Возрастная группа, от
Минимальный возраст, с которого рекомендуется использовать веломобиль. Разумеется, данный показатель является довольно условным: дети могут расти и развиваться быстрее норм, и не исключено, что машина может оказаться вполне подходящей за несколько месяцев до календарного дня рожденья. Тем не менее, нарушать эти рекомендации всё же не рекомендуется: каждая возрастная категория предполагает наличие определённых навыков, а также соответствие по росту и телосложению; а потому слишком раннее использование веломобиля может оказаться сложным, неудобным, а то и опасным.
Возрастная группа до определённой степени связана с назначением (см. ниже). Так, детские модели преимущественно имеют минимальный возраст от
2 до
3 лет, максимумом для них является
4 года. Этот же возраст — наименьший, встречающийся среди подростковых веломобилей, а универсальные относятся к группам от
5 лет и
старше.
Назначение
Группа пользователей, на которую рассчитан веломобиль. Данный параметр связан не только с возрастной категорией ездоков (см. выше), но и с набором возможностей, предусмотренных в машине.
— Детский. Наиболее простая и, как правило, недорогая разновидность веломобилей. Последнее связано не только с небольшими размерами (длина, как правило, не превышает 110 см), но и с довольно скромным набором дополнительных возможностей. Да и максимальная нагрузка в таких моделях невелика — в большинстве случаев она не превышает 50 кг. Отметим, что в большинстве подобных машин предусматривается функция регулировки сидения — она позволяет подстраивать посадочное место под постоянно растущего ребёнка. Впрочем, изредка встречаются веломобили и без такой регулировки.
— Подростковый. Переходной класс между детскими и универсальными моделями. В данном случае под подростками подразумеваются дети 8 – 12 лет, на них и рассчитана данная разновидность веломобилей (хотя возрастная группа может начинаться и с более раннего возраста, подробнее см. выше). Правда, максимальная нагрузка в таких моделях может превышать 100 кг, но такие показатели являются не столько намеренным шагом производителей, сколько «побочным эффектом» крупных конструкций, и ещё не означают, что машина подходит для взрослого. Длина большинства моделей составляет порядка 130 см, в них могут использоваться дополнительные возможности, не встречающиеся...в детских — в частности, данный класс включает не только одно-, но и двухместные модели (см. «Количество мест»).
— Универсальный. Также эту разновидность называют «взрослыми» — по той причине, что на таких машинах могут кататься и дети, и взрослые. Для универсальных моделей характерны крупные размеры, соответствующие показатели максимальной нагрузки и обилие регулировок для подстройки под ездоков разного возраста и телосложения; а количество мест может достигать 4. Правда, и стоят подобные веломобили соответственно.
Макс. нагрузка
Наибольший вес, который веломобиль способен в течение длительного времени гарантированно вынести без поломки, иными словами — максимальная нагрузка на конструкцию, допустимая для нормальной эксплуатации. Эта нагрузка учитывает вес водителя, багажа, а в многоместных моделях — и пассажиров (то есть указывается она для машины в целом, а не для отдельного места). Связан данный параметр в первую очередь с назначением и возрастной категорией (см. выше): чем «старше» веломобиль — тем больший вес он должен нормально переносить.
Разумеется, при выборе машины стоит исходить из того, что указанная в характеристиках максимальная нагрузка должна быть не ниже, чем планируемая в реальных условиях; но при этом желательно иметь ещё и определённый запас. Связано это с двумя моментами. Во-первых, данный параметр обычно приводится для ровных дорог; а при езде по ямам, ухабам и другим неровностям веломобиль может подвергаться нерасчётным нагрузкам даже при формально допустимом весе. Во-вторых, чаще всего веломобили покупаются для детей; а поскольку дети растут, то запас по весу просто обязателен — иначе машина очень быстро окажется непригодной к использованию.
Также не стоит обманываться, если при превышении максимальной нагрузки (случайном или намеренном) веломобиль не сломался сразу — перегруз в любом случае отрицательно сказывается на надёжности и может привести к ранней поломке.
Регулируемое сиденье
Возможность
настраивать расположение сиденья в веломобиле. Как правило, речь идёт о смещении сиденья вперёд-назад — это позволяет регулировать расстояние до педалей, оптимально подстраивая его под рост пользователя. Данная функция особенно важна в тех случаях, если машина приобретается для ребёнка в расчёте на несколько лет использования — сидение можно отодвигать назад по мере того, как юный водитель растёт. Также настраиваемое сиденье пригодится в тех случаях, если машину используют несколько человек с разным ростом — например, разновозрастные братья.
Регулировка длины рамы
Возможность
изменять длину рамы веломобиля. Разумеется, подобная регулировка требует наличия, собственно, рамы — а потому встречается она в основном среди картов (см. «Внешний вид»). Её смысл заключается в возможности изменять расстояние до руля, не меняя расстояния до педалей — грубо говоря, подстраивать машину под длину рук, не изменяя настроек по длине ног. По сути, регулировка длины рамы является альтернативой регулируемому рулю (см. выше) — при этом её диапазон может быть значительно шире, и она хорошо подходит для превращения карта из «детского» во «взрослый». С другой стороны, при прочих равных раздвижная конструкция является менее надёжной, чем цельная, а упомянутые достоинства не являются решающими. Поэтому данная функция встречается довольно редко.
Задний ход
Возможность использования педалей веломобиля для движения не только вперёд, но и
назад. Отметим, что простейший тип привода — на жёстко закреплённую ведомую шестерню (когда педали вращаются и при движении веломобиля вхолостую) — не обеспечивает возможности заднего хода, для этого требуются определённые конструктивные ухищрения. Поэтому, если для Вас важна возможность свободно кататься не только вперёд, но и назад — стоит выбрать машину, в котором такая возможность прямо заявлена.
Отметим, что чаще всего движение назад осуществляется просто за счёт вращения педалей в обратном направлении, однако некоторые модели могут предусматривать включение «задней передачи» специальным рычагом, обычно располагаемым на раме.
Ручной тормоз
Наличие
ручного тормоза в конструкции веломобиля.
В отличие от автомобильного «ручника», который штатно применяется в роли стояночного, подобный тормоз, как правило, может использоваться и в процессе движения (хотя есть и другие варианты). Его наличие особенно важно для «скоростных» веломобилей — такой вариант тормозной системы считается надёжнее и удобнее, чем педали (в частности, потому, что позволяет применять высокоэффективные дисковые тормоза).
Диаметр переднего колеса
Диаметр переднего колеса (колёс) веломобиля. На практике данный параметр важен в первую очередь с учётом того, что для крупных колёс характерна более высокая проходимость, чем для мелких. Кроме того, данные о размерах передних и задних колёс позволяют оценить особенности внешнего вида (см. выше): к примеру, некоторая
«спецтехника» может иметь небольшие передние колёса и крупные задние, как в настоящих тракторах.
Диаметр заднего колеса
Диаметр заднего колеса (колёс) веломобиля. Значение этого параметра такое же, как и у диаметра переднего колеса (см. соответствующий пункт).