Стиль катания
Общий стиль катания, на который изначально рассчитаны роликовые коньки. Этот параметр определяет многие особенности конструкции.
—
Фитнесс (отдых). В эту категорию включены простейшие модели, предназначенные для относительно неспешного передвижения по тротуарам, парковым дорожкам и другим подобным местам и не рассчитанные на выполнение сложных трюков. Именно на эту категорию стоит обратить внимание тем, кто покупает свои первые роликовые коньки (или первые ролики для ребёнка); также модели для фитнесса подойдут тем, кто не склонен к экстриму и намерен использовать ролики исключительно для прогулок. Для снаряжения данного класса характерны колёса среднего размера, подшипники с невысокими скоростными характеристиками (дабы неопытный пользователь не разгонялся до опасных скоростей), наличие тормоза (см. ниже), а также довольно простые и недорогие материалы — достаточно прочные для безопасного использования по прямому назначению, но в целом не отличающиеся высокой надёжностью. Последнее, впрочем, не является недостатком: благодаря подобной конструкции ролики для фитнесса сами по себе стоят недорого, а высокие нагрузки на них при нормальном использовании не возникают.
—
Актив (трюковые). Эту разновидность роликовых коньков можно также назвать моделями для слалома — их основным назначением является «фигурная» езда по ровной поверхности, например, «змейка» между выстав
...ленными в ряд препятствиями. Как правило, такие модели не имеют тормозов, оснащаются довольно «быстрыми» подшипниками, а также колёсами среднего размера, которые практически не выступают за переднюю и заднюю часть ботинка (в этом состоит одно из самых явных внешних отличий от описанных выше роликов для фитнесса). Кроме того, трюковые ролики характеризуются очень плотной поддержкой ноги, дабы обеспечить высокую точность движений — однако обратной стороной этой особенности является невысокая степень комфорта, что требует очень точного подбора по размеру. Ситуация усугубляется тем, что регулируемые ботинки (см. «Тип ботинка») в данной категории практически не применяются. В свете всего этого специально приобретать такие ролики стоит лишь при наличии некоторого опыта езды и для применения по прямому назначению; для начинающего ездока они теоретически пригодны, однако менее удобны, чем модели категории «фитнесс».
— Актив (агрессивная езда). Роликовые коньки данного типа рассчитаны на акробатическую езду с прыжками через препятствия, скольжениями по бровкам и перилам и другими экстремальными трюками. Они имеют соответствующим образом усиленную конструкцию со сплошным ботинком из твёрдого материала, однако это является не единственной и даже не самой яркой особенностью данного класса. «Агрессивные» ролики выделяются в первую очередь колёсами небольшого диаметра; в некоторых моделях они настолько закрыты рамой, что практически не видны и с первого взгляда раму можно спутать с лезвием обычного конька. Как и все специализированные разновидности, данный тип роликов плохо подходит для применения не по основному назначению; в данном случае это обусловлено тем, что маленькие колёса плохо «отрабатывают» неровности при обычной езде, без трюков. Поэтому даже для простого передвижения на таких роликах по асфальту нужны определённые навыки.
— Беговые. В соответствии с названием, данная разновидность роликовых коньков предназначена для бега — а точнее, для перемещения по ровным поверхностям на высокой скорости. Отличительными особенностями бегового снаряжения являются длинная рама, заметно выступающая за пределы ботинка и иногда имеющая большое количество колёс (5, например), а также крупный размер самих колёс и, разумеется, высокие скоростные характеристики подшипников. Беговые ролики требуют владения специальной техникой езды и в целом довольно сложны в управлении; поэтому, как правило, они относятся к категории профессионального снаряжения и для начинающих пользователей не подходят в принципе.
— Внедорожные. Роликовые коньки, созданные специально для перемещения по неровным поверхностям. Они схожи с «агрессивными» (см. выше) в том смысле, что изначально не разрабатывались для езды по ровному асфальту и другому подобному покрытию; однако принципиальная разница состоит в том, что внедорожные ролики предназначены не для прыжков, а для комфортного преодоления неровностей. Ключевыми особенностями таких моделей являются крупные колёса, размер которых может быть даже больше, чем у описанных выше беговых; кроме того, рама может быть дополнена амортизаторами (это встречается обычно в роликах с попарным расположением колёс, см. ниже). Всё это позволяет с удобством кататься по неровной плитке, лужайкам, заросшим травой, и т.п.
