нормальной установки диаметр цанги должен соответствовать диаметру хвостовика фрезы. Современные хвостовики фрез и цанги под них имеют стандартные размеры — 6, 8 либо 12 мм. Чем крупнее размер — тем крупнее сама фреза, тем мощнее инструмент и сложнее работы, для которых она предназначена.
Как правило, максимальный диаметр цанги — это диаметр крепления, штатно установленного во фрезере. Более тонкие фрезы можно устанавливать при помощи специальных переходников (однако нужно соблюдать осторожность, т.к. такая насадка может быть не рассчитана на повышенную мощность, характерную для инструментов с крупной цангой).
6-мм цанги характерны преимущественно для лёгких фрезеров (см. «Мощность»), крепления на
8 мм встречаются в большинстве инструментов среднего и профессионального уровня, а
12-мм посадочные места устанавливаются в наиболее мощных и тяжёлых моделях.
Макс. диаметр фрезы
Наибольший диаметр фрезы, которую допускается устанавливать во фрезер.
Чем крупнее фреза — тем быстрее движется её рабочая кромка и тем больше материала она способна захватить, однако для больших насадок требуется более высокий крутящий момент. Соответственно, максимальный диаметр фрезы напрямую связан с мощностью инструмента (см. выше): чем крупнее допустимый размер насадки, тем более мощным и продвинутым, как правило, является фрезер. Впрочем крупные фрезы (как, собственно, и высокая мощность) реально необходимы далеко не всегда. Поэтому при выборе по данному параметру стоит адекватно оценивать предстоящие работы и не гнаться за максимальным размером.
Величина хода
Расстояние, на которое может изменяться высота фрезы относительно опорной платформы фрезера, иными словами — на какую глубину может опускаться рабочая насадка относительно верхнего положения. Этот параметр используется для вертикальных и кромочных моделей (см. «Тип»); впрочем, кромочные фрезеры с регулировкой высоты встречаются весьма нечасто. Фактически величина хода не только описывает максимальную глубину обработки, обеспечиваемую инструментом, но и указывает на наличие регулировки глубины; для моделей без такой регулировки данный параметр вообще не указывается.
Что же касается конкретных цифр, то для несложных бытовых работ вполне достаточной считается величина хода в 25 – 30 мм, а в более серьёзном инструменте могут встречаться значения в 70 – 80 мм.
Уровень шума
Уровень шума, производимого фрезером при работе. Данный параметр является довольно приблизительным, так как фактическая «громкость» зависит не только от характеристик самого инструмента, но и от материала и формы обрабатываемой заготовки, типа фрезы, скорости работы и т.п. Поэтому на практике уровень шума может отличаться как в большую, так и в меньшую сторону; в характеристиках же приводится некое среднее значение, по которому, впрочем, вполне стоит ориентироваться.
Чем «тише» инструмент — тем комфортнее будет работа с ним, тем меньше вероятность, что оператору понадобятся защитные наушники. В то же время отметим, что фрезеры по определению являются довольно шумными — самые «тихие» модели выдают порядка 75 дБ. Кроме того, нужно иметь в виду, что децибел — нелинейная величина, поэтому при оценке уровня шума лучше всего использовать сравнительные таблицы.
Вот упрощённая версия такой таблицы для диапазона, в котором работает большинство современных фрезеров:
75 дБ — крик, громкий смех на расстоянии 1 м;
80 дБ — мотоциклетный двигатель, механический будильник на том же расстоянии;
85 дБ — громкий крик на том же расстоянии;
90 дБ — отбойный молоток на расстоянии 1 м, грузовой вагон на расстоянии 7 – 10 м;
95 дБ — вагон метро (внутри или на расстоянии около 7 м).