Передаточное число редуктора
Передаточное число понижающего редуктора, установленного в мотобуре. Этот параметр указывает, во сколько раз редуктор снижает скорость вращения шнека относительно вала двигателя. Зная передаточное число и максимальные обороты двигателя, можно точно определить максимальную скорость вращения шнека: например, для двигателя на 8000 об/мин и редуктора с передаточным числом 40 наибольшая скорость вращения бура составит 8000/40=200 об/мин.
В целом более высокое передаточное число (при той же мощности и оборотах двигателя) позволяет добиться большего крутящего момента (за счёт снижения оборотов приводного вала) и даёт возможность использовать более крупные шнеки. В то же время не стоит забывать, что фактическая способность мотобура справляться с тяжёлыми задачами зависит и от других характеристик — прежде всего упомянутых оборотов и мощности двигателя. Это нужно учитывать при выборе.
Объем двигателя
Рабочий объём двигателя мотобура.
Больший объём (при том же типе ДВС, см. выше), с одной стороны, повышает мощность, с другой — увеличивает расход топлива. Впрочем, в целом этот параметр является справочным, и обращать внимание при выборе стоит на более практически значимые показатели — мощность, обороты, передаточное число и т.п.
Мощность
Мощность двигателя мотобура в лошадиных силах. Лошадиная сила традиционно применяется для обозначения мощности двигателей внутреннего сгорания. 1 л.с. приблизительно равна 735 Вт.
Мощность является одним из ключевых параметров для любого мотобура: чем она выше — тем более высокого крутящего момента можно добиться на приводном валу, тем более толстые шнеки можно использовать с агрегатом и тем лучше он подходит для сложных работ и «тяжёлых» грунтов. С другой стороны, высокая мощность заметно сказывается на цене, габаритах и весе двигателя. Поэтому данный параметр производители выбирают, исходя из ценовой категории и общего назначения инструмента.
Наиболее скромные двигатели, порядка 0,8 – 1,5 л.с., устанавливаются в мотодрелях (см. «Тип») — для таких устройств высокая мощность не нужна, а вот небольшой вес и компактность, наоборот, критичны. Для мотобуров показатели в 1,6 – 3 л.с. соответствуют начальному уровню, 3 – 5 л.с. — среднему, а в наиболее мощных моделях устанавливаются моторы на 7 – 8 л.с., что даёт возможность работать со шнеками диаметром в полметра и более. В то же время стоит учитывать, что агрегаты одинаковой мощности могут различаться по диаметру шнека и другим рабочим характеристикам.
Мощность
Мощность двигателя мотобура в киловаттах. Ватты (киловатты) являются общей единицей мощности, эта единица используется и для бензиновых двигателей наряду с лошадиными силами (см. выше).
Мощность является одним из ключевых параметров для любого мотобура: чем
мощнее двигатель — тем более высокого крутящего момента можно добиться на приводном валу, тем более толстые шнеки можно использовать с агрегатом и тем лучше он подходит для сложных работ и «тяжёлых» грунтов. С другой стороны, высокая мощность заметно сказывается на цене, габаритах и весе двигателя. Поэтому данный параметр производители выбирают, исходя из ценовой категории и общего назначения инструмента.
Показатели в 0,6 – 1,2 кВт характерны для наиболее скромных двигателей, такими комплектуются в основном мотодрели (см. «Тип»). В мотобурах начального уровня применяются агрегаты помощнее, на 1,2 – 2,2 кВт, среднему классу соответствует показатель в 2,3 – 3,7 кВт, а в наиболее солидных устройствах мощность может достигать 5,5 – 6 кВт. Стоит учитывать, что агрегаты одинаковой мощности могут различаться по диаметру шнека и другим рабочим характеристикам.
Обороты холостого хода
Обороты, выдаваемые двигателем мотобура на холостом ходу, с полностью отпущенным дросселем. В таком режиме приводной вал, как правило, не вращается (автоматическое сцепление включает его только при увеличении оборотов), поэтому данный параметр прямого практического значения не имеет. В то же время он позволяет оценить диапазон оборотов двигателей и некоторые его особенности; подробнее см. «Максимальные обороты».
Максимальные обороты
Наибольшие обороты, которые способен выдать двигатель мотобура, по сути — скорость вращения вала при максимально выжатом дросселе.
Разница между холостыми (см. выше) и максимальными оборотами определяет рабочий диапазон скоростей двигателя. При этом более быстрый мотор будет иметь меньший крутящий момент, чем более медленный агрегат с той же мощностью. В то же время на скорость вращения приводного вала (и крутящий момент на нём) влияют не только обороты двигателя, но и передаточное число редуктора (см. выше); это значит, что применением соответствующих редукторов можно уравнять возможности разноскоростных моторов. Поэтому сравнивать мотобуры схожей мощности стоит не по оборотам двигателя, а по скорости вращения рабочего вала.
Макс. диаметр
Наибольший диаметр бура (шнека) или сверла, с которым способен работать инструмент, иными словами — максимальный диаметр отверстий, которые можно проделывать при помощи мотобура.
Чем толще бур — тем больше сопротивления он встречает при работе и тем выше должен быть крутящий момент для преодоления этого сопротивления. Поэтому ставить на мотобур насадки большего диаметра, чем заявлено производителем, нельзя: в лучшем случае бур просто не сможет провернуться, в худшем — возможна серьёзная перегрузка и авария.
Макс. частота вращения
Наибольшая скорость вращения бура (шнека) или сверла, которую может обеспечить инструмент.
Скорость вращения и крутящий момент связаны в обратной пропорции: более высокие обороты бура (при той же мощности двигателя) соответствуют меньшему крутящему моменту, и наоборот. Это значит, что из двух мотобуров одинаковой мощности более медленный будет в то же время и более «тяговитым», способным лучше справляться с тяжёлыми работами и толстыми шнеками (см. «Макс. диаметр»). С другой стороны, более высокая скорость позволяет быстрее выбирать материал и меньше времени тратить на работу, поэтому при небольших нагрузках предпочтительнее более «быстрые» инструменты.
Бур в комплекте
Наличие рабочей насадки — бура (шнека) или сверла —
в комплекте поставки инструмента.
Покупка такого набора избавляет от необходимости искать бур отдельно, к тому же штатная насадка по определению соответствует диаметру приводного вала (см. выше). Характеристики комплектного бура нужно обязательно уточнить перед приобретением, т.к. они могут не соответствовать требованиям покупателя. В свете этого некоторые инструменты выпускаются в двух вариантах комплектации — с буром и без него, что важно учитывать при покупке.
— Для грунта.
Рабочая насадка шнековой конструкции для выполнения земляных работ — вырезания в почве скважин, лунок и т.п. Шнек ввинчивается в грунт по принципу самореза и при каждом повороте вокруг оси срезает плотную массу почвы. По мере заглубления инструмента образуется яма с круглым сечением и ровными стенками. Её глубина зависит от максимальной длины бура, ширина — от диаметра рабочей насадки.
— Для льда.
Буры для льда оснащены шнеком с более острыми лезвиями, нежели у грунтовых рабочих насадок. Как результат, они эффективно «вгрызаются» в лёд, проделывая в нём лунки необходимого диаметра и глубины. Ледовые буры часто идут в придачу к лёгким мотобурам, которые предполагается использовать на зимней рыбалке.