Отметим, что некоторые источники могут выделять и другие разновидности роликов; однако в большинстве случаев они не имеют принципиальных отличий от категорий, описанных выше, и с некоторыми оговорками могут быть включены в одну из этих категорий.Размер
—
Фиксированный размер. Ботинки простейшей конструкции, имеющие один размер и не предполагающие регулировки по длине. Помимо явного недостатка в виде невозможности подстройки по размеру, такая конструкция имеет и достоинство — она считается более прочной и надежной, чем регулируемая, и при правильном подборе «крепче» сидит на ноге, что делает подобные ботинки более подходящими для выполнения различных трюков. В целом же ролики с фиксированным размером подойдут либо взрослому пользователю, у которого нога уже не растет, либо ребенку, если речь идет о паре на один сезон.
—
Регулируемый размер. Ботинки, позволяющие регулировать размер в определенном диапазоне — обычно в пределах 3 – 5 размеров, например 36 – 39 или 28 – 32. Преимущества данного варианта очевидны: он позволяет оптимально подстраивать ботинок под размер ноги, одну пару роликов могут по очереди использовать разные люди, а уж для роликов, покупаемых растущему ребенку, регулируемый размер — просто спасение: без этого пришлось бы менять ролики каждый год. С другой стороны, регулировка усложняет конструкцию ботинка и снижает его прочность, поэтому в профессиональных моделях («агрессивных», беговых и т.п.) подобная конструкция распространения не получила.
Сам же размер приводится по стандартным размерам обуви. При этом перечисление размеров — например, «
39,
40, <
...a href="/list/436/pr-17105/">41» — означает, что ролики выпускаются в нескольких модификациях с фиксированным размером; а запись через дефис, наподобие «39 – 41», соответствует одному ботинку с регулируемым размером.
Отметим, что формальное соответствие размеру ноги ещё не обязательно означает, что ролики подойдут конкретному пользователю. Во-первых, человеческие ноги имеют индивидуальные очертания, и нормальная по длине модель может оказаться, к примеру, тесной в подъёме. Во-вторых, некоторые производители могут весьма вольно обращаться с размерами, особенно когда речь идёт о бюджетных моделях. Поэтому при выборе рекомендуется не полагаться на заявленные цифры, а проверить удобство ботинка «вживую» (или хотя бы уточнить, насколько заявленные размеры соответствуют фактическим), особенно для детских роликов.
Сейчас на рынке представлены такие размеры роликов: 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47.Расположение колес
—
В одну линию. Подобные ролики, называемые также однорядными, несколько похожи на традиционные коньки — только вместо лезвия на каждом ботинке установлена рама, в которой и закреплены колёса, одно за другим. Данный вариант является на сегодняшний день наиболее популярным — он считается подходящим для создания роликов под любой стиль катания и позволяет предусматривать практически любое количество колёс. При этом сама по себе езда не слишком сложна и доступна даже новичкам. Главным недостатком однорядных роликов является слабая поперечная устойчивость; впрочем, этот недостаток весьма условен и может оказаться критичным разве что для самых маленьких ездоков, а обратной его стороной является хорошая маневренность и пригодность к высоким скоростям.
—
Попарно. Роликовые коньки, оснащаемые 4 колёсами, установленными попарно, в виде прямоугольника. Также именуются «двухрядными», или «квадами». Наиболее очевидным достоинством данного варианта является отличная поперечная устойчивость, заметно снижающая вероятность падений по сравнению с колёсами, установленными в одну линию, и облегчающая выполнение на роликах «танцевальных» номеров. С другой стороны, подобный стиль катания популярен преимущественно на Западе, а в Украине и России распространения не получил, вследствие чего и «квады» на рынках СНГ встречаются нечасто.
—
Задние колеса попарно. Своего рода ком
...промиссный вариант между одно- и двухрядными роликами, описанными выше. Данная конструкция, как правило, предусматривает обычную однорядную раму, однако на задней оси устанавливаются спаренные колёса вместо одного обычного. Благодаря этому ролики заметно превосходят двухрядные модели по маневренности, а однорядные — по поперечной устойчивости. Впрочем, в целом они считаются «учебно-тренировочным» вариантом — для тех, кто хотел бы научиться ездить на однорядных роликах, однако по той или иной причине не может сразу начать с них.
— В одну линию (с перестановкой). Ролики, в которых можно устанавливать колеса по своему желанию. Для начинаний можно установить задние колеса в два ряда, а уже научившись хорошо кататься, можно выстроить их в одну линию.Жесткость колес
Жёсткость колёс, штатно поставляемых с роликовыми коньками.
