Возрастная группа, от
Минимальный возраст, с которого рекомендуется использовать веломобиль. Разумеется, данный показатель является довольно условным: дети могут расти и развиваться быстрее норм, и не исключено, что машина может оказаться вполне подходящей за несколько месяцев до календарного дня рожденья. Тем не менее, нарушать эти рекомендации всё же не рекомендуется: каждая возрастная категория предполагает наличие определённых навыков, а также соответствие по росту и телосложению; а потому слишком раннее использование веломобиля может оказаться сложным, неудобным, а то и опасным.
Возрастная группа до определённой степени связана с назначением (см. ниже). Так, детские модели преимущественно имеют минимальный возраст от
2 до
3 лет, максимумом для них является
4 года. Этот же возраст — наименьший, встречающийся среди подростковых веломобилей, а универсальные относятся к группам от
5 лет и
старше.
Назначение
Группа пользователей, на которую рассчитан веломобиль. Данный параметр связан не только с возрастной категорией ездоков (см. выше), но и с набором возможностей, предусмотренных в машине.
— Детский. Наиболее простая и, как правило, недорогая разновидность веломобилей. Последнее связано не только с небольшими размерами (длина, как правило, не превышает 110 см), но и с довольно скромным набором дополнительных возможностей. Да и максимальная нагрузка в таких моделях невелика — в большинстве случаев она не превышает 50 кг. Отметим, что в большинстве подобных машин предусматривается функция регулировки сидения — она позволяет подстраивать посадочное место под постоянно растущего ребёнка. Впрочем, изредка встречаются веломобили и без такой регулировки.
— Подростковый. Переходной класс между детскими и универсальными моделями. В данном случае под подростками подразумеваются дети 8 – 12 лет, на них и рассчитана данная разновидность веломобилей (хотя возрастная группа может начинаться и с более раннего возраста, подробнее см. выше). Правда, максимальная нагрузка в таких моделях может превышать 100 кг, но такие показатели являются не столько намеренным шагом производителей, сколько «побочным эффектом» крупных конструкций, и ещё не означают, что машина подходит для взрослого. Длина большинства моделей составляет порядка 130 см, в них могут использоваться дополнительные возможности, не встречающиеся...в детских — в частности, данный класс включает не только одно-, но и двухместные модели (см. «Количество мест»).
— Универсальный. Также эту разновидность называют «взрослыми» — по той причине, что на таких машинах могут кататься и дети, и взрослые. Для универсальных моделей характерны крупные размеры, соответствующие показатели максимальной нагрузки и обилие регулировок для подстройки под ездоков разного возраста и телосложения; а количество мест может достигать 4. Правда, и стоят подобные веломобили соответственно.
Макс. нагрузка
Наибольший вес, который веломобиль способен в течение длительного времени гарантированно вынести без поломки, иными словами — максимальная нагрузка на конструкцию, допустимая для нормальной эксплуатации. Эта нагрузка учитывает вес водителя, багажа, а в многоместных моделях — и пассажиров (то есть указывается она для машины в целом, а не для отдельного места). Связан данный параметр в первую очередь с назначением и возрастной категорией (см. выше): чем «старше» веломобиль — тем больший вес он должен нормально переносить.
Разумеется, при выборе машины стоит исходить из того, что указанная в характеристиках максимальная нагрузка должна быть не ниже, чем планируемая в реальных условиях; но при этом желательно иметь ещё и определённый запас. Связано это с двумя моментами. Во-первых, данный параметр обычно приводится для ровных дорог; а при езде по ямам, ухабам и другим неровностям веломобиль может подвергаться нерасчётным нагрузкам даже при формально допустимом весе. Во-вторых, чаще всего веломобили покупаются для детей; а поскольку дети растут, то запас по весу просто обязателен — иначе машина очень быстро окажется непригодной к использованию.
Также не стоит обманываться, если при превышении максимальной нагрузки (случайном или намеренном) веломобиль не сломался сразу — перегруз в любом случае отрицательно сказывается на надёжности и может привести к ранней поломке.
Количество мест
Количество посадочных мест, штатно предусмотренное в конструкции веломобиля. На каждое посадочное место обычно предусматривается своё сидение.
— 1. Наиболее популярный вариант среди современных веломобилей; это обусловлено самой спецификой применения подобных машин. К данной разновидности могут относиться модели любой внешности и назначения (см. выше).
— 2.
