Акварельные карандаши
Разновидность карандашей, обычно цветных, в которых грифель сделан из специального материала, хорошо размывающегося водой (подобно акварельным краскам — отсюда и название). При этом, в отличие от классической акварели, в данном случае можно рисовать и «по сухому». Собственно, один из вариантов использования акварельных карандашей как раз и предусматривает, что рисунок сперва рисуется обычным способом, а затем в нужных местах размывается кистью для получения мягкости и плавных цветовых переходов. Можно также рисовать и сразу на мокром листе. Ещё один вариант применения карандашей данного типа — предварительный эскиз под обычную акварель: если правильно выбрать цвета, то по завершению картины линии эскиза практически исчезнут, «растворившись» в краске. С простым же карандашом подобный вариант не срабатывает.
В комплект поставки акварельных карандашей может входить кисточка.
Диаметр грифеля
Толщина грифеля (пишущего стержня) в карандаше или каждого мелка в наборе мелков (см. «Тип»).
Смысл этого параметра зависит от особенностей карандаша. Так, в традиционных карандашах (грифель в оболочке) толщина стержня определяет лишь максимальную толщину линии, которую можно провести за один проход. В цанговых моделях (см. выше) этот параметр необходим еще для поиска сменных стержней: их диаметр должен соответствовать размеру, на который рассчитано крепление. А сменные стержни диаметром более 2 мм, как правило, приходится еще и затачивать. Однако в любом случае каждый размер хорош для своих задач: тонкие стержни удобны при точных мелких работах, а для больших объемов штриховки желательно и карандаши иметь потолще — они не только удобнее, но и закончатся не так быстро.
Что касается мелков, то их толщина определяет прежде всего удобство при использовании, а также совместимость со специальными цанговыми карандашами, играющими роль держателей.