Чем больше число, приведённое в данном параметре — тем более твёрдые материалы используются в конструкции колёс и тем они жёстче. Жёсткие колёса «охотнее» катятся по разным поверхностям, на них легче разгоняться, они позволяют точнее чувствовать поверхность под ногами и не так быстро стираются, как мягкие; с другой стороны, сцепление с дорогой у таких колёс хуже, они больше подвержены вибрациям и толчкам и требуют особой осторожности при прохождении поворотов. Поэтому колёса с высокой жёсткостью (
83А и выше) характерны в основном для профессиональных моделей, а начинающим роллерам рекомендуются мягкие варианты.
Отметим, что большинство современных роликов допускает замену колёс; эта процедура является обязательной время от времени, так как колёса склонны стираться, однако при необходимости можно поменять и вполне пригодный для езды комплект — на более жёсткий, или наоборот, более мягкий.
В то же время, опытный человек покупая новые ролики, может заранее подобрать нужную жесткость колес среди представленных на рынке:
78A,
80A,
81A,
82A,
83A,
84A,
85A,
86A,
88A,
90A,
94AДиаметр колес
Диаметр колёс, штатно поставляемых в комплекте с роликовыми коньками.
Данный параметр обычно выбирается производителем исходя из стиля катания, для которого предназначены ролики (см. выше). Общее правило таково: чем
крупнее диаметр — тем более «скоростными» считаются колёса и тем менее они чувствительны при попадании на неровности. Колёса диаметром порядка 76 – 82 мм считаются универсальными, именно такие размеры встречаются в большинстве фитнесс-роликов и трюковых моделей (см. «Стиль катания»). В беговом снаряжении этот размер может быть заметно больше — это делается для того, чтобы обеспечить быстрый и плавный ход. А вот на «агрессивных» моделях колёса, наоборот, маленькие — при таком стиле езды критически важно чувствовать все неровности под роликами.
Класс подшипников
Класс подшипников, установленных в роликовых коньках.
Существует несколько стандартов, по которым может обозначаться данный параметр. Наиболее популярный — ABEC (Annular Bearing Engineering Committee), также часто встречается обозначение по ILQ (InLine Qualified). И в том, и в другом случае класс подшипника выражается цифрой, поставленной после аббревиатуры:
ABEC 1,
ABEC 3,
ABEC 5,
ABEC 7,
ABEC 9 или
ILQ 5,
ILQ 7,
ILQ 9. Чем выше эта цифра — тем выше точность, с которой изготовлен подшипник, тем более качественным (и, соответственно, дорогим он является). Смысл же конкретных цифр в обоих стандартах фактически одинаков. Так, подшипники 1 и 3 класса характерны в основном для детских моделей начального уровня, причём они используются не столько с целью снижения стоимости, сколько в свете того, что более качественные детали устанавливать в такие ролики просто не имеет смысла. 5 класс считается вполне достаточным для фитнесс-роликов среднего уровня и недорогих трюковых (см. «Стиль езды»), а более высокие значения характерны в основном для профессионального снаряжения.
Отдельно отметим, что класс подшипников не связан с их скоростными характеристиками — речь идёт исключитель
...но об общем качестве сборки. А вот на чём этот момент заметно сказывается — так это на сроке службы: точная подгонка деталей способствует снижению их износа и повышению долговечности подшипников.Тип ботинка
Тип ботинка, предусмотренного в конструкции роликовых коньков.
—
Мягкий. Подобные ботинки по конструкции напоминают высокую спортивную обувь из мягких материалов, усиленную, где нужно, твёрдыми материалами (чаще всего пластиком). Такая обувь удобно и плотно «сидит» на ноге, обеспечивает неплохую вентиляцию, имеет небольшой вес. Из её практических недостатков можно отметить разве что несколько меньшую прочность, чем у жёстких ботинок — однако этот момент может стать заметен разве что на сложных режимах езды, с обилием нагрузок (в первую очередь боковых). Кроме этого, мягкая часть ботинка не везде делается съёмной, что может усложнить её чистку (но, опять же, эти сложности не являются серьёзными). В свете всего этого мягкие ботинки пользуются значительной популярностью во всех типах и ценовых категориях современных роликов — разве что в «
агрессивных» моделях (см. «Стиль катания») они обычно имеют мягкую часть лишь сверху и на первый взгляд слабо отличаются от жёстких.
