Возрастная группа, от
Минимальный возраст, с которого рекомендуется использовать веломобиль. Разумеется, данный показатель является довольно условным: дети могут расти и развиваться быстрее норм, и не исключено, что машина может оказаться вполне подходящей за несколько месяцев до календарного дня рожденья. Тем не менее, нарушать эти рекомендации всё же не рекомендуется: каждая возрастная категория предполагает наличие определённых навыков, а также соответствие по росту и телосложению; а потому слишком раннее использование веломобиля может оказаться сложным, неудобным, а то и опасным.
Возрастная группа до определённой степени связана с назначением (см. ниже). Так, детские модели преимущественно имеют минимальный возраст от
2 до
3 лет, максимумом для них является
4 года. Этот же возраст — наименьший, встречающийся среди подростковых веломобилей, а универсальные относятся к группам от
5 лет и
старше.
Назначение
Группа пользователей, на которую рассчитан веломобиль. Данный параметр связан не только с возрастной категорией ездоков (см. выше), но и с набором возможностей, предусмотренных в машине.
— Детский. Наиболее простая и, как правило, недорогая разновидность веломобилей. Последнее связано не только с небольшими размерами (длина, как правило, не превышает 110 см), но и с довольно скромным набором дополнительных возможностей. Да и максимальная нагрузка в таких моделях невелика — в большинстве случаев она не превышает 50 кг. Отметим, что в большинстве подобных машин предусматривается функция регулировки сидения — она позволяет подстраивать посадочное место под постоянно растущего ребёнка. Впрочем, изредка встречаются веломобили и без такой регулировки.
— Подростковый. Переходной класс между детскими и универсальными моделями. В данном случае под подростками подразумеваются дети 8 – 12 лет, на них и рассчитана данная разновидность веломобилей (хотя возрастная группа может начинаться и с более раннего возраста, подробнее см. выше). Правда, максимальная нагрузка в таких моделях может превышать 100 кг, но такие показатели являются не столько намеренным шагом производителей, сколько «побочным эффектом» крупных конструкций, и ещё не означают, что машина подходит для взрослого. Длина большинства моделей составляет порядка 130 см, в них могут использоваться дополнительные возможности, не встречающиеся...в детских — в частности, данный класс включает не только одно-, но и двухместные модели (см. «Количество мест»).
— Универсальный. Также эту разновидность называют «взрослыми» — по той причине, что на таких машинах могут кататься и дети, и взрослые. Для универсальных моделей характерны крупные размеры, соответствующие показатели максимальной нагрузки и обилие регулировок для подстройки под ездоков разного возраста и телосложения; а количество мест может достигать 4. Правда, и стоят подобные веломобили соответственно.
Внешний вид
Внешний вид обычно описывают на основе того, какое транспортное средство послужило прообразом для дизайна и конструкции веломобиля.
—
Карт (бескузовной). Картами называют четырёхколёсные гоночные машины, не имеющие кузова. Соответственно, и в веломобилях данного типа основой конструкции является специальная рама, на которой и устанавливается сидение водителя. Карты просты по конструкции и в управлении, при этом достаточно прочны и надёжны и могут относиться даже к универсальному назначению (см. выше), благодаря чему данный вид оформления пользуется значительной популярностью.
— Автомобиль. Модели, имитирующие обычные легковые автомобили. Как правило, такое сходство довольно условно. Основой конструкции является кузов, роль сидения играет часть этого кузова, выполненная в виде площадки, а педали располагаются под «капотом». По ряду причин данный внешний вид используется в основном в детских веломобилях и не характерен для других вариантов назначения.
—
Внедорожник. Модели, имитирующие автомобили повышенной проходимости (помимо внедорожников, их также называют джипами). По конструкции и практическим особенностям аналогичны описанным выше автомобилям, отличаются от них лишь характерным дизайном с соответствующими колёсами (см. «Тип колёс»), имитацией дуг безопасности (не путать с настоящими дугами — см. ниже), дополнительных фар и других «внедорож
...ных» аксессуаров.
— Квадроцикл. Квадроциклами называют машины на четырёх колёсах, на которых водитель сидит верхом, как на мотоцикле. Соответствующую конструкцию имеют и веломобили в данном оформлении — только роль подножек играют педали. Квадроциклы встречаются преимущественно среди детских моделей, реже — среди подростковых.
— Трайк. В данном случае под трайком подразумевается довольно своеобразная разновидность трёхколёсных машин: водитель в них располагается полулёжа, педали размещены спереди и привод от них выведен на переднее колесо (в моделях младшей возрастной категории — напрямую, как в трёхколёсных велосипедах, в старших — через цепную передачу), а руль как таковой отсутствует — поворот переднего колеса осуществляется за счёт усилия ног. Благодаря этому трайки хорошо развивают контроль равновесия. С другой стороны, нестандартное управление может вызвать определённые сложности, поэтому подобные машины встречаются относительно редко.
— Трицикл. Конструкция, основанная на трёхколёсном мотоцикле — одно колесо спереди, два сзади. Компоновка у трициклов более традиционна, чем у описанных выше трайков: у них присутствует мотоциклетный руль, а положение ездока — классическое сидячее.