Двухместные веломобили обычно выполняются в виде картов или
трициклов, а особенности размещения второго места могут быть разными. Так, в некоторых моделях оно устанавливается за спиной водителя; переднее сиденье при этом часто делается более крупным, в расчёте на взрослого, тогда как заднее невелико и предназначается для ребёнка. Другой вариант — установка кресел в один рад. Также отметим, что второй человек не обязательно является пассивным пассажиром — оба кресла могут иметь полноценное дублированное управление, включая 2 комплекта педалей.
— 4. Четырёхместные машины среди современных веломобилей являются редкостью, но тем не менее, выпускаются и такие — на случай, если кому-то нужно ехать именно в таком составе. Подобные модели, как правило, имеют два ряда по два сидения. При этом педали могут быть выведены только на задний ряд, дабы сидящие впереди могли наслаждаться поездкой, не затрачивая усилий; такая конструкция фактически превращает веломобиль в экипаж велорикши.
Задний ход
Возможность использования педалей веломобиля для движения не только вперёд, но и
назад. Отметим, что простейший тип привода — на жёстко закреплённую ведомую шестерню (когда педали вращаются и при движении веломобиля вхолостую) — не обеспечивает возможности заднего хода, для этого требуются определённые конструктивные ухищрения. Поэтому, если для Вас важна возможность свободно кататься не только вперёд, но и назад — стоит выбрать машину, в котором такая возможность прямо заявлена.
Отметим, что чаще всего движение назад осуществляется просто за счёт вращения педалей в обратном направлении, однако некоторые модели могут предусматривать включение «задней передачи» специальным рычагом, обычно располагаемым на раме.
Ручной тормоз
Наличие
ручного тормоза в конструкции веломобиля.
В отличие от автомобильного «ручника», который штатно применяется в роли стояночного, подобный тормоз, как правило, может использоваться и в процессе движения (хотя есть и другие варианты). Его наличие особенно важно для «скоростных» веломобилей — такой вариант тормозной системы считается надёжнее и удобнее, чем педали (в частности, потому, что позволяет применять высокоэффективные дисковые тормоза).
Диаметр переднего колеса
Диаметр переднего колеса (колёс) веломобиля. На практике данный параметр важен в первую очередь с учётом того, что для крупных колёс характерна более высокая проходимость, чем для мелких. Кроме того, данные о размерах передних и задних колёс позволяют оценить особенности внешнего вида (см. выше): к примеру, некоторая
«спецтехника» может иметь небольшие передние колёса и крупные задние, как в настоящих тракторах.
Диаметр заднего колеса
Диаметр заднего колеса (колёс) веломобиля. Значение этого параметра такое же, как и у диаметра переднего колеса (см. соответствующий пункт).
Тип колес
Конструкция колёс, которыми оснащён веломобиль.
—
Пластиковые. Простейшие колёса, выполненные целиком из пластика — в некоторых случаях они даже не имеют ярко выраженной шины. Твёрдость таких колёс не позволяет применять их на поверхностях с серьёзными неровностями, и даже на ровном асфальте уровень вибрации и шума оказывается довольно высоким. Кроме того, подобные конструкции не очень прочны. Поэтому пластиковые колёса встречаются в основном в моделях для самых маленьких (см. «Назначение»).
—
Пластиковые с резиной. Модификация описанных выше пластиковых колёс, дополненная своеобразной «мини-шиной» — полоской резины посредине обода, там, где колесо непосредственно соприкасается с землёй. Это обеспечивает более мягкий ход и несколько снижает вибрации, испытываемые машиной, однако в остальном такие колёса полностью аналогичны обычным пластиковым.
—
Резиновые. В данном случае подразумеваются колёса, имеющие сплошную (не надувную) резиновую шину. Этот вариант является своего рода переходным между пластиковыми и надувными колёсами: цельнолитые шины не так проходимы и «выносливы», как надувные, зато стоят дешевле, не требуют следить за уровнем накачки и абсолютно нечувствительны к проколам и царапинам, при этом плавность их хода намного выше, чем у пластиковых.
—
Надувные.... Наиболее продвинутый вариант, встречающийся в современных веломобилях: в соответствии с названием, такие колёса имеют резиновую шину, заполненную воздухом — как на «взрослом» велосипеде или настоящем авто. Надувные колёса намного превосходят все описанные выше разновидности по мягкости хода, легко «отрабатывают» неровности дороги и подходят даже для самых тяжёлых или скоростных веломобилей. Из их недостатков, помимо цены, можно упомянуть необходимость следить за давлением внутри шин и периодически подкачивать колёса. Кроме того, повреждение камеры приводит надувную шину в негодность, поэтому к такому веломобилю рекомендуется на всякий случай иметь ремкомплект.