—
Жесткий. Ботинок, целиком выполненный из твёрдых материалов и оснащённый мягкой вставкой для удобства размещения ноги внутри. Исторически это первый тип ботинка для роликовых коньков, однако на сегодняшний день он распространён заметно менее, чем мягкая разновидность. Это связано с рядом неудобств: жёсткие ботинки хуже проветриваются, больше весят, а та
...кже требуют повышенного внимания к выбору — малейшее несоответствие форме ноги может вызвать серьёзный дискомфорт. Впрочем, эти моменты сочетаются в данном случае с высокой прочностью и стойкостью к боковым нагрузкам. Поэтому жёсткие ботинки всё ещё используются в некоторых моделях роликовых коньков — как для фитнесса, так и для трюковой езды (см. «Стиль катания»).Материал ботинка
Основной материал, используемый в конструкции ботинка. Отметим, что этот материал не является единственным: мягкие разновидности обуви (см. «Тип ботинка») обязательно дополняются жёстким каркасом, жёсткие — наоборот, мягкой вкладкой. Однако свойства ботинка зависят в первую очередь от основного материала.
— Нейлон. Мягкий материал, применяющийся в роликах с соответствующим типом ботинка. Этот материал весьма популярен в спортивной обуви в целом и роликовых коньках в частности: он недорог, достаточно прочен, может иметь любые расцветки, к тому же на рынке представлено много разновидностей нейлона, в т.ч. с довольно продвинутыми характеристиками (на практике качество материала, как правило, напрямую связано с ценовой категорией роликов). Благодаря всему этому нейлон на сегодняшний день является, по сути, основным материалом для мягких ботинок всех уровней, от простейших до профессиональных.
— Кожзаменитель. Материал, имитирующий внешний вид натуральной кожи. Как и нейлон, используется для мягких ботинок и имеет множество разновидностей, различающихся по качеству. Однако по ряду причин применение кожзаменителя характерно в основном для довольно продвинутых роликов, включая
беговые модели, и качество данного материала вполне соответствует классу снаряжения.
— Микрофибра. Ещё один вариант, встречающийся в мягких разновидностях ботинок. Основой микрофибры являются полимерные синтетические нити чрезвыч
...айно малой толщины, благодаря чему этот материал отличается рядом полезных особенностей. В частности, он хорошо сохраняет тепло и в тоже время обеспечивает отвод влаги, позволяя коже «дышать», при этом быстро сохнет, легко чистится и стирается. В то же время, и стоит микрофибра недёшево. Вследствие всего этого в роликах она, по сути, является профессиональным спортивным материалом и встречается в моделях соответствующего уровня (и то довольно редко).
— Пластик. Этот материал для твёрдых роликовых ботинок является фактически тем же, чем нейлон является для мягких. Он отличается сочетанием невысокой стоимости с обилием расцветок и неплохими характеристиками прочности, а также доступен во множестве сортов, среди которых можно выбрать вариант практически на любой случай — от недорогих детских роликов до прочных профессиональных моделей. И то, что пластиковые ботинки встречаются редко, обусловлено не характеристиками пластика, а слабой распространённостью жёсткой обуви в целом.
— Углеволокно. Материал на основе вытянутых нитей углеродного волокна. Используется в жёстких ботинках и считается весьма продвинутым: при меньшем, чем у пластика, весе углеволокно обладает чрезвычайно высокой прочностью, сравнимой с характеристиками стали. В то же время в роликах, даже профессиональных, подобная прочность требуется редко, а стоят ботинки из данного материала недёшево. Поэтому углеволокно не получило широкого распространения.Съемная рама
Наличие
съёмной рамы в конструкции роликовых коньков.
Главный смысл этой особенности заключается в простоте ремонта: при поломке рамы достаточно заменить только её, не меняя весь конёк с ботинком. Кроме того, при желании можно поменять и целиком исправные рамы на другие — например, более прочные и упругие. Разумеется, для этого нужно подыскать подходящий вариант по размеру креплений, однако для такого размера существует единый стандарт UFS, который постепенно приобретает всё большую популярность. Также съемная рама облегчает чистку и стирку мягких ботинок (см. «Тип ботинка»).
Главным же недостатком подобных роликов является склонность креплений разбалтываться в процессе использования. Впрочем, обезопасить себя от неприятностей, связанных с этим, довольно просто — достаточно проверять и, при необходимости, подтягивать крепёжные болты перед каждой поездкой.