— Спецтехника. Модели, копирующие различную специализированную технику, не относящуюся к описанным выше категориям. Наиболее популярный вариант — разнообразные трактора и бульдозеры, но могут встречаться и другие разновидности — например, пожарные грузовики или комбайны. Некоторые из таких моделей, по сути, представляют собой классические карты, только в специфической раскраске и с тракторными колёсами (см. «Тип колёс»), другие имеют оригинальную конструкцию, больше напоминающую реальные трактора или другую технику. Ещё одна особенность «спецтехники» заключается в обширном применении прицепов (см. ниже) и различного дополнительного оснащения — экскаваторных ковшей, бульдозерных отвалов и др. Это даёт маленькому водителю дополнительные возможности для игр (собственно, назначение веломобилей данного типа — преимущественно детское).Макс. нагрузка
Наибольший вес, который веломобиль способен в течение длительного времени гарантированно вынести без поломки, иными словами — максимальная нагрузка на конструкцию, допустимая для нормальной эксплуатации. Эта нагрузка учитывает вес водителя, багажа, а в многоместных моделях — и пассажиров (то есть указывается она для машины в целом, а не для отдельного места). Связан данный параметр в первую очередь с назначением и возрастной категорией (см. выше): чем «старше» веломобиль — тем больший вес он должен нормально переносить.
Разумеется, при выборе машины стоит исходить из того, что указанная в характеристиках максимальная нагрузка должна быть не ниже, чем планируемая в реальных условиях; но при этом желательно иметь ещё и определённый запас. Связано это с двумя моментами. Во-первых, данный параметр обычно приводится для ровных дорог; а при езде по ямам, ухабам и другим неровностям веломобиль может подвергаться нерасчётным нагрузкам даже при формально допустимом весе. Во-вторых, чаще всего веломобили покупаются для детей; а поскольку дети растут, то запас по весу просто обязателен — иначе машина очень быстро окажется непригодной к использованию.
Также не стоит обманываться, если при превышении максимальной нагрузки (случайном или намеренном) веломобиль не сломался сразу — перегруз в любом случае отрицательно сказывается на надёжности и может привести к ранней поломке.
Регулируемый руль
Возможность
регулировать положение руля веломобиля.
Эта регулировка может осуществляться разными способами: в одних моделях изменяется длина рулевой колонки, в других — наклон, а кое-где эти возможности даже могут сочетаться. В любом случае данная функция даёт дополнительные возможности по подстройке веломобиля под рост и телосложение конкретного водителя (подробнее об особенностях любой такой подстройки см. «Регулируемое сиденье»).
Дуга безопасности
Наличие
дуги безопасности в конструкции веломобиля.
Такая дуга устанавливается обычно в задней части веломобиля, за сидением. Её задача — защитить голову и шею ездока при опрокидывании машины. Отметим, что дуги безопасности продаются и отдельно, и многие модели без этой функции допускают установку покупных приспособлений; однако сразу приобрести веломобиль с дугой в комплекте, как правило, проще.
Диаметр переднего колеса
Диаметр переднего колеса (колёс) веломобиля. На практике данный параметр важен в первую очередь с учётом того, что для крупных колёс характерна более высокая проходимость, чем для мелких. Кроме того, данные о размерах передних и задних колёс позволяют оценить особенности внешнего вида (см. выше): к примеру, некоторая
«спецтехника» может иметь небольшие передние колёса и крупные задние, как в настоящих тракторах.
Диаметр заднего колеса
Диаметр заднего колеса (колёс) веломобиля. Значение этого параметра такое же, как и у диаметра переднего колеса (см. соответствующий пункт).
Внешний вид колес
Внешний вид описывает не только общий дизайн колёс, но и некоторую специфику их функционала.
— Велосипедные. Велосипедные колёса имеют два ключевых отличительных признака: наличие отдельных спиц, соединяющий обод с центром колеса, а также относительно небольшую ширину (за счёт которой они слабо подходят для бездорожья). Впрочем, ширина в разных моделях может быть разной; то же касается и размеров, формы и количества спиц.
— Автомобильные. Колёса, диск которых не имеет ярко выраженных спиц, а общая ширина, как правило, больше, чем у вышеописанных велосипедных. При этом диск может быть как сплошным, так и с прорезями. Подобные диски также используются во внедорожных и тракторных колёсах (см. ниже), отличительной же особенностью автомобильных разновидностей является рисунок протектора — он либо неглубокий (на «универсальных» шинах и некоторых гоночных), либо вообще отсутствует (этот вариант встречается в моделях начального уровня). Таким образом, основным назначением подобных колёс являются относительно ровные поверхности.
— Внедорожные. Колёса со сплошным (или почти сплошным) диском, отличающиеся от описанных выше автомобильных более глубоким рисунком протектора, а иногда — и увеличенными размерами. Такая конструкция рассчитана на то, чтобы дать возможность успешно передвигаться не только по ровному асфальту, но и по пересечённой местности вроде грунтовых...дорог или даже бездорожья (хотя и без особого «фанатизма» — например, для глубокой грязи такие колёса, как правило, не предназначены). В то же время стоит учитывать, что в простейших веломобилях, рассчитанных на детей (см. «Назначение») внедорожные колёса могут быть муляжом, предназначенным исключительно для того, чтобы обеспечить внешнее сходство с настоящим вездеходом; по ходовым характеристикам они в таких случаях не имеют преимуществ перед автомобильными.
— Тракторные. Дальнейшее развитие идеи внедорожных колёс (см. выше). Тракторные разновидности отличает глубокий рисунок протектора с мощными грунтозацепами, а также ещё более увеличенный размер. Благодаря этому полноценные тракторные колёса способны успешно преодолевать не только грунтовые дороги, но и сложные препятствия вроде луж, вязкой влажной земли и т.п. Однако в данную категорию включена и другая разновидность — колёса, которые лишь имитируют тракторные и не предназначаются для сложных условий. Они встречаются в детских моделях веломобилей (см. «Назначение»).
Отметим, что некоторые модели могут сочетать в конструкции велосипедные и автомобильные колёса (другие сочетания не встречаются по ряду технических причин. В таких случаях тип колёс указывается по принципу большинства — например, для трайка с двумя задними колёсами автомобильного типа и передним велосипедным будут указаны именно автомобильные.