Расход воздуха
Номинальный расход воздуха при работе краскопульта в штатном режиме.
Данный параметр имеет ключевое значение для пневматического инструмента (см. «Тип»): компрессор, к которому подключается такой распылитель, должен обеспечивать соответствующую скорость подачи воздуха, иначе нормальная работа будет невозможна. В свою очередь, в электрических моделях этот показатель является скорее справочным — комплектный компрессор по определению соответствует характеристикам распылителя, и обращать внимание на расход имеет смысл разве что в том случае, если рабочую насадку электрического краскопульта планируется использовать с «неродным» компрессором.
Диаметр сопла
Диаметр сопла на выходе краскопульта.
Именно из этого сопла наружу поступает краска или другой рабочий материал. А от диаметра зависят производительность и размер пятна на выходе. Соответственно, более крупные сопла лучше подходят для обработки обширных поверхностей, а более мелкие обеспечивают большую точность и аккуратность. В свете этого данный параметр прямо связан с видом устройства (см. выше). Встречаются так же
краскопульты со сменным соплом, когда в комплекте предусмотрено более одного сопла, что расширяет возможности применения устройства.
Система распыления
Тип системы распыления, используемой в устройстве. Разные системы распыления различаются по формату работы и, как следствие, отдельным практическим нюансам использования:
—
HP (High Pressure)/CONV (конвенциональная). Одна из наиболее известных и популярных систем распыления. Давление воздуха на входе и выходе таких краскопультов приблизительно одинаковы. Достоинствами систем HP являются простота конструкции, большая ширина захвата, высокая скорость нанесения краски и сравнительно невысокий расход воздуха. В то же время процент переноса краски у таких распылителей очень низок — больше половины наносимого материала из-за высокой скорости отскакивает от поверхности и оседает на окружающих предметах. Ещё один недостаток заключается в том, что поток от HP-распылителя интенсивно захватывает мелкую пыль и другой «летучий мусор»; из-за это нередко требуется дополнительная шлифовка и полировка окрашенной поверхности.
—
RP (Reduced Pressure). Модификация конвенционных (HP) распылителей, отличающаяся несколько пониженным давлением на выходе. Это позволило несколько улучшить коэффициент переноса и снизить уровень замусоренности при сохранении таких достоинств, как хорошая производительность, равномерность и низкий расход воздуха. Тем не менее, по этим показателям подобные устройства всё равно уступают моделям с низким давлением.
—
HVLP (High Volume Low Pressure).... Система распыления, предполагающая пониженное давление на выходе (около 0,7 бар) и большие объёмы подачи воздуха. Одним из ключевых преимуществ подобных устройств является высокий коэффициент переноса краски — не менее 65 %. Кроме того, невысокая скорость подачи краски снижает уровень замусоренности: завихрений, которые и «тянут» за собой мусор, возникает сравнительно немного. Главным недостатком HVLP-систем можно назвать высокое потребление воздуха, с таким распылителем справится далеко не всякий компрессор. Кроме того, им требуются дополнительные фильтры для защиты от масла и влаги, попадающих в воздух при высоких нагрузках на компрессор; а работать таким устройством можно лишь на небольшом расстоянии (обычно до 15 см), причём для того, чтобы избегать потёков, требуется определённый навык.
— HVLP-II (New High Volume Low Pressure). Второе поколение HVLP (см. соответствующий пункт), имеющее ряд усовершенствований по сравнению с оригиналом, однако в целом аналогичное.
— LVLP (Low Volume Low Pressure)/Trans-Tech. Системы распыления, разработанные как усовершенствование HVLP. При тех же достоинствах (высокий коэффициент переноса, минимум мусора) расходуют намного меньше воздуха и имеют более мягкие требования к компрессорам и шлангам. Кроме того, системы LVLP менее чувствительны к перепадам давления, а дальность эффективного распыления в них достигает 25 – 30 см. Из заметных недостатков этого варианта можно упомянуть разве что довольно высокую стоимость.
— HVMP (High Volume Middle Pressure). Системы распыления с высоким расходом воздуха и средним давлением на выходе. По сравнению с HVLP за счёт большего давления дают несколько меньшую эффективность переноса краски, однако большую равномерность и дальность.
— LVMP (Low Volume Middle Pressure). Системы распыления с низким расходом воздуха и средним давлением; своего рода модификация LVLP, отличающаяся более высоким давлением. За счёт этого несколько снижается стоимость, повышается производительность, равномерность нанесения и ширина захвата; однако расход краски получается выше, а готовая поверхность — грубее, чем в оригинальной LVLP.
— HTE (High Transfer Efficiency). Данная маркировка используется в системах распыления, для которых производителями заявлен высокий коэффициент переноса. По характеристикам чаще всего аналогичны LVLP (см. соответствующий пункт) — в частности, имеют довольно большую эффективную дальность. Впрочем, конкретные особенности в каждом случае стоит уточнять отдельно.
— EA (Excellent Atomization). Главной особенностью подобных систем, в соответствии с названием, является очень высокая степень распыления материала. Остальные рабочие характеристики в таких системах могут быть разными, эти моменты стоит уточнять отдельно.
— HEA (High Efficiency Airless). Фирменная технология безвоздушного распыления (см. «Распыление»), применяемая в технике бренда Wagner. По заявлению создателей, более чем на 50 % снижает перерасход краски по сравнению с более традиционными системами, а также обеспечивает более равномерное распределение материала. Подходит для покрытий на водной и масляной основе.
— MP (Middle Pressure). Переходной вариант между описанными выше HP и RP: предусматривает несколько пониженное, по сравнению с HP, рабочее давление, однако не такое низкое, как в RP. По ряду причин распространения не получила.
— HD (Heavy Duty). Маркетинговое обозначение, применяемое в отдельных распылителях — как правило, с высокой производительностью, рассчитанных на большие объемы работ. Конкретные характеристики таких систем стоит уточнять отдельно.Объем резервуара
Общий объём резервуара для краски, поставляемого с краскопультом.
Крупный резервуар, с одной стороны, позволяет «зарядить» много материала и работать долгое время. С другой стороны, он увеличивает размеры и вес устройства; да и большое количество краски тоже будет весить соответственно (хотя для моделей с отдельным расположением бачка — см. выше — это не критично). Поэтому чем тоньше и деликатнее работы, на которые рассчитан краскопульт — тем, как правило,
меньше объём резервуара: к примеру, в аэрографах (см. «Вид») он редко превышает 50 мл, а в штукатурных моделях, в свою очередь, может измеряться литрами. Поэтому большинство моделей имеет объем не более литра, а именно
500 мл,
600 мл,
700 мл,
800 мл,
1000 мл.
Манометр
Наличие у краскопульта встроенного
манометра — прибора для измерения давления.
Такое оснащение встречается в двух разновидностях краскопультов: пневматических распылителях (см. «Тип») и покрасочных станциях (см. «Вид»). В первом случае манометр устанавливается на самом распылителе, он позволяет контролировать давление, поступающее на инструмент от внешнего компрессора. В свою очередь, в покрасочных станциях манометр размещается на компрессоре и отвечает за измерение давления воздуха, подаваемого на внешние распылители; это бывает особенно полезно при использовании сторонних пистолетов, характеристики которых (включая рабочее давление) могут заметно отличаться от характеристик комплектных распылителей покрасочной станции.