Внешний вид
Внешний вид обычно описывают на основе того, какое транспортное средство послужило прообразом для дизайна и конструкции веломобиля.
—
Карт (бескузовной). Картами называют четырёхколёсные гоночные машины, не имеющие кузова. Соответственно, и в веломобилях данного типа основой конструкции является специальная рама, на которой и устанавливается сидение водителя. Карты просты по конструкции и в управлении, при этом достаточно прочны и надёжны и могут относиться даже к универсальному назначению (см. выше), благодаря чему данный вид оформления пользуется значительной популярностью.
— Автомобиль. Модели, имитирующие обычные легковые автомобили. Как правило, такое сходство довольно условно. Основой конструкции является кузов, роль сидения играет часть этого кузова, выполненная в виде площадки, а педали располагаются под «капотом». По ряду причин данный внешний вид используется в основном в детских веломобилях и не характерен для других вариантов назначения.
—
Внедорожник. Модели, имитирующие автомобили повышенной проходимости (помимо внедорожников, их также называют джипами). По конструкции и практическим особенностям аналогичны описанным выше автомобилям, отличаются от них лишь характерным дизайном с соответствующими колёсами (см. «Тип колёс»), имитацией дуг безопасности (не путать с настоящими дугами — см. ниже), дополнительных фар и других «внедорож
...ных» аксессуаров.
— Квадроцикл. Квадроциклами называют машины на четырёх колёсах, на которых водитель сидит верхом, как на мотоцикле. Соответствующую конструкцию имеют и веломобили в данном оформлении — только роль подножек играют педали. Квадроциклы встречаются преимущественно среди детских моделей, реже — среди подростковых.
— Трайк. В данном случае под трайком подразумевается довольно своеобразная разновидность трёхколёсных машин: водитель в них располагается полулёжа, педали размещены спереди и привод от них выведен на переднее колесо (в моделях младшей возрастной категории — напрямую, как в трёхколёсных велосипедах, в старших — через цепную передачу), а руль как таковой отсутствует — поворот переднего колеса осуществляется за счёт усилия ног. Благодаря этому трайки хорошо развивают контроль равновесия. С другой стороны, нестандартное управление может вызвать определённые сложности, поэтому подобные машины встречаются относительно редко.
— Трицикл. Конструкция, основанная на трёхколёсном мотоцикле — одно колесо спереди, два сзади. Компоновка у трициклов более традиционна, чем у описанных выше трайков: у них присутствует мотоциклетный руль, а положение ездока — классическое сидячее.
— Спецтехника. Модели, копирующие различную специализированную технику, не относящуюся к описанным выше категориям. Наиболее популярный вариант — разнообразные трактора и бульдозеры, но могут встречаться и другие разновидности — например, пожарные грузовики или комбайны. Некоторые из таких моделей, по сути, представляют собой классические карты, только в специфической раскраске и с тракторными колёсами (см. «Тип колёс»), другие имеют оригинальную конструкцию, больше напоминающую реальные трактора или другую технику. Ещё одна особенность «спецтехники» заключается в обширном применении прицепов (см. ниже) и различного дополнительного оснащения — экскаваторных ковшей, бульдозерных отвалов и др. Это даёт маленькому водителю дополнительные возможности для игр (собственно, назначение веломобилей данного типа — преимущественно детское).Регулируемое сиденье
Возможность
настраивать расположение сиденья в веломобиле. Как правило, речь идёт о смещении сиденья вперёд-назад — это позволяет регулировать расстояние до педалей, оптимально подстраивая его под рост пользователя. Данная функция особенно важна в тех случаях, если машина приобретается для ребёнка в расчёте на несколько лет использования — сидение можно отодвигать назад по мере того, как юный водитель растёт. Также настраиваемое сиденье пригодится в тех случаях, если машину используют несколько человек с разным ростом — например, разновозрастные братья.
Задний ход
Возможность использования педалей веломобиля для движения не только вперёд, но и
назад. Отметим, что простейший тип привода — на жёстко закреплённую ведомую шестерню (когда педали вращаются и при движении веломобиля вхолостую) — не обеспечивает возможности заднего хода, для этого требуются определённые конструктивные ухищрения. Поэтому, если для Вас важна возможность свободно кататься не только вперёд, но и назад — стоит выбрать машину, в котором такая возможность прямо заявлена.
Отметим, что чаще всего движение назад осуществляется просто за счёт вращения педалей в обратном направлении, однако некоторые модели могут предусматривать включение «задней передачи» специальным рычагом, обычно располагаемым на раме.
