Макс. производительность
Максимальный объём воды, который устройство способно перекачать за определённое количество времени; также этот параметр иногда называют пропускной способностью. Он является одной из ключевых характеристик любого насоса, т.к. характеризует объёмы воды, с которыми может работать устройство. В то же время далеко не всегда имеет смысл гнаться за максимальной производительностью — ведь она заметно сказывается на габаритах, весе и «прожорливости» агрегата.
Существуют формулы, позволяющие вывести оптимальные значения производительности для разных ситуаций. Так, если насос предназначен для подачи воды к водозаборным точкам, его минимально необходимая производительность должна быть не ниже наибольшего суммарного расхода; при желании к этому значению можно добавить запас в 20 – 30%. А для канализационных моделей (см. «Назначение») всё будет зависеть уже от объёмов сточных вод. Более детальные рекомендации по выбору насоса в зависимости от производительности можно найти в специальных источниках.
Максимальный размер частиц
Наибольший размер твёрдых частиц, с которыми насос способен без проблем справиться. Этот размер является основным показателем, определяющим назначение устройства (см. выше); да и в целом чем он больше — тем надёжнее устройство, тем ниже риск его повреждения при попадании постороннего предмета в магистраль всасывания. Если же риск появления слишком крупных механических примесей всё же велик, дополнительную защиту можно обеспечить при помощи фильтров или сеток на входе. Однако такую меру стоит рассматривать лишь как защиту на крайний случай, т.к. от постоянного воздействия твёрдых частиц сетки забиваются и деформируются, что может привести как к закупориванию магистрали, так и к прорыву фильтра.
Мощность
Номинальная мощность двигателя насоса. Чем мощнее двигатель — тем, как правило, выше производительность агрегата, тем больше напор, высота всасывания и т.п. Разумеется, эти параметры во многом зависят от других особенностей (в первую очередь принципа действия, см. выше); но схожие по устройству модели вполне можно в общих чертах сравнивать по мощности.
Отметим, что высокая мощность, как правило, увеличивает габариты, вес и стоимость насоса, а также предполагает большие затраты электричества или топлива (см. «Питание»). Поэтому выбирать насос по данному показателю стоит с учётом конкретной ситуации; более детальные рекомендации можно найти в специальных источниках.
Хар-ки двигателя
Основные характеристики двигателя внутреннего сгорания (см. «Питание»), установленного в мотопомпе. В данном пункте могут указываться, в частности, такие моменты:
— Объём. Рабочий объём цилиндра (цилиндров) двигателя. Больший объём, как правило, обеспечивает большую мощность, однако и потребление топлива при этом растёт соотстветственно.
— Мощность. Мощность бензиновых и дизельных двигателей традиционно указывается в лошадиных силах. Смысл этого параметра тот же, что и у номинальной мощности (см. выше), указываемой в ваттах. А одни единицы можно с легкостью перевести в другие: 1 л.с. приблизительно равна 735 Вт. Однако обозначение в лошадиных силах бывает удобнее для оценки и сравнения именно двигателей внутреннего сгорания.
— Количество тактов. В современных агрегатах с ДВС, включая мотопомпы, могут применяться 2-тактные либо 4-тактные двигатели. Первый вариант отличается более высокой мощностью и меньшей стоимостью; его недостатками являются высокий уровень шума и необходимость заправки топливо-масляной смесью, что не очень удобно. 4-тактные ДВС довольно сложны по конструкции и дороги, однако они проще в эксплуатации, да и шумят меньше. Отметим, что большинство 2-тактных двигателей — бензиновые, дизели этого типа на сегодня практически не встречаются.
— Количество цилиндров. Наличие нескольких цилиндров способствует равномерности вращения вала двигателя. С другой стороны, эта особенность заметно сказывается на размерах и весе..., притом что равномерность для насосов некритична. Поэтому подавляющее большинство двигателей в современных мотопомпах — одноцилиндровые.
— Способ запуска. Двигатель может запускаться как вручную, так и электростартером. О первом способе см. выше; ручной же запуск труднее (обычно нужно со значительным усилием дёрнуть за специальный тросик, часто несколько раз), однако более надёжен, т.к. не зависит от аккумулятора.
— Тип охлаждения. В современных ДВС применяются два типа охлаждения — жидкостное (водяное) и воздушное. Конкретно же в мотопомпах подавляющее большинство устройств использует второй вариант, т.к. воздушные системы значительно проще и дешевле, а их эффективность хотя и ниже, чем у водяных, но всё же вполне достаточна.
Объем масляного бака
Объём бака для масла, установленного в мотопомпе (см. «Тип»). Данная характеристика прежде всего позволяет оценить, сколько масла понадобится для первой заправки мотопомпы — бак нужно залить на полный объём.
Объем топливного бака
Объём топливного бака в насосе с двигателем внутреннего сгорания (см. «Питание»). Зная этот параметр и расход топлива, можно определить максимальное время работы агрегата на одной заправке. Разумеется, чем объёмнее бак — тем дольше насос может проработать без дозаправки, при прочих равных; с другой стороны, большая вместимость заметно сказывается на габаритах и весе устройства.
Страна происхождения бренда
Страна происхождения бренда, под которым насос представлен на рынке.
Существует множество стереотипов, связанных с тем, как происхождение товаров из той или иной страны влияет на их качество. Однако в целом эти стереотипы не имеют под собой оснований. Во-первых, в данном пункте указывается не фактическое место выпуска агрегата, а «родина» торговой марки (или место расположения штаб-квартиры производителя); производственные мощности могут располагаться и в другой стране. Во-вторых, фактическое качество изделия зависит не столько от географии, сколько от организации процессов внутри той или иной компании. Так что при выборе лучше всего ориентироваться не столько на «национальность» унитаза, сколько на общую репутацию того или иного бренда. А обращать внимание на страну происхождения имеет смысл в том случае, если вы принципиально желаете (или не желаете) поддержать производителя из определенного государства.