Ручной тормоз
Наличие
ручного тормоза в конструкции веломобиля.
В отличие от автомобильного «ручника», который штатно применяется в роли стояночного, подобный тормоз, как правило, может использоваться и в процессе движения (хотя есть и другие варианты). Его наличие особенно важно для «скоростных» веломобилей — такой вариант тормозной системы считается надёжнее и удобнее, чем педали (в частности, потому, что позволяет применять высокоэффективные дисковые тормоза).
Клаксон (сигнал)
Наличие
звукового сигнала (клаксона) в конструкции веломобиля.
В детских веломобилях (см. «Назначение») клаксон играет прежде всего роль дополнительного развлечения: скорость таких машин невелика, а часто применяемые в них пластиковые колёса (включая варианты с резиной, см. «Тип колёс») и так создают при движении довольно много шума, уведомляющего окружающих о движении машины. Поэтому реальная необходимость в предупредительном звуковом сигнале практически отсутствует. А вот более «взрослые» веломобили могут двигаться довольно быстро и при этом тихо, и возможность своевременно подать звуковой сигнал (дабы обратить на себя внимание окружающих и предотвратить неприятные происшествия) может быть далеко не лишней с практической точки зрения.
Передний спойлер
Наличие
переднего спойлера в конструкции веломобиля.
Передний спойлер встречается преимущественно в картах и спецтехнике, выполненной в виде картов (подробнее см. «Внешний вид»). Он представляет собой щиток, практически целиком закрывающий рулевую колонку с передней стороны. Роль этого приспособления преимущественно декоративная: оно оформляется в том же стиле, что и вся машина, при этом спойлер является одной из самых заметных деталей, и его наличие делает дизайн более выразительным. Однако этим дело не ограничивается: на высоких скоростях передний щиток несколько улучшает аэродинамику конструкции и снижает сопротивление воздуха.
Диаметр переднего колеса
Диаметр переднего колеса (колёс) веломобиля. На практике данный параметр важен в первую очередь с учётом того, что для крупных колёс характерна более высокая проходимость, чем для мелких. Кроме того, данные о размерах передних и задних колёс позволяют оценить особенности внешнего вида (см. выше): к примеру, некоторая
«спецтехника» может иметь небольшие передние колёса и крупные задние, как в настоящих тракторах.
Диаметр заднего колеса
Диаметр заднего колеса (колёс) веломобиля. Значение этого параметра такое же, как и у диаметра переднего колеса (см. соответствующий пункт).
Тип колес
Конструкция колёс, которыми оснащён веломобиль.
—
Пластиковые. Простейшие колёса, выполненные целиком из пластика — в некоторых случаях они даже не имеют ярко выраженной шины. Твёрдость таких колёс не позволяет применять их на поверхностях с серьёзными неровностями, и даже на ровном асфальте уровень вибрации и шума оказывается довольно высоким. Кроме того, подобные конструкции не очень прочны. Поэтому пластиковые колёса встречаются в основном в моделях для самых маленьких (см. «Назначение»).
—
Пластиковые с резиной. Модификация описанных выше пластиковых колёс, дополненная своеобразной «мини-шиной» — полоской резины посредине обода, там, где колесо непосредственно соприкасается с землёй. Это обеспечивает более мягкий ход и несколько снижает вибрации, испытываемые машиной, однако в остальном такие колёса полностью аналогичны обычным пластиковым.
—
Резиновые. В данном случае подразумеваются колёса, имеющие сплошную (не надувную) резиновую шину. Этот вариант является своего рода переходным между пластиковыми и надувными колёсами: цельнолитые шины не так проходимы и «выносливы», как надувные, зато стоят дешевле, не требуют следить за уровнем накачки и абсолютно нечувствительны к проколам и царапинам, при этом плавность их хода намного выше, чем у пластиковых.
—
Надувные.... Наиболее продвинутый вариант, встречающийся в современных веломобилях: в соответствии с названием, такие колёса имеют резиновую шину, заполненную воздухом — как на «взрослом» велосипеде или настоящем авто. Надувные колёса намного превосходят все описанные выше разновидности по мягкости хода, легко «отрабатывают» неровности дороги и подходят даже для самых тяжёлых или скоростных веломобилей. Из их недостатков, помимо цены, можно упомянуть необходимость следить за давлением внутри шин и периодически подкачивать колёса. Кроме того, повреждение камеры приводит надувную шину в негодность, поэтому к такому веломобилю рекомендуется на всякий случай иметь ремкомплект.